Инклюзивное образование в детском саду

9897

Мы спросили мнение ведущих специалистов об инклюзивном дошкольном образовании в детском саду. Надеемся, что полученные ответы будут полезны руководителями дошкольных образовательных организаций, методистам, воспитателям. 

Мария Прочухаева, зав. детским садом комбинированного вида № 288 г. Москвы

Инклюзия в детском саду не является набором техник и приемов, которые можно внедрить в любом учреждении. Инклюзивное образование — это идеология, инициатором и проводником которой выступает руководитель учреждения, направленная на обеспечение доступности образования для детей с ОВЗ. Если мы, руководители, сможем ответить на вопрос "Зачем я это делаю?", то у нас появится возможность найти ответ и на вопрос "Как?".

Ваши коллеги рекомендуют:

Топ 12 материалов по теме «Инклюзивный детский сад»


Реализуемый в нашем детском саду подход к совместному обучению детей строится на принципах междисциплинарности, уважения к личности дошкольника и понимания основных этапов его развития, участия родителей в воспитательном и образовательном процессах.

Основных составляющих механизма внедрения инклюзивного образования в нашем учреждении несколько:

  1. обеспечение детей услугами специалистов (силами учреждения, окружного центра психолого-медико-социального сопровождения), поиск оптимальных форм междисциплинарной работы над индивидуальными маршрутами при участии воспитателей групп. 
  2. организация семинаров и практикумов для воспитателей и специалистов, посвященных основам возрастной психологии, видам дизонтогенеза, формам работы с детьми, имеющими особенности в развитии, основам игровой терапии.
  3. внедрение форм взаимодействия специалистов с семьей и интеграции семей (родительские собрания, родительский клуб, консультации специалистов, проведение праздников, походов, субботников и т. д.).

Кроме того, в нашем ДОО созданы необходимые условия для организации и развития инклюзии:

  • оборудованы сенсорная комната, монтессори-классы, керамическая и столярная мастерские, бассейн;
  • работают лекотека, служба ранней помощи, центр игровой поддержки ребенка;
  • в штате детского сада есть логопеды, дефектологи, психологи;
  • на территории учреждения можно получить консультации психоневролога, невролога, кинезотерапевта и нейропсихолога.

Елена Черных,  зав. детским садом № 1 "Зветдочга" г Якутск Республики Саха (Якутия)

Закон об образовании и новый стандарт дошкольного образования требуют от нас ответственного отношения к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детского сада.

Однако я считаю, что необходимо конкретизировать требования к условиям реализации программы дошкольного образования. Как показывает опыт нашего ДОО, недостаточно организовать безбарьерную среду — важно иметь в штате квалифицированных специалистов для работы с особым детским контингентом.

Кроме того, необходимо обеспечить соответствующую профессиональную подготовку педагогического коллектива для введения инклюзивного образования в детском саду. Ведь воспитатель, в чью группу поступает ребенок-инвалид, должен быть готов к этому. Между тем воспитатели зачастую не знают, как подойти к ребенку с ОВЗ, не говоря о том, чтобы подготовить окружающих (остальных детей и родителей) к принятию особого человечка.

Грамотно организовать процесс инклюзивного образования в ДОУ можно только при наличии подготовленных педагогов и квалифицированных специалистов. В противном случае мы получим псевдоинклюзию, которая навредит не только дошкольнику с особыми потребностями, но и окружающим.

Светлана Герасимова,  зав. детским садом компенсирующего вида № 59 "Медвежонок" г. Апатитов Мурманской области

Для организации инклюзивного образования в детском саду необходимо создать особые условия и обеспечить грамотное с точки зрения коррекционной педагогики сопровождение. При этом основополагающим принципом является соблюдение интересов ребенка. Педагог, отвечающий за сопровождение ребенка-инвалида, должен решать каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для воспитанника, то есть способствовать созданию оптимальных условий как в детском саду, так и в семье.

Успех введения инклюзии в детском саду зачастую зависит от участия разных специалистов в комплексной реабилитации ребенка с нарушениями развития. Так, наличие в нашем детском саду многопрофильных специалистов (логопедов, дефектологов, ортоптиста, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, психолога, социального педагога) способствует повышению эффективности коррекционной работы.

На этапе внедрения инклюзии было улучшено материально-техническое обеспечение дошкольного учреждения:

  • оборудованы функциональные помещения (кабинеты логопедов, тифлопедагогов, ортоптический кабинет, кабинет социально-психологической службы, физкультурный мини-зал);
  • приобретены зрительные и речевые компьютерные программы, массажные кресла, тактильные дорожки, модульное инвалидное кресло, тактильная акустическая настенная панель, развивающие и коррекционные деревянные игры.

Для лечебно-оздоровительной коррекционной работы медицинский блок оснащен терапевтическими аппаратами "Видэнс" и "Дэнас", аппаратами для коррекции зрения.

Людмила Грубая, зав. детским садом компенсирующего вида № 10 "Сказка" г. Троицка Челябинской области

Воспитывать и обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов сложно. Для этого требуется соответствующее материально-техническое и методическое обеспечение детского сада. Особенно необходимы услуги узкопрофильных специалистов, опытных воспитателей, подготовленных к работе с детьми с разными возможностями. Наряду с этим должна быть обеспечена соответствующая наполняемость инклюзивной группы встроенного детского сада.

Инклюзивное образование в детском саду реализуется следующим образом: работают пять групп компенсирующей направленности, две из них — для детей-инвалидов, страдающих детским церебральным параличом. С ними занимаются воспитатели, прошедшие специальную подготовку, медицинские работники (врачи-педиатры, физиотерапевт, массажисты, медсестра по физиотерапии, инструктор по лечебной физкультуре), другие специалисты узкого профиля.

Инклюзия в детском саду для этих воспитанников точечная, то есть дети-инвалиды посещают все праздники, развлечения, спортивные мероприятия наряду с остальными детьми. На улице дети с ДЦП также гуляют вместе со всеми. Поэтому участки для прогулок на территории нашего учреждения не изолированы один от другого. Во время прогулок детей-инвалидов сопровождают все специалисты группы (массажисты, учитель-логопед, воспитатели, младшие воспитатели, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, педагог-психолог).

Реализовать такой подход непросто, но мы стараемся не ограничивать общение детей-инвалидов с другими воспитанниками.

В группу для детей с речевыми нарушениями приняты три ребенка-инвалида. Ребенок с диагнозом "ранний детский аутизм" и ребенок с ДЦП (легкая форма, сохранный интеллект) посещают учреждение на условиях полного дня (полная инклюзия); ребенок с синдромом Дауна — 5-часового пребывания (частичная инклюзия в детском саду). Воспитанники с ОВЗ участвуют в непосредственно образовательной деятельности совместно со сверстниками, для них подбираются задания различного уровня сложности, дополнительные игры и упражнения.

На мой взгляд, малыши с такими серьезными диагнозами, как эпилепсия, аутизм, тяжелые формы ДЦП, должны посещать специализированные группы или учреждения (в зависимости от структуры дефекта). Обучение детей аутистов и воспитание в подобных группах организовано по индивидуальным программам, разработанным соответствующими специалистами. Общеразвивающие группы будут "выталкивать" проблемных детей, а не адаптироваться к их особенностям. Главная причина в том, что работать с такими воспитанниками без специальной подготовки очень сложно, и при приеме на такие должности руководитель ДОО должен внимательно изучать портфолио воспитателя детского сада.

Опрос провела Т.Н. Осадчая
 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль