Надзор за организацией питания в детских садах

11345

Основные этапы в организации питания детей

Рациональное и полноценное питание – залог крепкого здоровья, нормального роста и правильного развития детей. Этим обусловлено особое внимание к организации сбалансированного детского питания в образовательных учреждениях столицы.

На основе результатов углубленного изучения условий и организации питания в детских садах Москвы с учетом данных социально­гигиенического мониторинга органами государственного санитарно-­эпидемиологического надзора с 1996 г. осуществляется большая организационно­-методическая работа. Благодаря усилиям специалистов на сегодняшний день сформирована концепция надзора. Она позволяет выделить основные этапы в организации питания дошкольников:

  • оценку состояния здоровья детей, определение приоритетных задач по его сохранению и укреплению;
  • оценку рациона питания детей в организованном коллективе;
  • изучение форм и фактических условий организации питания;
  • проблемный анализ фактора питания детей и подростков в организованных коллективах;
  • определение методов управления фактором питания;
  • организацию надзора и проведение необходимых мероприятий по совершенствованию питания.

Инфраструктуру объектов дошкольного питания в городе Москве составляют почти 2000 ДОУ и 23 базовых предприятия дошкольного питания, в т. ч. 7 школьно­базовых столовых и 16 мелкооптовых магазинов ГУП "Мосгорснабпродторга". На основе всестороннего изучения их работы были выявлены характерные недостатки в организации питания детей.

Основные причины недостатков в организации питания детей

Анализ обнаруженных недостатков и нарушений позволяет выделить их основные причины:

  • недостаточный профессионализм и гигиеническая грамотность администрации, специалистов и персонала объектов дошкольного питания, а также медицинских работников, которые практически не проводят оценку статуса питания;
  • невысокий уровень профессионализма и гигиенической грамотности специалистов и должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, отвечающих за организацию питания в ДОУ;
  • недостатки проектов пищеблоков детских садов;
  • неэффективность экономических механизмов, определяющих качес­тво услуг по организации питания детей в ДОУ, незаинтересованность собственников базовых объектов дошкольного питания в улучшении качества его организации;
  • неэффективность и формальность договорных отношений, отсутствие свободной конкуренции в данном сегменте рынка;
  • наличие неуправляемых факторов, формирующих пищевое поведение ребенка в ДОУ.

Методы управления питанием

Исходя из многолетнего опыта территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве, связанного с организацией надзора за питанием детей и подростков в организованных коллективах, можно говорить о существовании нескольких методов управления питанием, собранных по группам:

I группа. Методы непосредственного воздействия на формирование рационов питания в организованных коллективах детей:

  • проведение мероприятий по контролю организации питания в ДОУ;
  • согласование рационов питания детей в детских садах.

II группа. Методы опосредованного воздействия на работу предприятий дошкольного питания:

  • конкурсный отбор предприятий – поставщиков продуктов;
  • методическое обеспечение службы производственного контроля;
  • согласование программ производственного контроля;
  • профессиональная подготовка (гигиеническое обучение) специалис­тов, осуществляющих производственный контроль;
  • разработка, распространение и внедрение методических документов и целевых программ.

III группа. Разъяснительная работа:

  • с должностными лицами органов власти и местного самоуправления (обсуждение проблем на "круглых столах", совещаниях и т. п.);
  • педагогами и родителями воспитанников;
  • детьми дошкольного возраста.

Как показывает практика, эффективность применения данных методов напрямую зависит от их совершенствования.

Наиболее перспективными, представляющими особый интерес в этом отношении, на наш взгляд, являются следующие направления:

  • совершенствование нормативно­-правовой и методической базы организации дошкольного питания;
  • целевое социально­-гигиеническое программирование;
  • системный мониторинг питания детей;
  • разработка технической (технологической) документации на специализированные пищевые продукты, предназначенные для детей;
  • разработка современных научно обоснованных рационов питания;
  • содействие расширению производства пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности для питания дошкольников;
  • повышение эффективности разъяснительной работы и гигиенического обучения (администрации, должностных лиц и специалистов объектов, а также воспитанников, их родителей и педагогического состава ДОУ, в т. ч. с использованием СМИ).

Применительно к деятельности территориальных отделов органов Роспотребнадзора для повышения эффективности государственного санитарно-­эпидемиологического надзора за питанием детей в ДОУ необходимо:

  • научно­-методическое обеспечение, включающее в себя разработку и внедрение методических рекомендаций по осуществлению надзора, вопросников, эффективной классификации объектов надзора, внедрение формализованных бланков актов, детальных программ санитарно-­эпидемиологической экспертизы и т. п.;
  • регулярное повышение квалификации врачей (к сведению: тематическое усовершенствование "Организация надзора за питанием детей и подростков" дважды проводилось на базе кафедры гигиены детей и подростков МПФ ППО ММА им. И.М. Сеченова).

Инструкции и методические рекомендации по организации питания детей

Улучшение положения об организации питания в ДОУ невозможно без знания соответствующих инструкций и методических рекомендаций. Перечислим инструктивно­-методические документы по вопросам питания детей, которые в настоящее время действуют в г. Москве:

  • "Формирование рационов питания детей и подростков школьного возраста в образовательных учреждениях с использованием пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности" МосМР 2.4.5.005­02;
  • "Организация питания в дошкольных образовательных учреждениях" МосМР 2.4.5.005­04;
  • "Ассортимент и технология производства кулинарной продукции для питания детей и подростков в организованных коллективах" МосМР 2.4.5.003­04;
  • "Кондитерские изделия для детей и подростков" МосМР 2.4.5.004­02;
  • "Пищевые жиры и жировые продукты, предназначенные для использования в питании детей и подростков" МосМР 2.4.5.002­04;
  • "Инструкция по проведению медико­-биологической оценки возможности использования пищевых продуктов в питании детей и подрост­ков в организованных коллективах" (Инструкция 2.4.5.006­02);
  • Методические рекомендации "Ассортимент и условия реализации пищевых продуктов, предназначенных для дополнительного питания учащихся образовательных учреждений".

Как было отмечено ранее, эффективным методом управления фактором питания в ДОУ является разработка и реализация целевых региональных программ.

Основные направления развития дошкольного питания

Назовем основные направления развития дошкольного питания при социально­-гигиеническом программировании:

  • использование научно обоснованных рационов питания, выбор пищевых продуктов повышенной пищевой и биологической ценности при формировании рационов питания;
  • индустриализация дошкольного питания;
  • совершенствование производственного контроля;
  • повышение квалификации администрации и работников объектов.

Индустриализация дошкольного питания предусматривает:

  • приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов высокой степени готовности (в т. ч. мясных, рыбных, полуфабрикатов из птицы, быстрозамороженных овощей);
  • централизацию производства полуфабрикатов блюд и кулинарных изделий на крупных специализированных комбинатах питания, предприятиях пищевой промышленности;
  • улучшение нормативно-­методического обеспечения предприятий питания;
  • использование специализированной технической документации при производстве кулинарной продукции, булочных, кондитерских и других изделий для питания детей;
  • усовершенствование системы производственного контроля, в т. ч. за счет использования лабораторно­инструментальных методов контроля;
  • обеспечение предприятий школьного и дошкольного питания квалифицированными специалистами (технологами, врачами).

Централизованная система организации питания дошкольников

Если ДОУ самостоятельно организует питание детей, оно, как правило, не может привлекать к этой работе технологов, врачей и квалифицированных специалистов по производственному контролю. В связи с этим увеличивается риск возникновения основных проблем организации питания, связанных с непрофессионализмом кадров и большим количеством нарушений, обус­ловленных нецентрализованными закупками продуктов, невыполнением гигиенических принципов формирования рационов питания, несоблюдением технологии приготовления пищи, условий хранения продуктов в детском саду, неэффективностью производственного контроля.

Избежать подобных проблем поможет централизованная система организации питания дошкольников, обладающая неоспоримыми преимуществами, такими, как:

  • составление рациона питания с учетом всех гигиенических требований, и рекомендаций (с помощью ПЭВМ и специального програм­много обеспечения);
  • централизованный отбор, завоз, контроль качества и безопасности продуктов, закупка продуктов непосредственно у предприятия­-изготовителя;
  • ежедневное обеспечение ДОУ пищевыми продуктами исходя из потребности на один день, сокращение продолжительности хранения продуктов;
  • организация производственного контроля, в т. ч. лабораторно­инструментального, в необходимых объемах;
  • участие в организации питания квалифицированных специалистов (технологов, врачей, специалистов по производственному контролю);
  • регламентация требований к рациону питания, его качеству и безопасности в договоре на организацию питания;
  • уменьшение накладных расходов на организацию питания.

Производственный контроль организации питания

Совершенствование системы производственного контроля на объектах дошкольного питания, главным образом, предусматривает повышение качества его методического обеспечения. Производственный контроль организации питания объединяет важные направления деятельности контролирующих органов:

  • контроль формирования рациона питания;
  • входной производственный контроль;
  • контроль санитарно-­технического состояния пищеблока;
  • сроков годности и условий хранения продуктов;
  • технологических процессов;
  • санитарного содержания и санитарной обработки предметов производственного окружения;
  • состояния здоровья, соблюдения правил личной гигиены персонала, их гигиенических знаний и навыков;
  • приемочный производственный контроль;
  • контроль приема пищи.

Важным направлением деятельности территориального управления (ТУ) Роспотребнадзора по г. Москве и ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" (ранее – ЦГСЭН в г. Москве) является подготовка и аттестация специалистов, осуществляющих производственный контроль на объектах дошкольного питания. На сегодняшний день разработаны специальные программы, по которым проводятся очно­заочные циклы обучения. В настоящий момент с уверенностью можно сказать, что результаты работы, начатой в 2002 г., убедительно свидетельствуют об эффективности данной формы обучения.

К сожалению, сегодня приходится констатировать недостаточный уровень гигиенической грамотности родителей, которые не уделяют должного внимания организации питания детей в семье. В то же время возрастает роль организации детского питания в ДОУ, выполняющего помимо основной функции обеспечения каждого ребенка жизненно необходимыми пищевыми веществами, в т. ч. незаменимыми, такими как витамины и минеральные вещества, воспитательную функцию, так как позволяет сформировать у детей оптимальное пищевое поведение в соответствии с принципами здорового питания.

Рассмотрим возможные формы разъяснительной работы и гигиенического обучения:

  • обучение детей основам здорового питания;
  • формирование у детей рационального пищевого поведения (стереотипов пищевого поведения, соответствующих гигиеническим принципам здорового питания), профилактика поведенческих рисков здоровью, связанных с нерациональным питанием;
  • ликвидация информационного дефицита в вопросах культуры питания, обеспечение воспитанников и их родителей исчерпывающей информацией об организации дошкольного питания;
  • введение ограничений на рекламу пищевых продуктов, ориентированную на детей;
  • разработка и внедрение программ обучения для специалистов в области образования, дошкольного питания, производства и оборота пищевых продуктов для дошкольного питания.

Критерии выбора пищевых продуктов

В условиях столицы была опробована система отбора пищевых продуктов для дошкольного питания, обеспечения их качества и безопасности, которая дала положительный эффект. Ее суть заключается в объявлении конкурса для предприятий, желающих получить право выполнения городского государственного заказа на организацию питания воспитанников за счет бюджетных средств г. Москвы. При этом обязательно проводится соответствующий контроль с участием ТУ Роспотребнадзора по г. Москве.

В него входит проверка необходимых документов на пищевые продукты, а также их конкурсный отбор. Основные критерии выбора пищевых продуктов, используемых в питании детей в ДОУ:

  • высокая пищевая и биологическая ценность относительно единицы стоимости;
  • невысокий риск эпидемиологической опасности продукта при его использовании в питании детей и подростков в организованных коллективах (с учетом фактических условий организации питания);
  • соответствие принципам щадящего питания (особые требования к технологической обработке, ограниченное количество приправ и специй в составе продукта, отсутствие экстрактивных свойств);
  • органолептические показатели и показатели, характеризующие соответствие продукта стереотипам пищевого поведения детей;
  • минимальное включение пищевых добавок в состав продукта, регламентированное содержание поваренной соли;
  • учет возрастных ограничений в потреблении пищевых продуктов;
  • предпочтение специализированных продуктов для дошкольного питания, а не продуктов массового потребления;
  • удобство и безопасность упаковки, отвечающей особенностям использования продуктов в условиях ДОУ;
  • указанные изготовителем сроки годности и условия хранения, транспортировки, использования продуктов, их соответствие фактическому оснащению пищеблоков ДОУ;
  • установленная допустимая периодичность введения продукта в меню, возможность его включения в основной рацион питания детей.

Формы оптимизации пищевой ценности продуктов

С учетом того, что большинство способов технологической обработки, сохранения и обеспечения эпидемиологической безопасности продуктов приводит к понижению их пищевой ценности, крайне важным принципом выбора продуктов для питания детей в ДОУ является разумный компромисс между их высокой пищевой ценностью и эпидемиологической безопасностью.

В условиях ограниченного бюджетного финансирования ДОУ в первую очередь следует обеспечить детей незаменимыми микронутриентами и белком, так как есть все основания полагать, что углеводно­жировой компонент рациона питания может быть восполнен за счет домашнего питания даже в самых социально незащищенных группах населения.

Наиболее эффективный и экономически доступный способ обогащения рациона питания детей в ДОУ незаменимыми микронутриентами – использование специализированных пищевых продуктов промышленного производства повышенной пищевой и биологической ценности.

Перечислим основные группы обогащенных витаминами и минеральными веществами пищевых продуктов, используемых для ликвидации дефицита микронутриентов в рационе питания организованных групп детей в г. Москве:

  1. Плодоовощные консервы:1.1. Фруктовые соки ("J­7", "Рыжий Ап" и др.).
    1.2. Сокосодержащие негазированные напитки ("DJ", "Мажитель", "Чемпион" и др.).
    1.3. Джемы, варенье, желе, сиропы.
  2. Пищевые концентраты:2.1. Инстантные напитки ("Золотой шар", "Витастарт").
    2.2. Концентраты киселя ("Золотой шар", "Леовит", "Аронап").
    2.3. Какао-­напиток "Несквик".
  3. Молоко и молочные продукты:3.1. Стерилизованное молоко ("Доктор Вита", "Актилайф", "Биомакс" и др.).
    3.2. Кисломолочные напитки ("Bio­Vit", "Биомакс", "Рыжий Ап", "Бифирон" и др.).
    3.3. Творожки ("Карат").
  4. Продукция хлебобулочной, мукомольно-­крупяной и кондитерской промышленности:4.1. Хлебобулочные изделия, обогащенные йодом ("Молодецкие", "Студенческие", "Батюшка", "Целебные", "Умница", "Богатырь").
    4.2. Изделия фигурные из зернового сырья.
    4.3. Ирис, конфеты, шоколад, вафли, печенье­ "сэндвич".
    4.4. Кондитерские батончики, обогащенные гемовым железом ("Гемо­Хелпер", "Гематоген­Супер", "Супергематоген").

Представленные группы пищевых продуктов наиболее перспективны для обогащения витаминами и минеральными веществами, так как регулярно и повсеместно включаются в школьное и дошкольное питание, а также удобны для внесения поливитаминных премиксов. Кроме того, их количества, употребляемые в пищу, более или менее постоянны.

Помимо обогащения микронутриентами существуют и другие формы оптимизации пищевой ценностипродуктов путем подбора сырья, применения специальных технологий и т. п. Приведем основные группы пищевых продуктов для дошкольного и школьного питания, пищевую ценность которых можно и нужно оптимизировать:

  1. Изделия из мяса, рыбы, птицы (полуфабрикаты кулинарных изделий):1.1. Детские колбаски, сардельки, колбаса, ветчина детская.
    1.2. Мясоовощные, мясокрупяные, мясосоевые изделия (полуфабрикаты).
    1.3. Полуфабрикаты из рыбы для питания детей дошкольного возраста (из филе и формованные).
  2. Булочные изделия:2.1. Из цельного зерна.
    2.2. Изделия булочные "Октябренок", "Колобок", "Лада", "Звездочка", "Розовая", "Алтайская", "Молочная", "Осенняя", "Полезная", "Украинская", "Деревенская", "Творожная" и др. ("Сборник технологических нормативов по производству мучных кондитерских и булочных изделий". М., 1999).
  3. Кондитерские изделия:3.1. Изделия с фруктовыми и овощными подварками.
    3.2. Изделия с молочным, зерновым сырьем, яйцепродуктами, орехами, растительными маслами и другим сырьем высокой пищевой ценности.

К группе продуктов оптимизированной пищевой ценности следует отнести и продукты, обогащенные пробиотическими или пребиотическими факторами.

Основная масса перечисленных продуктов выпускается предприятиями пищевой промышленности в различных регионах России. Многие виды продуктов имеют отраслевую техническую документацию, позволяющую освоить их производство на любом предприятии. В разработке технической документации на специализированные пищевые продукты для дошкольного питания принимали участие ведущие специалисты НИИ питания РАМН, институтов РАСХН (ВНИИМП, ВНИМИ, ВНИИКП, ВНИИКОП, ВНИИПП, ВНИИХП), ВНИРО, учебных заведений системы ФАО (МГУПП, МГУПБТ и др.), а также многих предприятий пищевой промышленности.

Оптимизированная пищевая ценность не единственное достоинство специализированных продуктов для дошкольного питания. Их качество и безопасность соответствуют самым высоким требованиям. Выпуск подобной продукции предусматривает осуществление усиленного производственного контроля, а также тщательный отбор сырья, отвечающего особым критериям.

В последнее время наблюдается динамика расширения ассортимента продуктов повышенной пищевой и биологической ценности, включаемых в рацион питания детей в образовательных учреждениях г. Москвы.

В общей сложности их удельный вес по отношению к остальным продуктам, используемым в питании детей и подростков столицы, пока составляет около 20%. Этот факт убедительно диктует необходимость дальнейших активных действий по внедрению таких продуктов в систему дошкольного питания.

Особый интерес представляют новые виды продуктов, имеющих повышенную пищевую и биологическую ценность. По нашему мнению, их использование в дошкольном питании не только возможно, но и полезно. К этой группе продуктов, например, можно отнести:

  • хлеб из цельного зерна;
  • продукцию с добавлением соевого белка (изолята или концентрата);
  • морепродукты, продукцию из морской капусты, спирулины и других водорослей;
  • нетрадиционные виды пищевых жиров (птичий, рыбий, смеси жиров и спрэды со сбалансированным жирно­кислотным составом).

Особая роль в питании детей принадлежит хлебу. Это важнейший источник энергии и пищевых веществ: углеводов, растительного белка, витаминов группы В, пищевых волокон, необходимых для растущего детского организма. Поскольку хлеб – продукт массового потребления, входит в ежедневное меню всех категорий населения, его удобно использовать для обогащения рациона питания взрослых и детей незаменимыми микронутриентами (витаминами группы В, железом, йодом и др.). Вместе с тем следует помнить, что потребление хлеба из муки высшего сорта, обедненной витаминами, приводит к дисбалансу рациона питания, дефициту витаминов и переизбытку углеводов. Кроме того, в хлебе содержится поваренная соль, поэтому его можно назвать одним из самых значимых источников поступления в организм натрия, который, в свою очередь, служит фактором риска возникновения болезней органов кровообращения (артериальной гипертензии).

В связи с этим можно перечислить основные пути повышения пищевой ценности хлеба и булочных изделий:

  • обогащение витаминно­минеральными премиксами ("Элевит А", "Валетек­-2", "Валетек­-4", "Валетек­-6", "Валетек­-8", "Колосок", "Комивит", "Витэн ЛП" и др.);
  • использование муки 1-­го и 2-­го сорта, обойной, ржаной, муки из других злаков, цельного зерна;
  • обогащение железом, в т. ч. в составе витаминно­минеральных премиксов;
  • обогащение пищевыми волокнами (отрубями);
  • использование пищевых жиров высокой пищевой ценности (соевое масло и др.) и исключение гидрогенизированных растительных жиров (маргарина);
  • применение поваренной соли с пониженным содержанием натрия и уменьшение ее количества в рецептуре;
  • обогащение йодом за счет использования йодированной соли или йодированного белка ("Йодказеин", "Витайод" и т. п.).

Бесспорно, важным является принятие мер, направленных на снижение потребления детьми поваренной соли. Прежде всего необходимо вести разъяснительную работу. Обязательным должно быть согласование рационов питания для дошкольников, в которых предусматривается ограничение потребления поваренной соли в соответствии с ориентировочной физиологической потребностью детей дошкольного возраста в хлориде натрия (3–5 г/сут). При этом следует учитывать, что основными источниками поваренной соли в питании детей служат хлеб, колбасные изделия, сыры, соленая сельдь, рыбные и мясные консервы, соленья (огурцы, капуста), овощные консервы, снэковая продукция (в дополнительном питании).

Организация адекватного питьевого режима дошкольников

Организация дошкольного питания должна включать соблюдение питьевого режима. Потребность детей в необходимых им биогенных элементах призвана восполнить организация адекватного питьевого режима дошкольников. В г. Москве совместно с Московским фондом содействия санитарно-­эпидемиологическому благополучию населения и Департаментом образования г. Москвы проведена серьезная работа по организации питьевого режима в ДОУ. Используемая концепция организации питьевого режима в образовательных учреждениях предусматривает:

  • обеспечение детей и подростков питьевой водой высшей категории с учетом дефицита биогенных элементов (Ca, Mg, F, I);
  • использование для приготовления пищи питьевой воды высшей категории, расфасованной в емкости;
  • свободную продажу негазированной питьевой воды высшей категории в емкостях малого объема для индивидуального потребления;
  • оборудование пищеблоков установками водоподготовки;
  • использование бутилированной воды необходимого состава при приготовлении быстрорастворимых витаминизированных напитков.

Напомним, что критерии физиологической полноценности макро­ и микроэлементного состава питьевой воды приведены в санитарных правилах и нормах СанПиН 2.1.4.1116­02 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества".

Таким образом, при надзоре за организацией питания дошкольников следует учитывать массу факторов, как очевидных, так и неявных, требующих глубокого анализа и изучения. Большое количество методов управления фактором питания детей в организованных коллективах требует обоснованного их выбора в каждом конкретном случае, но вместе с тем предоставляет реальную возможность совершенствования дошкольного питания, ликвидации пищевого дисбаланса, улучшения состояния здоровья детей за счет эффективных мер профилактики инфекционных и неинфекционных алиментарно­зависимых заболеваний и состояний.

А.В. Мосов, зам. начальника отдела надзора за условиями воспитания и обучения территориального управления Роспотребнадзора по г. Москве, научный сотрудник НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Медицинское обслуживание и организация питания детей ДОУ»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль