Внебюджетная деятельность образовательных учреждений

28014

Образовательные учреждения в процессе своей деятельности вступают в экономические и договорные отношения с другими хозяйствующими субъектами (коммерческими и некоммерческими организациями, физическими лицами – заказчиками образовательных услуг, другими экономическими партнерами), осуществляют различные сделки, используя материальные, финансовые, кадровые, информационные и другие ресурсы, которыми они располагают. При этом согласно Гражданскому кодексу РФ (далее – ГК РФ) и Закону РФ “О некоммерческих организациях” как некоммерческие организации ОУ могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Отнесение государственных и муниципальных ОУ к категории бюджетных (бюджетополучателей) приводит к четкой регламентации правил использования внебюджетных источников финансирования, связываемых с понятием предпринимательская внебюджетная деятельность образовательных учреждений.

В соответствии с приведенным в ГК РФ определением предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительность – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 15 сентября 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.

По итогам слушатели получают удостоверение установленного образца.

быстрая подписка: 8 (800) 511-08-33


Виды предпринимательской внебюджетной деятельности образовательных учреждений, которые разрешено вести ОУ, прописаны в ст. 47 Закона РФ “Об образовании”, где указано, что ОУ вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся:

  • торговля покупными товарами, оборудованием;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности других учреждений (в т. ч. образовательных) и организаций;
  • приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;
  • ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Перечисленные в законе виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности не соответствуют общепринятой классификации, зафиксированной в Налоговом кодексе РФ (далее – НК РФ). В соответствии с ней все доходы подразделяются на две группы.

К первой группе относятся доходы от реализации товаров, работ и услуг. В ОУ такими доходами прежде всего являются доходы от реализации платных образовательных услуг. В эту же группу входят доходы от реализации товаров, например, учебно-методической литературы.

Типичными внереализационными доходами, относящимися ко второй группе, являются:

  • доходы от сдачи имущества в аренду или субаренду (в настоящее время упразднено право государственных и муниципальных образовательных учреждений на самостоятельное распоряжение имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника. При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества им отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между ОУ и арендатором, а между владельцем основного капитала – соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом и арендатором. Поэтому суммы арендной платы рассматриваются как неналоговые доходы бюджета и могут не поступать в распоряжение государственных и муниципальных ОУ. Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды поступают в распоряжение образовательных учреждений, они должны отражаться в отдельной смете доходов и расходов и отдельно учитываться органами казначейства на лицевых счетах арендных платежей);
  • плата кредитных организаций, начисляемая за размещение финансов на расчетном счете (этот источник доходов возможен только в негосударственных школах);
  • излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации.

В совокупности все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду ОУ, называются доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Органы казначейства четко определяют понятие финансов, полученных от приносящей доход деятельности (п. 2 Инструкции № 46н), но перечень видов внебюджетных доходов ОУ зависит от специфики его функционирования, профиля, сменности работы, местоположения, наличия свободных площадей, согласия учредителя на организацию деятельности, приносящей доход, и т. п.

Средства, полученные ОУ от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на лицевых счетах, а учет кассовых операций с финансами, полученными из внебюджетных источников, осуществляется с предварительным санкционированием их финансовым органом на основе коммерческой сметы ОУ.

На лицевых счетах по учету внебюджетных средств ОУ регистрируются:

  • остаток денег, полученных из коммерческих источников на начало текущего финансового года;
  • операции по поступлению финансов, полученных их внебюджетных источников;
  • операции по выплатам за счет начислений, полученных из коммерческих источников;
  • остаток средств, полученных из внебюджетных источников на отчетную дату.

Остаток начислений на начало финансового года появляется на лицевом счете ОУ, если средства, полученные бюджетными ОУ от предпринимательской деятельности, не были использованы по состоянию на 31 декабря. В этом случае они отражаются на лицевых счетах по учету внебюджетных начислений как вступительный остаток на 1 января текущего финансового года (п. 19 Инструкции № 46н).

Расчетные и кассовые документы при использовании внебюджетных и бюджетных средств оформляются идентично: согласно Положению ЦБ России и Минфина России от 13.12.2006 № 298-П/173н “Положение об особенностях расчетно-кассового обслуживания органов Федерального казначейства”. При этом в поле “Назначение платежа” платежного поручения дополнительно указывается наименование источника образования дохода или пункт разрешения, выданного учреждению.

Если клиент должен перечислить на лицевой счет ОУ денежные начисления, то информировать его о порядке правильного заполнения платежного поручения должно ОУ.

Платежные документы на осуществление кассовых выплат принимаются органом казначейства от ОУ только в пределах остатка средств, отраженного на его лицевом счете по учету коммерческих начислений (за исключением финансов, зачисленных без права расходования). При этом платежные документы проверяются на правильность оформления, соответствие указанных в них кодов бюджетной классификации РФ, содержанию операции и смете доходов и расходов по приносящей доход деятельности (п. 14 Инструкции № 46н). Других направлений проверки не предусмотрено.

Если дата на платежном документе, связанном с проведением операций на лицевом счете внебюджетных средств, не соответствует дате его фактического представления в орган казначейства более чем на один день, но требования об обязательном исправлении или переделке документов нет, то представитель ОУ обязан на втором экземпляре платежного поручения указать дату его фактического представления (п. 15 Инструкции № 46н).

В настоящее время для лицевых счетов по учету внебюджетных начислений утверждены форма выписки из лицевого счета и форма приложения к выписке из лицевого счета, по учету внебюджетных средств (соответственно Приложения № 13 и № 14 к Инструкции № 46н).

Согласно п. 17 Инструкции № 46н орган казначейства не позднее следующего рабочего дня после поступления выписки банка cо своего счета отражает эти операции с внебюджетными средствами на лицевом счете ОУ ивыдает выписку из лицевого счета с приложением по каждой записи копий расчетных, кассовых и платежных документов.

По запросу ОУ орган казначейства вместе с выпиской представляет приложение к выписке из лицевого счета по учету внебюджетных средств.

Благодаря новой форме выписки из лицевого счета по учету внебюджетных средств ОУ имеет теперь право в одном платежном документе указывать сразу несколько кодов бюджетной классификации, потому что сами операции привязаны только к документу и сумме. Никакой привязки к коду бюджетной классификации теперь не требуется, а информацию в разрезе кодов бюджетной классификации можно представить в приложении к выписке из лицевого счета по учету внебюджетных начислений.

В приложении к выписке из лицевого счета очень интересны последний раздел “Движение средств без права расходования” и те суммы, которые поступают на лицевой счет по учету внебюджетных средств либо на основании документов, в которых отсутствуют какие-то необходимые реквизиты, не позволяющие их использовать, либо не соответствуют разрешению на открытие лицевого счета (учитываются в этом разделе поступления со знаком “+”). Как только представляется дополнение к разрешению или письменная информация от ОУ по уточнению недостающих реквизитов, режим ограничения “без права расходования” снимается, и эти суммы указываются (со ссылкой на полученные документы) со знаком “­”.

Если в течение десяти рабочих дней после поступления средств основания для учета поступлений как невыясненных не устранены (не представлена дополнительная информация, заверенная подписями руководителя и главного бухгалтера ОУ или их заместителями), то орган казначейства возвращает данные суммы плательщику.

Кроме того, п. 21 Инструкции № 46н устанавливает порядок учета операций “без права расходования”. Впервые четко установлено, что если на исполнение требований судебного решения (предъявленного исполнительного документа) направляется вся сумма, числящаяся на лицевом счете ОУ по учету внебюджетных средств, но при этом требуемая выплата осуществляется не полностью, то исковое требование переходит на новые поступления на внебюджетный лицевой счет. При этом последующие поступления должны сначала “наполнить” сумму без права расходования и только потом могут быть направлены на использование в установленном порядке.

Орган казначейства уточняет коды бюджетной классификации РФ по кассовым операциям, отраженным на внебюджетных лицевых счетах в порядке, установленном для получателей дотаций бюджета. При этом внесение изменений осуществляется при наличии соответствующего направления использования внебюджетных финансов по коду бюджетной классификации РФ, на который кассовые выплаты должны быть отнесены в представленных образовательным учреждением в орган казначейства смете доходов и расходов по внебюджетным средствам и разрешении.

Сверка остатков, а также операций по движению финансов на лицевом счете по учету внебюджетных средств производится ежемесячно, не позднее третьего рабочего дня месяца, следующего за отчетным (п. 24 Инструкции № 46н). Сверка производится путем предоставления органом казначейства под расписку ОУ копии лицевого счета по учету внебюджетных средств, сформированного нарастающим итогом с начала года на первое число месяца, следующего за отчетным. Помимо отражения операций на лицевых счетах нарастающим итогом с начала финансового года их учет осуществляется в структуре показателей экономической классификации расходов бюджетов РФ.

При отсутствии возражений от ОУ в письменной форме в течение трех рабочих дней с даты вручения ему формы сверки совершенные операции и остатки на внебюджетном лицевом счете считаются подтвержденными.

В случае утери ОУ выписки, приложения к выписке их дубликаты могут быть выданы органом казначейства по письменному заявлению от ОУ с разрешения главного бухгалтера казначейства или другого уполномоченного руководителем органа казначейства работника (п. 31 Инструкции № 46н).

Если партнер ОУ осуществляет возврат на внебюджетный лицевой счет ОУ денежных средств (возврат дебиторской задолженности) в процессе исполнения сметы доходов и расходов текущего года, то они учитываются на лицевом счете по учету внебюджетных средств как восстановление кассовых выплат с отражением по тем кодам экономической классификации расходов, по которым была произведена кассовая выплата. Суммы дебиторской задолженности прошлых лет отражаются на лицевом счете по учету внебюджетных средств в доходах ОУ (п. 18 Инструкции № 46н). При этом не требуется включение в разрешение связанного с дебиторской задолженностью источника образования внебюджетных средств.

Необходимо помнить, что согласно ст. 47 Закона РФ “Об образовании” учредитель или органы местного самоуправления вправе приостановить предпринимательскую деятельность ОУ, если из-за ее осуществления образовательная деятельность дошкольной организации выполняется в неполном объеме до решения суда по этому вопросу.

При планировании внебюджетных доходов ОУ необходимо учитывать ожидаемый объем поступлений в текущем году и предполагаемый объем внебюджетных доходов в планируемом году по каждому виду доходов. Каждый вид расходов, включаемых в смету, должен быть экономически обоснован и подтвержден расчетами, на основании которых администратор бюджетных средств (учредитель) утверждает сводную смету. При этом увеличение поступления внебюджетных средств на лицевой счет ОУ не должно приводить к снижению ему бюджетного финансирования.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль