Казначейство как партнер образовательного учреждения

4010

Бюджетный кодекс РФ (далее – БК РФ) декларирует установление казначейского исполнения бюджетов любого уровня (ст. 215). Поэтому вне зависимости от типа образовательного учреждения (далее – ОУ), уровня предоставляемых им услуг, а также местоположения (городское или сельское), если оно является бюджетным, то его функционирование осуществляется в условиях казначейского сопровождения.

Образовательное учреждение считается бюджетным учреждением, согласно ст. 6 БК РФ (в ред. Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ), если финансовое обеспечение выполнения его функций, в т. ч. по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

В этом случае ОУ выступает бюджетополучателем и осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ в казначействе (п. 1 ст. 161).

Организация исполнения утвержденной бюджетополучателю сметы доходов и расходов осуществляется казначейством через собственный расчетный счет: все средства, которые поступают в пользу ОУ, поступают на расчетный счет конкретного казначейства (единый для всех бюджетополучателей, обслуживающихся в данном казначействе) и выплачиваются с этого расчетного счета.

Таким образом, функцию оприходования денежных средств и их выплаты по указаниям получателей/распорядителей в интересах государственных органов власти, органов местного самоуправлении выполняет казначейство.

Именно для более эффективного управления государственными (местными) финансами казначейство должно иметь единый счет, по которому проводятся все операции органов государственного управления (местного самоуправления) и на котором консолидируются все финансовые ресурсы.

В то же время, ведение единого казначейского счета не означает ограничения финансовой самостоятельностиполучателей бюджетных ассигнований – ОУ – в вопросах использования этих средств, при условии, что они используются ими в установленном порядке и в соответствии с решениями вышестоящих распорядителей бюджетных ассигнований.

Основной функцией казначейства является кассовое обслуживание исполнения всех бюджетов бюджетной системы РФ – федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных бюджетов. Процедура кассового исполнения бюджета заключается в списании бюджетных средств (например, в пользу контрагентов по договору) непосредственно со счета органа казначейства в пределах выделенных ОУ для оказания государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием финансовых средств (установленных для ОУ лимитов) с отражением этой операции на лицевом счете бюджетополучателя. При этом учреждение образования, как и любой другой бюджетополучатель, лишается возможности изменить направление финансирования, определенное соответствующим бюджетом и вышестоящими распорядителями бюджетных ассигнований.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством на основании приказа Федерального казначейства от 09.11.2007 № 6н «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н “Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства”».

При этом согласно ст. 215.1 БК РФ по соглашению с исполнительным органом государственной власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ, могут быть переданы исполнительным органам государственной власти субъекта РФ, т. е. могут реализовываться региональными казначействами. Кроме того, согласно п. 7 ст. 151 БК РФ муниципальные образования в целях обслуживания местного бюджета создают муниципальные казначейства в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ.

Таким образом, бюджетному ОУ не избежать казначейского сопровождения собственной деятельности, но необходимо четко знать, кем создан данный орган: органами местного самоуправления, исполнительным органом власти на территории или территориальным органом Федерального казначейства (Казначейства России). В этом случае ОУ становится известна вышестоящая организация, к которой можно апеллировать при возникновении конфликтных ситуаций по обслуживанию ОУ, а также нормативно-правовая база, регламентирующая взаимодействия с органом казначейства.

С одной стороны, органы казначейства рассматривают в качестве кассиров всех распорядителей и получателей бюджетных средств. Однако, в первую очередь, казначейство – “кассир государства”, т. к. является не хозяином бюджетных средств, а исполнителем, обеспечивающим их передачу согласно воле главного распорядителя.

С другой стороны, органы казначейства осуществляют платежи за счет бюджетных средств, выделенных на содержание ОУ от имени и по поручению этих учреждений, и выполняют в этой связи банковскую функцию. Казначейство – это по сути “бюджетный банк” со специфическими чертами: не работает с денежной наличностью (выполняет расчетное обслуживание, а кассовое – перекладывает на Центральный банк РФ и не имеет кредитных ресурсов (не осуществляет самостоятельно кредитование)).

Таким образом, казначейство не выделяет бюджетополучателю финансовые средства, поэтому обращаться в органы казначейства с просьбами об увеличении лимитов, дополнительном финансировании и т. п. не только не целесообразно, но и безрезультатно.

Важной задачей казначейства является жесточайший предварительный и текущий контроль за выделением и расходованием государственных средств бюджетополучателями.

Текущий контроль казначейства за осуществлением платежей из бюджета (“санкционированием платежей”) требует от ОУ четкого соблюдения ограничений, установленных законодателем в законе о бюджете (федеральном, региональном, местном) по бюджетным ассигнованиям. Эти ограничения установлены главным распорядителем средств для каждого бюджетного учреждения по объемам финансирования и лимитам бюджетных обязательств.

Казначейский контроль, предшествующий кассовому расходованию финансовых средств, – эффективный способ обеспечения их целевого использования, т. к. позволяет не только выявить нарушителей финансовой дисциплины, но самое главное – предотвратить эти нарушения.

Кроме того, казначейство осуществляет контроль за источниками формирования доходов бюджетополучателей (нет ли сторонних, с точки зрения учредителя, доходов: подлежат зачислению на лицевой счет ОУ лишь те, которые прописаны в генеральном разрешении).

В результате казначейство формирует информацию обо всех кассовых потоках, проходящих через счета всех бюджетов бюджетной системы РФ, а также обо всех внебюджетных доходах бюджетных учреждений оперативно и ежедневно.

Для Правительства РФ Федеральное казначейство является основным поставщиком достоверной и оперативной информации как о состоянии государственных финансовых и материальных ресурсов в целом, так и об объемах и структуре финансирования сферы образования в частности. Эта информация позволяет получить более точное представление об экономических последствиях для сферы образования проводимой бюджетной политики и реализации национального проекта развития этой отрасли.

Несмотря на ясность задач казначейства, многие ОУ собственное негативное восприятие казначейского сопровождения связывают:

  • с возникающими у них проблемами во взаимоотношениях с казначейством (конфликтностью региональных и муниципальных казначейств, трудностями казначейского документооборота, неоднозначностью требований по оформлению документов и т. д.);
  • наличием большой временной задержки между выделением средств и их использованием (казначейство в этом случае воспринимается как структура, тормозящая процесс);
  • снижением степени автономии ОУ при “необоснованных” или постоянно меняющихся требованиях со стороны казначейств;
  • ухудшением отношений с партнерами ОУ, если заключаемые с ними договора переделываются многократно и средства поступают с большим опозданием.

При этом можно четко выделить причины возникновения проблем.

Во-первых, низкая информационная поддержка процесса казначейского сопровождения со стороны территориальных казначейств:

  • созданные на территориях собственные казначейства используют в своей деятельности нормативно-правовую базу федеральной системы казначейств без ссылок на нее;
  • при формировании собственной территориальной нормативно-правовой базы казначейского сопровождения деятельности бюджетополучателей делается акцент на нее как на документы внутреннего пользования (только для использования органами казначейства) и непрозрачность Положения о территориальном казначействе.

Во-вторых, к проблемам приводит отсутствие единых форм договорных документов, используемых на одной территории разными ОУ. В этом случае увеличивается время на проверку каждого договора на соответствие условиям осуществления финансовых операций за счет средств бюджета, время на их корректировку и согласование и т. п.

В-третьих, органы управления образованием не берут на себя роль контактора (выразителя интересов ОУ), способного лоббировать интересы ОУ в органах территориальных казначейств, выступать арбитром при возникновении проблем и конфликтных ситуаций, поддерживать информированность администраторов ОУ о регламенте работы с казначействами и обобщать как позитивный, так и негативный опыт (возможно, с учетом анализа арбитражной практики).

В-четвертых, очень часто ведение всей деятельности (вне зависимости от источников финансирования) осуществляется территориальными казначействами в силу объективных и субъективных причин через один общий лицевой счет ОУ без разделения, как это делают органы федерального казначейства, на счет для учета операций по исполнению расходов бюджета и счет для учета операций по приносящей доход деятельности ОУ. В этом случае применение правил работы с бюджетными средствами автоматически переносится на внебюджетную деятельность ОУ, существенно снижая заинтересованность в получении наращивании доходов от иной приносящей доход деятельности. Кро­ме того, автономность ОУ в вопросах использования дополнительных к бюджетным источников финансирования доходов существенно снижается.

Оценка наиболее часто задаваемых автору представителями ОУ и администраторами сферы образования вопросов позволяет выделить шесть наиболее интересных с их точки зрения тем:

  • Казначейское сопровождение предпринимательской и иной приносящей доход (внебюджетной) деятельности ОУ (30,3% вопросов – из Пермского края, Челябинской, Ульяновской, Свердловской и Кировской областей).
  • Заключение и выполнение договоров, а также влияние на эти процессы процедур завершения финансового года (21,2% вопросов – из Пермского края, Красноярского края, Ульяновской и Саратовской областей).
  • Сроки осуществления платежей и порядок представления документации (18,2% всех вопросов, наиболее активны представители Ульяновской, Нижегородской, Кировской областей, а также Красноярского края).
  • Использование утвержденной ОУ сметы в качестве основного документа для взаимодействия с казначейством (15,2% вопросов – из Краснодарского края, Нижегородской, Свердловской и Челябинской областей).
  • Получение в условиях казначейского сопровождения и использование наличных денежных средств ОУ (12,1% от всех вопросов в основном из Челябинской и Нижегородской областей).
  • Возможности казначейского сопровождения новых институциональных форм в сфере образования (1% вопросов – из Челябинской обл.).

К возможным путям решения возникающих проблем и улучшения взаимодействия ОУ с обслуживающими их казначействами можно отнести:

  • повышение прозрачности нормативно-правовой базы территориального казначейства для ОУ;
  • проведение консультационных семинаров по теме “Казначейское сопровождение образовательных учреждений: вопросы и ответы” с участием представителей территориальных казначейств (возможно ведение постоянного виртуального контакта на форуме с аналогичным названием на интернет-страничке департамента (управления отдела образования муниципального образования и/или субъекта РФ));
  • принятие типового положения об организации финансовой деятельности ОУ, которое согласуется всеми участниками финансового процесса и позволяет задать для администраторов ОУ четкие “правила игры”, знание которых поможет снять вопросы о том, как поступать в том или ином случае, и повысить оперативность финансовых операций ОУ, исключая многократные исправления и переделки документов;
  • определение регламента корректировки смет ОУ и контактных лиц, отвечающих за взаимодействие с ОУ при осуществлении данного процесса как в департаменте (управлении, отделе образования), так и в органе казначейства;
  • принятие типовых форм договоров по различным направлениям деятельности ОУ с вовлечением в процесс их разработки юридических служб, обслуживающих органы казначейства.

Таким образом, выстраивание партнерских взаимоотношений органов казначейства и ОУ, обеспечивает конструктивную интеграцию при решении социально значимых проблем, к которым относится развитие образования. Реализация такого партнерства не только стимулирует повышение активности его участников при решении проблем развития образования, но и позволяет “привлекать” для их решения внебюджетные ресурсы. Такому активному взаимодействию со стороны органов казначейства способствует требование обобязательности доведения казначействами до получателей средств (ОУ) информации о нормативных правовых актах, регулирующих порядок исполнения и учета операций расходов бюджета через счета органов казначейства, а также консультирование по вопросам оформления и представления в органы казначейства платежных поручений и документов для получения наличных денежных средств, сопутствующего документооборота и по вопросам, возникающим в процессе обслуживания лицевых счетов (приказ Минфина России от 31.12.2002 № 142н “Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов Федерального бюджета” (далее – Инструкция № 142н)).

Качество взаимодействия и партнерства ОУ с казначействами в настоящее время становится одним из условий успешного развития сферы образования на территориях, обеспечивая создание условий для реализации новых экономических механизмов в сфере образования в рамках национального проекта “Образование”.

Уровень взаимодействия ОУ с обслуживающими их органами казначейства зависит не только от открытости и активности государственных органов власти и органов местного самоуправления, но и от информированности, грамотности и четкости действий руководителей ОУ.

Перечень федеральных нормативных документов

Казначейское обслуживание ОУ осуществляется на основании следующих нормативных документов:

  • Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изм. и доп.)
  • Гражданский кодекс РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ (часть первая) (с изм. и доп.), от 26.01.1996 № 14-ФЗ (часть вторая) (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов” (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ “Об архивном деле в Российской Федерации” (с изм. и доп.)
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” (с изм. и доп.)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” (с изм. и доп.)
  • Постановление Правительства РФ от 14.11.2007 № 778 «О мерах по реализации Федерального закона “О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”»
  • Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 806 “О порядке учета территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета”
  • Распоряжение Мингосимущества России от 28.07.1998 № 774-р <Об утверждении Положения о проведении торгов на право заключения договора аренды объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности>
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 685 “О мерах по обеспечению поступлений в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества” (с изм. и доп.)
  • Приказ Рособразования от 24.12.2007 № 2395 “Об исполнении федерального бюджета на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов”
  • Приказ Минфина России от 20.11.2007 № 112н “Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет бюджетных учреждений”
  • Приказ Минфина России от 12.11.2007 № 101н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 142н “Об утверждении Инструкции о Порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета”»
  • Приказ Минфина России от 12.11.2007 № 102н «О внесении изменений в приказ Минфина России от 10.06.2003 № 50н “Об утверждении Порядка организации работы по доведению через территориальные органы Федерального казначейства объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета”»
  • Приказ Минфина России от 12.11.2007 № 106н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 21 июня 2001 г. № 46н “О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов”»
  • Приказ Минфина России от 12.11.2007 № 107н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 57н “Об утверждении Положения о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование”»
  • Приказ Федерального казначейства от 09.11.2007 № 6н «О внесении изменений в приказ Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. № 1н “Об утверждении Порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства”»
  • Приказ Минфина России от 30.10.2007 № 95н “Об утверждении Порядка завершения исполнения федерального бюджета за 2007 год по расходам федерального бюджета и по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета” (с изм. и доп.)
  • Приказ Минфина России от 24.08.2007 № 74-ФЗ “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации” (с изм. и доп.)
  • Приказ Минфина России от 31.12.2002 № 142н “Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета” (с изм. и доп.)

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль