ГОШа: методика диагностики готовности детей к школьному обучению

21996

Готовность ребенка к школе – важная составляющая, обусловливающая успешность его учебной деятельности, скорейшую адаптацию к новым условиям и безболезненное вхождение в новую систему отношений. Существует много методик ее определения. Одна из них – методика ГОШа.

Поступление в школу – это серьезный этап в жизни ребенка. К нему готовятся все: ребенок, родители, родственники, педагоги детского сада и школы.

Готовность ребенка к школе – одна из важных составляющих, которая обеспечивает школьную адаптацию и включает, помимо психологической готовности, компоненты, влияющие на успешность обучения, а именно: морфофункциональную зрелость и определенный уровень владения предметно-специфическими знаниями.

Почему важно определять готовность ребенка к школьному обучению?

Во-первых, у неготовых к школе детей сложнее и длительнее проходит процесс адаптации. Во-вторых, у них чаще проявляются трудности в процессе обучения письму, чтению и счету. В-третьих, они менее работоспособны и быстрее утомляются. Именно у них значительно чаще отмечаются отклонения в состоянии здоровья. Большая часть этих ребят не справляется с учебными нагрузками не только в первом классе, но и на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Существуют следующие критерии готовности ребенка к школе:

  • достижение определенного возраста;
  • интеллектуальный потенциал, особенности функционирования познавательных процессов;
  • опыт предыдущего обучения, т. е. наличие знаний, умений, навыков, которые ребенок получил в дошкольном учреждении или дома и которые необходимы для обучения в школе;
  • психическая регуляция.

Таким образом, готовность к школе представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств личности, включая особенности ее мотивации, уровень развития познавательной деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции и т. д.

Готовность к обучению в школе – это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психологической адаптации, к снижению эффективности обучения.

Но как определить, обладает ли ребенок достаточным уровнем развития этих психических качеств или нет? На сегодняшний день существует немало методик, с помощью которых можно определить готовность ребенка к обучению в школе, и результаты такого тестирования составляют начальное звено для построения психолого-педагогического мониторинга. Одна из них – Методика исследования готовности к обучению в школе (ГОШа).

Методика позволяет определить три фактора, говорящие о возможности успешного обучения ребенка:

  1. Степень зрелости познавательных процессов;
  2. Наличие знаний, умений и навыков, необходимых для учебной деятельности;
  3. Особенности регулятивной сферы.

Соответственно, предлагаемая диагностическая батарея разбита на три блока:

  1. природная составляющая интеллекта (ПСИ);
  2. культурная составляющая интеллекта (КСИ);
  3. психическая регуляция (ПР).

История создания методики

Методика ГОШа – итог десяти лет работы ученых Южно-Уральского университета Н.Н. Мельниковой, Д.М. Полевого и О.Б. Елагиной, специалистов в области психологического тестирования в системе образования. Первая версия методики была опубликована в 1995 году, после трех лет апробации. В 1997 году тестовая батарея прошла дополнительную психометрическую проверку, в результате которой были откорректированы отдельные задания субтестов, проведена повторная стандартизация. В 2000 г. выпущен третий вариант методики.

Такая дифференциация имеет смысл по следующим причинам:

А) Трудности, возникающие у отдельных детей в процессе обучения, могут быть вызваны нарушениями различного характера, что требует разных коррекционных мер.

Б) Ресурсы ребенка, на которые можно опереться в построении коррекционных мероприятий, также являются индивидуальными и специфически связанными либо с особенностями функционирования познавательных процессов, либо с объемом усвоенных знаний, либо с особенностями регулятивной сферы.

Словарь психолога Кристаллизованный интеллект – приобретенные навыки и знания о мире, например, навыки езды на велосипеде, чтения или перевода книги на другой язык. Это тип интеллекта, который исследуется в тестах, оценивающих фактическое знание и аспекты его применения.

В методику включены 12 субтестов и методик, которые прошли тщательную психометрическую проверку, отдельные субтесты являются оригинальными авторскими разработками. В основу разделения интеллектуальных субтестов на блоки ПСИ и КСИ положено одно из традиционных представлений о структуре интеллекта, согласно которому общий интеллект является результатом взаимодействия двух факторов: GF (текучий/флюидный интеллект), природной составляющей интеллекта, и Gc (кристаллизованный интеллект) – совокупность знаний и навыков.

Блок ПСИ состоит из двух субтестов, позволяющих судить об особенностях функционирования познавательных процессов и отражающих уровень развития мышления через оценку умения выделять связи и отношения между объектами. А также субтеста, направленного на измерение беглости и гибкости продуктивного мышления. Уровень функционирования памяти диагностируется через оценку глубины обработки информации, на которую способен ребенок при запоминании материала. С целью уменьшить влияние культурного контекста и обучения большинство субтестов построены на невербальном материале.

Словарь психолога.Текучий интеллект – абстрактная форма интеллекта, включающая логические рассуждения и способность находить решение новых проблем. Многие исследователи считают, что этот интеллект достигает своего максимума в возрасте 18–20 лет.

Блок КСИ направлен прежде всего на оценку освоенности основных знаний, умений и навыков, которые должен получить ребенок к 6,5–7 годам. Содержание данного блока соответствует нормативным документам, регламентирующим образовательные стандарты в дошкольных образовательных учреждениях.

Блок ПР имеет своеобразную структуру. Наряду с методикой исследования мотивации (ДУМ-1) в этот блок включены методы, направленные на выявление возможных психологических причин регулятивной сферы детей (расстройство внимания при гиперактивности и тревожность).

Методика ГОШа имеет две параллельные формы А и Б, которые полностью взаимозаменяемы и могут использоваться как для тестирования выпускников ДОУ, так и непосредственно при поступлении ребенка в первый класс.

Кроме того, двукратное тестирование с использованием параллельных форм может успешно применяться для отслеживания эффективности обучающих, развивающих и коррекционных программ подготовки детей к школе. В этом случае тестирование проводится по следующей схеме: форма А (последняя треть учебного года в подготовительной группе ДОУ) ® развивающая программа ® развивающая программа ® форма Б (непосредственно перед поступлением в 1-й класс школы).

Сравнение результатов, последовательно полученных при помощи двух параллельных форм, позволяет отследить динамику изменения основных показателей, что может считаться эффектом проведения развивающей программы (при условии отсутствия других побочных факторов).

Четвертый вариант методики ГОШа

Вышел в 2005 г. в результате пятилетней проверки батареи в школах г. Челябинска. Было обследовано более 5 тысяч детей. Это позволило сосредоточить внимание педагогов-психологов, педагогов и администрации образовательных учреждений на проблемах, которые были выявлены в результате педагогической диагностики в ДОУ. Были подготовлены психологические и педагогические коррекционно-развивающие программы.

Существенно облегчает использование методики наличие компьютерного сопровождения, предназначенного для автоматической обработки, хранения и представления данных. Компьютерная программа осуществляет автоматическую обработку индивидуальных данных (которые вносятся психологом), соотнесение сырых данных со стандартами, вычисление итоговых показателей, построение графиков результатов для каждого ребенка. Также программа содержит диалоговое окно для внесения текста заключения и рекомендаций.

Итоговые результаты и тексты заключения могут быть выведены на печать. Кроме этого, программа имеет модуль обработки групповых данных, позволяющий сравнивать результаты между группами и отслеживать изменения от года к году.

Выполнение всей батареи занимает 35–40 минут. Правильная организация последовательности субтестов помогает регулировать состояние ребенка в процессе тестирования, позволяет учитывать степень его утомления. При этом, порядок субтестов жестко не задан и может быть изменен в зависимости от особенностей тестируемого ребенка и ситуации исследования.

Вывод об интеллектуальной готовности дополняется данными об особенностях психической регуляции. В частности, существуют комплексы структуры мотивации, более или менее благоприятные для обучения. Также ребенок может быть отнесен к группе риска на основе обнаружения у него высокого уровня тревожности или выраженного расстройства внимания при гиперактивности (РВГ). Для составления рекомендаций проводится детальный анализ результатов, полученных ребенком по разным субтестам, в ходе которого выделяются сильные и слабые стороны его интеллекта, описываются особенности регулятивной сферы.

Основная задача психолога на этом этапе интерпретации: с одной стороны, определить ресурсы ребенка, на которые можно опереться в процессе обучения, с другой – обозначить области, требующие коррекции.

Методика ГОШа прошла рецензирование в первом томе издания «Ежегодник профессиональных рецензий и обзоров. Методики психологической диагностики и измерения» и рекомендована к использованию.

Приложение


Рецензия Чумакова М.В., д-ра психол. наук, доц., зав. каф. психологии развития ГОУ ВПО «Курганский государственный университет»

Методика представляет собой качественный инструмент с подробными инструкциями пользователю. Она корректируется авторами по мере ее использования на практике и накопления эмпирических данных. Инструмент соответствует оцениваемым функциям и заявленным областям применения. Достоинством также является наличие блока компьютерной обработки данных, состоящего из адресных программ: для психолога, администрации школы, администрации района и города, а также программы создания учетной карточки ребенка.

Рекомендации по развитию инструмента заключаются в следующем.
Не вполне понятен отбор тестов в блок психической регуляции. Длительный период использования методики и наличие нескольких редакций руководства позволяет предположить, что выбор вполне аргументирован. Более подробное приведение этих аргументов сделало бы руководство более ценным, особенно учитывая большое количество методик на определение готовности к школе. Валидность субтеста «Выбор фигур» нельзя считать доказанной, учитывая, что авторы в качестве теоретической основы указывают на подход Ж. Пиаже. Для устранения всех сомнений желательно выделить сравниваемые группы при помощи методов, используемых в школе Ж. Пиаже, и получить для них статистически значимые различия при помощи исследуемого субтеста.


Рецензия Сенина И.Г., канд. психол. наук, доц. каф. психологии труда и организационной психологии ГОУ ВПО «Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова»

В качестве несомненных достоинств методики ГОШа необходимо отметить глубину и тщательность проработки всех тех аспектов, которые связаны с правильным применением данного инструмента. Авторами детально отражена сама процедура проведения тестирования, подробно описан алгоритм обработки и интерпретации результатов. При этом все необходимые для тестирования и обработки результатов материалы разработаны так, чтобы психологу было максимально удобно с ними работать. Стимульный материал методики отличается глубиной проработки, а также высокой степенью эмоциональной привлекательности, что чрезвычайно важно при работе с детьми дошкольного возраста.

Помимо этого, заслуживает внимания и тот факт, что авторы достаточно тщательно провели процедуру психометрической проверки тестовой батареи, что, несомненно, подтверждает высокую достоверность получаемых в результате тестирования результатов.

Важным дополнением к методике является разработанная авторами компьютерная программа по обработке и представлению результатов тестирования. Она во многом помогает психологу с максимальным удобством и экономией времени производить все необходимые подсчеты и анализировать полученные данные. Кроме этого, использование компьютерной программы позволяет снизить вероятность возникновения технических ошибок при подсчете результатов и тем самым обеспечить высокий уровень их надежности.

Вместе с тем можно выделить и ряд рекомендаций, которые, по нашему мнению, могли бы сделать все перечисленные выше достоинства рецензируемой методики более весомыми.

Во-первых, это касается теоретической проработки диагностируемого качества. Здесь, возможно, было бы полезно более подробно описать, что именно авторы методики понимают под готовностью к обучению в школе, и связать это понимание с более широким понятием школьной зрелости.

Во-вторых, как следует из руководства к методике, стандартная процедура анализа пунктов была проведена не для всех субтестов. Возможно, это было обусловлено особенностями самого стимульного материала. Однако, как нам кажется, проведение такого анализа все же было бы полезным.

В-третьих, на этапе валидизации методики для большинства субтестов оценивалась лишь ее критериальная валидность. Однако оценка конструктной валидности, видимо, также была бы целесообразна, поскольку она смогла бы дать дополнительную информацию о диагностических возможностях методики.

В целом все представленные для рецензирования материалы, на наш взгляд, отражают глубокое понимание авторами методики сущности измеряемого свойства и их высокую квалификацию в области разработки профессионального психодиагностического инструментария. Представленная информация о тестовой батарее ГОШа, на наш взгляд, позволяет высоко оценить степень соответствия методики оцениваемым ей функциям и заявленным областям ее применения.

Д.В. Иноземцев,
психолог, аспирант, ст. спец. по разработке психодиагностических методик НОЦ «Психодиагностика» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль