Договорное регулирование взаимоотношений школы с учредителем

8233

Создание нормативно-­правовой базы для обеспечения договорных отношений в образовании (между гражданами и образовательным учреждением, образовательным учреждением и его учредителями) – важная мера государственной политики развития отрасли. Законы РФ признают зарегистрированную в установленном порядке организацию в качестве юридического лица, наделенного правами и обязанностями, предусмотренными уставом, и способного действовать в соответствии с этими правами и обязанностями.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона РФ “Об образовании” любое образовательное учреждение, в т. ч. сельская школа вне зависимости от ее размера, является юридическим лицом. Сельская школа может также иметь статус филиала базовой школы. В таком случае юридическим лицом признается базовая школа, а сельская школа считается обособленным структурным подразделением, т. е. частью образовательного учреждения (базовой школы), расположенной в другой местности (ст. 55 ГК РФ и п. 7 ст. 12 Закона РФ “Об образовании”).

В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником имущества. Следовательно, вторая сторона договора о взаимоотношениях между школой и учредителем – собственник учреждения как имущественного комплекса. Но так как собственником муниципальной школы является муниципальное образование (район или городской округ), то права собственника осуществляются от имени муниципального образования уполномоченными органами (органами местного самоуправления) согласно уставу муниципалитета и положениям об этих органах. В положениях об органах местного самоуправления, как правило, титулом (правом) учредителя наделяется орган управления образованием или орган управления образованием совместно с органом управления имуществом, или глава местной администрации.

Соответственно, от имени второй стороны договор о взаимоотношениях могут подписывать разные органы местного самоуправления.

Поскольку договором между школой и учредителем регулируются не только отношения по организации образования в школе, но и имущественные, земельные и другие отношения, то оптимальным вариантом следует считать подписание договора несколькими уполномоченными органами либо главой местной администрации, которой эти органы подчинены.

Заключение договора о взаимоотношениях между школой и ее учредителем предусмотрено действующим Законом РФ “Об образовании”, п. 3 ст. 11 которого устанавливает, что “отношения между учредителем и образовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации”. Эта норма закона конкретизируется в Типовом положении об общеобразовательном учреждении, утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.01 № 196. Согласно п. 16 данного Типового положения “отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом общеобразовательного учреждения, определяются договором, заключаемым учредителем и общеобразовательным учреждением”.

Такой договор не следует смешивать с учредительным договором, под которым понимается соглашение между несколькими учредителями о создании юридического лица в случае, когда законодательством предусмотрена возможность совместного учредительства. С 1 января 2005 г., т. е. со дня вступления в силу поправок, внесенных в ст. 11 Закона РФ “Об образовании” Федеральным законом от 22.08.04 № 122­ФЗ, совместное учредительство муниципальных и государственных образовательных учреждений фактически запрещено. В настоящее время в соответствии с законом у муниципальных общеобразовательных школ может быть только один учредитель – конкретное муниципальное образование, представленное одним или несколькими органами местного самоуправления.

Договор о взаимоотношениях образовательного учреждения с учредителем не предусмотрен гражданским законодательством, регулирующим имущественные и связанные с ними неимущественные отношения. Однако в соответствии с принципом свободы договора, закрепленным в нормах ГК РФ, стороны вправе заключить любой договор, при условии, если он не противоречит закону (ст. 8, 421 ГК РФ).

Договор имеет двойственную правовую природу, т. к. регулирует не только имущественные (гражданско­-правовые) отношения между школой и учредителем, но и публичные правоотношения в той мере, в которой стороны вправе делегировать (передавать) друг другу свои полномочия. Полномочиями обладают обе стороны. Полномочия органов местного самоуправления установлены положениями об этих органах. Законодательством об образовании, гражданским и трудовым законодательством школа наделена полномочиями по изданию локальных нормативных актов в области регулирования отношений между участниками образовательного процесса, установления структуры управления деятельностью и регулирования трудовых отношений с работниками.

Согласно формулировкам Закона РФ “Об образовании” и Типового положения об общеобразовательном учреждении договор школы с учредителем “определяет отношения, не урегулированные уставом общеобразовательного учреждения”. Следовательно, предметом договора могут быть только взаимоотношения, которые не нашли достаточного отражения в уставе школы, а содержание договора дополняет содержание устава.

Статья 13 Закона РФ “Об образовании” подробно определяет структуру содержания устава образовательного учреждения. Однако для договора, в отличие от устава, законом не установлены ни структура, ни обязательное содержание. Тем не менее, можно назвать области отношений между учредителем и школой, которые нуждаются в дополнительном договорном регулировании, это:

  • права и условия участия учредителя в организации образовательного процесса, в управлении и контроле за деятельностью школы;
  • дополнительные права школы в области имущественных отношений;
  • обязанности учредителя в области материального, кадрового, правового, методического и иного ресурсного обеспечения деятельности школы.

Договор между учредителем и школой необходим как юридический инструмент и действенное средство обеспечения автономии образовательного учреждения. Имеется много публикаций, включая и официальные, примерных образцов договоров о взаимоотношениях между учредителем и образовательным учреж­дением. В частности, Министерство образования РФ неоднократно публиковало официальные рекомендации и примерные формы договоров между Министерством образования (как учредителем) и образовательными учреждениями высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.

Для общеобразовательных школ официальные примерные формы договоров в централизованном порядке не предлагались. Органами управления образованием некоторых субъектов РФ и многими муниципальными органами управления такие рекомендации и примерные формы были разработаны и предложены для использования. Большинство общеобразовательных школ и местных органов управления образованием договор о взаимоотношениях заключили. Однако многие органы управления и школы подписали такие договоры под давлением прокуратуры, которая в представлениях по результатам проверок исполнения законодательства всегда указывает на отсутствие такого договора как на нарушение законодательства в области образования. Поэтому недостаток многих заключенных договоров о взаимоотношениях учредителя и образовательного учреждения – повторение законоположений из различных правовых актов.

Это обстоятельство делает их юридически бессмысленными; независимо от того, указано в договоре то или иное законоположение либо не указано, оно действует. Договор приобретает смысл лишь тогда, когда он, как того и требует федеральное законодательство, дополнительно регламентирует и уточняет взаимные права и обязанности школы и учредителя там, где они не определены или недостаточно конкретно определены в уставе общеобразовательного учреждения.

Анализ применяемых в практике договоров показывает, что они, как правило, воспроизводят гражданско­правовые договоры. Между тем гражданско­-правовые договоры ориентированы на урегулирование узко определенных предметов правоотношений, например аренды, подряда. Поскольку предмет таких договоров точно определен, то и содержание их сводится к перечислению прав и обязанностей сторон по сделке, условиям расчетов, сроков действия и т. п. Договор школы с учредителем охватывает широкий спектр отношений, состоящий из нескольких предметов и, на наш взгляд, нуждается в иной структуре изложения.

А.И. Вавилов,доц. каф. управления образованием Академии повышения квалификации, подготовки и переподготовки работников образования 

Материал предоставлен редакцией журнала "Справочник руководителя образовательного учреждения". Адрес сайта журнала: http://edu.resobr.ru/

Дополнительные материалы по теме: школа, локальные акты школы, договор школы и учредителя, управление образовательным учреждением, устав образовательного учреждения.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль