Родительский клуб в ДОУ

21401

Сотрудничество с семьей является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Для того чтобы родители стали активными помощниками педагогов, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Клуб – наиболее подходящая для этого форма работы, позволяющая установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детсада и родственников воспитанников.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ.

Для многих коллективов дошкольных учреждений актуальным стал поиск таких форм и методов работы, которые позволят учесть потребности мам и пап, будут способствовать активизации родительской позиции.

Родительский клуб ДОУ: положения и план работы, цели и задачи

В МДОУ "Детский сад № 209" г. Перми отдали предпочтение такой форме работы, как Клуб заботливых родителей (далее – Клуб). Специфика дошкольного учреждения заключается в том, что детсад небольшой, всего четыре группы, поэтому есть возможность организовывать общение на разных уровнях практически с каждым родителем. Он позволяет сделать это общение более целенаправленным, а, следовательно, и более эффективным.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительность – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании дошкольника, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию.

Исходя из этого, план работы родительского клуба в ДОУ должен отображать цели системы личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с малышами путем организации единого образовательного пространства в ДОУ и семье.

Поскольку данная работа осуществлялась в рамках проекта, перед коллективом были поставлены следующие задачи:

Работа над проектом проходила в несколько этапов. Целью первого этапа стало выявление социально-психолого-педагогических проблем в семьях.

Положительное взаимодействие с матерями и отцами достигается на основе личностно-ориентированного, индивидуального подхода с учетом конкретных запросов семьи и проблем развития и обучения дошкольника. Поэтому особое внимание уделялось изучению семейной среды, условий воспитания и развития дошкольников.

Для этого использовались следующие методы: наблюдение, анкетирование, беседы, тестирование, проектные методики, изучение продуктов детской деятельности. Исследование выявило психолого-педагогическую некомпетентность родителей в вопросах воспитания и развития малышей. Также были отмечены нарушения личностной и эмоциональной сферы как дошкольников, так и их родственников, сложности построения взаимоотношений с микро­ и макроокружением.

Механизм основания родительских клубов в детском саду

После подведения итогов исследования начался второй этап, целью которого стало создание механизма работы родительского объединения в детском саду. В настоящее время он действует в режиме систематического функционирования, т. е. заседания проводятся не реже одного раза в месяц, имеет свою эмблему и девиз – "Где нет воодушевления, там нет и воспитания".

В рамках сообщества проходят семинары, деловые игры, диспуты, дискуссии, встречи "Наши гости", "Круглый стол". Для коррекции детско-родительских отношений организуются тренинги, практические занятия совместно с малышами. В качестве примера в статье представлены тренинговые игры и упражнения, направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений (из цикла тренинговых занятий).

Популярностью среди воспитателей и родителей пользуется такая форма работы, как презентация семейного опыта. В клубных рамках прошли заседания: «Семь "Я"», посвященное семейным традициям, "Моя семья – минута славы", представляющее собой презентацию семейной творческой деятельности. Среди семейных конкурсов и праздников наибольшей популярностью пользуются спортивные мероприятия, например, "Здоровей-ка в гостях у детей", "Банные сражения", "Семейные старты". Участие в таких мероприятиях помогает мамам и папам активизировать воспитательные навыки, у них появляется вера в собственные педагогические возможности.

Важно отметить, что все мероприятия строятся с учетом уровня образования и родительской культуры. Каждое заседание заканчивается индивидуальной или коллективной рефлексией, направленной на получение обратной связи.

Всем участникам заседания предлагается ответить на вопросы:

  • какое открытие они для себя сделали в ходе занятия?
  • какие чувства вызвало то или иное упражнение?

Родственников воспитанников ДОУ просят продолжить фразу: "Я узнала о своем ребенке, что…" либо "Выражение своих чувств вслух – это…" и т. д.

Активное участие в клубной работе принимают педагоги и специалисты ДОУ: педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, медицинская сестра. Обеспечивается тесное сотрудничество с общественными организациями города – Центром природного оздоровления, Детской поликлиникой № 15, Уполномоченной службой по опеке и попечительству и др.

Ежемесячно выпускается газета "Семейные новости", информирующая о том, что происходит в детском саду, какие мероприятия организуются в клубных рамках. Наибольшей популярностью пользуется страничка "Шпаргалка для родителей", которая представляет собой советы-подсказки, помогающие выбрать верное поведение в той или иной ситуации, связанной с воспитанием дошкольников. Темы публикаций выбираются по запросу: "Роль отца в воспитании ребенка", "Если в семье появился еще один ребенок", "Родителям о гиперактивных детях", "Агрессивность дошкольников" и др. Пример такой шпаргалки представлен ниже.

Информация о работе родительского клуба в детском саду, основные его задачи, содержание и принципы деятельности представлены на специально оформленном стенде.

Подготовлен также рекламный буклет, который знакомит с клубной работой, иллюстрирует формы заседаний и отражает их результативность. Он распространяется среди родственников воспитанников, недавно поступивших в ДОУ.

Для повышения активности семей воспитанников и более целенаправленного взаимодействия используются красочно оформленные пригласительные билеты. В качестве морального стимулирования отличившимся отцам и матерям направляются благодарственные письма с логотипом детского сада.

Итоги работы родительского клуба ДОУ

Итоги работы заслушиваются на заседании медико-психолого-педагогической комиссии дошкольного учреждения, на итоговом педагогическом совете ДОУ.

Так, результаты психолого-педагогической диагностики родительского контингента ДОУ на конец учебного года показывают следующие изменения:

  • повышается родительская психолого-педагогическая культура;
  • расширяется и восстанавливается воспитательный потенциал семьи;
  • родители активно включаются в процесс социального воспитания;
  • устанавливаются партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: воспитанниками ДОУ, родственниками воспитанников и воспитателями;
  • семья становится активной социальной системой.

В целом, общение в непринужденной, эмоционально насыщенной обстановке способствует сближению педагогов, отцов, матерей и детей. Беседа за чашкой чая, легкий музыкальный фон, атмосфера игры – все это содействует эмоциональному раскрепощению, дает возможность открыто высказывать собственное мнение, делиться успехами и трудностями семейного воспитания. Мамы и папы видят собственного малыша в другой обстановке, наблюдают его общение со сверстниками и педагогами, открывают в нем новые черты и способности. Совместная деятельность сближает мам, пап и их малышей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Положения и план работы родительского клуба ДОУ «Клуб заботливых родителей»

1. Общие положения

1.1. Отношения между МДОУ "Детский сад № 209" (далее – ДОУ) и Клубом заботливых родителей (далее – Клуб) регламентируются родительским договором и Положением о Клубе заботливых родителей, которым определяются права и обязанности сторон.

1.2. Правовой основой деятельности Клуба являются:

  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266­1 "Об образовании";
  • Типовое положение "О дошкольном образовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 № 666;
  • Типовое положение "Об общеобразовательном учреждении", утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;
  • Типовое положение "Об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста", утв. постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 № 1204;
  • Устав ДОУ;
  • родительский договор.

1.3. В его состав входят участники оздоровительного и образовательного процессов, мамы и папы (законные представители воспитанников) и другие лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии дошкольного учреждения.

1.4. Руководство работой клубной организации осуществляет педагог-психолог ДОУ.

2. Цель

2.1. Создание системы личностно-ориентированного взаимодействия малышей и взрослых через организацию единого образовательного пространства ДОУ и семьи.

3. Задачи

Основными задачами родительского клуба в детском саду являются:

3.1. Повышение психолого-педагогической культуры родителей.

3.2. Приобщение членов семьи к участию в жизни ДОУ путем поиска и внедрения наиболее эффективных форм работы.

3.3. Расширение и восстановление воспитательного потенциала семьи.

3.4. Активное включение отцов и матерей в процесс детского социального воспитания.

4. Организация работы

4.1. Деятельность Клуба осуществляется в соответствии с годовым планом ДОУ.

4.2. Клубная работа организуется с учетом возраста воспитанников ДОУ.

4.3. Клубные заседания проводятся не реже одного раза в месяц и по мере необходимости.

4.4. Клубные решения для сотрудников и родителей носят рекомендательный характер.

4.5. Руководитель:

  • составляет план работы;
  • оформляет материалы заседаний (срок хранения три года);
  • организует деятельность участников;
  • информирует членов о предстоящих мероприятиях.

4.6. Срок деятельности родительского объединения не ограничен.

5. Права и обязанности сторон

5.1. Деятельность сообщетсва осуществляется на добровольной основе.

5.2. ДОУ предоставляет помещение для клубных заседаний.

5.3. Участники сообщества имеют право давать рекомендации, выступать с предложениями.

План работы семейных клубов в детском саду

Таблица
Скачать в .docx

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Категория участников

Предполагаемый результат

Продукт деятельности

Анкетирование с целью выявления запросов по организации работы семейного клуба в детском саду и успешного опыта воспитания

Май, сентябрь

Педагог-психолог, педагоги групп

Все родители

Выявление запросов по организации работы семейного клуба в детском саду и успешного опыта воспитания

Анкеты

Совместное мероприятие "Давайте познакомимся"

Октябрь

Заместитель заведующего по УВР, Педагог-психолог, педагоги младшей группы

Родители воспитанников младшей группы, педагоги, воспитанники ДОУ

Улучшение микроклимата в группе

Сценарий

Семинар-практикум "Роль семьи в подготовке детей к школе"

Октябрь

Педагог-психолог, заместитель заведующего по УВР

Мамы и папы выпускников, воспитанников подготовительной группы, учитель начальных классов

Повышение уровня осведомленности

Разработки по теме семинара-практикума

Занятия с элементами игровой терапии

В течение года

Педагог-психолог

Родители, испытывающие трудности в общении с малышами

Улучшение детско-родительских отношений

Разработки по теме занятия

Совместное мероприятие "День рождения Клуба"

Ноябрь

Заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог

Родственники, дошкольники, педагоги

Улучшение детско-родительских отношений, микроклимата

Сценарий

Семинар-практикум

"Речевое дыхание – правильная и хорошо звучащая речь"

Ноябрь

Учитель-логопед

Родители воспитанников средней и старшей групп

Повышение педагогических знаний и умений

Конспекты

Групповая дискуссия "Нужны ли наказания?" с участием социального педагога ЦППМСП

Декабрь

Социальный педагог

Родители дошкольников "группы риска"

Повышение правовой культуры

Конспект

Практическое занятие "Игры, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы"

Январь

Педагог-психолог

Матери и отцы с малышами, имеющими нарушения социально-эмоциональной сферы

Коррекция эмоционального благополучия малышей и детско-родительских отношений

Разработки по теме занятия, картотека игр

Семинар-практикум "Влияние театрализованных представлений на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста"

Февраль

Музыкальный руководитель

Все желающие

Повышение уровня осведомленности

Разработки по теме семинара-практикума

Практическое занятие "В дружбе с природой и самим собой". Семинар-практикум "Речедвигательная гимнастика"

Март

Инструктор по ФИЗО, Учитель-логопед

Родители с воспитанниками старшей и подготовительной групп

Ознакомление мам и пап со здоровьеохранительным аспектом природы. Повышение педагогических знаний

Конспекты

Круглый стол "Презентация опыта семейного воспитания". Итоги работы

Апрель

Заместитель заведующего по УВР, Педагог-психолог

Творческая группа родителей

Распространение опыта семейного воспитания, подведение итогов

Разработки по теме круглого стола

Тренинги, которые можно провести в родительском клубе ДОУ

Тренинговые игры и упражнения , направленные на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений

Упражнение "Кто здесь собрался?"

Каждый родитель по кругу придумывает свой вариант ответа на вопрос "Кто здесь собрался?".

Упражнение "Сделай комплимент"

Задача упражнения – сделать комплимент сидящему рядом участнику, как если бы это был малыш. При этом нельзя повторять слова.

Вопрос для анализа: "Удалось ли вам сделать комплимент, обращаясь к крохе, а не ко взрослому?".

Упражнение "Угадайте, какую игрушку выбрал бы ваш малыш"

Родителям предлагается выбрать из набора игрушек, куда входят куклы, настольно-печатные игры, мяч, скакалка, машина, музыкальная игрушка и т. д., ту, с которой больше всего любит играть их ребенок. Они поясняют свой выбор.

Игра "Войди в круг"

Родители встают в круг, крепко держатся за руки и представляют, что они – дети. Один остается за кругом – это взрослый. Его задача – убедить дошкольников впустить его в круг. Для этого нужно подобрать верный тон общения и нужные слова.

Вопросы для анализа:

  • Что вы испытывали, выполняя это задание?
  • Легко ли было войти в круг?

Упражнение "Угадай, чьи эти руки"

Один из участников выходит в центр круга и закрывает глаза, остальные по одному подходят к нему и кладут руки на его ладони. Задача участника – угадать, чьи эти руки. Таким образом формируются две группы: мягкие и строгие мамы и папы. Затем основной участник объясняет, на какие признаки он ориентировался и совпали ли его тактильные ощущения с тем, что он потом увидел.

Упражнение дает участникам группы прекрасный повод для обратной связи: каждый из них может узнать, как он воспринимается в качестве родителя по первому впечатлению.

Упражнение "Мне кажется, в детстве ты был(а)…"

Участники бросают мяч друг другу со словами: "Мне кажется, в детстве ты был(а)…". В ответ каждый может согласиться или опровергнуть высказывание.

Второй вариант: "Я думаю, в детстве ты мечтал(а)…". Здесь участники тренинга могут сами о себе говорить, о чем они мечтали раньше или какими были тогда.

Это упражнение способствует погружению членов группы в детское эго-состояние.

Игра "Какой он – мой ребенок"

Задача игры определить, каким видят своего ребенка матери и отцы. Для этого каждый из них обводит контур руки, на изображении каждого пальца пишет по букве имени малыша. Затем родственникам предлагается расшифровать буквы, назвать качества характера крохи, начинающиеся на данную букву. В центре ладони можно изобразить символ, кем он является в семье.

Чаще всего даются положительные характеристики, что позволяет видеть в ребенке положительные качества, тем самым настраивать его на успех. Также игра наводит родителей на определенные выводы о сформированности личности малыша.

Упражнение "Поводырь"

Родители разбиваются на пары. Одному из играющих завязываются глаза – он слепец. Второй, поводырь, начинает медленно передвигаться по помещению, ведя за собой напарника и обходя препятствия. Упражнение выполняется 3–5 мин, затем пары меняются ролями.

Упражнение "Моя любимая игрушка"

Мамы и папы вспоминают их любимую игрушку: как называлась и где она сейчас.

Вопрос для анализа: "Какие чувства вызвали воспоминания?".

Упражнение "Закончи предложение"

Воспитатель начинает предложение, а родственники малыша по очереди его продолжают. Упражнение дает возможность поделиться друг с другом опытом воспитания ребенка.

Пример:

Общение с ребенком – это…

Родители через диалог с ребенком дают ему почувствовать…

Упражнение "Семейные заповеди"

Мамы и папы составляют список семейных заповедей, обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, которых придерживаются все члены семьи. Каждый зачитывает этот список.

Данное упражнение позволяет сравнить свои представления о семейной жизни с представлениями других.

Вопрос для анализа: "Какие заповеди вас удовлетворяют, а какие нет?"

Упражнение "Подарок"

Родители по очереди и при помощи невербальных средств дарят подарок своему соседу. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил.

Родительский клуб ДОУ: шпаргалка для мам и пап

Если вам не нравятся черты характера вашего ребенка. Для начала вспомните свое детство. Вашим папам и мамам все нравилось в вас? Что они делали? Что вы чувствовали? Как вы к этому относились? Подумайте, не повторяете ли вы ошибок ваших отцов и матерей?

Как решить проблему:

  • Пожалуйста, действуйте осторожно, не тревожа ребенка, пока сами не разберетесь в причинах своего неудовольствия или тревоги.
  • Обдумайте, какие именно черты вам не нравятся, понаблюдайте за ребенком – как, в каких ситуациях они проявляются, быть может, вы какими­то своими действиями провоцируете его на эти негативные проявления.
  • Попробуйте взглянуть на эти не устраивающие вас черты иначе. Например, ребенок "упрямый, настырный". Если причина упрямства – не вы, то посмотрите, как эти качества проявляются в самостоятельной деятельности малыша: возможно, приняв решение, он обязательно выполняет его; начав дело, доводит его до конца, несмотря на внешние помехи (вы требуете, чтобы он немедленно шел обедать). Нет ли здесь положительных черт?
  • "Обратной стороной медали" могут оказаться такие черты, которые желательны или компенсируются другими особенностями ребенка. Например, дошкольник, на взгляд семьи, очень несобран, неаккуратен с вещами. Более внимательный взгляд на поведение малыша может открыть возможную причину этих явлений – у него буйная фантазия, он все время что-­то придумывает, а беспорядок – следствие развитого воображения в большей степени, чем прямая неаккуратность.
  • Самое главное: постарайтесь увидеть лучшие черты личности своего ребенка, осознайте их значимость и ценность. Дайте возможность малышу знать и чувствовать это. Способствуйте развитию сильных сторон характера, это придаст дошкольнику уверенность, желание измениться в лучшую сторону.

Если вы не уверены в возможностях малыша

  • Иногда папам и мамам кажется, что дети друзей и соседей более развиты, более самостоятельны. Иногда вызывает сомнение успешность ребенка в занятиях математикой или рисованием, в играх со сверстниками. Пугает перспектива обучения в школе и возможного визита к специалистам.
  • Как предотвратить проблему:
  • Постарайтесь точно определить, чем вызваны ваши сомнения: не полагайтесь только на свое субъективное мнение, спросите об этом других членов семьи, воспитателей.
  • По возможности понаблюдайте несколько раз за действиями ребенка в той сфере, которая вызывает ваше сомнение, и обязательно за его деятельностью в целом, постарайтесь записать то, что видите.
  • Вернитесь к вашим первоначальным определениям и дайте себе искренний ответ: это настоящая проблема ребенка или результат вашей гипертревожности.
  • Чаще инициируйте разговоры с воспитателями о текущей ситуации в развитии, перспективах, особенностях, потребностях ребенка: это позволит раньше выявить проблему, если она действительно есть.

Как справиться с проблемой, если она уже есть:

  • Помните, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку быстрее, чем прозвучит слово, и ваша неуверенность может стать причиной его неуспеха.
  • Постарайтесь избавиться от высказываний типа: "У тебя не получится", "Ты не сумеешь".
  • Замените их конструктивными фразами: "Ты решил помыть посуду? Прекрасно. С чего ты начнешь?"; "Ты пробовал построить башню из книг, и она рассыпалась? Давай попробуем теперь из кубиков. Какой ты положишь первым?"
  • Никогда не позволяйте себе и другим упражняться в диагнозах вашему ребенку. Все крохи развиваются в своем темпе, по своей траектории.
  • Если вы видите, что чем-то ребенок отличается от других, найдите его сильные стороны, посмотрите, что можно исправить, подчеркивая положительные черты его характера.
  • Не пугайтесь визита к специалисту, если это действительно необходимо.

Законы семейных клубов в детском саду

  • Здесь принимают активное участие искренние и надежные люди – заботливые мамы и папы.
  • Ради любви ребенка к семье учимся любить его и постоянно работать над собой.
  • Каждый независимо от возраста имеет свою точку зрения.
  • Главная оценка в жизни человека – это самооценка.
  • Учимся слушать и слышать друг друга в семейном клубе в детском саду, дома, на улице.
  • Приумножаем любовь в мире: учим любить себя, малышей, ценить семью.
  • Дорожим сообществом: работая на себя, повышая его авторитет.

Опыт создания родительского клуба в детском садубыл представлен на региональной научно-практической конференции ПКИПРО "Опыт и перспективы внедрения краевой модели ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства в образовательных учреждениях" и на методическом объединении заместителей заведующих дошкольных образовательных учреждений.

Статьи на схожие темы вы можете прочитать в журнале "Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения". Подписаться на журнал!

Читать еще про семейные клубы в детском саду:

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль