Психологические ресурсы драматизации сказки для развития эмоционального и творческого потенциала дошкольников

4555
Психологические ресурсы драматизации сказки для развития эмоционального и творческого потенциала дошкольников

Автор: Командирова В.М.,  педагог-психолог МБДОУ комбинированного вида детский сад № 45, г. Белгород
Несказочные возможности сказки в работе с дошкольниками сегодня широко известны. Новизна предлагаемого проекта, реализованного на базе МБДОУ комбинированного вида № 45 г. Белгорода, в решении психологических проблем эмоционально-личностного развития детей через вовлечение их в театрализованную деятельность, в которой применяемые наиболее эффективные психологические технологии, методы и приемы синтезированы и адаптированы в единый сказочный контекст.

Многолетний опыт работы в дошкольных учреждениях, постоянные наблюдения за детьми позволяют предположить, что чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствуют нарушения развития эмоциональной сферы, ее нестабильность, проявляющаяся в патологических эмоциональных состояниях: замкнутости, неуверенности, тревожности, нервозности и агрессивности, страхах, плаксивости и др.

Как показал мониторинг психологического фона развития, в начале учебного года указанные нарушения проявляются у 32% детей, а в группах компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи - у 86%.

Существует множество приемов и методов коррекции эмоциональных состояний, которые не всегда эффективно воздействуют на эмоциональную сферу ребенка, а лишь на короткое время устраняют внешние симптомы, не затрагивая ту патологическую доминанту , которая за ними кроется.

Ваши коллеги рекомендуют:

Топ 12 материалов по теме «Инклюзивный детский сад»


Такая ситуация требует, наряду с применением традиционных, постоянного поиска более эффективных технологий и методов психокоррекции эмоциональных нарушений у дошкольников.

Принимая во внимание все вышесказанное, специалисты МБДОУ комбинированного вида детский сад № 45 в 2011-2012 учебном году реализовали проект
"Психологические ресурсы драматизации сказки для развития эмоционального и творческого потенциала дошкольников".

Цель проекта: совершенствование образовательной и коррек-ционно-развивающей системы работы в ДОУ с детьми, педагогами и родителями с использованием психологических ресурсов драматизации сказки для развития эмоционально-личностной сферы дошкольников, раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Способы достижения цели проекта, используемые ресурсы:

  • информационные ресурсы: использование различных информационных источников для изучения современных психологических и педагогических технологий по теме в качестве теоретической основы проектной работы; использование сайта ДОУ в Интернете для позиционирования проекта;
  • взаимодействие с педагогами ДОУ по реализации раздела "Творческие игры", включающего игры-драматизации в общеобразовательной программе "Детство" (под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович);
  • материальные ресурсы ДОУ: современная эргономичная, безопасная развивающая среда, включающая информационные компьютерные технологии (ИКТ), развивающие пособия, оборудование, материалы для организации театрализованной деятельности детей;
  • ресурсный потенциал родителей, привлекаемым для оказания помощи в изготовлении костюмов, декораций и атрибутов для драматизации сказок.

Задачи проекта:

  • решение проблем эмоционально-личностного развития детей через вовлечение их в театрализованную деятельность;
  • формирование в ДОУ творческой среды, способствующей решению задач эмоционально-личностного развития дошкольников;
  • развитие интереса у детей, педагогов и родителей к театральной культуре;
  • обеспечение условий для взаимосвязи театрализованной и других видов детской деятельности в педагогическом процессе;
  • обучение детей искусству драматизации с использованием различных форм и методов работы со сказкой;
  • формирование культуры речевого общения;
  • развитие творческих способностей и творческой самостоятельности детей средствами театрального искусства;
  • развитие коммуникативных навыков, умения сотрудничать;
  • формирование родительской компетентности в вопросах развития эмоционально-личностной сферы и творческих способностей детей;
  • привлечение родителей для решения организационных вопросов театрализованной деятельности (изготовления декораций, атрибутов, костюмов).

Участники проекта: дети средней, старшей и подготовительной групп, групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, педагог-психолог, учителя-логопеды, педагоги, родители.Риски для ДОУ, участников проекта:

  • недостаточно эффективная развивающая среда для реализации проекта, например нет оборудования для театрализованной деятельности и работы психологического театра, слишком многое приходится изготавливать самим - от декораций до костюмов;
  • внутреннее сопротивление предполагаемых участников проекта, обусловленное низкой мотивацией, страхом перед нововведениями, заниженной самооценкой;
  • ограниченные возможности здоровья детей, снижающие эффективность реализации проекта.

Теоретическая и методическая основы проекта
Психологические механизмы воздействия сказок заключаются в том, что, воспринимая и усваивая сказку, ребенок в определенной степени удовлетворяет свои психологические потребности. Проанализировав содержание сказок, П.И. Яничев выделил следующую триаду потребностей:

  • потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы;
  • потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха;
  • потребность в активности. Герой всегда действует.

Разрешение актуальной психологической проблемы ребенка с помощью средств драматерапии осуществляется благодаря тому, что, идентифицируя себя с персонажами разного рода поучительных историй, сказок, ребенок получает возможность посмотреть на привычную ситуацию под другим углом зрения, а это позволяет увидеть иные ее характерные особенности, изменить свое отношение к ситуации и позицию, что в конечном итоге приводит к разрешению проблемы.
В ходе реализации проекта использовались методы сказкотерапии для дошкольников, психогимнастики с главной опорой на метод драматической психоэлевации (в переводе с греческого - поднимать, восходить). Как утверждают авторы метода И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова, с его помощью применительно к психокоррекции любой недостаток ребенка можно исправить до уровня достоинства.

Основной принцип драматической психоэлевации не коррекция отдельного симптома, а гармонизация выявленных эмоциональных состояний в целом. Метод не относится к разряду групповых в чистом виде, скорее его можно определить, как индивидуально-групповой, при котором ребенок получает отдельные задания, т. е. идет по своей, ему предписанной программе в условиях группы.

Алгоритм работы с использованием метода драматической психоэлевации:

  • определение патологической доминанты, т. е. выяснение того, что "прячется под маской", например за плаксивостью может скрываться тревожность, за вспышками агрессии - природная робость в сочетании с самолюбием, за страхами в разных ситуациях - неутоленная жажда лидерства и боязнь поражения;
  • коррекция недостатка данной конкретной личности, повышение до уровня достоинства (например, застенчивость возвышается до скромности, медлительность - до обстоятельности, агрессивность - до устойчивой роли защитника слабых).

О первичном установлении психологической проблемы, определении патологической доминанты, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева писала: "На семинарах по сказкотерапии нам часто задают вопросы о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, энурезом, тиками, агрессивностью и т. д. Часто мы отвечаем старой психологической поговоркой: "Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной".
Драматизация сказки - идеальный инструмент психокоррекции патологических эмоциональных состояний. Сказка служит одним из доступных путей переноса своих переживаний на другого и, наоборот, осознания собственных чувств через окружающих. Поэтому, воспринимая сказку, дети, во-первых, сравнивают себя со сказочным героем, и это позволяет почувствовать и понять, что не у них одних есть проблемы и переживания; во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов детям предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов,  позитивная поддержка их возможностей и веры в себя.
Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно-действенного и наглядно-образного постижения мира и человеческих отношений, что вполне адекватно психологическим особенностям дошкольников.Этапы проекта
Реализация проекта проходит в два этапа.

1. Подготовительный:
• мониторинг образовательной среды с точки зрения возможностей реализации проекта*;
См.: Справочник педагога-психолога. Детский сад. 2012. № 12. С. 4-16.
• анализ современных психологических и педагогических технологий и методик по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства; по развитию эмоциональной сферы и коррекции эмоциональных состояний;
• диагностика развития эмоциональной сферы и творческих способностей детей;
• формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности через информационно-профилактическую деятельность;
• проведение тематических консультаций для педагогов и родителей "Сказка -ваш помощник в воспитании ребенка";
• создание детского коллектива психологического театра "Маленькие сказочники"*; * Об организации детского психологического театра читайте в следующем номере.
• разработка тематики мероприятий и определение направления проектной деятельности.

2. Основной:
• работа с участниками психологического театра "Маленькие сказочники"
- знакомство со сказкой "Муха-цокотуха" К.И. Чуковского;
- просмотр мультфильма "Муха-цокотуха";
- беседа по содержанию произведения;
- рассматривание иллюстраций;
- рисование персонажей, сюжетов к театрализованному представлению "Муха-цокотуха";
- игры-диалоги;
- разучивание сценария с детьми по мотивам сказки "Муха-цокотуха";
- психогимнастические упражнения и этюды (пантомима);
- игры-превращения, образные упражнения;
- упражнения для социально-эмоционального развития детей;
- упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
- задания для развития речевой интонационной выразительности;
- упражнения на развитие пластики;
- ритмические минутки (логоритмика);
- пальчиковый игротренинг для развития моторики рук;
- знакомство со средствами драматизации - жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой;
- изготовление атрибутов для сказки;
• работа психологического театра во взаимосвязи с другими участниками проекта - педагогами, родителями, администрацией:
- адаптация речевого материала для детей с речевой патологией учителем-логопедом, работа над просодической стороной речи;
- интегрированные занятия совместно с воспитателями и специалистами ДОУ;
- изготовление декораций, элементов костюмов, атрибутов для театра, афиш, программ спектакля; подбор музыкального сопровождения родителями, сотрудниками ДОУ;
• премьера театрализованного представления "Муха-цокотуха" по мотивам сказки К.И. Чуковского.

3. Итоговый:
• мониторинг эффективности проектной работы по развитию эмоциональной сферы и творческих способностей детей;
• обобщение и структурирование материалов по результатам работы над проектом;
• разработка презентации "Психологические ресурсы сказки";
• публикация проекта в изданиях.

Продукты проектной деятельности:
1. Мультимедийная презентация работы над проектом, его результаты.
2. Составление сценария и показ спектакля "Муха-цокотуха" детям, педагогам, родителям ДОУ, педагогам-психологам ДОУ на ГМО.
3. Подбор иллюстративного материала по сказке.
4. Рисунки детей на тему сказки.
5. Изготовление костюмов, атрибутов и декораций для спектакля.
6. Составление коллекции сценариев сказок для драматизации.
7. Конспекты занятий (приложение).
8. Фотографии этапов работы над проектом.
9. Обобщение и структурирование материалов по результатам работы над проектом в виде пакета методических рекомендаций для педагогов.

Результаты проекта
Реализация данного проекта восполняет пробел в работе по совершенствованию эмоционально-волевой и личностной сферы детей средствами драматизации сказки, развивает творческие способности. "Проживая сказку", дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать эмоциональное состояние друг друга, находить адекватное выражение различным эмоциям, чувствам. Постоянно используемые в сказках этюды на выражение и проявление различных эмоций дают детям возможность улучшить и активизировать выразительные средства общения - пластику, мимику, речь; пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству.

Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, "отыгрывая" спрятанные глубоко в подсознании страх, беспокойство, агрессию, чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Детский психологический театр, основываясь на технологии сказкотерапии, психоэлевации и психогимнастики, всесторонне развивает ребенка, учит его раскованности, уверенности в себе, умению выступать на публике, адекватно выражать свои мысли и эмоции.Конспект непосредственно образовательной деятельности "Персонажи сказки “Муха-цокотуха”" читайте в журнале "Справочник педагога-психолога. Детский сад" №11, 2013 г.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль