text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент дошкольного образования" экспресс-курс

Справочник руководителя дошкольного учреждения

Конспект занятия "Лидер и качества его личности"

  • 29 октября 2013
  • 3005
Конспект занятия

Автор: педагог-психолог высшей квалификационной категории Тихорецкого индустриального техникума Виткова Татьяна Анатольевна

Длительность занятия – 15 минут (условно - большая переменка)
Аудитория – подростки 15-16 лет, старосты и актив групп.
Оборудование: папки с опорными конспектами, цветные ручки. Возможно - мультимедийная установка, флешкарта с материалами для проецирования на экран. Цели занятия: 

  • Развивать коммуникативные способности, умение и желание разнопланового и бесконфликтного общения со сверстниками.
  • Развивать саморазвитие, самоконтроль, умения рефлексии.
  • Обогатить психологический словарь участников новыми понятиями – ЛИДЕР, ХАРИЗМА, АУТСАЙДЕР. Использовать их в своём опыте руководства группой.
  • Формировать активность, ответственность, инициативу и лидерские качества.

Мы собрались сегодня, чтобы поговорить на тему "Лидер и лидерские качества". Чтобы немного разогреться, давайте поиграем в начале занятия?

1. Сегодня для этого я принесла моток бельевой верёвки. Встанем в кружок. Наша игра называется "Паутинка". Каждый стоящий берётся двумя руками за верёвку. А теперь надо переместиться, запутаться. Но помните, что запутавшись, обычно приходится находить способ распутаться!

А теперь пришло время распутать "паутинку"! Сколько времени это займёт?

Отлично! Вы удачно разрешили свою трудную ситуацию! Из любой самой неразрешимой на первый взгляд ситуации есть выход!

А теперь эта же игра, но с усложнением! Найдётся ли тот, кто захочет САМ распутать нашу паутинку? Игра повторяется, участники запутываются. А один из ребят распутывает. Оглашаем время, за которое ребята справились.

Вопросы к "лидеру":

-Трудно ли было решиться распутывать «паутинку»?
-Часто ли ты проявляешь инициативу и активность?
-Помогает ли тебе это в жизни?
-Даже самые трудные жизненные ситуации можно распутать, правда?

2. Игра "ДА, НЕТ, НЕ ЗНАЮ" и традиционно несколько вопросов по теме сегодняшней переменки! Надо определить свою позицию.

- Как ты сам думаешь, считают ли однокурсники тебя своим лидером?
- Может ли лидер давить на других , заставлять что-то сделать?
-Есть ли у тебя такой учитель, кого бы ты мог назвать настоящим лидером?
-Может ли лидер быть слабым у всех на виду?
-Нравится ли тебе узнавать что-то новое на таких лидерских занятиях?

3. Отлично, замечательно. Спасибо всем.
На следующих занятиях мы сможем участвовать в дискуссии и искать ответы на эти вопросы.

Тема нашего занятия – лидерство, сегодня мы поговорим о лидерах и о том, какие качества характера присущи лидеру (садимся по кругу ).
В нашей папке есть опорный конспект, откройте его. Найдите строчку ЛИДЕР. Как же мы можем сформулировать, КТО такой лидер?

(участники пытаются с помощью наводящих вопросов ведущей сформулировать и записывают ответ)

-Лидер – это какая личность? ( сильная, авторитетная)
-Какая роль у лидера группы? ( принимающая решение, организующая, объединяющая)
-Какая основная функция лидера? ( влиять, вдохновлять, двигать )

( Для справки психологу - из интернета ( Википедия ):

Ли́дер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, то есть наиболее авторитетная личность, играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.

В психологии приняты различные классификации лидеров:

·по содержанию деятельности (лидер-вдохновитель и лидер-исполнитель);
·по характеру деятельности (универсальный лидер и ситуативный лидер);
·по направленности деятельности (эмоциональный лидер и деловой лидер) и т. д. Лидер может быть одновременно и официальным руководителем группы.

Различают:

·формальное лидерство — процесс влияния на людей с позиции занимаемой должности;
·неформальное лидерство — процесс влияния на людей при помощи своих способностей, умения или других ресурсов.

Выделяют стили лидерства:

·Авторитарный — установление жёсткой дисциплины, чёткое распределение обязанностей, лидер не вступает в дискуссии, не прислушивается к мнению группы, навязывает свое мнение.
·Демократичный — лидер советуется с коллегами, прислушивается к их аргументам, поощряет их инициативу, ориентируется на мнение группы, часть полномочий делегирует другим членам группы.
·Либеральный — лидер не предъявляет никаких требований к членам группы, ни на что не настаивает, принимает все предложения членов группы, не конфликтует. Группа практически не организованна, разобщена, функциональные обязанности в группе распределяются хаотично.

Румынский известный психолог Якоб Морено выделяет три основных роли лидера в группе:

1) лидер по способности к руководству. Характеризуется как спокойный, интеллигентный, рациональный, трудолюбивый, заслуживающий доверие, самоотверженный, активный, надёжный;

2)лидер по популярности. Люди общительные, весёлые, увлекательные, мирные, сердечные;

3)"чёрная овца" — человек, для остальных членов группы непривлекательный, равнодушный, несимпатичный и отрицательный, не принятый - АУТСАЙДЕР )

7. Какие качества личности присущи лидеру?

Сейчас мы попытаемся образно и зримо выразить их. Приглашаю из круга ко мне 3 человека. Один будет изображать зовущую цель. А два человека будут приближаться к "цели" по мере того, как развиты у вас эти качества лидера. Если вы считаете, что ЭТО качество у вас развито хорошо, то делайте большой уверенный шаг! Если ЭТО качество развито не очень сильно, то делайте шаг короче … Упражнение называется "Десять шагов к цели".

(Участники, оставшиеся в кругу, определяют рейтинг развития своих лидерских качеств в опорном конспекте) У вас напротив каждого качества шкала от 0 до 10 баллов. Чем лучше развито ваше качество, тем выше балл вы себе ставите!

(Вслух называются качества и 2 участника "идут к цели")

Эти качества и есть ХАРИЗМА, дары лидера! То, что привлекает к нему и увлекает за ним !

1. Уверенный в себе
2. Интеллигентный
3. Рациональный
4. Трудолюбивый
5. Заслуживающий доверие
6. Самоотверженный
7. Активный, инициативный
8. Надёжный
9. Общительный
10.Весёлый, с чувством юмора

Вопросы к участникам, дошедшим до "цели" :

-Как себя чувствуешь, дойдя до цели?
-Хотелось бы и в жизни достичь своих целей?

На самом деле ЛИДЕР наделён и многими другими качествами, которые помогают ему преодолевать трудности, идти вперёд, невзирая на проблемы, вести за собой людей, влиять, вдохновлять, менять мир ! Обращайте внимание на то, что помогает человеку стать успешным, эффективным лидером!

4. Для примера посмотрите на известных в мире лидеров (демонстрация портретов из серии "100 человек, которые изменили мир".

Лидер – не пассивная, отстранённая гениальная личность, а активно преобразующая мир личность. Дела, идеи лидера часто остаются в истории на века, или навсегда. Но даже если дело лидера изменило одну маленькую группу людей – это уже большая заслуга, вклад в их жизни !

5. Притча "Два волка".

6. Метафора о ценностях ( мешочек с жемчужинами ).

В Библии написано, что Бог сделает нас главою, а не хвостом, если мы будем поступать правильно. (Ветхий завет, Второзаконие 28 :13 Сделает тебя Господь [Бог твой] главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, 14и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.)

7. Подведение ИТОГОВ.

У нас есть возможность быстрее идти к цели и стать успешнее! Для этого нужно осознание, нужно желание и стремление!

8. ЗАДАНИЕ на НЕДЕЛЮ!

Понаблюдайте за собой, какие лидерские качества у вас проявляются ярче всего? Понаблюдайте за однокурсниками, у кого лидерские качества так же сильны? Заняты ли они в группе? Чем можно было бы их еще занять в соответствии с их интересами и талантами? Попробуйте привлечь к общей работе аутсайдеров – не принятых ребят, у кого лидерских качеств явно не видно, тех, кто обычно сидит «серой мышкой» в коллективе, увидеть их таланты и способности, задействовать их вместе с собой в поручениях !

9.В завершении занятия-

Мне было приятна ваша активность и участие. Мы освоили несколько новых понятий – лидер, харизма, аутсайдер. Думаю, что будете использовать их в своей речи, наблюдать за собой, развивать себя!

Хочу отметить особо самых активных лидеров этой группы. И поощрить!

( предлагается лидеру отметить других активных участников и раздать небольшие призы тем, кто был особенно энергичным !

ПОДНИМИТЕ РУКУ ТЕ, кто считает, что приобрёл что-то полезное сегодня, кому было интересно и познавательно сегодня на занятии.
СПАСИБО ВСЕМ ЗА УЧАСТИЕ!

Источник: www.menobr.ru

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации

Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.