Конспект занятия "Бабушкина избушка"

2230
Конспект занятия

 

Автор: Баранова Наталия Александровна, музыкальный руководитель высшей категории, МБДОУ "Филимоновский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей" с. Филимоново (Красноярский край)

В зале детского сада оформляется уголок русской избы. Во время проведения используется показ слайдов, отрывок м/ф "Аленький цветочек". Здесь же выставка вязаного рукоделия. Дети одеты в национальную одежду - русскую. Дети с воспитателем входят в зал, рассматривают убранство русской избы, старинную домашнюю утварь, рассаживаются на лавки вдоль стены.Воспитатель: Ребята, мы с вами попали в далекое прошлое нашей родной Отчизны, в старинную русскую избу. Внимательно смотрите и запоминайте все, что услышите, да увидите.

звучат русские народные наигрыши.

Воспитатель: Отгадайте для начала загадку "Стоит копна, вся в дырках. На копне – гора, из горы дым идет" (изба). Правильно, это русская изба. В древние времена люди селились по берегам рек и озер, рядом с лесом. Лесов в России много, поэтому жилища строили из дерева, с помощью топора. Такие дома называли избами. Валили лес, срубив дерево, стволы очищали от сучьев и коры, а затем укладывали друг на друга. Окна – "глаза" дома. Над окнами крепились козырьки. Они прикрывали от дождя и снега. Ставни закрывали на ночь, а утром – открывали. Крыльцо связывало избу с улицей. На крыльцо вели ступеньки, а чтобы было удобнее – ставили перила. А вот и сени! Выходи плясать, народ – из сеней да в огород!

Звучит русская народная песня "Ах, вы, сени" - дети пляшут произвольно, используя движения русских плясок (с цветными платочками)Воспитатель: Посмотрите, как красиво украшали свои избы народные умельцы (показ слайдов: русские избы разных областей России) Дверь в избу была низкая, чтобы войти, каждый должен поклониться хозяевам. А порог – высокий, чтобы меньше холода проникало в дом.

Звучит музыка, входят бабушки (участницы фольклорного ансамбля Дома Культуры села Филимоново "Судьбинушка"), кланяются, здороваются с детьми.1-я бабушка: Дорогие деточки, мы поведаем вам, как в старину люди жили-поживали. Я расскажу про печку русскую.2 -я бабушка: А я вам покажу, что в старину люди носили.3- я: Я расскажу, как трудились русские люди.4-я: А я вас научу играть в старинные игры. бабушки присаживаются к детям на лавки1-я: Как вы думаете, что в избе самое главное? Попробуйте угадать: "Ах, какая старая бабушка! Вся белая – белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет – так и липнут к ней" (печь). Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она, теплая! Печка в избе занимает много места. В печке раньше и хлеб пекли, и всю еду для людей и всякой живности – коров, коз, свиней – готовили. На русской печке сушили одежду и обувь, грибы и ягоды, мелкую рыбешку. На печке можно было даже спать. Печь складывали из кирпича, обмазывали глиной. Когда топили печку, то дым в дом не попадал, а уходил в трубу. "В нашем доме топят печку, в небо дым идет столбом" А чем топят печку? Погляди, дочурочка – вот чурбан – вот – чурочка. Можно ими не только печку топить, но из них ложки, да чашки вырезать. Ели еду из деревянной посуды деревянными ложками. Воспитатель: Мы ложками не едим, а играем – погляди! Берите и вы наши ложки.Игра с ложками: "Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!" – ритмично ударяют по ложкам друг друга;
Ехал мальчик маленький, на лошадке каренькой, по ровненькой дорожке – ударяют ложками перекрестно, взяв их за черенки;
По кочкам, по кочкам, по ухабам, по ухабам – удары по полу;
Поехали, поехали, с орехами, с орехами, поскакали, поскакали, с калачами, с калачами – ударяют, двигая руки по часовой стрелке в стороны и над головой;
Хорошая дорога, вот стала что-то хуже – ударяют по коленям;
Шаляет, валяет, шаляет, валяет – выпады вправо, влево с ударами;
Замесили тесто, есть в печи место, пеку, пеку каравай, переваливай, валяй – "месят" ложками тесто;
Чук –чук-чук-чук, наловил дед щук, баба рыбку напекла, сковородка потекла – прием игры – "шофер".

1 бабушка: А в каких сказках печка помогает людям? ("По щучьему веленью", "Гуси – лебеди") – показать иллюстрации из книг или слайды. Посмотрите, на нашей печке испеклись блины.Подвижная игра "Перенеси блины"
Дети делятся на две команды, встают в две колонны на расстоянии от печки. По сигналу каждый участник бежит со сковородой к печке, кладет бумажный блин на сковороду и несет к своей команде, выкладывает на тарелку. Чья команда принесет больше блинов, пока звучит музыка, та является победителем в игре.Воспитатель: В сенях ставили кадушки с соленой капустой, мочеными яблоками, бочонки с солеными грибочками. На Руси говорят: "Лето –припасиха, зима – подбериха". Умная и заботливая хозяйка для всей семьи заготавливала продукты впрок.1 бабушка: Изба красна, печь тепла, хозяюшка добра. Послушайте, ребятушки, чем в старину гостей потчевали. (рассказывает и выкладывает на стол продукты) "Без огурцов крестьянский стол – что без царя престол". "У нас такого малахита полны кадочки набито". "Сядут за стол хоть дряхлый дед, хоть юнец - тут же глядят, а где огурец?" "Помидоры в чаше красных девок краше". "Солит хозяюшка, ест после банюшки". "Помидоры духмяные – спелые и румяные". "Соли в новолунье – будешь колдунья, соли с приправой – будешь павой". "Ах, морковь, девичья любовь!" "Готовим впрок морковный шелк, чтоб щеки бархотели, хвори отлетели". "Крестьянский стол без капусты – сирота". "Не выставишь икрицу – никто не прогневится, не выставишь капусту – ан на столе не густо!" "Без батюшки перца куда нам деться! В меру перчи, в меру горчи, а совсем-то пресно и неинтересно!" "Хорош и лучок -золотистый бочок. Крестьянский стол без лука – скука". "Без храма слепа сторонка, без лука бедна котомка!"
Ну, вот, полон стол угощения крестьянского. Хлеб да соль вашему дому!

дети подходят к столу, угощаются1 бабушка: По избе я пройду, вам загадки загадаю, а вы не зевайте, правильно отвечайте. (бабушка загадывает загадку о домашней утвари и подходит к этому предмету)
1) С ним я по воду пошла,
Полны ведра принесла.
На плече оно повисло
Что же это? (коромысло)

2) Я люблю на ней лежать,
 Только это не кровать.
А избы моей сердечко Русская, большая … (печка)

3) Я огурчики люблю,
Прямо в ней их я солю
И хрустящие грибочки
В деревянной круглой (бочке)

4) Он на уточку похож
 Плавает в ведерке … (ковш)

5) Не юла и не волчок.
Деревянный в нем бочок.
Пляску русскую ведет,
Когда бабушка прядет.
Ох, и верткое оно, Что это? (веретено)2 бабушка: А я вам покажу, что в старину носили (достает из сундука вещи) Одежда русских людей шилась с любовью, праздничная одежда красотой отличалась. Сарафаны, юбки, платки, душегреи, носили из поколения в поколение, передавали, берегли. На сарафан надевали передник, а то и узорчатый пояс. Мужские рубахи из грубой ткани носили повседневно, на работу, а из нарядных тканей шили праздничные и свадебные рубахи. А знаете ли вы, деточки, что такое лапти? (плетеная обувь, которая крепилась к ноге с помощью веревок-косичек, называющихся "оборотами") Носим мы сейчас туфли, кроссовки, босоножки, а раньше на Руси "липовые корытца" носили многие лица! Да не лица, а ноженьки топали по дороженьке в лыковых лапоточках по ухабам, да кочкам. Для долгой дороги лаптей надо много. "В дорогу идти – пять пар лаптей плести" Плели лапти из лыка – мягкой коры дерева. Порою плели лапти всей семьей и пели веселые песни. Любили лапти в народе, даже названия им давали разные – шептуны, курпы, крутцы, дубочары, коренники, волосяники, писаки. О лаптях сложили пословицы: "Это вам не лаптем щи хлебать" - говорили о непростом деле; "Звонит в лапоть" - говорили о бездельниках; "В один лапоть две ноги обувают" - о хвастливых людях. (показ отрывка из м/ф "Аленький цветочек" где русские девушки примеряют наряды)

Воспитатель: Нам парнишки и девчонки пропоют частушки звонко,
Ведь в народе каждый знает: жить частушки помогают.
1. Ах, Алеша, ты, Алеша,
У тебя гармонь хороша.
Лапти новые скрипят,
Танцевать ему велят.

2. Гуляй, Матвей,
Не жалей лаптей,
Тятька лыка надерет.
Лапти новые сплетет.

3. Наши девки нарядились,
Надушились, набелились,
Девки в гости званые
Только лапти рваные

4. Как на празднике Кирилл
Всех изрядно уморил.
Оба лаптя развязал.
Пляску русскую сплясал.В-ль: Сейчас состязание с лаптем для тех, в ком сила играет для разных потех. Кто взглядом прицельным пространство окинет, и лапоть подальше, подальше закинет. Бросать можно слева, бросать можно справа, кому по плечу богатырская слава?Игра "Кто дальше бросит лапоть" (через голову или плечо)2 бабушка: Издавна Россия славилась своими платками. В старину модницы даже за водой ходили в платках, повязанных по – особенному. Каждый платок имеет свой неповторимый узор, каждый наряден, ярок. Платок можно на голову завязать по-разному (показывает). Звучит народная музыка, входят Филя и Уля, их одежда сшита из цветных платков.Сценка "Филя и Уля"Уля: Здравствуй, Филя!Филя: Здравствуй, Уля! Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Мать прислала лепешек-оладушек.

Уля: А где же они?Филя: Я их под лавку положил.Уля: Экий ты чудак!Филя: А ты бы, Уля, как?Уля: Я бы их в печку положила, ты бы пришел и поел тепленькие. (расходятся, возвращаются обратно)Уля: Здравствуй, Филя!Филя: Здравствуй, Уля!Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Мать прислала сарафан.

Уля: А где же он?Филя: Я его в печку положил.Уля: Экий ты чудак!Филя: А ты бы, Уля, как?Уля: Я бы его на плечики в шифоньер повесила, чтобы не помялся. (расходятся, возвращаются обратно)Уля: Здравствуй, Филя!Филя: Здравствуй, Уля!Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Матушка прислала коровушку.

Уля: А где же она?Филя: Я ее в шифоньер на плечики повесил, чтобы она не помялась.Уля: Экий ты чудак!Филя: А ты бы, Уля, как?Уля: Я бы ее в хлев отвела, водой напоила, сена задала. (расходятся, возвращаются обратно)Уля: Здравствуй, Филя!Филя: Здравствуй, Уля! Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Матушка прислала Настеньку.

Уля: А где же она?

Филя: Я ее в хлев отвел, водой напоил, сена задал.Уля: Экий ты чудак!Филя: А ты бы, Уля, как? Уля: А я бы конфетками угостила, чаем напоила. (расходятся, возвращаются обратно)Уля: Здравствуй, Филя!

Филя: Здравствуй, Уля!Уля: Что, Филя, мать гостинцы прислала?Филя: Мать прислала свинью.Уля: А где же она?Филя: Я ее конфетами накормил. Да чаем напоил.

Уля: Экий ты чудак! Филя – простофиля!3 бабушка: Так повелось издавна на Руси, что ни одно орудие труда не было столь необычным по форме и не украшалось с такой любовью, как прялка. Прялка была в каждой русской избе. Раньше, в крестьянской семье начинали учиться прясть с детства. Прялка была одним из самых почитаемых предметов в доме. Отец заказывал для своей дочери прялку у лучшего мастера ко дню свадьбы в подарок. Прялки были разных форм и размеров. Русская прялка состоит из лопасти, к которой прикрепляется кудель, а так же донца, на которое садится пряха. "Моя прялка не прядет, колесо не вертится, что ж дружок не подойдет, он наверно сердится. Не стой, миленький, в порожке, не большая тебе честь, иди, сядь ко мне на лавку, для тебя местечко есть. Вот те гребень, вот те лен, вот те сорок веретен, ты сиди, попрядывай, на дружка поглядывай. А я встану с лавочки, возьму балалаечку. А ты, брат Андрейка, сыграй – ка на жалейке, а ты, брат Ермошка, сыграй – ка на гармошке"

Бабушки исполняют русскую песню "Крутись, веретенце" - и показывают, как они прядут.В-ль: Трудолюбивый народ был в давние времена, да и сейчас наши мамы и бабушки могут похвалиться рукоделием. Дети рассматривают выставку вязаных изделий.4 бабушка: Собирайся, детвора, ждут вас игры до утра!

Дети играют в народные игры, которые предлагает им бабушка. Игры организуются со всеми детьми, которые заводят свой круг с одной из бабушек. Можно использовать следующие малоподвижные игры:

1. "Арина" Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: "Долгая Арина, встань выше овина, рученьки сложи, чье имя, укажи". Арина ходит, напевая: "Хожу, гуляю вдоль караваю, вдоль покараваю, кого найду – узнаю!" Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

2. "Башмачник" Играющие становятся в круг и берутся за руки. В середину круга садится на скамеечку башмачник и делает вид, будто шьет сапоги, напевая: "Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!" В это время играющие быстро ходят по кругу, произнося следующие слова:
'Примеривай, примеривай!" После этого башмачник должен, не вставая с места и не передвигая скамейки, протянув руку, поймать кого-нибудь из участников игры. Пойманный и башмачник меняются местами.

В-ль:
Ребята, понравилось вам в русской избе?
А что особенно запомнилось?
А что показалось удивительным?
А вы бы хотели пожить в такой избушке?
А почему?

Бабушки: Вот и все, детушки малые, о чем мы вам хотели сегодня поведать. "Заиграй повеселее балалайка и гармошка, мы споем вам, как сумеем, вы попляшете немножко"

Бабушки исполняют русскую народную плясовую песню, вовлекая детей в пляс. Кланяются в пояс, прощаются и уходят.

Ищите материалы по организации музыкального воспитания в ДОУ?

Сценарии праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала "Справочник музыкального руководителя".

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник музыкального руководителя»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль