Формирование позитивного отношения к модернизации образования

5173

С.В. Павлова,

руководитель Юго­-Восточного управления Минобрнауки Самарской обл.,

О.Ю. Сяськина,

ведущий специалист отдела развития Юго­-Восточного управления Минобрнауки Самарской обл.

 

Образовательная система, являющаяся общественной структурой и, по сути, составной частью сферы услуг, перестала удовлетворять современным потребностям общества. Для выявления запросов и настроения общественных групп в 2004–2005 гг. в Самарской обл. “Левада­центр” проводил социологическое исследование.

Так, при ответе на вопрос: “Удовлетворены ли вы системой образования в России?” – мнения респондентов разделились (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответов об удовлетворенности системой образования, %

Варианты ответов

2004 г.

2005 г.

Определенно да / скорее да

23

18

Ни да, ни нет

20

22

Скорее нет / определенно нет

50

50

Затрудняюсь ответить

7

10

По сравнению с 2004 г. в 2005 г. уменьшилось число позитивно относящихся к существующей системе образования. Стабильно половину респондентов не устраивает происходящее в системе образования. Именно поэтому большинство нововведений в образовании встречает жесткий отпор со стороны общественности. Причина такого положения – недостаточное разъяснение их необходимости и целесообразности. Исправление подобной ситуации требует дополнительных ресурсов.

Изменения в образовании обусловлены изменениями в обществе. Однако общество, отмечая, что система образования не удовлетворяет своего потребителя, в то же самое время не осознает необходимости реформ. Многие настаивают на сохранении прежней системы образования, хотя в современной экономической ситуации это невозможно.

Последние 8–10 лет управление системой образования претерпело значительные изменения. Ранее это была сугубо контролирующая структура, теперь она формирует образовательную политику (федеральную, региональную и муниципальную). Исходя из этого управляющий в образовании теперь должен быть не функционером, а политиком (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика деятельности руководителя школы

Характеристика деятельности

Традиционно

В перспективе

Подход к управлению

Интуитивный

Менеджерский

Позиция управленца

Функционер

Политик

Функция управленца

Контролер

Стратег и тактик

Проведенное в Самарской обл. исследование на тему отношения разных социальных групп к модернизации образовательной системы показало, что мест­ные профессиональные сообщества не могут получить исчерпывающую информацию от чиновников муниципального уровня и конкретных учреждений. Часто в образовательное учреждение поступает информация, интерпретированная управляющими и педагогами негативно.

Самым серьезным препятствием в информировании населения о реформировании системы образования остается педагогическое сообщество. Оно тормозит модернизацию образования, поскольку видит в преобразованиях угрозу собственной стабильности.

Педагогическая и родительская (в ее составе и учащиеся) общественность формируют мнение по вопросам модернизации системы образования. Часто целесообразность изменений аргументируется ими следующим образом: “Реформа хороша потому, что, когда ее проведут, станет лучше”. Но это не аргумент.

Для родителей очень важно мнение педагогической общественности, представители которой могут аргументированно изложить свою точку зрения. Таким образом, основная задача работы с учителями – сформировать мотивацию на изменение образовательного процесса и собственной педагогической деятельности. В противном случае угроза саботажа и неадекватного информирования, которая будет исходить от этой целевой аудитории, существенно возрастет.

Немаловажным аргументом позитивного отношения педагогического сообщества к проводимым в системе образования реформам становится повышение заработной платы. Но, как показывает практика, этот критерий оказывает положительный эффект на непродолжительное время. Следовательно, необходимо использовать рычаги нематериального стимулирования.

Например, в среде учителей Самарской обл. позитивное отношение к ЕГЭ в последние два­три года стало преобладать над негативным. Причина в том, что педагоги осознали объективность внешней оценки: результаты ЕГЭ по школам открыто публикуются в виде рейтинга среднего балла по предметам.

В условиях нормативного бюджетного финансирования главные потребители образовательных услуг (родители и дети) “голосуют ногами” против низкого уровня образования. В выигрыше оказываются школы, предоставляющие качест­венные образовательные услуги. А главные исполнители такой работы, разумеется, учителя.

Наглядны результаты завершения первого этапа компьютеризации, связанного с масштабной работой по повышению квалификации и переподготовке учителей для применения информационных технологий. Оказалось, что эффект от принятых мер незначителен. Педагогов учат использовать компьютер в качестве информационного ресурса, а не как средство обучения. Заметив это, в Юго­Восточном образовательном округе Самарской обл. провели небольшое социологическое исследование в среднеобразовательных школах (далее – СОШ) района, в ходе которого выяснилось, как педагогическое сообщество относится к информационно­-компьютерным технологиям (далее – ИКТ) и использует ее ресурсы (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика подготовленности педагогов различных школ по ИКТ

Наименование СОШ

Доля педагогов, %

владеющих ИКТ

использующих ИКТ

Алексеевская

68

64

Летниковская

81

75

Пантровская

93

71

Борская № 1

87

82

Борская № 2

88

84

Петровская

85

83

Нефтегорская № 2

70

45

Нефтегорская № 3

100

95

Утевская

100

98

Богдановская

100

87

Результаты проведенного исследования подтвердили, что не все владеющие ИКТ педагоги могут использовать свои знания на практике. В связи с этим советуем руководителям образовательных учреждений разработать комплекс мер по повышению эффективности использования школьной информационной среды. Для этого, в частности, следует совершенствовать методическую работу с педагогами по использованию ИКТ в образовательном процессе.

Соответственно изменились и задачи управленческой деятельности: стремиться к достижению высокого процента педагогов, применяющих полученные навыки по использованию ИКТ в практической деятельности.

В последние годы кардинально изменился правовой формат отношений родителей и школы, наметился переход от “идеологии долга” к “идеологии права”. Именно родители, с позиции экономики, являются реальными заказчиками образования. Их отношение к школе и происходящим в ней процессам – важнейший критерий успешности работы образовательного учреждения и, соответственно, характеристики процессов реформирования, которые в ней происходят.

Выстраивание взаимоотношений с родителями становится не просто одной из задач системы образования, но ее важнейшей функцией. Основная цель таких взаимоотношений – формирование положительной оценки нововведений в систему образования среди родителей. Для этого им необходимо предоставить подтверждения реальной выгоды учащихся от происходящих преобразований, например:

• ЕГЭ расширяет возможности выпускника школы при выборе учреждения для продолжения образования;

• предпрофильная подготовка и профильное обучение позволяют учащемуся более осознанно самоопределиться в выборе профессии и сконцентрироваться на тех предметах, которые потребуют большего внимания в ходе дальнейшей учебы;

• реструктуризация сети образовательных учреждений – это не только способ экономии средств государства, но и возможность удовлетворения потребностей в получении хорошего образования и в более полноценной социализации детей.

Таким образом, при желании и использовании аргументированных доводов избежать противодействия родителей несложно.

Рассмотрим информационное сопровождение преобразований на конкретном примере весьма распространенной в большинстве регионов реорганизации основного общеобразовательного учреждения в филиал крупной школы.

Процесс этот вызван тем, что с точки зрения экономики школа не выживет в условиях нормативного финансирования (учащихся мало, следовательно, финансовых ресурсов не хватит даже на заработную плату персоналу). Необходимо уточнить, что обязательность подвоза учащихся в головную школу не планируется: дети и педагоги остаются на месте.

Что изменится в результате такого преобразования? Школа потеряет статус самостоятельного юридического лица. Вследствие этого самые значимые изменения негативного характера коснутся директора школы – он потеряет должность руководителя. Поэтому необходимо предусмотреть, что именно от директора данной школы и будут исходить попытки противодействия процессу реструктуризации.

Естественно предположить, что он попытается оказать воздействие для получения поддержки на коллектив педагогов и родительскую общественность. Следовательно, данные субъекты образовательного процесса и станут целевой аудиторией информирования об изменениях. Задача проводимой работы – формирование позитивного отношения к процессу реструктуризации (табл. 4).

Таблица 4

Основные тезисы в работе с целевой аудиторией

1

2

Работа с педагогами

Работа с родителями

Главный довод – для педагогов никаких негативных изменений не будет, т. к. рабочие места сохраняются:

• финансовая стабильность;

• использование ресурсов головной школы (материально-технических, информационных, методических и т. д.)

Акцент ставится на том, что место учебы не изменится, но, если родители и учащиеся пожелают, будет предоставлена возможность подвоза детей в головную школу:

• общение детей с широким кругом сверстников;

• более высокая планка образовательного результата;

• возможность пользоваться ресурсами головной школы как в урочное, так и во внеурочное время

В качестве способов воздействия на педагогов и родителей можно рекомендовать:

• встречу руководителя органа управления образованием с педагогами и родителями с целью официального объективного информирования о предстоящих преобразованиях;

• экскурсионный тур для педагогов, родителей и учащихся на школьном автобусе в головное образовательное учреждение с целью демонстрации возможностей использования ресурсов головной школы;

• организацию коммуникаций: “родитель – родитель”, “ученик – ученик” с родителями и учащимися школ­-филиалов, в которых реструктуризация уже завершена и приносит позитивные результаты (этот способ наиболее результативен, т. к. коммуникация “родитель – родитель” эффективнее, чем коммуникация “учитель – родитель” или “директор школы – родитель”);

• пресс­тур для журналистов с выездом на школьном автобусе в головное образовательное учреждение и реструктуризируемую школу с целью появления публикаций и телевизионных сюжетов на тему реформ.

Таким образом, педагоги и родители из потенциальных противников “превращаются” в сторонников реструктуризации сети школ. Заключительным этапом должно стать проведение анализа проделанной работы по ожидаемым и достигнутым результатам для позиционирования органа управления образованием по данному вопросу. Итоги информационной кампании необходимо довести до общественности, акцентируя внимание на том, что удалось сделать, а не на допущенных ошибках.

Для наглядности представим алгоритм работы по предупреждению кризиса, вызванного недостатком информированности о нововведении.

Алгоритм управления нововведением.

1. Прогнозирование возможных проблем.

2. Определение целевой аудитории для работы.

3. Разработка основных тезисов в работе с целевыми аудиториями.

4. Выбор способов работы.

5. Реализация управленческих мероприятий.

6. Анализ проделанной работы.

7. Информирование общественности об итогах деятельности.

Целесообразно к данному алгоритму добавить еще один пункт (или послесловие) – позитивные отклики общественности на результаты антикризисной кампании. В случае с реструктуризацией это могут быть опубликованные в СМИ письма родителей и педагогов о позитивности преобразований, выступления родителей на крупных мероприятиях (Окружная августовская конференция, окружной (муниципальный) Общественный совет и т. д.).

Проиллюстрируем это на следующем примере. При реструктуризации Калашиновской школы возникло много проблем социального характера. Дело дошло до вмешательства Губернской Думы Самарской области и депутатов Государственной Думы РФ. Через несколько месяцев после реструктуризации в местной газете было опубликовано нижеприведенное письмо, в котором родители благодарили директора школы за организацию подвоза детей и учебный процесс в данной школе.

Добрые отзывы о Калашиновской школе

В нашем районе почти в каждом селе произошла реорганизация школ. Не обошла она стороной и Калашиновскую.

Летом прошлого года родителей и учащихся поставили в известность, что из­-за малокомплектности нашу школу переводят в Ильичевскую основную общеобразовательную. Конечно, было много волнений, переживаний, тревог. Проучившись восемь лет в родной школе, нашим детям на последнем году обучения пришлось привыкать к новым учителям, новому коллективу, да и к совсем иной обстановке. Это было очень непросто. Однако нам всем очень повезло, что выбор пал на Ильичевскую школу. Благодаря удивительно доброму, чуткому, отзывчивому, мудрому человеку – директору Ильи­чевской общеобразовательной школы Н.А. Звягинцевой – дети быстро почувствовали себя родными учениками. Нина Александровна нашла подход к каждому ребенку, сумела завоевать их сердца, стала другом, помощником, советчиком. Мы все ей очень благодарны и признательны, желаем здоровья, счастья, успехов в жизни.

Надо отметить, что педагогический коллектив в школе высокопрофессиональный, творческий, работают педагоги слаженно. Нашим детям с ними интересно, они многое делают сообща, например увлеченно, заинтересованно проводят внеклассные мероприятия. Вместе с учениками в новую школу перешли и учителя Калашиновской школы (В.М. Храмова, М.Н. Ильенко, Л.Н. Федюкова), которые тоже нашли здесь понимание.

Все учителя стараются дать ученикам качественные знания, за что мы, родители, им также очень благодарны. Желаем всем дальнейших творческих успехов, здоровья, благополучия.

Теперь учебный год позади и нас ждут новые испытания. Хочется пожелать всем детям успешно сдать выпускные экзамены и найти свою дорогу в жизни, чтобы и в дальнейшем везло им на встречу с добрыми людьми.

М.Е. Долбилова, Н.Е. Кандыба, И.А. Шайдукова, Л.И. Булавина – родители учащихся

После опубликования этого письма было решено провести PR­кампанию, предложив одной из мам, подписавших его, выступить на окружной августовской конференции перед педагогами и родительской общественностью. И когда эта родительница сказала, что кроме ребенка, обучающегося в основной школе, в этом году у нее двое близнецов поступают в первый класс и их она тоже планирует возить в головное образовательное учреждение, вопрос о негативном отношении родителей к процессу реструктуризации был снят.

Итак, главное условие принятия и реализации реформ – умение представить их с выгодной для каждого из субъектов учебного процесса стороны. Для этого каждый управленец (от директора школы и выше) на основе аналитической работы должен предвидеть, каких изменений ждать от нововведений и какой эффект в обществе они могут произвести. Именно так удастся перейти от интуитивного подхода в управлении (самого, к сожалению, распространенного среди управленцев в системе образования) к менеджерскому.

Справочник руководителя образовательного учреждения  2006. № 10. С.17-22

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль