Конспект занятия "Лидер и качества его личности"
- Темы:
- Ресобр

- Памятки для родителей в детском саду 6133
- Исследование детских межличностных отношений 34054
- Сценарий первой экскурсии в библиотеку для воспитанников старшей группы ДОУ 14085
- Формирование регулятивных УУД младших школьников 273
- ПРИГЛАШАЕМ НА ВЕБИНАР "Педагогический совет, Родительский комитет, Ученический совет как органы государственно-общественного управления и самоуправления" 346
Автор: педагог-психолог высшей квалификационной категории Тихорецкого индустриального техникума Виткова Татьяна Анатольевна
Длительность занятия – 15 минут (условно - большая переменка)
Аудитория – подростки 15-16 лет, старосты и актив групп.
Оборудование: папки с опорными конспектами, цветные ручки. Возможно - мультимедийная установка, флешкарта с материалами для проецирования на экран.
Цели занятия:
- Развивать коммуникативные способности, умение и желание разнопланового и бесконфликтного общения со сверстниками.
- Развивать саморазвитие, самоконтроль, умения рефлексии.
- Обогатить психологический словарь участников новыми понятиями – ЛИДЕР, ХАРИЗМА, АУТСАЙДЕР. Использовать их в своём опыте руководства группой.
- Формировать активность, ответственность, инициативу и лидерские качества.
Мы собрались сегодня, чтобы поговорить на тему "Лидер и лидерские качества". Чтобы немного разогреться, давайте поиграем в начале занятия?
1. Сегодня для этого я принесла моток бельевой верёвки. Встанем в кружок. Наша игра называется "Паутинка". Каждый стоящий берётся двумя руками за верёвку. А теперь надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!
А теперь пришло время распутать "паутинку"! Сколько времени это займёт?
Отлично! Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!
А теперь эта же игра, но с усложнением! Найдётся ли тот, кто захочет САМ распутать нашу паутинку? Игра повторяется, участники запутываются. А один из ребят распутывает. Оглашаем время, за которое ребята справились.
Вопросы к "лидеру":
-Трудно ли было решиться распутывать «паутинку»?
-Часто ли ты проявляешь инициативу и активность?
-Помогает ли тебе это в жизни?
-Даже самые трудные жизненные ситуации можно распутать, правда?
2. Игра "ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ" и традиционно несколько вопросов по теме сегодняшней переменки! Надо определить свою позицию.
- Как ты сам думаешь, считают ли однокурсники тебя своим лидером?
- Может ли лидер давить на других , заставлять что-то сделать?
-Есть ли у тебя такой учитель, кого бы ты мог назвать настоящим лидером?
-Может ли лидер быть слабым у всех на виду?
-Нравится ли тебе узнавать что-то новое на таких лидерских занятиях?
3. Отлично, замечательно. Спасибо всем.
На следующих занятиях мы сможем участвовать в дискуссии и искать ответы на эти вопросы.
Тема нашего занятия – лидерство, сегодня мы поговорим о лидерах и о том, какие качества характера присущи лидеру (садимся по кругу ).
В нашей папке есть опорный конспект, откройте его. Найдите строчку ЛИДЕР. Как же мы можем сформулировать, КТО такой лидер?
(участники пытаются с помощью наводящих вопросов ведущей сформулировать и записывают ответ)
-Лидер – это какая личность? ( сильная, авторитетная)
-Какая роль у лидера группы? ( принимающая решение, организующая, объединяющая)
-Какая основная функция лидера? ( влиять, вдохновлять, двигать )
( Для справки психологу - из интернета ( Википедия ):
Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
В психологии приняты различные классификации лидеров:
·по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
·по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
·по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.
Различают:
·формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
·неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.
Выделяют стили лидерства:
·Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
·Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
·Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.
Румынский известный психолог Якоб Морено выделяет три основных роли лидера в группе:
1) лидер по способности к руководству. Характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;
2)лидер по популярности. Люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;
3)"чёрная овца" — человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный, не принятый - АУТСАЙДЕР )
7. Какие качества личности присущи лидеру?
Сейчас мы попытаемся образно и зримо выразить их. Приглашаю из круга ко мне 3 человека. Один будет изображать зовущую цель. А два человека будут приближаться к "цели" по мере того, как развиты у вас эти качества лидера. Если вы считаете, что ЭТО качество у вас развито хорошо, то делайте большой уверенный шаг! Если ЭТО качество развито не очень сильно, то делайте шаг короче … Упражнение называется "Десять шагов к цели".
(Участники, оставшиеся в кругу, определяют рейтинг развития своих лидерских качеств в опорном конспекте) У вас напротив каждого качества шкала от 0 до 10 баллов. Чем лучше развито ваше качество, тем выше балл вы себе ставите!
(Вслух называются качества и 2 участника "идут к цели")
Эти качества и есть ХАРИЗМА, дары лидера! То, что привлекает к нему и увлекает за ним !
1. Уверенный в себе
2. Интеллигентный
3. Рациональный
4. Трудолюбивый
5. Заслуживающий доверие
6. Самоотверженный
7. Активный, инициативный
8. Надёжный
9. Общительный
10.Весёлый, с чувством юмора
Вопросы к участникам, дошедшим до "цели" :
-Как себя чувствуешь, дойдя до цели?
-Хотелось бы и в жизни достичь своих целей?
На самом деле ЛИДЕР наделён и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперёд, невзирая на проблемы, вести за собой людей, влиять, вдохновлять, менять мир ! Обращайте внимание на то, что помогает человеку стать успешным, эффективным лидером!
4. Для примера посмотрите на известных в мире лидеров (демонстрация портретов из серии "100 человек, которые изменили мир".
Лидер – не пассивная, отстранённая гениальная личность, а активно преобразующая мир личность. Дела, идеи лидера часто остаются в истории на века, или навсегда. Но даже если дело лидера изменило одну маленькую группу людей – это уже большая заслуга, вклад в их жизни !
5. Притча "Два волка".
6. Метафора о ценностях ( мешочек с жемчужинами ).
В Библии написано, что Бог сделает нас главою, а не хвостом, если мы будем поступать правильно. (Ветхий завет, Второзаконие 28 :13 Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, 14и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.)
7. Подведение ИТОГОВ.
У нас есть возможность быстрее идти к цели и стать успешнее! Для этого нужно осознание, нужно желание и стремление!
8. ЗАДАНИЕ на НЕДЕЛЮ!
Понаблюдайте за собой, какие лидерские качества у вас проявляются ярче всего? Понаблюдайте за однокурсниками, у кого лидерские качества так же сильны? Заняты ли они в группе? Чем можно было бы их еще занять в соответствии с их интересами и талантами? Попробуйте привлечь к общей работе аутсайдеров – не принятых ребят, у кого лидерских качеств явно не видно, тех, кто обычно сидит «серой мышкой» в коллективе, увидеть их таланты и способности, задействовать их вместе с собой в поручениях !
9.В завершении занятия-
Мне было приятна ваша активность и участие. Мы освоили несколько новых понятий – лидер, харизма, аутсайдер. Думаю, что будете использовать их в своей речи, наблюдать за собой, развивать себя!
Хочу отметить особо самых активных лидеров этой группы. И поощрить!
( предлагается лидеру отметить других активных участников и раздать небольшие призы тем, кто был особенно энергичным !
ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ, кто считает, что приобрёл что-то полезное сегодня, кому было интересно и познавательно сегодня на занятии.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УЧАСТИЕ!
Источник: www.menobr.ru
Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»
Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.
Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!