Перевод муниципальных учреждений в автономные. Организационно-правовые аспекты реструктуризации бюджетной сети

7091

Понятие муниципальных автономных учреждений

Муниципальное автономное учреждение – некоммерческая организация, созданная МО для выполнения работ, оказания услуг с целью осуществления полномочий органов МСУ в соответствии с законодательством РФ в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, соцзащиты, занятости населения, физкультуры и спорта, а также в иных сферах. (Закон "Об автономных учреждениях" № 174-ФЗ от 03.11.06)

Предпосылки перевода бюджетных учреждений в автономные учреждения

  • Наличие нормативной правовой базы:
    – § ФЗ-174 "Об автономных учреждениях"
    –§ ФЗ-175 "О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ "Об автономных учреждениях"
  • Указ Президента РФ № 825:("Доля АУ от общего числа государственных (муниципальных) учреждений в субъекте РФ")
  • Указ Президента РФ № 607 ("Доля муниципальных автономных учреждений от общего числа муниципальных учреждений (бюджетных, автономных) в городском округе (муниципальном районе)
  • Снижение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за деятельность учреждений
  • Стремление к самостоятельности ряда бюджетных учреждений

Создание автономного учреждения происходит, в том числе, путем изменения типа существующего муниципального учреждения

Создание автономного учреждения путем изменения типа

Основные препятствия и риски перевода бюджетного учреждения в автономное учреждение (смотреть).

Основные условия для решения вопроса
о переводе бюджетного учреждения в автономное учреждение

Условие

Показатели

Примечание

Добровольность перехода

Необходимое условие

Наличие рынка предоставления аналогичных услуг

Количество учреждений, предоставляющих аналогичные услуги

Монополизм учреждения на рынке услуг в условиях большей самостоятельности может привести к неоправданному повышению цены и снижению качества услуг

Приспособленность учреждения к работе в рыночных условиях
  • соотношение численности потребителей, получающих услуги учреждения за счет бюджетных средств и с частичным или полным возмещением затрат
  • доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования;
  • репутация учреждения

Возможность развития и устойчивого функционирования учреждения в случае уменьшения государственного заказа и соответственно уменьшения бюджетного финансирования

Управленческий потенциал учреждения, оцениваемый на основании стратегического (перспективного) и трехлетнего финансового планов развития

Факторы, которые следует принять во внимание при переводе

  • Объемы бюджетного финансирования
  • Ограниченность полномочий руководителя (необходимость решений Наблюдательного совета по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью)
  • Взаимодействие автономного учреждения с кредиторами и поставщиками из-за ограниченной имущественной ответственности и отсутствия субсидиарной ответственности учредителя
  • Большие требования к отчетности и публичности
  • Необходимость ежегодного получения аудиторского заключения
  • Необходимость самостоятельно взаимодействовать с кредитными организациями, общественностью
  • Необходимость самостоятельного принятия решений внутри учреждения

Факторы, препятствующие ускорению процесса создания и развития автономных учреждений

На федеральном уровне с 2007 г. создано лишь четыре автономных учреждения, т. к.:

  • Сложная процедура создания автономных учреждений (по каждому учреждению – решение Правительства РФ) не позволяет осуществить массовый переход к автономным учреждениям
  • Отсутствие гарантий того, что при переходе в автономное учреждение финансовое положение учреждения не ухудшится
  • Нет явных стимулов к переходу в автономные учреждения с учетом существующих на практике широких возможностей для бюджетных учреждений
  • Нормативные ограничения для бюджетных учреждений нивелируются слабым контролем за их соблюдением

Условия и стимулы для органов власти по реструктуризации бюджетного сектора

  • упростить процедуры реорганизации (слиянии, присоединении) или ликвидации;
  • установить в нормативных правовых актах правило о сохранении объемов бюджетных ассигнований органам власти при реорганизации ими подведомственных учреждений (при условии сохранения объема и качества предоставляемых ими услуг).

Схема реорганизации государственных (муниципальных) учреждений(проект)

Основные изменения в статусе бюджетных учреждений
(проект)

  • Расширение объема прав и повышение самостоятельности бюджетных учреждений приведет к:

  • Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии

  • Изменение механизмов финансового обеспечения – переход с бюджетной сметы на субсидии по госзаданию и иные субсидии

  • Расширение прав по распоряжению движимым имуществом (за исключением "закрепленного" собственником особо ценного движимого имущества

  • Отмена субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетного учреждения

  • Заключение гражданско-правовых договоров, приобретение прав и обязанностей от своего имени

Позиции, которые не меняются у действующих бюджетных учреждений
при переходе к новому статусу

При переходе к новому статусу остается неизменным:

  • Система управления: не требуется переназначение руководителя и иных работников учреждения (т.ч. военнослужащих, служащих правоохранительной службы)
  • На все закупки распространяется действие Закона № 94-ФЗ
  • Счета учреждений по-прежнему открываются только в казначействе
  • Недвижимым имуществом учреждение не может распоряжаться без согласия собственника
  • Лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать
  • Имущество учреждений сохраняется у них в полном объеме без перезакрепления

Вывод: В целом организационные мероприятия сведены к минимуму – необходимо будет только внести изменения в устав

Требования к организационным мероприятиям
при создании казенных учреждений в силу закона

При создании казенных учреждений в силу закона:

  • не производится переназначение руководителя и иных работников учреждения;
  • имущество не закрепляетсяза учреждениемвновь (то есть признается закрепленным на праве оперативного управления без принятия дополнительного решения);
  • лицензии, свидетельства об аккредитации, иные разрешительные документы, выданные учреждению, продолжают действовать;
  • не производится перерегистрация – только вносятся изменения в устав.

Яговкина В. А., кандидат юридических наук, старший эксперт Института реформирования общественныхфинансов

Сравнительный анализ бюджетного учреждения и автономного учреждения

Подробнее можно посмотреть на сайте Министерства образования и науки Челябинской Области Перевод муниципальных учреждений в автономные.ppt (356Kb )

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль