Диагностика психического развития ребенка от 2 до 7 лет

18168
Диагностика психического развития ребенка от 2 до 7 лет

Автор: Д.В. Иноземцев,  психолог,  ст. специалист по разработке психодиагностических методик Научно-образовательного центра "Психодиагностика" Южно-Уральского государственного университета,  г. Челябинск

Внедрение в систему образования специально разработанных форм активной помощи детям, испытывающим трудности в обучении, имеет постоянную социальную значимость. Испытывая систематические сложности в усвоении учебных дисциплин, дети теряют интерес сначала к «трудным» предметам, а затем и к обучению в целом. Корни многих проблем в обучении кроются в дошкольном возрасте и часто обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов, влияющих одновременно.

ЗАЧАСТУЮ В МЕТОДИКАХ ОТСУТСТВУЕТ УНИФИКАЦИЯ ПОДХОДОВ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ В ОТНОШЕНИИ ОДНОГО РЕБЕНКА В ТЕЧЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЛЕТ ЕГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОУ

Как известно, чем раньше начинается психолого-педагогическая работа в ДОУ, тем эффективнее могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.

Для такой работы необходима предварительная диагностика особенностей развития дошкольника. Несмотря на разнообразие диагностических методик для дошкольников, зачастую в них отсутствует унификация подходов к интерпретации полученных результатов в отношении одного и того же ребенка в течение нескольких лет его пребывания в дошкольном учреждении.

Комплект методик диагностики психического развития детей, разработанный детским врачом-психиатром Л.С. Рычковой и учителем-дефектологом ПН. Лавровой, имеет единую систему оценки и анализа результатов диагностики. Данный комплект разрабатывался с 2001 по 2006 гг., был апробирован создателями, а также специалистами шести дошкольных образовательных учреждений г Челябинска в течение многих лет практической работы с проблемными детьми.

Для создания комплекта методик психолого-педагогической диагностики дошкольного развития ребенка были использованы методы изучения детей дошкольного возраста, разработанные отечественными учеными: С.Д. За-брамной, Л.А. Венгером, А.А. Катаевой, Э.И. Леонгардом, И.А. Коро-бейниковым, Е.А. Стребелевой, ГА. Урунтаевой, О.Н. Усановой, Е.О. Смирновой и многими другими.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ ПОЛУЧАЕТ ИНФОРМАЦИЮ О РАБОТОСПОСОБНОСТИ, СФОРМИРОВАННОЕ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ, УРОВНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ

Комплект методик направлен на изучение особенностей психофизического развития ребенка в возрасте от 2 до 7 лет специалистами: педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом.

Для дифференциальной диагностики состояния ребенка и определения индивидуального образовательного маршрута предлагается учитывать три критерия, предложенные Н.Я. Семаго и М.М. Семаго: адекватность поведения как в целом, так и в процессе обследования; критичность по отношению к результатам, успешности решения диагностических задач, поведению; обучаемость.

В результате психологического исследования ребенка в условиях ДОУ педагог-психолог получает информацию о работоспособности, сформированности социально-бытовой ориентировки, уровне интеллектуального развития, особенностях латерализа-ции, внимания, памяти, о характеристиках речи, а также о его эмоционально-личностных особенностях.Процедура проведения диагностики
Диагностика заключается в последовательном изучении разных сторон психического развития ребенка.
Непосредственно при первом знакомстве с ребенком обращается внимание на его внешний вид: осанку, походку, координацию движений, взгляд, мимику. При снижении интеллекта, некоторых речевых нарушениях (ринолалия, дизартрия) или при наличии комплексных дефектов внешний вид ребенка часто неблагоприятен. Примерами отклонений от нормального внешнего вида могут быть: асимметрия и диспластичность, невыразительное, маскообразное, амимичное лицо, насильственная улыбка и др. Данные об отклонении или особенностях внешнего вида должны быть фиксированы для дополнительного об- следования или наблюдения.

Особенности внешнего вида ребенка необходимо учитывать при планировании коррекционных занятий. Например, если у него увеличена голова (что свидетельствует о наличии гидроцефалии), он нуждается в медицинском наблюдении, а также в специальной организации педагогами занятий по физическому воспитанию и повседневной деятельности.
Далее с ребенком выполняются задания, направленные на диагностику:

  • особенностей основных движений и мелкой моторики;
  • познавательной деятельности;
  • общего запаса знаний и представлений об окружающем мире;
  • уровня развития игровой деятельности;
  • продуктивных видов деятельности;
  • эмоционально-волевой сферы.

В качестве примера приведем методику диагностики движений и действий для детей 2-3 лет.

Методика "Лови шарик"
Цели: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, обучение ребенка понимать словесную инструкцию, формирование умения следить за движущимся предметом, развитие ручной моторики.

Оценивается: принятие задания, понимание речевой инструкции, желание сотрудничать (играть) со взрослым, отношение к игре, результат, отношение к результату.

Оборудование: желобок, шарик.

Проведение обследования. Педагог-психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем желобок поворачивается, и ребенку предлагается прокатить шарик по желобку: «Кати!». Взрослый ловит шарик. Так повторяется 4 раза.

Обучение: если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2-3), как это надо делать, т. е. обучение идет по показу

Оценка действий ребенка в баллах:

  • 1 балл - ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.);
  • 2 балла - ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить и ловить шарик, но это не всегда удается;
  • 3 балла - ребенок начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из-за моторных трудностей, после обучения результат положительный;
  • 4 балла - ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

Специального исследования речи педагог-психолог не проводит, но речевые особенности ребенка анализируются по речевой продукции, полученной в течение всего психологического обследования. При оценке речевых параметров педагог-психолог должен отметить: трудности понимания обращенной к ребенку речи, особенности речевой активности, качество звукопроизношения, объем словарного запаса и др. Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, дошкольники с нарушениями слуха и (или) речи у родителей, особенности речи родителей и людей, проживающих с ребенком).

Анализ результатов исследования
За выполнение каждого задания методик комплекта ребенок получает от 1 до 4 баллов. Результаты по каждому заданию суммируются, и в итоге психолого-педагогического обследования детей можно разделить на четыре группы в зависимости от количества набранных баллов.

Первую группу составляют дети с умственной отсталостью. Их показатели свидетельствуют о глубоком неблагополучии в интеллектуальном развитии. Необходимо комплексное обследование.

Вторая группа - дети с легкой умственной отсталостью. Их результаты свидетельствует о необходимости использования других методов анализа, например, обследования психоневролога или др.

Третья группа - дети с нарушениями психологического развития. Среди них могут оказаться дети с нарушениями слуха, зрения, локальными речевыми нарушениями, минимальной мозговой дисфункцией и т. п.

Четвертая группа - дети с нормальным развитием. Как правило, они достигли хорошего уровня психического развития. Эти дети очень заинтересованы в результате своей деятельности.

Различия между обследуемыми детьми состоят в основном в характере познавательной деятельности: в принятии задания, способах выполнения (самостоятельно или при помощи взрослого), обучаемости, интересе к результату.

Изучение психических особенностей развития ребенка завершается психологическим диагнозом, который логически "вытекает" из анализа результатов педагогической диагностики в ДОУ. Однако психолого-педагогическая практика в ДОУ показывает, что психологический диагноз фактически сливается с медицинским диагнозом, подменяется им.

Также педагог-психолог совместно с педагогом и учителем-логопедом по указанным выше направлениям оценки составляет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, которая включает задачи как педагогической, психологической, так и логопедической коррекции.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль