Конспект урока "Знакомься: другие части слов"

3528
Конспект урока


Автор: Евдокимова Галина Николаевна, учитель начальных классов, МКОУ СОШ №7 ИМРСК, г. Изобильный, Ставропольский край
УМК "Гармония"Тема: "Знакомься: другие части слов!"Цели урока:Образовательные:
сформировать понятие о приставках и суффиксах как о частях слова, имеющих своё значение и выполняющих в слове важную функцию;
познакомить уч-ся со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке;
развивать умения выделять приставку и суффикс в слове.
Развивающие:
следить за развитием связной речи учащихся, обогащать словарный запас.

Воспитательные:
воспитывать здоровых людей через физическую паузу, посадку, переключения с одного вида деятельности на другой;
воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:
личностные:
умение соотносить свои поступки с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;

регулятивные:
- целеполагание постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- оценка результатов работы;
познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- формулирование проблемы;
коммуникативные:
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- умение с достаточной для данного возраста полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
- умение слушать друг друга и принимать точку зрения других.Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска с заданиями, компьютерная презентация к уроку, учебник М. С. Соловейчик и Н. С. Кузьменко "Русский язык" для 2 класса "К тайнам нашего языка", тетрадь к учебнику на печатной основе.Методы обучения:
частично – поисковый;
объяснительно – иллюстративный;
проблемный.Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная;
работа в парах;
индивидуальная.Ход урока
1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы продолжаем путешествие к тайнам нашего языка по грамматическому царству, орфографическому государству. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату.

2. Словарная работа.
Учитель: Начинаем наше путешествие. Сначала наша дорога идет через лес словарных слов. Угадайте какие слова спрятаны на деревьях, запишите их в рабочих тетрадях в столбик, выделяя опасные места. На экране появляется изображение сказочного леса: на деревьях написаны словарные слова. Затем на слайдах сменяются изображения предметов, которые называют эти слова (заяц, берёза, сорока, медведь, ягода, собака, огурец).

Дети их записывают.

Учитель: Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте, правильно ли написаны слова и поставьте на полях отметки. Нет ошибок – 5, одна ошибка – 4, две ошибки – 3, если больше – то не ставьте ничего. (Слайд с правильно написанными словами)

3. Проверка домашнего задания. (Слайд с текстом домашнего упражнения № 508) [1, 104] Учитель: Какие из записанных вами слов встретились вам в упражнении дома? (Заяц, медведь)
- Что нового вы узнали, выполнив домашнее задание? (Что глухарь весной ничего не слышит. Заяц зимой белый. Медведь ведает, где мед)
- На какие три вопроса помогает ответить текст упражнения? (Почему птицу зовут глухарем? Почему зайца зовут заяц-беляк? Почему медведя так зовут?)
- Кто узнал, что означает слово "ведать"? (Знать)
- А какие из названных в словарном диктанте растений и животных можно встретить в лесу? (заяц, медведь, берёза, ягода)
- Каких еще животных леса вы знаете и можете назвать?
- Как правильно вести себя в лесу?

4. Актуализация и обобщение знаний. Подготовка к введению новой темы.
Учитель: Вы сегодня еще многое должны узнать, поэтому продолжим работу.
- Образуйте от данных слов форму множественного числа. Запишите во второй столбик.
- Проверим, как вы справились. (Дети называют, формы множественного числа, и слова появляются на слайде)
- Чем отличаются слова первого и второго столбиков в каждой паре?
- Как называется эта часть слова, для чего она служит? (Окончание служит для связи слов друг с другом)
- Двигаемся по тропинке дальше. Но на пути огромный камень с надписью: "….. - общая часть ……. слов, в которой выражено их общее значение"
- Расшифруйте надпись, и дорога будет свободна.

5. Постановка проблемной ситуации и ее решение.

Учитель: Первый кто нас встречает – это КОРЕНЬ со своим заданием: - Закончите его мысль: Первые весенние цветы, которые начинают расти еще под снегом, называются… (подснежники.) - Сложите это слово из частей, как из деталей конструктора, и запишите. На интерактивной доске записывают слово.Физминутка

Учитель: С заданием справились, пора и отдохнуть.
Сначала проводятся упражнения для глаз: на экране двигаются различные фигуры, дети следят за ними глазами. Затем дети встают и выполняют различные движения, танцуют под музыку.

Учитель: Отдохнули, теперь продолжим работу. Обозначьте в слове "подснежник" известные вам части слова. (На доске выполняется та же работа) - Какие еще части есть перед корнем и после него? (под-, и –ник-)
- Как вы думаете, есть ли у них своя работа?
- Выделите их. (Мы не можем)
- Почему же мы не можем обозначить все части этого слова? /Мы их не изучали, не знаем как/.
- Хотите узнать?

6. Формулировка темы урока и постановка целей и задач.

- Чему же вы будете сегодня учиться? (Узнаем новые части слова, для чего они служат. Будем учиться находить новые части слова в словах. Научимся выделять новые части слова. Повторим уже изученное.)

7. Решение проблемы.
- Откройте учебники на странице 106. Узнайте о незнакомых вам частях слова. Читают правило о суффиксе и приставке в упр. 510 [1,105].
- Тема нашего сегодняшнего урока "Знакомься, другие части слов"
- Прочитайте и выполните задание, которое есть в учебнике. Теперь вы можете это сделать? Выделяют суффикс и приставку в слове подснежники в тетради и на доске.

8. Первичное закрепление изученного материала.
- Для чего же служат суффикс и приставка? (Для образования новых слов)
- Проверим, действительно ли это так? Найдите в печатных тетрадях задание 511. на стр. 5 [2, 5].
Самостоятельно выполняют упражнение. В это время у доски два ученика выполняют фонетический разбор слов: лето, юбка.
- Какие части слов вы использовали для образования новых слов? /Приставки, суффиксы/ После проверки упражнения проводится беседа о вреде, наносимом берёзе людьми, собирающими берёзовый сок, о бережном отношении к природе) Проверяется и оценивается работа учеников у доски.

9. Работа по обогащению словарного запаса детей. Задания 512, 513 [2, 5-6]. При наличии времени можно выполнить разбор нескольких слов по составу.

10. Рефлексия.

Учитель: Оцените свою работу на уроке. Поставьте на полях тетради соответствующий значок.
- С какими новыми терминами мы сегодня познакомились?
- Кто считает, что он после этого урока знает еще больше, чем вчера?
- Какую же работу выполняют приставка и суффикс?
- Что вы ещё можете сказать о сегодняшнем уроке?
- Все молодцы. (Учитель объявляет отметки ученикам.) На следующем уроке мы продолжим работу по этой теме, а сейчас повернитесь к соседу, посмотрите друг на друга и скажите спасибо за работу на уроке.
- На дом вам - задание 514 [1, 106].Литература
1. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Русский язык. К тайнам нашего языка, учебник для 2 класса, часть 2, Смоленск, "Ассоциация ХХI век", 2012.
2. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., Русский язык. К тайнам нашего языка, рабочая тетрадь, 2 класс, часть 3, Смоленск, "Ассоциация ХХI век", 2012.
3. Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С., К тайнам нашего языка. Методические рекомендации к учебнику и тетради по русскому языку для 2 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск, "Ассоциация ХХI век", 2012.

Инструменты "МЦФЭР-Ресурсы образования" для комплексного решения по анализу документов ОУ:

попробуйте прямо сейчас

Актуальная информация по вашему региону и консультации лучших экспертов. Попробуйте прямо сейчас!

Конспект урока  Знакомься: другие части слов

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль