Использование предметных картинок для автоматизации звуков в предложении. Из опыта работы

3601
Использование предметных картинок для автоматизации звуков в предложении. Из опыта работы

Автор : Елена Викторовна Вотякова, учитель-логопед МАДОУ "Детский сад" № 6 г. Пермь

Замечательный педагог К.Д. Ушинский утверждал: "Дайте ребенку картину, и он заговорит". Но практика показывает, что это не всегда так происходит. По мнению С.Л Рубинштейна, Л.В. Эльконина, А.М. Леушиной и других, одним из вспомогательных факторов, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи, является наглядность, при предъявлении которой (или по поводу которой) происходит речевой акт.

Любой логопед, педагог знает, что если ребенок не произносит поставленный звук в предложении и связной речи, значит, работа над звуком еще не завершена. Наша задача состоит не только в том, чтобы ребенок правильно повторял предложения за логопедом, но и сам их придумывал и составлял. А если не умеет этого делать, то научить его.

Почему предметная картинка? Потому что с помощью ее мы можем обогатить, пополнить, систематизировать словарный запас ребенка, закрепить лексические темы и конечно, автоматизировать поставленные звуки в словах и предложениях.

У нас в кабинете логопеда все предложения делятся на реальные и фантастические. Реальные – это те события, которые бывают на самом деле, а фантастические – те события, которых не бывает, а мы придумываем сами.

Хотелось бы отметить, что при составлении предложений по предметной картинке, дети как правило, затрудняются с подбором признаков предметов (прилагательных) и действий (глаголов). Часто они составляют однотипные предложения из двух слов:

Белка прыгает. Большой мяч.
Собака прыгает. Большой арбуз.
Зайчик прыгает. ИЛИ Большой дом.

Чтобы избежать однотипности при составлении предложений, развить и обогатить связную речь детей, всю работу над составлением предложений я разделила на несколько этапов. Это не конечный вариант работы над предложениями и каждый логопед может добавлять что-то свое.

За основу были взяты пособия:

  • Т.Б.Филичева, Н.А. Чевелева. Логопедическая работа в специальном детском саду. Москва, «Просвещение», 1987.
  • Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. - М.: «Гном – Пресс», 1999.
  • Т.А.Ткаченко. Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство-пресс, 2000.
  • Т.А.Ткаченко. Занятия по картинам с проблемным сюжетом для развития связной речи у дошкольника 4-7 лет. Рабочая тетрадь. - М.: Издательство «Ювента», 2007.

Цель: автоматизация звуков в предложении с использованием предметных картинок.Задачи:

  • автоматизировать поставленные звуки в речи;
  • формировать умения составлять предложения с опорой на предметную картинку;
  • расширять, обогащать словарный запас детей;
  • совершенствовать грамматический строй речи;
  • развивать мышление, внимание, память

Предлагается следующий алгоритм работы.

Этапы работы.1. Этап - предварительный .

Игра "Ассоциации" (признаки и действия). Используется для изжития однообразия употребляемых слов, пополнения словаря признаков и действий, предваряя работу над предложением.
Ассоциации признаки Ассоциации действия (Придумай как можно больше слов Придумай как можно больше слов
Скажи какой? какая? (скажи что делает? что делают?какое? какие?)

Например:

Собака большая, маленькая, бежит – бегает, грызет, лает,
бродячая, домашняя, ласкается, кусается, прыгает,
злая, добрая, голодная, дрожит, лижет, злится, рычит
игривая, кусачая

Таким образом, прорабатывается каждая предметная картинка. На занятие мы можем взять 10 – 20 картинок и больше, это зависит от степени успешности ребенка. Так мы учим детей называть, вспоминать и запоминать разные признаки и действия.
Из двух занятий в неделю, мы на одном играем в "Ассоциации признаки", а на другом "Ассоциации действия".2 этап - Предложения с обобщением

Ребенку дается задание – придумать реальные предложения. Взять 2 и более картинки, которые можно объединить одним словом (лексические темы), возможно они сделаны из одного материала или одной формы, цвета, вкуса.

Например:

Р - Карась и осетр это рыбы.
Сорока и ворона это птицы.

Л - Ложка и вилка это столовые приборы.
Ложка и вилка сделаны из металла.
Луна и яблоко желтого цвета.

Если ребенок затрудняется в подборе картинок, то мы помогаем ему, задаем наводящие вопросы.3 этап – описательные предложения

Учим ребенка рассказывать о предмете, персонаже. Называть общие и частные характеристики. Можно задавать наводящие вопросы:

- Кто изображен?
- Чем занят?
- Какая мордочка, хвост, уши, лапки?
- Что на нем одето?
- Какого цвета, формы, величины?

Например: САМОВАР
Это огромный самовар. В самоваре греют воду. Самовар большой и пузатый. Самовар (он) стоит на столе.
В результате составления описательных предложений получается небольшой рассказ.
Если ребенок затрудняется придумать предложения по наводящим вопросам, тогда используем схему вопросов.
Кто? Что делает? Что? Белка грызет орех.
Кто? Что делает? Что? Чем? Девочка рисует дом карандашом.
Кто? Что делает? Что? Чем? Девочка рвет цветы в саду.4 этап – предложения, составленные из предметных картинок, подходящих друг другу по смыслу

Сначала составляются реальные предложения.
Например:

Р - (корова-ромашка) Корова жевала ромашку.
(ручей-рыба) В ручейке плавала рыба.
(кролик-морковка) Кролик грыз морковку.

С - (собака-лиса) Собака гналась за лисой.
(стол-самовар) На столе стоит самовар.

Когда все «похожие» картинки заканчиваются, из остальных предметных картинок дети составляют фантастические предложения, то есть, то чего не бывает, а мы придумали сами. С этим занятием дети справляются с большим интересом. Как они говорят: "Ерунду придумывать проще".

Например:

Р - (Кенгуру-трамвай) Кенгуру едет в трамвае.
(Продавец-ракета) Продавец полетел на ракете в космос.
И тут важно показать ребенку как его фантастические предложения можно переделать в реальные. Можно сказать так: На трамвае нарисована кенгуру.
Продавец продает игрушечные ракеты.

Когда все картинки заканчиваются, мы просим повторить ребенка все составленные предложения. Таким образом, мы закрепляем поставленный звук в словах и предложениях, учим составлять предложения, развиваем память, внимание и мышление.5 этап – готовые предложения (конверты с предложениями)
На конверты наклеиваются составленные ранее предложения, внутрь помещаются предметные картинки. Возможно три варианта игры:

  • 1 вариант – я буду читать предложение, а ты должен догадаться каким словом оно заканчивается и назвать его. Затем в конце игры все слова-картинки еще раз проговариваются.
  • 2 вариант - я буду читать предложение, а ты должен догадаться каким словом оно заканчивается и назвать его. Затем все предложение повторить самостоятельно.
  • 3 вариант – на этапе дифференциации смешиваемых звуков (С-Ш, З-Ж, Л-Р) картинки перемешиваются, что создает дополнительный объем трудности для детей.

Составленные предложения должны быть максимально насыщенны изучаемым звуком.

Автоматизация звука Ж в предложении
1.Женя гладила кукольный жилетик ...УТЮЖКОМ.
2. Жанна срезала грибы...НОЖОМ.
3. Жора пилил доску...НОЖОВКОЙ.
4. В саду поспел сладкий ...КРЫЖОВНИК.
5. Женя и Жанна поймали оранжевого ... ЖУКА.
6. Свинья жуёт ... ЖЁЛУДИ.
7. На лужайке ужинают грибами ... ЕЖИ.

Автоматизация звука ЛЬ в предложении
1. У нашей коровы родился маленький ...ТЕЛЕНОК.
2. Замок мы открывали ...КЛЮЧАМИ.
3. Лиза сварила варенье из ...СЛИВЫ.
4. При сильном ветре с деревьев летят ...ЛИСТЬЯ.
5. Длину карандаша я измерю ...ЛИНЕЙКОЙ.
6. Лена посадила одну ...ЕЛЬ, а Лёня – две ... ЕЛИ.
7. В клетке сидел сильный ... ЛЕВ.
8. Коля и Толя ели спелую ... МАЛИНУ.

Автоматизация звука Ш в предложении
1. У нашего дома красная ...КРЫША.
2. На крыше громко кукарекал ...ПЕТУШОК.
3. Наташа рисует синим ...КАРАНДАШОМ.
4. Бабушка наливала молоко в ...КУВШИН.
5. В нашем доме живёт большая, серая ...КОШКА.
6. Кошка любит сидеть на ...ОКОШКЕ.
7. Маша читает ... КНИЖКУ.
8. Даше купили плюшевого ... МИШКУ.

Автоматизация звука РЬ в предложении
1. Во дворе растет большое раскидистое ...ДЕРЕВО.
2. Римма и Игорь рисуют ...БЕРЁЗЫ.
3. Марине продали красивые ... СЕРЁЖКИ.
4. Ирина приобрела набор ... КАСТРЮЛЬ.
5. Ребята срезали четыре ... ГРИБА.
6. Борис рисует ...ЧЕРЕПАХ.
7. Рита нарезала в салат ... ПЕРЕЦ и ... ОГУРЕЦ.
8. Ребята рисуют гроздья ... РЯБИНЫ.
9. На грядке созрела сочная ... РЕПКА.

Автоматизация звука Ч в предложении
1. Мальчики во дворе играли ...МЯЧОМ.
2. Печник кладёт из кирпича ...ПЕЧЬ.
3. Ученица раскрашивала листочки ...КИСТОЧКОЙ.
4. На колечке висели два ...КЛЮЧА.
5. Сонечка чистит ...ЧАЙНИК.
6. Учительница вставит картину в ...РАМОЧКУ.
7. У моей сумочки вместо ручек ...ЦЕПОЧКА.
8. Учитель носит черные ... ОЧКИ.

Автоматизация звука Ц в предложении
1. К станции метро вела длинная ...ЛЕСТНИЦА.
2. На улице холодно и мы надели теплые...РУКАВИЦЫ.
3. Кузнец в кузнице куёт длинную ...ЦЕПЬ.
4. Эта птица не садится, а стоит на одной ноге...ЦАПЛЯ
5. В теплице расцвели первые ... ЦВЕТЫ.
6. Мы спросили у продавца ... НОЖНИЦЫ.
7. У мамы на пальце блестело драгоценное ... КОЛЬЦО.
8. На крыльце сидела ... КУРИЦА.

Автоматизация звука Л в предложении
1. На столе стояла настольная ... ЛАМПА.
2. Павел пилил дрова ручной ... ПИЛОЙ.
3. Гвозди забивают тяжелым ... МОЛОТКОМ.
4. Алла рвала спелые ... ЯБЛОКИ.
5. Володя копал клумбу ... ЛОПАТОЙ.
6. В лесу ходил большой ... ЛОСЬ.
7. На холме сидел и выл голодный ... ВОЛК.
8. Слава ел суп ... ЛОЖКОЙ.

Автоматизация звука Щ в предложении
1. Из овощей сварили вкусный ... БОРЩ.
2. Емеля вытащил из проруби говорящую ... ЩУКУ.
3. В полу была глубокая ... ЩЕЛЬ.
4. Наш щенок притащил зубные ... ЩЕТКИ.
5. Поисковую собаку называют – ... ИЩЕЙКОЙ.
6. При сборе урожая овощи складывают в ... ЯЩИК.
7. Узкая щель для письма в почтовом ... ЯЩИКЕ.

Автоматизация звука З в предложении
1. Лиза срезала цветы и поставила их в ... ВАЗУ.
2. Уходя из дома, закрывайте двери на ... ЗАМОК.
3. Лиза и Зоя рисуют ... БЕРЁЗЫ.
4. На газоне распустились красивые ... РОЗЫ.
5. Под березой сидел ... ЗАЙКА.
6. После морозов на стекле ... УЗОР.
7. Над газоном с розами летают ... СТРЕКОЗЫ.

Автоматизация звука С в предложении
1. Света сделала салат из ... КАПУСТЫ.
2. Соня на прогулку надела ... КОСЫНКУ.
3. Свил гнездо на крыше ...АИСТ.
4. У телеги сломалось ... КОЛЕСО.
5. На праздник Алиса надела ... МАСКУ.
6. На столе стояла ... МИСКА.
7. У сестры Светы красивые ...БУСЫ.
8. Алиса сидит на ... СТУЛЕ.

Автоматизация звука Р в предложении
1. Юра продаёт огромные ... АРБУЗЫ.
2. На Ромин День рождения испекли ... ПИРОГ.
3. Помидор раскрасим .. КРАСНЫМ КАРАНДАШОМ.
4. Дровосек рубил дрова ... ТОПОРОМ.
5. Коровы мирно щипают ... ТРАВУ.
6. На рынке продают крупный ... ВИНОГРАД.
7. Рыбаки на пруду ловили ... РЫБУ и складывали её в… ВЕДРО.
8. В зоопарке громко рычал ... ТИГР.6 этап – составление "случайных" предложений

Для этого предметные картинки переворачиваются на столе изображением вниз и мы, не можем знать, что на них изображено. Ребенок выбирает любые 2 картинки, а иногда дети просят и три и составляют предложение. Сначала предлагается составить реальное предложение, а если картинки не подходят по смыслу, тогда фантастическое.

Если часть ранее описанной работы была проведена, то дети и с этим заданием справляются легко. Некоторые составляют по 2-3 предложения по одним и тем же картинкам.

Вся описанные этапы не требуют обязательного использования. Возможно, с частью заданий дети справляются с легкостью, а на каких-то стоит остановиться подольше. Все зависит от степени успешности ребенка. Но стоит подметить, что у ребенка научившегося составлять хоть какие-то предложения, появляется уверенность в своих силах. Он не боится отвечать на подобные задания в группе. Становится более четкой и логически правильной бытовая речь.

Использование данного алгоритма работы позволяет сократить период автоматизации звуков и усилить самоконтроль над собственной речью.

Занимайтесь с удовольствием!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль