Методические особенности преподавания химии в классах художественно-эстетического профиля Из опыта работы учителя химии

1513
Методические особенности преподавания химии в классах художественно-эстетического профиля Из опыта работы учителя химии

 Автор: Липина Надежда Владимировна, учитель химии художественно-эстетического лицея №98 ( г. Ижевск)

Реализация профильной дифференциации обучения в старших классах является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед школой и современной методической наукой. При этом возникает необходимость выявления особенностей содержания, форм и методов обучения химии не только в тех профилях, где химия является основным (профильным) учебным предметом, но и в тех классах, где химия входит в блок базовых общеобразовательных учебных предметов. Такие классы химики-методисты часто условно называют "классами нехимического профиля".  Попытаемся выделить и обосновать основные методические подходы к обучению химии в этих классах.

Курс химии в классах художественно-эстетического профиля направлен на раскрытие роли химии как части общей культуры человечества, на обеспечение необходимым запасом химических знаний, позволяющих ориентироваться в общественно значимых проблемах. Химия как часть мировой культуры и одна из фундаментальных наук содержит в себе огромный гуманитарный потенциал, который включает мировоззренческое, нравственное, гражданское, эстетическое и развивающее начала, их умелое раскрытие на уроках химии способствует всестороннему гармоническому развитию личности ученика.

 

1. Использование на уроках химии литературных произведений и  поэзии.

Тема "Углерод" 9 класс.
При изучении свойств алмаза можно привести отрывок из повести А.И.Куприна "Суламифь".
Задание учащимся
: разделить истинные и мифические свойства алмаза.

"…Царь Соломон любил украшать свою возлюбленную драгоценностями… Суламифь заслушивалась его, когда он рассказывал о внутренней природе камней, об их волшебных свойствах и таинственных значениях.
Царь всех камней – камень Шамир. Греки называют его Адамас, что значит – неодолимый. Он крепче всех веществ на свете.… Это свет солнца, сгустившийся в земле и охлажденный временем. Полюбуйся, Суламифь, он играет всеми цветами, но сам остается прозрачным, точно капля воды. Он сияет в темноте ночи, но даже днем теряет свой цвет на руке убийцы. Шамир привязывают к руке женщины, которая мучится тяжелыми родами, и его также надевают воины на левую руку, отправляясь в бой. Тот, кто носит Шамир, – угоден царям и не боится злых духов. Шамир сгоняет пестрый цвет с лица, очищает дыхание, дает спокойный сон лунатикам и отпотевает от близкого соседства с ядом…"

Тема "Сплавы" 9 класс.При изучении  вопроса  "Получение стали", можно привести отрывок из романа Жюля Верна  "Таинственный остров". Задание учащимся: проанализировать отрывок, обосновать его с точки зрения химии, записать возможные химические уравнения реакций. "…Гораздо больше пользы, чем чистое железо, могла бы принести сталь. Сталь же представляет собою соединение железа и углерода, которое получают двояким способом, либо из чугуна, отнимая у него избыток углерода, либо из железа, прибавляя к нему отсутствующий углерод. В первом случае путем обезуглероживания чугуна получают натуральную, или пудинговую сталь, а путем добавления к чистому железу углерода – томленую сталь. Как раз такую сталь Сайресу Смиту и хотелось выплавить, ибо у него уже имелось чистое железо. И он добился этого, переплавив железо вместе с толченым углем в тигле из огнеупорной глины…" Предполагаемые уравнения химических реакций. C + 2Fe +2O2 =2FeO +CO2 Si+2FeO=2Fe+SiO2 Mn +FeO=Fe +MnO 2P+5FeO=5Fe+P2O5   Тема "Угольная кислота и ее соли" 9 класс. При изучении свойств карбонатов можно привести отрывок из книги Л.Буссенар "Похитители бриллиантов". Задание учащимся: проанализировать отрывок, обосновать его с точки зрения химии, записать возможные химические уравнения реакций. "Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь по обжигу известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представлял собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился.… И получилось именно то, что называют негашеной известью. Оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю эту огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь, выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии – все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями". CaCO3 =CaO+CO2 CaO+H2O=Ca(OH)2 Тема "Коррозия металлов" 9класс. Здесь можно привести отрывки стихотворений. …На рукомойнике моем позеленела медь. Но так играет луч на нем, что весело глядеть… ( А. Ахматова. Из сборника "Вечер") или …От медленных лобзаний влаги Нежнеет грубый свод гробниц, Где зеленеют саркофаги Святых монахов и девиц… (А. Блок. Итальянские стихи) Задание: запишите уравнения химических реакций, происходящих с медью. Медь взаимодействует сначала с кислородом, а затем с углекислым газом и водой, постепенно превращаясь в основной карбонат меди – малахит: 2Cu + O2 =2CuO 2CuO + CO2 +H2O=(CuOH)2CO3 Химия как наука побуждала многих писателей и поэтов включать в свои произведения образы, навеянные размышлениями о веществе и его превращениях, сравнения, эмоциональные описания явлений, процессов. Но нередко авторы допускают ошибки, или высказывания требуют соответствующих пояснений. Задание учащимся: найти "химические ошибки" в отрывках произведений, дать пояснение. …Видишь – мрамор: Это просто кальций… (И.Сельвинский) (Мрамор – это соль, карбонат кальция.) …Всё мне видится Павловск холмистый, Круглый луг, неживая вода… (А.Ахматова. Из сборника "Белая стая") (Неживой воды в природе нет. Это метафора. А вот тяжёлая вода есть: она состоит из дейтерия и кислорода.) …Ржавеет золото и истлевает сталь, Крошится мрамор. К смерти всё готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней – царственное слово… (А.Ахматова. Из сборника "Бег времени") (Золото не ржавеет, не корродирует. Это ошибка, но как точно подмечена разница в динамике разрушения стали и мрамора.) …В озон превращается воздух… (Л.Лавренёв "Нобуж") (Озон превращается в кислород. Воздух – смесь газов) В качестве домашнего задания предлагаем сделать подборку из «химических» сюжетов в произведениях М.Лермонтова, А.Пушкина, Ж.Верна, М.Ломоносова, К. Дойля и других авторов, а также проанализировать данные сюжеты, обосновать с точки зрения химии. В результате такого задания формируется методическая копилка на тему "Критическое осмысление химических сюжетов, используемых в художественной литературе". 2. Химический эксперимент для гуманитариев.

В гуманитарном классе, как и в классах других профилей, химический эксперимент является одним из ведущих методов обучения химии. В связи с этим можно выделить ряд требований к отбору опытов по химии для учащихся-гуманитариев, которые должны:

1) быть эффектными и способствовать формированию интереса к изучаемому материалу (растворение аммиака в воде – "Фонтан");

2) моделировать процессы, происходящие в природе (выделение кислорода при фотосинтезе), или имитировать возможные последствия "экологических бед" (сжигание серы – кислотный дождь);

3) показывать практическую значимость отдельных веществ, их химические и физические свойства (испытание рН слюны, растворов сока лимона, яблока и т.д.);

4) позволять воспроизвести химический эксперимент на основе исторического материала (горение сухого фосфора в закрытой колбе, К.В. Шееле).

Большую роль при проведении химического эксперимента в гуманитарных классах может сыграть использование учителем соответствующего культурологического экскурса исторической, экологической и практической направленности.

Исторический экскурс на уроке химии по теме "Альдегиды" к опыту "Реакция серебряного зеркала"

Зеркала появились задолго до нашей эры. Сначала ими служили отполированные до блеска металлические пластинки из золота, серебра, меди и бронзы. Начало изготовлению зеркал современного типа (на стекле) положил в 1858 г. немецкий химик Юстус Либих.

Обезжирив раствором соды внутреннюю поверхность колбы, Либих промыл ее водой, этиловым спиртом и диэтиловым эфиром, а затем налил туда несколько миллилитров 40%-го раствора формальдегида (HCНО). Добавив затем аммиачный раствор оксида серебра (Ag2O), Либих осторожно нагрел колбу. Через несколько минут она стала зеркальной. Позднее вместо формалина Либих стал использовать для получения серебряного зеркала 10%-й раствор глюкозы (С6Н12О6).

Реакции, вызывающие образование серебряного зеркала, позднее стали использовать для обнаружения в растворе веществ, содержащих альдегидные группы (глюкозы, альдегидов и др.).

Проведем реакцию серебряного зеркала и докажем, что в пробирке находится раствор глюкозы. (Записываем уравнение химической реакции)

Практическая работа в качестве задания «Домашняя химчистка»

Цель: научиться выводить бытовые пятна с одежды различными способами, доступными в домашних условиях. Обратить внимание на физико-химические характеристики пятен, пятновыводящих средств, также соблюдение правил по технике безопасности.

Виды пятен предлагаются следующие: масляная краска, чернильное пятно, пятна стеарина и парафина, пятна краски «Акварель», «Гуашь».

3. Расчетные задачи для гуманитариев на уроках химии.

Специфика химических задач для учащихся-гуманитариев состоит во введении в их содержание гуманитарного компонента. Классификация химических задач по содержанию гуманитарного компонента включает следующие виды задач:

1) задачи с историко-искусствоведческим содержанием;
2) задачи с литературным содержанием;
3) задачи с практически значимым содержанием;
4) задачи с экологическим содержанием;
5) задачи с региональным содержанием.

Приведем несколько примеров таких задач.

Задача 1. Существует легенда, что однажды греческий художник Никий заказал для своей работы свинцовые белила (Pb(OH)2•2PbCO3), которые были на корабле привезены в афинский порт Пирей. Однако пожар омрачил надежды художника: практически весь груз корабля сгорел. Подойдя к обгоревшим бочкам, в которых везли белила, Никий обнаружил под слоем угля и золы ярко-красное вещество, которое он впоследствии использовал как превосходную краску. Так случайно был открыт сурик (Pb3O4). На Руси сурик с давних времен применяли в иконописи, а также для покраски щитов. Получали сурик аналогично, прокаливая свинцовые белила, или основный карбонат свинца, на воздухе:
2Pb(OH)2•2PbCO3 + O2 = 2Pb3O4 + 4CO2 + 2H2O.

Вычислите, какую массу сурика можно получить при прокаливании основного карбоната свинца массой 310 г.

Задача 2. В медицине при рентгенографии желудка используется суспензия сульфата бария. Вычислите, какие массы 49%-го раствора серной кислоты и 26%-го раствора хлорида бария нужно взять, чтобы получить 45%-ю суспензию сульфата бария массой 250 г.

Литература

  1. 1. Аршанский Е.Я. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля. М.: Вентана-Граф, 2002, 176 с.
  2. 2. Химия для гуманитариев. 10,11 классы: элективный курс/ сост. Н.В.Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007, 135 с.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль