Информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности заведующего ДОУ

17335

Информация выступает сегодня как один из главных ресурсов, наравне с материальными и кадровыми.Руководитель должен не только владеть актуальной, точной информацией, но и анализировать и эффективно использовать ее в управленческих решениях.

Информационно-аналитическая деятельность является одним из основных инструментов управления дошкольным учреждением.

Информация нужна всем: руководителю, сотрудникам, родителям, населению микрорайона, заинтересованным организациям и т. д. Объемы поступающей информации постоянно увеличиваются, поэтому важна процедура отбора информации. 

В зависимости от того, кто собирает, анализирует сведения и пользуется ими, можно выделить три уровня информации:

  • административно­управленческий (руководитель и его заместители);
  • коллективно­коллегиальный (коллектив);
  • общественный (родители и дети).

Для сбора информации используются различные способы:

1. Изучение директивных, информативных, инструктивных, правовых, методических документов, на основе которых организуется деятельность ДОУ. В нашем случае это позволило разработать положение о попечительском совете ДОУ и организовать его деятельность.

2. Анкетирование педагогов и родителей.

С помощью анкеты “Изучение потребностей родителей в дополнительных услугах ДОУ” нам удалось выяснить, что 85% родителей мечтают видеть своих детей здоровыми и высказывают пожелания о создании на базе ДОУ спортивной секции или кружка. Мы проанализировали материально­технические возможности, кадровое обеспечение ДОУ, провели совещания в коллективе и приняли решение о создании на базе ДОУ спортивно­гимнастического кружка “Лебедушка”. Основной целью занятий в кружке является укрепление здоровья и развитие двигательных способностей детей.

3. Изучение опыта работы других учреждений.

Ознакомление с опытом работы Детского центра “Улыбка” г. Нижнего Новгорода помогло нам скорректировать и качественно улучшить систему физкультурно¬оздоровительной работы в нашем ДОУ.

Благодаря изучению опыта работы ДОУ № 7 “Ромашка” г. Сальска по организации деятельности психолого­медико¬педагогического консилиума (ПМПк) нам удалось скорректировать деятельность специалистов по работе с детьми, имеющими отклонения в развитии речи.

4. Наблюдение за деятельностью педагогов и детей.

5. Анализ документации, планов, воспитательно­о-бразовательных программ, детских работ, статистических данных.

6. Социологический опрос.

Социологический опрос родителей, чьи дети не вовлечены в предшкольное образование в нашем микрорайоне, дал отрицательный ответ на вопрос, нужно ли создавать группы кратковременного пребывания детей. Кроме того, выяснилось, что 50 из 63 опрошенных семей желают отдать ребенка в ДОУ на целый день в обычную группу.

7. Тестирование.

Проведение теста в целях выявления личностного статуса каждого члена коллектива помогло нам дифференцированно подойти к расстановке кадров по группам. В итоге сформировался стабильный микроклимат в коллективе.

8. Мониторинг. Это организация, сбор, хранение, обработка и распространение информации. Проведение мониторинга формирует базу для принятия решений.

Мониторинг кадрового обеспечения (проводился в течение двух лет) дает возможность проанализировать укомплектованность ДОУ кадрами, рост профессионального мастерства, повышение квалификации, образовательный уровень педагогических работников.

В течение четырех лет нами проводился мониторинг социально­образовательного уровня родителей. Анализ полученных данных позволяет осуществлять дифференцированный подход к каждой семье.

В результате мониторинга здоровья детей, который проходил на протяжении пяти лет, стал возможен индивидуальный подход в организации физкультурно-оздоровительной работы.
Мониторинг уровня развития детей по разделам всех программ ДОУ способствует изучению фактического состояния процесса их усвоения, обоснованности применения методик и приемов и выработке параметров для улучшения полученных результатов.

Объем поступающей в ДОУ информации велик. Одному руководителю невозможно ее собрать, обработать и проанализировать. Поэтому назначаются ответственные за сбор и анализ той или иной информации.

Очень важно, чтобы и руководитель, и подчиненные знали, для чего нужна информация, кому она адресована и где найдет применение.

Информацию получают из любых источников: книг, периодики, пособий, методических разработок, статистических данных, помогающих педагогам в их деятельности.

Информированность руководителя и сотрудников имеет большое значение по следующим причинам:

  • самооценка сотрудника в значительной степени зависит от его информированности;
  • мыслительная деятельность сотрудников, направленная на решение поставленных задач, может получить толчок лишь в том случае, если они проинформированы о рамках и возможностях, в соответствии с которыми они действуют;
  • с получением информации у сотрудников возрастает готовность к труду, т. к. каждый из них чувствует в этом акте проявление уважения к нему лично;
  • уверенность в себе и производительность труда сотрудника зависят от того, насколько он информирован о процессе его социального обеспечения;
  • сотрудники могут уверенно выполнить задание только в том случае, когда перед ними поставили конкретную цель и дали точные указания по ее достижению;
  • информация лучше всего воспринимается подчиненными в тот момент, когда они ее ждут.

Сбор, уточнение, распространение информации происходит еженедельно на заседаниях административной группы ДОУ (заведующий, старший воспитатель, заместитель заведующего по АХЧ, старшая медицинская сестра). Если требует ситуация, проводятся пятиминутки. Информация, необходимая всему педагогическому коллективу, передается и используется на педчасах, педсоветах, общих и профсоюзных собраниях. Информация для родителей содержится в таких информационных источниках, как журнал для родителей “Страна детства”, уголок «“Ивушка” – ДОУ для души», реклама ДОУ, представленная визитной карточкой (вид и категория ДОУ, направления деятельности, спектр образовательных услуг); “Информационный калейдоскоп”; родительские уголки в группах, стенд “Меню на каждый день”.

После сбора и анализа информации следует принятие решения (через приказы, распоряжения, организацию деятельности, контроль, планирование и т. д.).

Для удобства при организации работы с информацией применяются папки “Входящая, исходящая информация” и “Основание для издания приказов”.

Система информационного обеспечения в ДОУ способствует рационализации труда руководителя и включает в себя несколько блоков. В каждом блоке определено содержание информации, когда, кто ее собирает и анализирует, где она используется. Хранится информация в ячейках (папках), каждая из которых имеет свое название и код (порядковый номер).

Блок “Нормативно­правовая база управления ДОУ”

Данный блок представлен такими нормативно-правовыми документами, как Конституция РФ, федеральные и региональные законы, постановления Правительства РФ, государственные образовательные стандарты, приказы и инструкции федеральных ведомств, письма-разъяснения и методические рекомендации органов управления образованием и т. д.

Блок “ОДР” – организационные документы руководителя

В блоке содержатся документы, регламентирующие деятельность учреждения:

  • лицензия;
  • свидетельство о государственной регистрации;
  • свидетельство о государственной аккредитации;
  • договор с учредителем;
  • устав ДОУ;
  • концепция ДОУ;
  • программа развития ДОУ;
  • годовой план ДОУ;
  • договоры с учреждениями культуры.

Блок “К” – работа с кадрами

У этого блока увеличенная схема, поэтому проще оформить данные в виде таблицы.

Раздел блока

Информация

Ответственный за сбор

Время сбора

Где используется

1

Сведения о кадрах

Заведующий

Август (анализ сведений за прошлый учебный год) и сентябрь (начало нового учебного года)

На педагогических советах, при аттестации

2

Должностные обязанности сотрудников

Заведующий и старший воспитатель

Август, сентябрь

На педагогических советах, при аттестации

3

Тарификация

Заведующий, профсоюзный комитет

Сентябрь, январь, июнь

В работе профсоюзного комитета, управления образования

4

Нормативные документы по работе с кадрами

Заведующий

Ежемесячно

На педагогических советах

5

Повышение квалификации

Заведующий, старший воспитатель

Август, сентябрь, июнь

На педагогических советах, при аттестации

6

Аттестация сотрудников

Аттестационная комиссия

Сентябрь, март

То же

7

Работа с молодыми специалистами (план мероприятий)

Заведующий, старший воспитатель

Сентябрь, март, май

На педагогических советах

8

Сведения о награждении

Профсоюзный комитет, заведующий

Сентябрь, ноябрь, январь

При аттестации

9

Охрана труда (план мероприятий)

Заведующий

Август, март

В работе профсоюзного комитета и деятельности ДОУ

10

Общественная деятельность

Профсоюзный комитет

Сентябрь, май

В работе профсоюзного комитета

11

График отпусков

Заведующий

Январь

На общем собрании коллектива ДОУ

12

Правила внутреннего трудового распорядка

Заведующий

Август, сентябрь

То же

13

Коллективный договор

Заведующий, профсоюзный комитет

Сентябрь

–“–

Блок “НМО” – научно-методическое обеспечение

  • Подбор и систематизация материалов в методическом кабинете;
  • система методической работы в ДОУ;
  • сведения о самообразовании педагогов;
  • передовой педагогический опыт.

Блок “ВО” – воспитание и образование

  • Взаимодействие сотрудников с детьми;
  • развитие в игровой деятельности; 
  • речевое развитие;
  • развитие в изобразительной деятельности;
  • развитие в музыкальной деятельности;
  • развитие в театрализованной деятельности;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • развитие элементарных естественно­научных представлений;
  • развитие экологической культуры;
  • развитие представлений о человеке в истории и культуре;
  • мониторинг детского развития в ДОУ.

Блок “ВЗ” – взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью

  • Сведения о составе семьи;
  • сведения об изучении запросов родителей на образовательные услуги;
  • план работы с неблагополучными семьями;
  • план работы родительского комитета;
  • материалы по организации родительских собраний;
  • спонсорская помощь ДОУ;
  • материалы по организации дополнительных образовательных услуг;
  • материалы по организации групп кратковременного пребывания.

Блок “П” – преемственность в работе детского сада и школы

  • Договор о совместной работе;
  • планы совместных мероприятий для детей, педагогов, родителей;
  • диагностика развития детей, поступающих в школу;
  • анализ успеваемости выпускников детского сада.

Блок “МТО” – материально­техническое обеспечение

  • Смета;
  • материально­техническое обеспечение;
  • акт о состоянии пожарной безопасности;
  • акты СЭС;
  • акты замера сопротивления;
  • сведения об оснащенности спортивного зала, музыкального зала;
  • паспорта оснащенности кабинетов;
  • акт готовности к новому учебному году.

Блок “З” – здоровье и здоровый образ жизни

  • Показатели здоровья;
  • показатели физического развития и физической подготовленности детей;
  • результаты диспансеризации;
  • акты санитарно­гигиенического режима ДОУ;
  • акты организации рационального питания;
  • план-график физкультурно-оздоровительных мероприятий;
  • результаты выборочной диагностики детей подготовительной к школе группы;
  • анализ работы по обеспечению охраны труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников, включая информационную безопасность детей в ДОУ.

Еще раз подчеркнем, что информация выступает одним из первостепенных ресурсов в деятельности руководителя и играет огромную роль в развитии ДОУ и упрочении его позиций. 

Т.И. Ткаченко,зав. МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад первой категории № 19 “Ивушка”» г. Сальска Ростовской области



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль