Коррекция и профилактика страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок

8234

Цели данного цикла занятий: оказать психотерапевтическую помощь боязливым, неуверенным в себе детям, имеющим различные страхи и комплексы; научить их преодолевать свои страхи путем развития позитивного мышления.

Содержание программы занятий

Тема

Ход занятия

Оборудование, оформление

1. Знакомство со сказкой как источником помощи в преодолении своих страхов

1. Введение. Знакомство с детьми

Беседа по сказкам. Детям предлагается вспомнить известные им сказки и ответить на вопросы: какие бывают сказки? какие из них нравятся? почему? что можно узнать из сказок? можно ли с помощью сказок "лечить" свои страхи?

Работа с примерами. Работа с наглядным материалом (картинками, пособиями по теме)

2. Ритуал вхождения в сказку (используется на каждом занятии).

Включается легкая музыка с щебетом птиц, журчанием воды и т. п. Дети сидят полукругом на коврике в свободных позах (можно по-турецки). Психолог говорит ребятам о том, что сейчас они попадут в сказку, и предлагает им закрыть глаза и прислушаться к доносящимся звукам. Через 3 мин звонит в серебряный колокольчик и сообщает, что это знак перехода в сказочный мир. Дети поднимаются, тянутся руками вверх, под звуки колокольчика они должны мысленно представить, что на них сыплется волшебная пыльца маленькой феи Динь-Динь (приготовить куклу). Ситуация обыгрывается следующим образом: фея летает под звуки колокольчика, и когда она осыпает волшебной пыльцой детей, они попадают в сказку

3. Беседа с детьми о кукле-фее: кто помнит, откуда она к нам прилетела? кто слышал эту сказку (вкратце напомнить детям сюжет)? Затем детям объясняется, что фея будет прилетать к ним на сказкозанятия и помогать с помощью сказок творить чудеса, становиться смелыми, добрыми, красивыми, здоровыми волшебниками

4. Обыгрывание ситуации "Как действует волшебная пыльца на ребят?"

По сказке, попавшая на ребенка пыльца феи давала ему возможность "летать". Это можно использовать и на занятиях с детьми, давая им установку, что во время игр и танцев они будут чувствовать легкость в теле и словно порхать.

Психолог предлагает детям полетать после того, как они услышат волшебный колокольчик, и представить, кто где летает, что под ним, кого он видит. Во время игры им дается установка: "Вам легко, приятно, вы чувствуете, что тело свободно, вам весело, интересно. Вы ничего не боитесь!"

5. Ритуал выхода из сказки такой же, как при вхождении. Фея, улетая до следующего раза, осыпает детей пыльцой
и говорит, что они замечательные волшебники, всю неделю им будет везти и все будет хорошо (данный ритуал всегда должен завершать сказкозанятия на положительном внушении!)

Сборники сказок, картинки с изображением страхов (эмоций), музыка для релаксации

Кукла "Фея Динь-Динь" (играет роль помощницы педагога-психолога на случай, если кто-то из детей не захочет напрямую общаться со взрослым; используется на всех занятиях)

Сказка с картинками "Феи" (любая книжка о феях, любые картинки с их изображением)

М/ф "Феи" студии У. Диснея (показ эпизодов с Динь-Динь)

Переливчатая, легкая мелодия. Можно подобрать сонатины и этюды Моцарта, К. Дьюи

2. Страхи и как с ними бороться. Боязнь темноты. Боязнь одиночества

1. Ритуал вхождения в сказку

2. Разминка – этюд "Лисенок боится". Цель: научить ребят не бояться темного леса. Дети выразительными движениями передают переживаемый ими страх.

Анализ этюда. Вопросы по выразительности пантомимы

3. Сказки про страхи. Прослушивание песенки "Страхи". Беседа после прослушивания: что почувствовали? можно назвать эту песенку смешной, если ее поют страхи? почему?

Задание: Давайте сейчас вместе с Динь-Динь попробуем, слушая эту песенку, изобразить страхи в танце! (Цель этого задания: дети должны рассмешить себя, в дальнейшем научиться не бояться страхов. Психолог и Динь-Динь поощряют детей, вместе с ними играют и танцуют)

4. Придумывание сказки про темноту (начинает психолог, дети продолжают). В процессе сочинения психолог записывает сказку. Затем распределяются роли. Дети, которым роли не достались, могут подсказывать ситуации

5. Разыгрывание придуманной сказки по ролям. Терапевтический эффект совместного проживания ситуации. Если произойдет отклонение от придуманного сюжета, ничего страшного. Творческий процесс в данном случае несет только положительный результат.

6. Ритуал выхода из сказки

7. Домашнее задание (Д/З): нарисовать рисунок на тему "Как я победил свой страх" (любой)

Музыкальное сопровождение (грустная мелодия) для этюда

Песенка "Страхи", музыкальный фон для сказки в лицах. Легкая музыка, можно классику (Моцарт, Вивальди, Чайковский)

3. То же

1. Ритуал вхождения в сказку

2. Разминка. Под песенку "Страхи" дети выполняют танцевальные движения, имитируя различные страхи и показывая гримасы. Беседа: кто каким страхом был? было весело или грустно? почему?

3. Чтение стихотворения Г. Семенова "Счастливая ошибка". Анализ: чем понравилось стихотворение? что бы сделали вы?

Задание: прослушать три музыкальные композиции (веселая, лирическая, марш) и выбрать ту, которая больше подходит к стихотворению

4. Работа с рисунками из Д/З. Предложить каждому ребенку придумать сюжет к своему рисунку. А. Мовшович "Как избавиться от страха" (стих-е). Заслушивание сказок

5. Игра " Приручи свой страх". Дети рисуют свои страхи – темноты, одиночества, вырывают листы, комкают их, бросают, топчут. Психолог предлагает детям под музыку напугать свой страх, делать с ним все, что хочется

6. Прощание. Страхи детей психолог забирает и сажает в коробку, заматывает ее скотчем и вешает замок (замок можно сделать из картона или приобрести готовый)

7. Ритуал выхода из сказки

Фрагментарное использование музыки Чайковского для задания № 3, музыка для релаксации (шум моря)

П.И. Чайковский "Баба-яга" из цикла "Детский альбом"

Коробка со страхами

4. –“–

1. Ритуал вхождения в сказку

2. Разминка. Вспомнить, чем занимались на прошлом занятии. Куда делись все страхи? Что за коробка? Как себя чувствуют дети?

Упражнение "Вместе". Дети берутся за руки, под музыку ходят по кругу, смыкают круг, расходятся, снова берутся за руки и т. д.

3. Сюжет "Медвежонок потерялся в лесу". Разыгрывание ситуации. Обсуждение

4. Этюд "Гроза". Имитация страха ребенка, боящегося грозы. Он смотрит в окно и вздрагивает от молнии и раскатов.

5. Прощание. Взяться за руки и представить, что ярко светит солнце, оно согревает каждого ребенка в цепочке, подставить лицо теплым лучам. Что чувствуете? Протяните ручки к свету, солнцу. Улыбнитесь ему и друг другу. Пожелайте себе и ребятам в группе всего самого хорошего. Скажите хором "Э-ге-ге, эго-го – не боимся НИЧЕГО!"

6. Ритуал выхода из сказки

Инструментальная музыка

5. Страх животных и сказочных персонажей

1. Ритуал вхождения в сказку

2. Разминка. Игра "Пересекаем пустыню" (на развитие креативности, координации). Каждый участник должен пересечь комнату новым способом – превратившись в какого-либо зверя, птицу. Беседа: кто кем был? почему? полезны ли животные? чем? а вредны чем?

3. Чтение стихотворения И. Токмаковой "Вечерняя сказка".Обсуждение героев этой сказки: какие они? чем понравились (не понравились)? испугали эти герои вас? почему?

4. Релаксирующая зарисовка "Мое страшное животное дружит со мной".

Цель: через воображение и словесные установки психолога помочь детям расслабиться и представить себе то животное или сказочный персонаж (Баба-яга, покемоны, драконы), которое сначала пугало, а теперь решило подружиться. По окончании попросить ребят рассказать, что они представили, и дома нарисовать свое сказочное существо или персонажа, с которым подружились на занятии (если кто-то из детей не хочет – настаивать не надо, предложить другой вариант, например, нарисовать храброго воина, любимую игрушку, игрушку-сплюшку

5. Прощание (как на занятии 4)

6. Ритуал выхода из сказки

Любая музыка

Лирическая инструментальная музыка

6. –“–

1. Ритуал вхождения в сказку

2. Упражнение "Золотой ключик".

Цель: сформировать у детей умение любить окружающий мир.

Под медленную музыку дети закрывают глаза и кладут на область сердца правую руку. Психолог делает то же самое. Он говорит: "Представьте, что в сердце каждого из вас есть дверка – в нее входит любовь. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце впускается любовь и солнечный свет. Когда вы выдыхаете, то посылаете кому-то или чему-то свою любовь".

Психолог просит детей представить тех, кому они посылают свою любовь, и увидеть в их сердцах свет. Улыбнуться. Обсуждение упражнения: рассказать, что чувствовали.

3. Вспомнить злых персонажей из русских и зарубежных сказок.Предложить детям охарактеризовать их: почему они злые? чем вас пугают? Психолог: "Но знаете, они не всегда бывают злыми. Баба-яга, например, не только похищает, но и помогает воинам – Ивану-царевичу (вспомнить, в каких сказках это было). Змей Горыныч не только палит огнем и сжигает, он знаток лечебных трав, а его кровь исцеляет воинов и дает им силы…". Предложить детям нарисовать злого персонажа сказки добрым и помогающим людям. Обсуждение

4. Этюд "Битва". Один ребенок изображает Ивана-царевича, другой – Змея Горыныча (кисти рук – головы змея). Они сражаются. Побеждает Иван. Предложить детям под музыку изобразить своих отрицательных персонажей

5. Прощание (как на прошлых занятиях). Д/З: придумать вместе с родителями сказку о том, как вы (имеются в виду дети) победили какое-либо животное или персонажа любой сказки, мультика

6. Ритуал выхода из сказки

А. Рыбников "Песня матери" из х/ф "Сказка о Звездном мальчике"

А. Рыбников "Вступительная тема" к х/ф "Усатый нянь"

7. Страх чудовищ, динозавров, страшных снов

1. Ритуал вхождения в сказку

2. Проверка Д/З. Похвалить тех, кто принес свои сказки, остальных попросить принести в следующий раз – для выставки детских сочинений

3. Беседа о снах. Психолог предлагает ребятам вспомнить, какие сны им снятся чаще. Почему? Что чаще всего тревожит?

Просмотр отрывка мультфильма "Корпорация монстров" (студия У. Диснея) – где девочка засыпает и знакомится с главным персонажем – монстром (12 мин)

4. Разговор с Динь-Динь об увиденном. Дети делятся с ней впечатлениями от просмотренного отрывка.

Кто такие монстры? Какие они были? Чем они вам понравились? Почему они решили помочь девочке вернуться домой? А как бы поступили вы?

5. Этюд "ДРАКОН". Ребятам раздаются ленты для произвольного танца. Это будет хвост дракона. Дети встают цепочкой за психологом и выполняют те же движения, что и он. Под звуки музыки психолог – голова дракона (надевает маску доброго дракона) – начинает двигаться по залу, наклоняясь то вправо, то влево, меняя траекторию движения (прямо, по кругу, зигзагом, по спирали, приседая, подпрыгивая). Дети "хвостиком" двигаются в такт музыке и машут лентами.

По окончании – беседа: что почувствовали? понравилось ли?

6. Прощание. Д/З: детям раздается сказка для чтения на ночь "Мой друг – Дракон". Динь-Динь, облетая каждого ребенка и касаясь его, произносит: "Все будет хорошо! Ты будешь спать спокойно, и тебе будут сниться интересные и добрые сны".

Можно придумать заговор на спокойный сон или предложить готовый, например как у Р.М. Ткач в книге "Сказкотерапия детских проблем".

Нарисовать, если будет сниться что-то страшное, и принести рисунок на следующее занятие для коробки страхов

7. Ритуал выхода из сказки

М/ф "Корпорация монстров"

Кукла "Фея Динь-Динь"

Янни Хриcомалис (Yanni Hrisomallis) "Ночной полет" (не более 10 мин), рисунки, изображающие драконов (добрых и приятных на вид)

Распечатка сказки "Мой друг – Дракон" (по количеству участников)

Р.М. Ткач "Сказкотерапия детских проблем"

Приложение

Песенка страхов (из м/ф "Ничуть не страшно")
Слова: Г. Сапгир Музыка: И. Ефремов

Мы не мыши, мы не птахи,
Мы ночные ахи-страхи.
Мы летаем, кружимся,
Нагоняем ужасы, ужасы.

Труса мы дрожать заставим,
Смелый глянет – мы растаем,
Смелых мы пугаемся,
В страхе разлетаемся.

Мы чердачные, печные,
Страхи темные ночные,
Мы летаем, кружимся,
Нагоняем ужасы, ужасы

Г. Семенов. Счастливая ошибка

Меня пугал так сильно Страх
В потёмках у ворот,
Что я в испуге крикнул "ах!"
Совсем наоборот.

Я крикнул "ха!", и мигом Страх
Забился под забор...
Он струсил сам! И слово "ах!"
Я позабыл с тех пор.

И. Токмакова. Вечерняя сказка

Я целый день бродил в лесу,
Смотрю – уж вечер на носу.
На небе солнца больше нет,
Остался только красный след.

Примолкли ели, дуб уснул.
Во мгле орешник утонул.
Затихла сонная сосна,
И наступила тишина:

И клест молчит, и дрозд молчит,
И дятел больше не стучит.
Вдруг слышу – ухнула сова,
Да так, что дрогнула листва:

– Уху! Уходит время зря,
Потухла на небе заря,
Давай утащим крикуна,
Пока не вылезла луна.

Вторая буркнула в ответ:
– Я не доела свой обед.
И снова первая: – Уху!
Ты вечно мелешь чепуху!

Мы не успеем долететь,
Ведь могут двери запереть.
Бросай обед, летим сейчас,
Возьмем его, и кончен сказ.

Раздвинул ветки я плечом
И крикнул: – Совы, вы о чем?

Почистив клюв, одна из них
Мне отвечала за двоих:
– На свете странный мальчик есть.
Он сам умеет кашу есть,

Линкор умеет рисовать
И злых собак дрессировать.
Но только скажут: "Спать пора!" –
Он рев заводит до утра:

"Не гасите огня,
Не просите меня,
Все равно не усну,
Всю постель переверну,
Не желаю, не могу,
Лучше к совам убегу..."

Мы рассудили: так и так,
Раз этот маленький чудак
Ночами не желает спать,
Ему совенком надо стать.

В дупло мальчишку принесем,
Пять страшных слов произнесем,
Дадим волшебную траву
И превратим его в сову. –

Тут совы с веток поднялись
И в тьму ночную унеслись.

В.А. Краснова,
канд. пед. наук, педагог-психолог ГОУ ЦПМСС "Поддержка" СВАО г. Москвы

Коррекция и профилактика страхов у детей в процессе сочинения собственных сказок (продолжение)

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль