Группы кратковременного пребывания "Предшкольное образование"

12406

Внастоящее время проблема предшкольного образования довольно остро стоит перед всей педагогической общественностью России. Так, в г. Красноярске сегодня 10 275 детей дошкольного возраста встали на очередь вдетский сад.

Несколько лет назад в своем детском саду мы пытались решить данную проблему путем открытия групп кратковременного пребывания и групп выходного дня в ДОУ. Работа групп охватывала различные направления: лечебно-­оздоровительную деятельность, билингвистическое (изучение русского и английского языка) и коммуникативное развитие, адаптацию к детскому саду, подготовку детей к школе.

Функционирование вышеуказанных групп рассматривалось как предоставление услуг дополнительного образования. Поэтому для них был разработан пакет нормативно-правовой документации. Но при этом возникало много сложностей. Это было связано с расчетом оплаты за услугу, начислением заработной платы педагогам, переподготовкой кадров, изысканием помещений, недостатком вариативных программ для детей 5–7 лет, т. к. дети в детском саду пребывали не целый день. Необходимо отметить, что инициатива исходила от самого дошкольного учреждения и в полной мере не получила поддержки.

Обширный круг проблем был разрешен в 2006/07 уч. г. благодаря принятию Закона Красноярского края от 26.12.06 № 21¬5664 «О краевой целевой программе “Дети” на 2007–2009 годы». Программа наметила разнообразные пути решения:

  1. Выплата пособий воспитателям по уходу за детьми до 3 лет. Таким образом, мамы, имеющие детей до 1,5 лет, получают пособия в размере 3 тыс. руб. из федерального бюджета, а от 1,5 до 3 лет – из краевого*.
  2. В 2008 г. для детей дошкольного возраста будет открыто 832 места в ДОУ за счет освобождения имеющихся помещений (кабинеты, студии, зимние сады и т. д.).
  3. Определенное количество мест откроется за счет освобождения некоторых зданий бывших детских садов, отданных когда­то под начальные школы.
  4. Рассматривается вариант освобождения в школах целого этажа или крыла вследствие капитального ремонта и строительства (до 2009 г. планируется построить пять новых дошкольных учреждений).

Но при этом с помощью вышеобозначенного закона, возможно, решится проблема тех родителей, чей ребенок не может дождаться своей очереди в ДОУ.

В 2007 г. в соответствии с приказом главного управления образования администрации г. Красноярска от 26.01.07 № 27/п “Об открытии групп кратковременного пребывания по подготовке детей 5–7 лет к школе на базе муниципальных образовательных учреждений” в г. Красноярске было открыто 20 групп кратковременного пребывания для детей 5–7 лет на базе ДОУ, которые финансируются из городского бюджета и ориентированы на обеспечение равных стартовых возможностей для поступления в школу. Таким образом, и в нашем детском саду официально было предложено открыть группы кратковременного пребывания, а для этого муниципалитет выделил 1 ставку воспитателя и 0,22 ставки младшего воспитателя.

наверх

Пакет документов, необходимый для открытия группы кратковременного пребывания в ДОУ

При открытии группы кратковременного пребывания “Предшкольное образование для детей 5–7 лет” был подготовлен следующий пакет документов:

  • приказ «Об открытии группы кратковременного пребывания “Предшкольное образование для детей 5–7 лет”»;
    изменения и дополнения к Уставу дошкольного учреждения;
  • положение о группах кратковременного пребывания, создаваемых на базе ДОУ, для детей, не посещающих дошкольные учреждения;
  • штатное расписание специалистов группы кратковременного пребывания;
  • приказ «О распределении функционала работников группы кратковременного пребывания “Предшкольное образование для детей 5–7 лет”»;
  • приказ “О назначении на должность воспитателя (группы кратковременного пребывания)”;
  • сведения о педагогических работниках групп кратковременного пребывания;
  • дополнительное соглашение к трудовому договору о совмещении;
  • приказ “Об установлении доплаты за совмещение должности и расширение зоны обслуживания должности воспитателя (группы кратковременного пребывания)”;
  • должностная инструкция воспитателя группы кратковременного пребывания;
  • учебная нагрузка специалистов группы кратковременного пребывания;
  • учебный план и режим дня группы кратковременного пребывания;
  • договор с родителями ребенка, посещающего группу кратковременного пребывания “Предшкольное образование для детей 5–7 лет”.

Впоследствии была выбрана программа (Огнева Н.Э., Фомичева Т.П. Программа предшкольного образования детей 5–7 лет. Красноярск: ККИПК РО, 2006), которую представили в отдел по контролю и надзору Красноярского края для лицензирования.

В январе 2007 г. были укомплектованы 2 группы кратковременного пребывания (4 подгруппы), и на законных основаниях с марта они приступили к работе согласно договору с родителями.

наверх

Особенности группы кратковременного пребывания

Группы посещают 20 детей из семей различных социальных категорий, в возрасте от 5 до 7 лет. Занятия в группах проходят 3 раза в неделю по 3,5 ч в день.

Образовательный процесс выстраивается довольно компактно, так, чтобы реализовать основные линии развития: физическую, познавательно-­речевую, социально­-личностную, художественно­-эстетическую. При организации занятий с детьми устанавливается учебная нагрузка в соответствии с нормами СанПиН.

Образовательный процесс строится как сумма быстро сменяющихся различных видов деятельности. Специфика организации групп заключается в том, что здесь время “сжато”, и у детей нет таких возможностей “обжиться” в группе сверстников, как в детском саду с полным днем. В связи с этим время распределяется равномерно: на самостоятельную деятельность детей и на развивающие занятия с педагогами.

Такие занятия проводятся в непринужденной партнерской форме (парами, малыми группами), что способствует свободному общению детей и педагогов.

наверх

Организация воспитательно-образовательного процесса в группах кратковременного пребывания

Воспитательно-образовательный процесс в группах кратковременного пребывания включает в себя разные формы индивидуальной и совместной деятельности как взрослого с детьми, так и самих детей. Это игровая деятельность, продуктивная (рисование, конструирование), познавательно­-исследовательская (экспериментирование с реальными и символическими объектами), а также деятельность по самообслуживанию.

Организация воспитательно­-образовательного процесса строится на основе ведущего вида деятельности – игры, с учетом индивидуальных способностей, возможностей и интересов каждого ребенка.

При работе с детьми широко используются разнообразные дидактические, развивающие игры, занимательные упражнения, игры-экспериментирования, игровые и проблемные ситуации, элементы моделирования и проектирования.

Важнейшим моментом является организация предметно­пространственной среды, несмотря на то, что деятельность организуется в различных помещениях, соблюдаются основные принципы: рациональность, доступность материалов и пособий, многоуровневость (обеспечивающая самореализацию детей с разным уровнем развития).

В групповом помещении выделены рабочая часть для занятий и пространство для свободной деятельности. Есть зоны для сюжетно­ролевых игр, экспериментирования, дидактических игр, конструирования, ручного труда, чтения и рассматривания книг.

В кабинете изодеятельности предусмотрено панно для экспозиции детских работ.

Физкультурный зал оснащен различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений. В музыкальном зале имеются все необходимые инструменты для занятий музыкой.

С психологом дети работают в сенсорной комнате, где с помощью различных элементов обеспечивается комфорт и безопасность, что способствует быстрому установлению контакта между педагогом и детьми.

Среда носит стабильный, разнообразный, вариативный, динамичный характер и предполагает возможность преобразования. Она постоянно обновляется эстетически и интеллектуально с учетом специфики возраста и восприятия детей.

Развитие детей отслеживается в конце года согласно показателям, предусмотренным в программе по предшкольному образованию.

наверх



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль