Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста

10093

Причины интеллектуальной пассивности детей зачастую объясняются ограниченностью их интеллектуальных впечатлений и интересов. Преодолеть нежелание воспитанников искать и получать знания поможет использование в дошкольном учреждении компьютерных технологий, которые позволят по-новому организовать процесс обучения и развития.

  • Задачи мультимедийных презентаций
  • Требования к проведению медиазанятий
  • Принципы проведения занятий
  • Эффективность использования мультимедийных презентаций
  • Коррекционно-развивающее занятие "Давайте познакомимся!"
  • Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях

Наиболее эффективная форма организации работы с компьютером в детском саду – проведение медиазанятий с применением мультимедийных презентаций. Она дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать компьютерное обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Цель электронного пособия – развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через использование современных информационных технологий.

Задачи мультимедийных презентаций

Мультимедийные презентации – удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые могут долго удерживать внимание ребенка. Именно поэтому автором было разработано электронное пособие "Мультимедиа для дошколят или компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста", куда вошли мультимедийные презентации.

Пособие состоит из четырех разделов, каждый из которых выполняет ряд задач.

Задачи раздела "Ознакомление с окружающей действительностью":

  • расширять представления и конкретизировать знания детей об объектах и явлениях живой и неживой природы (растениях, животных, явлениях природы), формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питании, росте, развитии);
  • систематизировать и закреплять знания о предметах материальной культуры, с которыми ребенок встречается в повседневной жизни;
  • обогащать и уточнять представления детей о жизни и труде людей.

Задачи раздела "Формирование элементарных математических представлений":

  • совершенствовать навыки счета;
  • изучать и закреплять цифры;
  • проводить работу с геометрическими фигурами;
  • решать простейшие арифметические задачи;
  • развивать умение ориентироваться на плоскости;
  • закреплять представления о величине предметов.

Задачи раздела "Развитие речи":

  • расширять словарный запас детей и их знания об окружающем мире;
  • формировать звуковую культуру речи;
  • формировать грамматический строй речи.

Задачи раздела "Развитие познавательных психических процессов":

  • развивать восприятие;
  • память;
  • внимание;
  • мышление.

Использование мультимедийных презентаций на занятиях

Компьютерные презентации могут быть использованы на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

Например, в рамках разработанной автором коррекционно-развивающей программы "Путешествие в мир знаний" проводятся занятия на развитие у воспитанников познавательных психических процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения) и мелкой моторики. В каждое занятие включены 1–2 задания с использованием мультимедийных презентаций ("Найди такую же фигуру", "Запомни последовательность", "Четвертый лишний" и др.), что позволяет активизировать познавательную деятельность детей, поддерживать интерес в течение всего занятия (пример занятия представлен в приложении 1).

наверх

Требования к проведению медиазанятий

Работа с применением электронного пособия строится в несколько этапов:

  • знакомство детей с компьютером как современным инструментом для обработки и использования информации;
  • обучение детей правилам поведения и безопасной работы на компьютере;
  • формирование начальных навыков работы за компьютером: знакомство с клавиатурой, мышкой;
  • знакомство с понятием “мультимедийная презентация”, ее особенностями;
  • применение мультимедийных презентаций на диагностическом, коррекционно-развивающем, контрольном занятиях.

Используются для группового и индивидуального обучения, а также как целое занятие или его часть:

  • на этапе диагностики;
  • введения нового материала;
  • закрепления материала;
  • контроля знаний.

Индивидуальные медиазанятия проводятся в кабинете педагога-психолога, а групповые – в кинозале детского сада, оснащенном мультимедийным проектором и экраном.

Занятия проходят с соблюдением требований санитарного законодательства. Лучшее время для работы с компьютером – утренние часы или вторая половина дня после дневного сна. Занятия для детей 5–7 лет проводятся не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: вторник, среду, четверг. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не превышает 10 мин, для детей 6–7 лет – 15 мин.

Для снижения утомительности компьютерных занятий обеспечена гигиенически рациональная организация рабочих мест: соответствие мебели росту детей, достаточный уровень освещенности. Экран монитора находится на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

После занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

наверх

Принципы проведения занятий

5 принципов проведения занятий

1. Принцип развивающего обучения (педагогу-психологу важно знать уровень развития каждого ребенка, определять зону его ближайшего развития, использовать вариативность презентаций согласно этим знаниям).

2. Принцип систематичности и последовательности обучения (педагог-психолог должен устанавливать взаимосвязь между полученными знаниями, переходить от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному, возвращаться к ранее исследуемым проблемам с новых позиций).

3. Принцип доступности (содержание знаний, методы их сообщения должны соответствовать возрасту, уровню развития и подготовки детей, их интересам).

4. Принцип индивидуализации (педагог-психолог должен стремиться подойти к каждому ребенку как к личности. Занятие необходимо выстраивать с учетом психического, интеллектуального уровня развития ребенка, типа его нервной системы, интересов и склонностей. Темп и уровень сложности определяются индивидуально).

5. Принцип связи с жизнью (педагог-психолог и ребенок должны уметь устанавливать взаимосвязь между процессами, находить аналоги в реальной жизни, окружающей среде).

наверх

Эффективность использования мультимедийных презентаций

Практика показала, что при условии систематического использования в ко­ррек­цион­но-раз­ви­ва­ющем процессе мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста значительно повышается.

Об эффективности говорят следующие позитивные факторы:

  • дети лучше воспринимают изучаемый материал за счет того, что презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, не умеющим читать и писать;
  • у воспитанников повышается мотивация к работе на занятии за счет привлекательности компьютера и мультимедийных эффектов. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей;
  • полученные знания остаются в памяти на более долгий срок и легче восстанавливаются для применения на практике после краткого повторения;
  • презентации позволяют моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты или спутника, превращение куколки в бабочку и т. д.).

Тематика презентаций в пособии разнообразна, поэтому в детском саду его могут использовать и воспитатели, и учитель-дефектолог, и педагоги дополнительного образования. Для педагогов разработаны примерные конспекты занятий с применением мультимедийных презентаций и даны рекомендации по их проведению (приложение 2).

На родительских собраниях и консультациях пособие было представлено родителям воспитанников. Теперь многие из них занимаются с детьми дома, используя диск с презентациями. Это помогает родителям закрепить знания, полученные детьми на занятиях с педагогом-психологом. Многие родители пользуются электронной версией пособия, представленной в Интернете.

В заключение отметим, что умелое сочетание традиционных и информационных средств зависит от квалификации и мастерства педагога-психолога, методики, которую он применяет, уровня владения компьютером.

Компьютерные технологии должны органично встраиваться в систему работы педагога-психолога, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми, а лишь помогая решать поставленные задачи.

наверх

Коррекционно-развивающее занятие
"Давайте познакомимся!"

Приложение 1

Цель: развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов: памяти, внимания, мышления.

Материалы и оборудование:

– игрушка "Утенок";

– письмо от волшебницы;

– листы белой бумаги;

– карандаши;

– разрезные картинки;
– электронное методическое пособие "Мультимедиа для дошколят или компьютерные программы для дошкольников, стимулирующие развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста" (мультимедийная презентация "Найди такую же фигуру").

Ритуал приветствия

На первом занятии совместно с детьми вырабатывается ритуал приветствия (дети берутся за руки и говорят: "Здравствуйте!"; здороваются за руку друг с другом; похлопывают друг друга по плечу и др.).

Двигательно-речевая разминка

Дует, дует ветер, дует – задувает (дети делают плавные движения руками вверх-вниз),

Желтые листочки с дерева срывает (кружатся на месте).

И летят листочки, кружат по дорожке (кружатся вокруг воображаемых деревьев),

Падают листочки прямо нам под ножки (медленно приседают).

Ход занятия

Педагог-психолог: Ребята, посмотрите. К нам в гости пришел утенок, давайте с ним поздороваемся. Посмотрите, он, кажется, плачет. Давайте спросим, что у него случилось.

Дети: Что с тобой, утенок?

Утенок: Дело в том, что злая волшебница заколдовала меня, и я теперь ничего не помню: как меня зовут, где я живу, есть ли у меня друзья, ничего-ничего не помню. Но колдунья сказала, что маленькие детки могут мне помочь, выполняя разные задания.

Педагог-психолог: Ребята, поможем утенку? (ответ детей) Посмотрите, а вот и письмо от злой волшебницы. Давайте его прочитаем: "Если вы выполните мое задание, утенок вспомнит, как его зовут". Ну что, ребята, попробуем выполнить задание? (ответ детей)

Задание 1

Игровое упражнение "Запомни узор"

Цель: развитие зрительной памяти.

Материал: бумага, карандаш.

Описание задания: педагог-психолог рисует на бумаге простой узор, например, ломаную линию. Ребенку предлагается ее запомнить в течение 1–2 мин. Затем узор закрывается, а ребенок пытается его воспроизвести по памяти. Постепенно узоры усложняются.

Утенок: Ой, ребята, я вспомнил, меня зовут Кряка.

Педагог-психолог (читает письмо дальше):

"Если вы выполните второе задание, вы узнаете, где живет Кряка".

Задание 2

Игровое упражнение "Исправь ошибку"

Цель: развитие слухового внимания.

Описание задания: педагог-психолог читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. Дети должны назвать слова правильно.

1) Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

"Там ползет зеленый лук (жук),
С длинными усами".

2) Закричал охотник: "Ой!
Двери (звери) гонятся за мной!".

3) Эй! Не стойте слишком близко
Я тигренок, а не миска (киска)!

Утенок: Ребята, а живу я в чудесном и красивом месте на озере Фантазий.

Педагог-психолог (читает письмо дальше):

"Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, Кряка вспомнит свой возраст".

Задание 3

Игровое упражнение "Кляксы"

Цель: развитие воображения.

Материал: лист бумаги, краски.

Описание задания: педагог-психолог предлагает ребенку взять на кисточку немного краски того цвета, который ему нравится. Далее предлагается сделать кляксу на листе бумаги и сложить лист так, чтобы клякса отпечаталась на другой его стороне. Потом ребенок должен развернуть лист и рассказать, на что или на кого похож получившийся рисунок.

Утенок: Ребята, а мне столько же лет, сколько и вам – пять.

Педагог-психолог (читает письмо дальше):

"Вы можете помочь утенку вспомнить друзей, если соберете из осколков их портреты".

Задание 4

Игровое упражнение "Разрезные картинки"

Цель: развитие операций анализа и синтеза.

Материал: картинка с изображением какого-либо предмета, разрезанная на 2, 3, 4 части.

Описание задания: педагог-психолог предлагает ребенку собрать картинку из нескольких кусочков.

Утенок: Это мои друзья – миша, зайка, лисичка и ежик.

Педагог-психолог (читает письмо дальше):

"Если вы будете внимательны, Кряка вспомнит о том, что он любит".

Задание 5

Игровое упражнение "Найди такую же фигуру"
(использование мультимедийной презентации)

Цель: развитие внимания.

Описание задания: детям предлагается в индивидуальном порядке поработать на компьютере, выполняя задание. Необходимо выбрать в ряду фигур такую же, как представлена внизу на слайде.

Утенок: Ребята, я вспомнил, что очень люблю конфеты, мороженое, а также играть, заниматься спортом. Ну а больше всего я люблю разные украшения.

Педагог-психолог (шепчет детям):

Ребята, а давайте сделаем бусы и подарим их Кряке. Я думаю, он будет очень рад.

Задание 6

Игровое упражнение "Бусы для Кряки"

Цель: развитие мелкой моторики.

Материал: небольшие шарики с отверстием, леска, игрушка Кряка.

Описание задания: педагог-психолог предлагает детям сделать бусы и подарить утенку, который обожает украшения.

Дети дарят бусы Кряке.

Утенок: Спасибо большое, ребята, вы мне очень помогли. Теперь я все вспомнил.

Рефлексия прошедшего занятия

Педагог-психолог: Ребята, сегодня мы познакомились с новым другом. Как его зовут? Расскажите, как нам удалось вернуть ему память (ответы детей).

наверх

Рекомендации для педагогов по использованию мультимедийных презентаций на занятиях

Приложение 2

1. Презентация редко обходится без средств наглядности. Их задача – придать выступлению убедительность. Правильное использование этих средств значительно оживит презентацию и зафиксирует материал в памяти.

2. Средства наглядности желательно применять только тогда, когда они могут усилить воздействие высказывания.

3. При демонстрации слайдов и обращении к аудитории лучше всего стоять слева от экрана (если смотреть из зала). В силу того что мы читаем слева направо, сначала слушатели будут смотреть на педагога, а потом переведут взгляд направо на экран, где представлена более подробная информация.

4. Педагог будет выглядеть естественно, если расположится под небольшим углом к детской аудитории. Можно занять более "сильную" позицию, полностью развернувшись лицом к дошкольникам.

5. Быстро посмотрев на изображение (предмет), можно жестом левой руки привлечь к нему внимание аудитории. Жест должен быть очень коротким. Затем следует снова повернуться и обратиться к аудитории.

6. При временном выключении проекционного оборудования или перерыве в показе слайдов желательно переместиться в центр кабинета и продолжить презентацию.

7. Если использовать средства наглядности больше не предполагается, рекомендуется встать вполоборота к детям слева от оборудования и продолжить занятие.

8. Не следует:

– говорить, повернувшись спиной к детям;

– читать конспект занятия;

– загораживать демонстрируемое изображение;

– допускать, чтобы используемое средство играло главную роль в презентации;
– выдавать раздаточный материал во время презентации.

Л.А. Соловьева, педагог-психолог МДОУ "Детский сад № 24

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль