Конспект урока "Школа чародейства и волшебства"

2914
Конспект урока


Автор: Корнеева Жанна Анатольевна учитель начальных классов МБУ СОШ № 47
г. о. Тольятти  (Самарская область)Тема урока: "Части речи"Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
Оборудование:
проектор, интерактивная доска Smart Board, Smart-презентация, раздаточный материал/ Учебно-методическое обеспечение: Автор: А. В. Полякова (Система развивающего обучения Л. В. Занкова) Русский язык 2-й класс, "Просвещение", 2011 г.Пояснительная записка: Данный урок является обобщающим по теме «Части речи», направлен на закрепление понятий: "имя существительное", "имя прилагательное", "глагол", на обобщение особенностей каждой группы слов, на развитие умений употреблять их в связной речи.

Учебный материал является предметом активных действий ученика, формирует у детей потребность активно относиться к учебному процессу, побуждает учащихся к поиску альтернативных решений, обеспечивает возможность для творчества. Обоснованием выбранной формы урока является возрастные особенности учащихся.Образовательные задачи:

  1. Закрепить и обобщить знания об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе);
  2. Формировать умения различать слова по значению и вопросам;
  3. Совершенствовать умения определения частей речи, умения проверки изученных орфограмм в словах, относящихся к разным частям речи;

Воспитательная задача: воспитывать активную творческую личность, умеющую видеть, ставить и разрешать учебные проблемы;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать созданию атмосферы хорошего настроения при организации работы на уроке.
  2. Способствовать формированию личностных, коммуникативных, регулятивных умений:

Личностных

  • Умение слушать и слышать собеседника.
  • Умение формулировать свою позицию.

Коммуникативных

  • Слушать и понимать речь других.
  • Умение строить связные высказывания в устной и письменной форме.
  • Умение редактировать (совершенствовать) текст.
  • Умение выражать свои мысли.
  • Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательных

  • Осознавать познавательную задачу.
  • Читать и слушать, извлекая нужную информацию.
  • Делать обобщения, выводы.

Регулятивных (рефлексивных)

  • Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.
  • Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
  • Умение самостоятельно анализировать и оценивать свою работу.


Планируемые результаты:

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества в разных социальных ситуациях.Метапредметные: способность к самопроверке, самооценке, проверке по образцу и корректировке, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, умение анализировать и выстраивать доказательство своих взглядов, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве (убеждать, доказывать), оценивать правильность выполнения действий, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Предметные: повторить, обобщить, систематизировать знания о частях речи; закрепить умение определять части речи в связном тексте. Развивать умение подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Формировать представления об основных грамматических признаках существительных, прилагательных, глаголов.Ход урокаI. Организационное начало.
Эмоциональный настрой. Цель: психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию
В каждом из нас есть ма­ленькое солнце - доброта. Добрый человек - это тот, кто любит лю­дей и помогает им и любовь и помощь согревают его, как солнце. Я очень хочу, чтобы урок был для вас действительно добрым и тёплым, принёс много нового и интересного.

II.Мотивационный этап
Цель: создать условия для активизации мыслительной деятельности. Тема нашего урока - части речи. Какие мы можем поставить задачи? Первого сентября мы побывали в школе чародейства и волшебства.

И вот новое письмо от Великого волшебника и чародея:
Дорогие ребята! У нас чрезвычайное происшествие! На уроке заклинаний первокурсники перепутали слова. Из-за ошибки все части речи ожили и поссорились между собой, они заспорили, кто из них – самая важная часть речи! Воспользовавшись их ссорой, на части речи напали ошибки. Спасаясь, части речи просто исчезли. Все наши студенты готовятся к экзаменам и не могут мне помочь. Ребята, помогите найти части речи и помирить. Буду ждать с нетерпением. Великий Волшебник и Чародей - Давайте пофантазируем и перенесёмся в школу Волшебства. Закройки глазки и повторите заклинание. В руку палочку возьму,
Ей тихонько я взмахну,
Превращаемся сейчас
Мы в волшебный, дружный класс.
- Добро пожаловать в знаменитую школу чародейства и волшебства!

III. Актуализация знаний.

Цель: выявить уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекцию (познавательные УУД), развитие личностных и коммуникативных УУД через развитие устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения, языкового чутья
1). Чтобы открыть заколдованные двери, нужно правильно назвать отличительные качества учеников этой академии, которые спрятаны за названиями частей речи. Сказуемое Имя существительное Приставка Подлежащее Глагол Предлог Слог Имя прилагательное Отличительные черты учеников этой академии: Храбрость, Честность, Благородство.
2). Чтобы найти пропавшие части речи, нужно составить их описание - "портрет". Для этого вспомним, что мы уже знаем о частях речи. Возьмите карточку с таблицей (работа в парах) Поработаем по рядам: 1 ряд составит "портрет" имени существительного, 2 – имени прилагательного, а 3 – глагола. Если мы с вами справимся, то получим от преподавателей школы Волшебства сову - Супер Отменное Волшебство, если нет – жабу.

Учащиеся работают в карточках парами, заполняют таблицу, 3 ученика работают у доски.IV. Этап проведения разнообразных упражнений по формированию и совершенствованию практических умений и навыков

Цель: закрепить и углубить знания, повысить уровень осмысления изученного материала. 1). - Описание частей речи есть, пожалуй, теперь нужно посетить урок Заклинания, может, там мы сможем что-то разузнать. Заклинания необходимо знать всем волшебникам. Сложность предмета "Заклинания" заключается в том, что при произнесении заклинания нельзя ни на йоту отойти от образца. Нечёткое движение палочки, неправильно произнесённые звуки волшебных слов могут привести к катастрофическим последствиям. Вот и сейчас все слова растерялись. Нам нужно правильно вставить буквы и разделить слова на группы по частям речи. Работа в группах Ч…до,запретныйл…тает ма…,м…гический заколдовать ч…родей,волшебнаяисчезать палоч..капот…йной Мне кажется, мы справились и заработали ещё одну сову. Смотрите, к нам и правда летит сова, у неё какое-то послание: Есть один седой старик,
Превращаться он привык
В шляпу, в бабушку, в котлеты,
В шапочку, в слона, в конфеты.
Словом, в разные предметы.
Ох! Давно живу я в мире этом!
Даю название предметам. - Вы узнали, о какой части речи здесь говорится? Сова принесла и индивидуальные задания. Выполнив их, мы сможем отыскать имена существительные. Выполняя карточку, какие знания об имени существительном вам понадобились?
4). А мы с вами отправимся на урок Травологии. Там видели имена существительные. Травология — дисциплина, изучающая различные растения: обычные, лечебные и откровенно волшебные. Давайте посмотрим, какое задание нас ждёт.

Работа по диску "Уроки Кирилла и Мефодия" "Русский язык", 2 класс, урок 5. Ребята слушают и выполняют задание: составляют словарные слова, переставляя буквы. Картофель, свёкла, горох, петрушка, капуста. Посмотрите внимательно на слова, запомните, мы напишем их по памяти. Записывают словарные слова в тетрадь, обозначают орфограммы, работа по цепочке с комментированием. - На какой вопрос отвечают эти слова? Какие это имена существительные?

5). Неодушевлённые имена существительные мы отыскали, где же можно найти одушевлённые? На уроке Ухода за магическими существами — дисциплина, изучающая волшебных животных. Нам нужно найти спрятанные названия животных в словах: Укротитель, полисадник, посёлок, заслонка - На какой вопрос отвечают эти слова? Какие это имена существительные? Давайте обратимся к нашему магическому словарику и вспомним, что обозначают понятия: "омонимы", "антонимы", "многозначные слова", "синонимы". Ребята вспоминают понятия, приводят примеры, проверяют свои знания по словарику. В волшебной школе есть любимый питомец – дракон. Он предлагает нам отдохнуть с ним на веселой драконьей переменке.Физкультминутка

6). У меня есть для вас сюрприз. Нам на время передали таинственную карту, которая показывает местоположения любого предмета. И на карте появилась таинственная надпись, она поможет нам найти ещё одну часть речи: Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь. Меня вам надо знать, беречь. - О какой части речи рассказывает карта? На карте видно, что слова спрятались в комнате Защиты от темной магии. Здесь имена прилагательные захватили в плен волшебные существа, известные своей любовью к проказам и розыгрышам. Чтобы освободить слова, вспомним, что мы знаем об имени прилагательном. Спишите текст, вставляя подходящие прилагательные. Сегодня …… день. Земля покрыта……… снегом. Дует ………… ветер. Слова для справки: отличный, солнечный, пасмурный, белым, пушистым, глубоким, лёгкий, сильный, холодный. Молодцы! А сейчас мы поиграем в викторину. Подберите антонимы к именам прилагательным: большой, узкий, глубокий, трудолюбивый.

7). Продолжить поиски мы сможем, если выиграем партию в знаменитые шахматы Гарри Поттера. Для этого нужно разгадать зашифрованное слово из шести букв, сделав ход конём. Ты ходи, дружок, конем, Слово собери потом. Ключевое слово отгадаешь, Части речи ты узнаешь. Глагол Что мы знаем о глаголах? Где же отыскать глаголы, если не на уроках Полёта. Учиться в волшебной школе весело и интересно. На уроке физкультуры, вместо того чтобы прыгать через коня, можно полетать на метле, поиграть в волшебные игры. Туда мы и отправимся. Попробуйте забить мячи в кольца, подобрав антонимы глаголов: мешать, погубить, краснеть, зажигать.

8). Мы нашли все изученные части речи, но как же их помирить? Мы сможем это узнать, расшифровав Древние руны. Спишите отрывок из сказки Л. Кэрролла "Алиса в Зазеркалье" и укажите, какими частями речи являются волшебные "зазеркальные" слова. Варкалось, хливкие шарьки Пырялись по наве, И хрюкотали зелюки, Как мюмзики, в мове.

9). В Школе Волшебства все споры решают на турнирах. Проведём и мы Турнир Трёх Волшебников (Передача свитка) Каждому ряду нужно правильно подчеркнуть в тексте на свитке нужную часть речи. Побеждает ряд, который сделает правильно и быстро.Игра проводится по рядам. Ребята по цепочке выполняют задание, передавая текст. 1 ряд подчёркивает имена существительные, 2- имена прилагательные, 3 – глаголы. Если б всё на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это?
Кто решился бы отныне,
Приходя домой усталым,
На зелёной спать перине
Под зелёным одеялом?
И зелёною водою
Любоваться, как над вами,
Зеленея, птицы реют,
Над зелёными домами
Ярко солнце зеленеет?
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным Части речи поссорились, споря о том, какая из них важнее. Как бы вы разрешили их спор?V. Контроль и самопроверка знаний. Цель: выявить уровень осознанности полученных знаний. А теперь предлагаю вам волшебный экзамен – экспресс-опрос.

Экспресс-опрос
1. Имя прилагательное - это часть речи.
2. Глагол обозначает признак предмета.
3. Имя существительное изменяется по числам.
4.Имя прилагательное отвечает на вопросы Какой? Какое? Какие? Какая?
5. Имя существительное отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
6. Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, с которым оно согласовано.
7. Глагол бывает одушевлённым и неодушевлённым.
8. Глагол обозначает действие предмета.
9. Имя существительное бывает м, ж, или ср. рода.
10. Имя существительное, прилагательное и глагол изменяются по числам. Cамопроверка 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10VI. Сообщение домашнего задания, инструктаж. Написать мини-сочинение на тему "В школе волшебства".VII. Подведение итогов урока. Рефлексия. Цель: формирование регулятивных УУД через анализ и оценку успешности достижения цели. Наметить перспективу последующей работы
- Что вам удалось лучше всего?
- Что вам понравилось на уроке?
-С каким настроением уйдёте с урока?
Оцените свою работу на уроке.
Поставьте себе оценку: сову или жабу.

Ищите материалы по обучению и воспитанию школьников младших классов?

Инновационные методы и технологии работы с детьми всегда под рукой с электронной версией журнала "Управление начальной школой ".

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль