Проведение мини-тренинга для родителей первоклассников "Давайте познакомимся"

8963
Проведение мини-тренинга для родителей первоклассников

Автор: Л.С. Обласова,  канд. пед. наук, зам. директора по научно-методической работе БОУ ДОД "Центр развития творчества детей и юношества Амурский", г. Омск

На первом родительском собрании педагогу важно не только самому познакомиться с родителями учащихся, но и познакомить их между собой. Это создаст положительный эмоциональный климат в коллективе взрослых, настроит их на совместную работу в решении неизбежно возникающих организационных вопросов.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", интегративным результатом выполнения требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП) должно быть создание в школе комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся и их родителей (законных представителей).
Кроме того, в ФГОС сказано, что в целях обеспечения реализации ООП в образовательном учреждении (далее - ОУ) для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся и их родителей (законных представителей) в разработке ООП, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Тренинг в социальной психологии рассматривается как специально организованное взаимодействие в группе людей, преследующее определенную цель (развитие коммуникативных навыков, знаний, умений, опыта, личностный рост и т. д.). Тренинговые технологии являются популярным и востребованным средством социальной, просветительской и развивающей работы с различными категориями граждан, средством обучения персонала. Использование педагогами элементов коммуникативных тренингов в работе с детьми и родителями, проведение совместно с педагогом-психологом мини-тренингов в рамках одной встречи также является возможным и правомерным.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности. Первого сентября педагог проводит первое занятие, первый классный час со своими воспитанниками, и с этого дня обучающиеся, педагог и родители - один единый коллектив. И от того, как сложатся отношения в этом коллективе, во многом будет зависеть успех в обучении и воспитании школьников.

Традиционные организационные и тематические родительские собрания не утратили своей актуальности, но уровень образования современных родителей, их социальный запрос к ОУ требуют поиска новых форм и видов сотрудничества, которыми могут стать семинары-практикумы, деловые игры, родительские конференции и круглые столы, семейные конкурсы и праздники, социальные и учебные проекты, тренинги.

Первое родительское собрание лучше всего начать со знакомства, и не только педагога с родителями своих обучающихся, но и со знакомства родителей между собой, ведь им в будущем придется много взаимодействовать друг с другом, решать массу организационных вопросов.
Педагогами нашего ОУ был разработан коммуникативный мини-тренинг, который может стать оптимальной организационной формой для знакомства родителей в начале учебного года 1-го класса.

В приложении представлено описание коммуникативного мини-тренинга "Давайте познакомимся". Он с небольшими изменениями может быть использован для работы с разной по возрасту и статусу аудиторией (школьники, студенты, педагоги) в различных ситуациях, когда требуется познакомить группу людей и создать условия, благоприятные для дальнейшего общения. Время проведения тренинга составляет 50-60 мин.

Приложение
Описание коммуникативного мини-тренинга "Давайте познакомимся!"Цели тренинга:

  • создание организационно-педагогических условий для сотрудничества родителей и педагога;
  • формирование благоприятного психологического климата внутри коллектива родителей первоклассников.

Условия проведения: учебное помещение с легкой передвижной мебелью, где можно поставить в круг стулья по количеству участников (может быть кабинет для групповой работы педагога-психолога).

Ведущий тренинга - учитель начальных классов или педагог-психолог.Участники: родители первоклассников, классный руководитель. Поскольку многие упражнения тренинга выполняются в паре либо требуют четного количества участников, при необходимости классный руководитель становится участником тренинговой группы.Оборудование: фломастеры, бейджи (пустые) или булавки, чистые карточки для оформления визиток, колокольчик для ведущего.Ход мини-тренинга

1. Организационный момент
Ведущий предлагает участникам тренинга сесть на стулья, расположенные по кругу. Он представляется, сообщает название и цель мероприятия, рассказывает о причинах, которые привели к организации данного тренинга.
Ведущий сообщает, что в начале каждого тренинга принято обсуждать и принимать правила групповой работы, но в связи с ограниченностью времени встречи предлагает принять несколько наиболее общих правил без обсуждения и следовать им в течение встречи.

Правила групповой работы:

  • конфиденциальность - вся информация, услышанная на тренинге, за пределами аудитории не передается другим лицам;
  • активность - стараться как можно больше контактировать друг с другом за отведенное время;
  • "сотовые телефоны" - не пользоваться сотовыми телефонами во время тренинга, переключить их на беззвучный режим;
  • уважение к говорящему - недопустимость непосредственных оценок и комментариев в адрес ведущего и участников тренинга без их просьбы.

2. Изготовление визиток
Ведущий предлагает за 5 мин оформить визитку и сообщает, что на тренингах принято обращение по имени, без использования отчества. Поскольку родители первоклассников в стенах школы играют общую социальную роль родителей, такое предложение обычно охотно принимается. В дальнейшем на всем протяжении тренинга все обращаются друг к другу по именам.

3. Знакомство
Ведущий предлагает каждому по кругу назвать свое имя, добавив к нему то, чем участник занимается в жизни. Например, Елена - менеджер, Светлана - домохозяйка, Виктор - юрист.

4. Основная часть мини-тренинга
Упражнение "Комплимент"

Ведущий: Как вы думаете, какое слово самое приятное для любого человека? Участники: Его имя.
Ведущий: Когда нас называют по имени, обращаются к нам, общаются с нами, говорят нам хорошие, добрые слова - этим подтверждается наше существование, что жизненно необходимо каждому человеку. Психологи утверждают, что для благополучного развития ребенка ему необходимо не менее шести подтверждений в день. Я попрошу вас по очереди, по кругу сказать соседу, сидящему от вас по правую руку, какой-нибудь комплимент, доброе слово, просто поприветствовать, обязательно обратившись по имени.
(Участники выполняют задание.)

Упражнение "Представь соседа"
Ведущий предлагает рассчитаться на "первый-второй" (либо: "роза-пион", "груша-яблоко") и первым номерам в пол-оборота повернуться ко вторым номерам. Парам дается задание в течение 2 мин как можно больше узнать друг о друге. Потом участники каждой пары поочередно рассказывают о своем собеседнике все, что смогли узнать, представляя его аудитории.

Упражнение "Смена мест по признаку"
 Ведущий: Поскольку люди, сидящие рядом, уже друг с другом познакомились, для расширения наших контактов выполним следующее задание. Я буду называть какой-либо признак, и если он вам подходит, необходимо встать и поменяться местами с любым человеком из аудитории, который тоже встал.

Ведущий называет несколько признаков (4-5 достаточно), после объявления каждого признака часть присутствующих меняется местами. Например, поменяйтесь местами те:

  • у кого есть дача;
  • кто воспитывает двух и более детей;
  • у кого есть дочь;
  • кто отмечает день рождения зимой;
  • кто любит читать детективы.

Игровое упражнение "Карусель"
Ведущий уточняет, все ли помнят свой номер, при необходимости заново рассчитываются на «первым-второй». Далее участники образуют два круга так, чтобы образовались пары друг напротив друга. Внутренний круг - первые номера - спиной друг к другу, лицом наружу; внешний - вторые номера - спиной наружу, лицом к первым номерам.

Ведущий поясняет, что как в детской карусели внутренний круг остается неподвижным (участники стоят на месте), а внешний круг подвижный. Ведущий будет предлагать задание, после выполнения которого в парах по сигналу (например, звонок колокольчика) внешний круг по часовой стрелке будет смещаться на одного человека, так будут образовываться новые пары, которые будут выполнять следующее задание, и так все участники обретут возможность поговорить с каждым.

Примерные задания (вопросы):

  • Назовите ваш любимый фильм (любимого актера, любимое время года, любимый фрукт, домашнее животное, любимый праздник).
  • Назовите ваш девиз или принцип.
  • Что вы говорите, когда (расстроены, что-то не получается, не все удается)?
  • Назовите ваше хобби, любимое занятие вашего ребенка.
  • По какой причине вы выбрали эту школу для своего ребенка?
  • Есть ли в вашей семье традиции, если да, то какие?

Количество заданий (вопросов) должно быть достаточным, чтобы первые образовавшиеся пары после круга снова встретились, и тогда можно предложить вместо последнего вопроса пожать друг другу руку, как при новой встрече.
По окончании упражнения участникам предлагается снова сесть в общий круг.

5. Рефлексия
Участникам предлагается по кругу поочередно ответить на следующие вопросы:

  • Понравилось ли вам участвовать в мини-тренинге?
  • С какими ожиданиями и чувствами вы пришли на встречу, с какими уходите?

6. Завершение встречи
Заканчивая тренинг, ведущий благодарит участников за работу, высказывает свои пожелания.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль