Практикум для родителей "Помоги ребенку управлять своим поведением"

3712
Практикум для родителей

Автор:Викулина Надежда педагог - психологМАДОУ "Центр развития ребенка - Детский сад №111", г. Сыктывкар

Во вторых младших группах родителям детей часто приходится сталкиваться с бурными эмоциональными проявлениями, непослушанием (на фоне кризиса 3-х лет).
В нашем саду мы решили проводить профилактическую работу в этом направлении. Так как зачастую информация в родительских уголках и консультации родителей не несут желаемого результата - родители не чувствуют себя более уверенно, не чувствуют, что поступают правильно в отношении своего ребенка.

В связи с этим мы проводим родительское собрание в виде практикума, где одни родители (менее опытные, менее уверенные в отношении своих детей) могут послушать других родителей, увидеть, что не они одни сталкиваются с данными проблемами, услышать, как другие родители справляются, что предпринимают, как строят общение со своими детьми. Также мы предлагаем родителям немного познакомиться со способами эффективного взаимодействия с детьми и попрактиковаться в их использовании.

Основная цель этого практикума просвещение родителей в вопросе общения с ребенком младшего дошкольного возраста при его негативном эмоциональном поведении.

Перед проведением практикума родителям раздаются анкеты (примерно за 2 недели). Ответы в анкетах используют при составлении заданий для практикума, анализируется просвещенность и умения родителей, делаются пометки чему на практикуме надо уделить больше внимания, каковы основные затруднения и ошибки и т.д.Психолог: На сегодняшней встрече мы предлагаем каждому желающему поделиться тем, как он помогает ребенку управлять своим поведением. В заданиях мы использовали ту информацию, которую вы указали в своих анкетах (см. Приложение).

1. ЗНАКОМСТВО.Психолог: Давайте познакомимся. Мы будем передавать друг другу мяч по кругу. Когда мяч у вас в руках необходимо назвать свое имя и пару слов о себе».
Прим: психолог может начать с себя.

2. ОЦЕНКА ПЕД. ПРИЕМОВ.
Перед каждым родителем лежит карточка (см. Приложение).Психолог: Какие на ваш взгляд педагогические приемы и методы наиболее эффективны? Прономеруйте их по степени значимости и прокомментируйте, можно приводя пример (если родители затрудняются в ранжировании, то проранжировать можно по принципу: к чему чаще прибегают, а к чему реже), почему именно так, а не иначе.
Желающий родитель зачитывает, что на какое место поставил и почему, те у кого мнение не совпадает с мнением первого выступившего, зачитывают свой список. Происходит обсуждение, дополнение.

3. РЕШИТЬ СИТУАЦИЮ.
Родителей разбивают на группы по 2 – 3 человека. На каждую группу дается карточка (см. Приложение) с ситуацией плохого (трудного) поведения ребенка, надо придумать как можно больше путей выхода из предложенной ситуации. Каждая подгруппа зачитывает свои решения, происходит коллективное обсуждение (правильности/неправильности, эффективности), дополнения.

4. ЗАМЕНИТЕ ФРАЗУ 1.
Родителей разбивают на группы по 2 – 3 человека. Расказывается о важности умения высказывать не обвинения, а свое отношение, отношение окружающих к конкретному поступку. Умения отходит от развешивания ярлыков в общении с ребенком. Об использовании Ты-высказываний и Я-высказываний.

Психолог: Необходимо заменить прямую негативную оценку поведения ребенка на форму обращения, которая бы вызвала у ребенка наименьшую психологическую самозащиту и наибольшее желание изменить свое поведение. Придумайте как можно больше таких фраз. Например: вместо – какой же ты неряха, не умеешь есть аккуратно; пожалуйста, будь поаккуратнее, мне неприятно, когда детки так грязно едят.

Каждая подгруппа зачитывает свои фразы, происходит коллективное обсуждение (правильности/неправильности, эффективности), дополнения. Психолог должен обязательно оценить каждую фразу, подправить ее если есть необходимость, что бы она звучала правильно и ее можно было бы использовать.

5. ЗАМЕНИТЕ ФРАЗУ 2.
Необходимо рассказать об эффективности умения использовать замечания, выражения без частицы "не". Обратить внимание родителей на то, как часто в течении дня мы используем подобные фразы (фразы с "не"). Можно зачитать небольшой диалог между мамой и ребенком, где мама бы в своих выражениях постоянно использовала "не"Психолог: "Замените фразу с частичкой "не" на фразу без нее, придумайте как можно больше таких фраз. Например: не балуйся – успокойся, пожалуйста".
Каждая подгруппа зачитывает свои фразы, происходит коллективное обсуждение, дополнения.

ПРИЛОЖЕНИЕ.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ф.И.О. заполнявшего ______________________________________

Ф.И. ребенка _____________________________________________
1. Что в поведении Вашего ребенка Вас не устраивает? ________________________________________________________
2. Какие ситуации провоцируют плохое поведение Вашего ребенка? ________________________________________________________
3. В чем Вы видите причины плохого поведения Вашего ребенка? ________________________________________________________
4. Что Вы предпринимаете для того чтобы изменить поведение Вашего ребенка? ________________________________________________________
5. Какую помощь Вы хотели бы получить от воспитателя и психолога? _________________________________________________________

ОЦЕНКА ПЕД. ПРИЕМОВ.

- Использование примеров из детской литературы, мультфильмов, обсуждение их с ним;
- Специальные игры и инсценировки;
- Показ взрослым во взаимодействии с ребенком этически ценных способов поведения, позволяющих ребенку узнавать о чувствах и переживаниях других в связи с поведением ребенка, его поступками;
- Поругать;
- Использование иллюстративного материала;
- Похвала за хорошее;
- Беседы и убеждения;
- Использование ситуаций взаимодействия ребенка со сверстниками;
- Собственный пример родителей, привлечение личного опыта;
- Наказание.

РЕШИТЬ СИТУАЦИЮ. (используем ответы на 1 - 3 вопрос анкеты + добавляем свои придуманные ситуации)

В магазине ребенок хнычет, требует ему что-нибудь купить.
Во время обеда ребенок встает из-за стола, отказывается есть.
Ребенок отказывается идти в д/с.
Ребенок долго смотрит телевизор и не хочет прекращать.
Ребенок отказывается ложиться спать.
Получая отказ, ребенок начинает пинаться, капризничать, кричать.
Ребенок не выполняет просьб, не слышит их.
Ребенок не убирает свои игрушки.
Ребенок отказывается «заниматься», играть.
Ребенок обижает других детей в д/с или дома. На него жалуются.
Ребенок балуется, бесится, шумит.
Ребенок кричит, громко разговаривает.
Ребенок выдумывает ситуации, в которых его кто-то обидел, ударил, толкнул.

ЗАМЕНИТЕ ФРАЗУ 1. (используем ответы на 4 вопрос анкет + добавляем свои придуманные фразы)

Ты разбросал все свои игрушки!
Ты не умеешь себя вести!
Ты своим поведением мне мешаешь.
Из-за тебя у меня болит голова!
Ты ведешь себя как маленькая лялька!
Ты не заслужил этой покупки!
Ты мои просьбы не выполняешь, я твои – тоже не буду!
Ты плохо себя ведешь, я не буду с тобой играть!
Ты драчун и маленький хулиган!
Ты меня, обманываешь, врун!
Ты нытик и плакса!
Чего ты боишься, ты – трус!

ЗАМЕНИТЕ ФРАЗУ 2.

Не кричи!
Не дерись!
Не разбрасывай игрушки!
Не шали!
Не мешай мне!
Не смотри телевизор!
Не ной (плач)!
Не ври!
Не спорь со мной!
Не шуми!
Не злись!
Не обижай других!



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль