Модернизация системы школьного питания

10665

Одно из приоритетных направлений работы по здоровьесбережению в образовательном учреждении – организация полноценного сбалансированного питания учащихся. В рубрике представлены областная целевая программа "Школьное питание в Тамбовской области на 2008–2010 гг.", а также сведения об основных пищевых веществах, необходимых школьнику.

Тамбовская область вошла в число регионов-победителей, участвующих в экспериментальном проекте по модернизации системы школьного питания. Руководители учреждений образования на собственном опыте убедились, что проблема организации питания детей является комплексной, не может быть решена без государственной поддержки, требует координации межотраслевых связей и взаимодействия с органами местного самоуправления.

Экспериментальный проект реализуется на территории трех муниципалитетов Тамбовской области, охватывая 40 образовательных учреждений с общим количеством обучающихся 27 492 чел.

Работа над проектом началась с проведения мониторинга состояния здоровья учащихся и изучения системы организации питания детей в школах Тамбовской области.

Результаты исследования показали, что нарушения питания в детском возрасте являются одной из причин возникновения алиментарно-зависимых заболеваний. В ходе работы выявлен рост количества обращений по поводу заболеваний желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной и эндокринной систем, крови и т. д. В 2007 г. по сравнению с 2004 г. количество обращений по поводу болезней органов пищеварения среди детей до 14 лет возросло в 1,2 раза. Детей, страдающих ожирением, стало больше в 1,7 раза.

Кроме того, проведенные исследования позволили выявить целый ряд серьезных проблем в организации питания в школах. Рассмотрим их более подробно.

наверх

Анализ проблем

Важнейшей проблемой является отсутствие у детей и подростков знаний о здоровом образе жизни и принципах рационального питания. Так, по данным социологического исследования, проведенного в мае 2007 г. среди обучающихся общеобразовательных учреждений Тамбовской области, лишь каждый третий школьник старается есть только полезную для здоровья пищу, принимает витамины или пищевые добавки. Пропаганда здорового образа жизни и обучение детей правилам здорового питания должны стать одним из направлений работы каждого образовательного учреждения.

Не менее значимой является проблема износа материально-технической базы школьных пищеблоков. Система обеспечения учащихся полноценным питанием нуждается в радикальных изменениях. По данным мониторинга управления образования и науки Тамбовской области, требуют проведения капитального ремонта 8% школьных пищеблоков. Не оборудованы системой водоснабжения 12,6% пищеблоков, 10% не канализованы. Замены технологического и холодильного оборудования требуют более 25% школьных столовых. Не имеют столовых 25% школ области, 73% пищеблоков школ работают на сырье без достаточного набора помещений для этого. Неуклонно возрастает тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией. Отметим и недостаточно высокий уровень специалистов, занятых в сфере школьного питания, низкое качество блюд, непривлекательность школьных столовых. Таким образом, большинство общеобразовательных учреждений не может обеспечить качественное сбалансированное питание школьников с учетом норм их потребности в питательных веществах и энергии.

Оставляет желать лучшего рацион питания школьников. Не выдерживаются принципы его сбалансированности, не обеспечиваются потребности учащихся в энергии и пищевых веществах, в особенности в микронутриентах. Объясняется это тем, что меню составляется не с учетом физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, а главным образом исходя из расчета стоимости продуктов.

В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется только за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований с привлечением родительских средств. Однако низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям не только оплачивать питание детей в образовательных учреждениях, но даже обеспечивать их полноценным питанием дома. Необходимы совершенствование финансирования школьного питания, оптимизация затрат, включая бюджетные дотации.

Требует доработки нормативно-правовая база в сфере организации школьного питания.

Отметим также неразвитость централизованной системы питания школьников и ее инфраструктуры, отсутствие эффективного управления и контроля системы производства школьного питания.

Чтобы принципиально изменить к лучшему сложившуюся ситуацию, одной заменой оборудования не обойтись. Необходимо комплексное решение проблем, учитывающее и медицинские, и правовые, и социальные, и финансовые, и технологические аспекты.

наверх

Цели и задачи проекта

Целью экспериментального проекта, реализуемого в Тамбовской области, стало создание экономически эффективной системы организации питания школьников, основанной на принципах индустриализации и централизации, ориентированной на сохранение здоровья детей и подростков.

Достижение цели проекта требует решения комплекса задач. Среди них:

1. Разработка и внедрение научных основ формирования рационального питания детей и подростков школьного возраста, в т. ч.:

  • исследование здоровья школьников с учетом климатогеографических особенностей, экологической и социальной обстановки региона;
  • мониторинг нутриентного и метаболического статуса школьников, ведение индивидуального паспорта здоровья;
  • разработка научно обоснованных рационов, рекомендаций по обогащению школьного меню витаминами, микроэлементами, биологически активными веществами, составление лечебных и диетических программ;
  • создание технологий производства функциональных продуктов здорового питания, продуктов повышенной биологической и пищевой ценности.

2. Модернизация материально-технической базы школьного питания, включающая строительство современного комбината школьного питания по производству полуфабрикатов высокой степени готовности, оснащенного специализированным оборудованием, а также ремонт и полное технологическое переоснащение 40 пищеблоков школьных столовых.

3. Создание современной системы управления организацией школьного питания. Решение данной задачи подразумевает:

  • внедрение современных эффективных технологий организации производства, транспортировки и реализации пищевой продукции;
  • разработку оптимальных схем финансирования сферы школьного питания;
  • формирование целостной нормативно-правовой базы организации школьного питания;
  • внедрение механизмов частно-государственного партнерства;
  • создание системы производственного контроля качества и безопасности сырья и вырабатываемой пищевой продукции;
  • разработку автоматизированных средств управления, учета и контроля в сфере производства питания для школьников;
  • подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников системы школьного питания.

4. Реализация комплекса мер по пропаганде здорового питания среди обучающихся и их родителей, в т. ч.:

  • разработка интегрированного курса "Правильное питание" и его внедрение в рамках предметов "Окружающий мир", "Природоведение", "Биология", "Основы безопасности жизнедеятельности";
  • организация PR-кампании в средствах массовой информации по пропаганде основ правильного питания;
  • проведение массовых мероприятий с родителями и детьми.

наверх

Этапы реализации проекта

Постановлением администрации Тамбовской области от 26.02.2008 № 244 "О реализации экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях" создана межведомственная рабочая группа. В ее состав вошли руководители структурных подразделений администрации области, начальники различных управлений (образования, сельского хозяйства, здравоохранения, перерабатывающей промышленности, инвестиций, государственного заказа, имущества, финансового), руководители пилотных муниципальных образований, территориального управления Роспотребнадзора и др. Разработаны сетевые графики реализации проекта для муниципальных образований и образовательных учреждений.

Экспериментальный проект рассчитан на 2 года и реализуется поэтапно.

Первый этап – запуск проекта (2008 г.). На данном этапе были осуществлены:

  • ремонт 25 школьных столовых, полное технологическое переоснащение пищеблоков 15 школьных столовых;
  • организация научных исследований наиболее актуальных проблем школьного питания совместно с РАН и РАМН;
  • разработка технологий производства продуктов школьного питания повышенной биологической и пищевой ценности, новых технологий хранения плодов, ягод и овощей;
  • формирование новой модели управления системой школьного питания;
  • комплекс мероприятий по пропаганде основ правильного питания, PR­кампания в СМИ;
  • разработка структуры индивидуального паспорта здоровья школьника.

Также на первом этапе началось строительство комбината школьного питания, предназначенного для индустриального производства качественных полуфабрикатов высокой степени готовности.

Второй этап – обеспечение стабильного функционирования всей инфраструктуры системы школьного питания Тамбовской области (2009 г.). На данном этапе осуществляется:

  • проведение ремонта 15 школьных столовых, полное технологическое переоснащение пищеблоков 25 школьных столовых;
  • завершение строительства комбината школьного питания, организация индустриального производства качественных полуфабрикатов высокой степени готовности;
  • внедрение автоматизированных средств диспетчеризации, управления, учета, контроля;
  • создание Центра подготовки и повышения квалификации работников системы школьного питания;
  • реализация научно обоснованных рационов питания, лечебных и диетических программ для детей с особыми потребностями.

Средства для финансирования проекта поступают из бюджетов всех уровней: федерального, регионального, муниципальных.

наверх

Ожидаемые эффекты

Реализация проекта позволит добиться результатов в социальной и экономической областях, а также в сфере управления.

К ожидаемым социальным эффектам можно отнести:

  • создание инфраструктуры для обеспечения качественным горячим питанием 100% обучающихся общеобразовательных учреждений пилотных территорий;
  • повышение уровня здоровья обучающихся благодаря научно обоснованному рациону питания, сформированному с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • улучшение качества питания за счет использования экологически чистого сырья, современных технологий производства, хранения и транспортировки пищевой продукции, ежегодного повышения уровня квалификации 20% специалистов, занятых в сфере школьного питания.

К экономическим эффектам, несомненно, относится снижение затрат на производство единицы продукции. Достижение такого эффекта становится возможным за счет:

  • снижения закупочных цен на сырье до 25% с учетом больших едино­временных поставок, гарантированного годового заказа;
  • сокращения потерь на всех этапах производства и реализации готовой продукции до 10% вследствие применения высокотехнологичного оборудования, специальных систем производственного учета и контроля;
  • уменьшения энергопотребления;
  • оптимизации штатов школьных столовых.

Кроме того, централизация процесса приготовления пищевой продукции обеспечит высокий уровень производственного, санитарно­гигиенического и финансового контроля, приготовление рационов единого качества. Будет достигнуто соответствие современным требованиям к организации питания в 40 школьных столовых за счет полного технологического переоснащения, изменения режима, стиля, форм и методов работы персонала.

Направление в сферу школьного питания единовременных целевых инвестиций для осуществления качественных изменений позволит ей стать экономически самостоятельной, развиваться и приносить прибыль.

К ожидаемому эффекту в сфере управления относится создание новой модели организации системы школьного питания, основанной на принципах индустриализации и централизации, которую можно транслировать в другие территории региона. Кроме того, в рамках эксперимента в Тамбовской области будут отработаны новые механизмы управления финансовыми потоками, принципы подбора и подготовки персонала, создана целостная нормативно-правовая база сферы школьного питания.

Ниже представляем вашему вниманию областную целевую программу по организации школьного питания (приложение).

наверх

Областная целевая программа "Школьное питание в Тамбовской области на 2008–2010 гг."

1. Паспорт программы

Наименование программы

Областная целевая программа "Школьное питание в Тамбовской области на 2008–2010 гг." (далее – программа)

Заказчик программы

Администрация Тамбовской области

Разработчик программы

Управление образования и науки области

Цели программы

Укрепление здоровья детей школьного возраста путем обеспечения качественным сбалансированным питанием.

Создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации

Задачи программы

Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных образовательных учреждений.

Внедрение механизмов частно-государственного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области.

Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля за качеством реализуемой продукции.

Повышение квалификации кадров системы школьного питания

Сроки и этапы реализации программы

2008–2010 гг.

1 этап (2008 г.) – разработка проектно-сметной документации и начало строительства комбината школьного питания.

2 этап (2009 г.) – формирование кадрового потенциала сферы питания; завершение строительства комбината школьного питания, переоснащения школьных пищеблоков и столовых, реконструкции школьных базовых столовых.

3 этап (2010 г.) – организация стабильного функционирования основной инфраструктуры системы школьного питания

Объемы и источники финансирования программы

Финансирование программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

Общий объем финансирования составляет 348 024 400 руб., в т. ч:

2008 г. – 126 198,1 тыс. руб.;

2009 г. – 128 499,9 тыс. руб.;

2010 г. – 93 326,4 тыс. руб.

2. Обоснование проблемы и ее решение программно-целевыми методами

Улучшение здоровья детей – необходимое условие обеспечения будущего нации.

Здоровое питание в детском и подростковом возрасте способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию, увеличивает адаптационные возможности организма, оказывает существенное влияние на формирование и состояние здоровья человека на протяжении всей последующей жизни.

Особое значение приобретает правильное школьное питание в связи с тем, что в последнее время дети проводят в школе все больше времени при весьма интенсивном характере процесса обучения.

Однако в этой сфере имеется ряд отрицательно воздействующих факторов, негативных тенденций.

Существующая система организации питания является экономически невыгодной, трудно управляемой и контролируемой.

Горячим питанием в области охвачено только 67,5% школьников. Не имеют столовых 25% школ области, 73% пищеблоков школ работают на сырье, не имея для этого достаточного набора помещений. Около 19,9% школ имеют только буфеты. Неуклонно возрастает общая тенденция к замене горячего питания буфетной продукцией. Непривлекателен вид обеденных залов ряда школьных столовых, особенно низок уровень организации питания школьников в сельской местности.

Рацион питания школьников оставляет желать лучшего. Не уделяется должного внимания научным рекомендациям, не выдерживаются принципы сбалансированности, не обеспечиваются потребности школьников в пищевых веществах, макро­ и микронутриентах. Объясняется это тем, что меню составляется с учетом главным образом стоимости продуктов питания, а не потребностей ребенка.

Недостаточное потребление белков, витаминов, аминокислот, микроэлементов отрицательно сказывается на показателях физического развития детей, способствует возникновению
у них обменных нарушений, хронических заболеваний.

В структуре заболеваний продолжает расти удельный вес болезней желудочно-кишечного тракта, костно-мышечной системы, крови, эндокринной системы, обмена веществ. В 2007 г. количество детей до 14 лет с заболеваниями органов пищеварения возросло по сравнению с 2004 г. в 1,2 раза, число страдающих ожирением увеличилось в 1,7 раза. У 50% детей и подростков понижены иммунитет, адаптация к изменениям окружающей среды.

Значительное количество воды, употребляемой в школах, не соответствует санитарным нормам по причине неудовлетворительного состояния водопроводных систем. Высокое содержание в воде хлора и его соединений провоцирует респираторно-вирусные заболевания, пневмонию, гастриты, а также, предположительно, – онкологические заболевания.

Устаревшая материально-техническая база и высокая степень износа технологического оборудования школьных пищеблоков не позволяют достигнуть необходимых санитарных и технологических показателей при производстве продукции. По данным мониторинга, проводимого управлением образования и науки области, требуют проведения капитального ремонта 8% пищеблоков школьных столовых. Не оборудованы системой водоснабжения 12,6% школьных пищеблоков, 10% не имеют канализации. Холодильное, тепловое и технологическое оборудование в 25% школьных столовых эксплуатируется уже более 20–25 лет и требует полной замены.

Недостаточно высок уровень квалификации специалистов, занятых в сфере школьного питания.

В настоящее время финансирование школьного питания осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, родительских средств. Однако низкий уровень материального достатка многих семей не позволяет родителям не только оплачивать питание детей в образовательных учреждениях, но даже обеспечивать их полноценным питанием дома. Необходимо совершенствование схем финансирования школьного питания, оптимизация затрат, минимизация производственных издержек.

Анализ данных проблем позволяет сделать вывод о назревшей необходимости системных действий, применения эффективных, согласованных механизмов преодоления сложившейся ситуации.

Использование программно-целевого метода в данном случае обусловлено комплексным характером поставленных задач, необходимостью координации действий органов государственной власти области, исполнительных органов муниципальных образований, учреждений и организаций, общественности.

Программа развития питания должна стать организационной основой проведения государственной политики в данной сфере. Необходимо сформировать эффективную систему школьного питания с современной материально-технической базой, внедрением новых технологий производства, форм и методов обслуживания, совершенствовать работу сельских общеобразовательных учреждений по самообеспечению сельскохозяйственными продуктами, усилить контроль качества и безопасности продуктов.

В условиях реформирования бюджетного процесса реализация программы позволит обеспечить смещение акцентов с управления расходами на управление результатами, решение проблем на основе рационального использования имеющихся финансовых, материальных, кадровых и иных ресурсов.

Принятие и реализация данной программы является необходимым условием участия региона в федеральных целевых программах, конкурсах, условием сотрудничества с Минобрнауки России, Рособразованием, Институтом питания РАМН, АНО "Институт отраслевого питания" по вопросу организации школьного питания.

3. Цели и задачи программы

Целями программы являются:

  • укрепление здоровья детей школьного возраста путем обеспечения их качественным сбалансированным питанием;
  • создание рациональной, экономически эффективной системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области, основанной на принципах централизации и индустриализации.

Цели программы многокомпонентны, их достижение обеспечивается решением следующих задач:

  • обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений;
  • внедрение механизмов частно-государственного партнерства, направленного на комплексную модернизацию материально-технической базы школьного питания, реконструкцию и переоснащение школьных базовых столовых, пищеблоков, использование новых современных технологий приготовления пищевой продукции для общеобразовательных учреждений области;
  • создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля качества реализуемой продукции;
  • повышение квалификации кадров системы школьного питания.

Реализация программы рассчитана на 3 года и реализуется в 3 этапа.

1-й этап (2008 г.) – организационный, предполагает формирование: основных подходов к комплексной модернизации материально-технической базы школьного питания; научно-методического обеспечения; выстраивания механизмов частно-государственного партнерства и новой модели управления системой школьного питания. На этом этапе разрабатывается проектно-сметная документация и начинается строительство комбината школьного питания.

2-й этап (2009 г.) – внедренческий, предполагает современное научно-методическое и медико-биологическое обеспечение, формирование кадрового потенциала сферы питания, завершение строительства комбината школьного питания, переоснащение школьных пищеблоков, столовых, реконструкцию школьных базовых столовых.

3-й этап (2010 г.) – завершающий, предполагает организацию стабильного функционирования основной инфраструктуры системы школьного питания.

4. Система программных мероприятий

Разработка мероприятий программы проводилась представителями органов государственной власти области и заинтересованных некоммерческих организаций на основе анализа сложившейся ситуации, возможностей оптимального и своевременного решения существующих проблем.

Программные мероприятия

Мероприятие

Источники финансирования

Финансовые затраты на реализацию (тыс. руб.)

Сроки выполнения

Показатели эффективности

Ответственные исполнители

Всего

В т. ч. по годам

2008

2009

2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1. Обеспечение питанием отдельных категорий обучающихся

Обеспечение горячим питанием обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений

Област­ной бюджет

129 057,5

40 327,5

42 933,9

45 796,1

Весь период

Количество обучающихся, нуждающихся в государственной поддержке, обеспеченных горячим питанием

Управление образования и науки области

Обеспечение горячим питанием обучающихся из многодетных семей в рамках Закона области
"О мерах по социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области"

То же

117 566,9

36 570,6

39 166,0

41 830,3

То же

Количество обучающихся из многодетных семей, обеспеченных горячим питанием

Управление труда и социального развития области

2. Комплексная модернизация материально-технической базы школьного питания

Разработка экспериментального проекта и программы комплексной модернизации системы питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

Област­ной бюджет

1320

1320

2008 г.

Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием

Управление образования и науки области

Строительство
и оснащение оборудованием комбината школьного питания

То же

80 000

40 000

40 000

2009 г.

То же

Управление инвестиций области

Ремонт школьных базовых столовых

–"–

3000

3000

2010 г.

Количество отремонтированных школьных базовых столовых

Управление образования и науки области

Обеспечение пищеблоков образовательных учреждений современным технологическим оборудованием

Област­ной бюджет

2000

2000

2010 г.

Количество пищеблоков, оснащенных современным технологическим оборудованием

Управление образования и науки области

Обеспечение управления реализацией экспериментального проекта комплексной модернизации системы питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях Тамбовской области

То же

6200

2500

3700

2008–2009 гг.

Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием

То же

Разработка бренда предприятия – организатора школьного питания, дизайн­проекта школьных столовых

–"–

30

30

2008 г.

То же

–"–

Разработка проектно­сметной документации на строительство комбината школьного питания

–"–

3500

3500

2008 г.

–"–

–"–

Формирование уставного фонда Тамбовского областного государ­ственного унитарного предприятия Учебно-производственный центр "Комбинат школьного питания"

–"–

–"–

–"–

3. Создание новой модели управления системой школьного питания, совершенствование форм и методов контроля качества реализуемой продукции

Научно-методическое и медико-биологическое обеспечение модернизации сферы школьного питания

Област­ной бюджет

300

100

100

100

Весь
период

Количество обучающихся, обеспеченных качественным горячим питанием

Управление образования и науки области

Создание системы производственного контроля качества и безопасности сырья и вырабатываемой пищевой продукции, оборудование пищевой технологической лаборатории

Област­ной бюджет

1300

200

1050

50

Ежегодно

Снижение количества школьников, имеющих заболевания системы пищеварения

Управление образования и науки области

Проведение мониторинга организации питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях области

То же

150

50

50

50

То же

То же

То же

Создание условий для обследования состояния здоровья обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений области

–"–

900

500

200

200

–"–

–"–

–"–

Проведение исследований влияния сбалансированного питания на основные параметры здоровья детей школьного возраста

–"–

1300

300

1000

2008–2009 гг.

Количество школьников, прошедших обследование

Управление здравоохранения области

4. Повышение квалификации кадров системы школьного питания

Повышение квалификации работников системы школьного питания

Област­ной бюджет

600

200

200

200

Ежегодно

Количество работников системы школьного питания, прошедших курсы повышения квалификации

Управление образования и науки области

Организация областных мероприятий (тематических семинаров со специалистами, конкурсов, круглых столов по обмену опытом и др.)

То же

300

100

100

100

То же

Количество участников областных мероприятий

То же

Итого:

348 024,4

126 198,1

128 499,9

93 326,4

5. Обоснование ресурсного обеспечения программы

Финансирование программы производится за счет средств областного бюджета.

Общий объем финансирования программы составляет 348 024,4 руб.

Планируется следующее распределение объемов ассигнований, выделяемых на планируемые мероприятия:

Год

Областной бюджет (тыс. руб.)

Всего
за год
(тыс. руб.)

Управление труда и социального развития области

Управление образования и науки области

Управление инвестиций области

Управление здравоохранения области

2008

36570,6

49327,5

40000,0

300,0

126198,1

2009

39166,0

48333,9

40000,0

1000,0

128499,9

2010

41830,3

51496,1

93326,4

Итого:

117566,9

149157,5

80000,0

1300,0

348024,4

В ходе реализации программы в качестве основы будут использованы уже существующие, а также созданы новые организационные структуры, подготовлены квалифицированные кадры, направлены технические, материальные средства для создания единой системы организации питания обучающихся общеобразовательных учреждений области.

6. Механизм реализации программы

Государственным заказчиком программы является администрация Тамбовской области.

Выполнение поставленных в программе задач предполагает реализацию целостного комплекса мероприятий, составляющих функциональное единство. Исполнение программы осуществляется на основе развития конкурентных начал, информационной открытости, прозрачности финансирования.

Реалистичность достижения целей программы основана на организации конструктивного взаимодействия и сотрудничества администрации Тамбовской области с Минобрнауки России, Рособразованием, Институтом питания РАМН, АНО "Институт отраслевого питания" по вопросу организации школьного питания.

Особое внимание будет уделяться использованию научного потенциала г. Мичуринска – наукограда РФ, внедрению разработанных в рамках проводимых фундаментальных исследований эффективных технологий производства новых видов продуктов питания оздоровительного, лечебно­профилактического, функционального назначения, продуктов питания длительного хранения, переработки плодов, ягод и овощей, обеспечивающих полную сохранность их питательной ценности.

Реализация программных мероприятий предполагает следующее:

  1. Разработчик программы (Управление образования и науки области) разрабатывает конкретные мероприятия с указанием сроков, форм и методов их проведения, определяет непосредственных исполнителей, источники финансирования.
  2. В реализации программы участвуют органы государственной власти, органы местного самоуправления, образовательные учреждения, общественные организации.
  3. Исполнители мероприятий несут ответственность за своевременную реализацию, успешное решение поставленных задач, рациональное и целевое использование выделенных средств в соответствии с действующим законодательством.

Координацию действий по реализации программы на уровне администрации области осуществляет межведомственная рабочая группа, включающая представителей Управления инвестиций области, Управления образования и науки области, Управления по развитию перерабатывающей промышленности области, Управления по развитию промышленности и предпринимательства области, Управления здравоохранения области, территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области, научной общественности, муниципальных объединений.

Общий контроль за реализацией программы осуществляет областная Дума и администрация Тамбовской области, которые уточняют целевые индикаторы по программным мероприятиям, механизм реализации программы и состав ответственных исполнителей.

Мониторинг эффективности выполнения программы осуществляет Управление образования и науки области.

Ежеквартально и по итогам за год в Управление экономической политики администрации области представляется справка о ходе реализации программных мероприятий, информация о финансировании программы в целом и по отдельным ее мероприятиям с разбивкой по источникам финансирования, данные о достижении целевых индикаторов программы.

Информация по итогам квартала представляется в срок до 15­го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Информация по итогам года представляется в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Управление образования и науки области на основании представленных отчетов обобщает (ежеквартально – до конца месяца, следующего за отчетным периодом; ежегодно – до 1 апреля года, следующего за отчетным) и представляет заместителю главы администрации области (по компетенции) информацию о ходе финансирования, ходе выполнения и эффективности реализации программы.

При отсутствии финансирования мероприятий программы государственный заказчик и ответственные исполнители вносят предложения об изменении сроков их реализации либо снятии их с контроля.

Исполнители несут ответственность за некачественное и несвоевременное выполнение мероприятий, нецелевое и нерациональное использование финансовых средств в соответствии с действующим законодательством.

Ход и результаты реализации программы освещаются в средствах массовой информации.

7. Оценка эффективности реализации программы

В качестве наиболее значимых результатов реализации программы рассматривается:

  • индустриализация и технологизация системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современного оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов и полуфабрикатов высокой степени готовности;
  • создание целостной инфраструктуры системы школьного питания в области;
  • обеспечение высокого уровня профессиональной подготовки кадров для сферы питания;
  • внедрение современных научных достижений;
  • создание принципиально новой модели управления системой организации школьного питания, совершенствование форм и методов ее функционирования.

Оценка эффективности реализации программы определяется на основе использования системы целевых индикаторов, отражающих степень обеспеченности обучающихся общеобразовательных школ области качественным сбалансированным питанием, содержательный и организационный характер данного процесса.

Все целевые индикаторы достоверны и доступны для определения, а также сопоставимы с целевыми индикаторами, утвержденными в программе социально­экономического развития области, в федеральных программах.

Целевые индикаторы

Единица
измерения

Показатели 2007 г.

Динамика

2008 г.

2009 г.

2010 г.

1

2

3

4

5

6

Количество обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, обеспеченных качественным горячим питанием, в т. ч.:

  • количество обучающихся, нуждающихся в государственной поддержке, обеспеченных горячим питанием
  • количество обучающихся из многодетных семей, обеспеченных горячим питанием

чел.

43 532

34 552

8980

43 645

34 655

8990

43 750

34 750

9000

43 850

34 800

9050

Количество обучающихся муниципальных общеобразовательных учреждений, имеющих заболевания системы пищеварения

чел.

8652

8778

8500

7700

Количество отремонтированных школьных базовых столовых

шт.

25

40

70

Количество пищеблоков муниципальных общеобразовательных учреждений, оснащенных современным технологическим оборудованием

шт.

15

40

70

Количество работников системы школьного питания, прошедших курсы повышения квалификации

чел.

60

120

180

Количество участников областных тематических мероприятий

чел.

50

110

180

наверх

Н.Г. Астафьева,
д-р пед. наук, нач. Управления образования и науки Тамбовской области,

Л.А. Голубева,
зам. нач. Управления образования и науки Тамбовской области

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль