Сценарий мероприятия "В гостях у М.Пришвина"

3205
Сценарий мероприятия

Автор: Киселева Галина Сергеевна, зав. библиотекой МБОУ СОШ№1 им.М.М. Пришвина (г.Елец, Липецкая область)Цель: воспитание любви к малой Родине на основе литературного краеведения.Задачи:
- познакомить с жизнью и творчеством знаменитого писателя-земляка М.М.Пришвина;
- развивать творческие способности учащихся;
-обучать основам актерского мастерства;
-формировать эстетический вкус через оформление рисунков к произведениям М Пришвина;
- формировать литературно-художественный вкус через осмысленное, выразительное чтение произведений писателя;
- расширять читательский кругозор обучающихся.Оборудование:

- книжная выставка "В гостях у Пришвина",
- реквизиты к инсценировкам отрывка из сказки В.А.Жуковского (колодец, ковш в колодце и т.д.), рассказов М.Пришвина "Лоси",
- презентация "В гостях у Пришвина"
- кинофильм "Мальчики" (режиссер Рената Григорьева),
- рисунки учащихся к произведениям М.Пришвина.Библиотекарь: Дорогие ребята, сегодня мы побываем с вами в гостях у удивительного человека, знаменитого писателя Михаила Михайловича Пришвина. Мы откроем лишь маленькую страничку в его биографии, а именно годы обучения в Елецкой мужской гимназии, т.к именно в то время с Пришвиным произошел случай, имевший большое значение в его творческой судьбе. Итак, "В гостях у Пришвина".Инсценировка сказки В.А.ЖуковскогоРассказчик:
Жил-был царь Берендей, до колен борода. Уж три года был женат и жил в согласии с женою, но всё им Бог детей не давал, и было царю то прискорбно. Нужда случилась царю осмотреть свое государство. Он простился с царицей и восемь месяцев ровно пробыл в отлучке. Девятый месяц был на исходе, когда он к царской столице своей подъезжал, на поле чистом в знойный день отдохнуть рассудил: разбил палатку. Душно стало царю под палаткой и смерть как захотелось выпить студеной воды. Но поле было безводно. Как быть? Что делать? Вот он решил сам объехать все поле, авось попадется на счастье где-нибудь ключ. Поехал и видит колодезь. Заглянул в него: он полон водою до самых краев, золотой ковшик плавает. Царь Берендей за ковшик – не тут-то было: ковшик прочь от руки. "Постой же!- подумал царь Берендей - Я напьюсь без тебя". И недолго сбираясь, жадно прильнул он губами к воде и струю ключевую начал тянуть, не заботясь о том, что в воде утонула вся его борода. Напившись вдоволь, хочет он поднять голову, да не может. Трясет, вертит он головою,- держат его, да и только.Царь Берендей (кричит): Кто там? Пустите!

Голос Кощея Бессмертного из воды: Не трудись царь понапрасну, я тебя не пущу. Если же хочешь на волю, дай мне то, что у тебя есть и чего ты не знаешь.

Царь Берендей: Изволь, я согласен!

Голос Кощея Бессмертного: Смотри же, слово сдержи, чтобы себе не нажить ни попрека, ни худа.Рассказчик:
Честную выручив бороду, царь отряхнулся, как гоголь… О том, что случилось дальше, вы узнаете из сказки Василия Андреевича Жуковского "О царе Берендее, сыне его Иване-царевиче, о хитростях Кощея Бессмертного и о премудрости Марии-царевны, Кощеевой дочери".

1-ый ведущий:
Эту сказку любил слушать в детстве М.М.Пришвин. Он чувствовал себя героем, который борется со злым Кощеем, совершает подвиги, защищает прекрасную Марью…2-ой ведущий:
М.М.Пришвин родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущёво Елецкого уезда. С детства он любил природу родного края:

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой
И неоглядными полями.1-ый ведущий:
С самого раннего детства Пришвин рос в дружбе с крестьянскими детьми, бегал с ними на речку, в лес. У них он учился перекликаться с птицами, переводить их щебетание на свой язык.2- ой ведущий:
Отец его умер рано, Миша его почти не помнил. Мать его, Мария Ивановна, после смерти мужа осталась одна с пятью малолетними детьми на руках. Ей приходилось очень много работать, чтобы выкупить заложенное имение. Мечтой матери было дать детям высшее образование. Получить образование, необходимое для поступления в университет, можно было в Елецкой мужской гимназии.1 ученик:
Елецкая мужская гимназия была открыта в сентябре 1871 года в здании бывшего уездного училища, то есть в здании, в котором сейчас находится библиотека и кабинеты технологии. В здании имелось 8 классных комнат, которых было достаточно для пятидесяти гимназистов. Но не было места для учительской, для библиотеки, для занятий гимнастикой. К тому же уже на втором году обучения в гимназии числилось 195 воспитанников. Поэтому решено было построить новое здание. Здание строилось в основном на пожертвования граждан города. Большую сумму внес промышленник Поляков. Уже в сентябре 1875 года гимназисты начали учебный год в нынешнем здании.2 ученик:
Вот как описывает Иван Алексеевич Бунин свои первые впечатления от гимназии: "…праздничная новизна гимназии: чистый каменный двор её, сверкающие на солнце стекла и медные ручки дверей, чистота, простор и звучность выкрашенных за лето свежей краской коридоров, светлых классов, зал и лестниц, звонкий гам и крик несметной юной толпы, чинность и торжественность первой молитвы перед учением в сборной зале…".3 ученик:
Чтобы поступить в гимназию, надо было сдать вступительные экзамены по арифметике, русскому языку и Закону Божьему. Миша Пришвин успешно выдержал вступительные испытания и был зачислен в гимназию в 1881 году. В учебном заведении того времени были установлены определенные требования к внешнему виду, поведению гимназистов.4 ученик:
Каждый гимназист обязан был соблюдать установленную форму одежды: костюм из серого сукна, фуражку темно-синего цвета с кокардой ЕГ (Елецкая гимназия), поясной ремень с пряжкой, на котором значились те же буквы, и серую шинель. Шапки и валенки зимой носить запрещалось. Во всем требовалась опрятность. Обращение друг к другу допускалось только на «Вы». Требовалось быть вежливым, громко не разговаривать.5 ученик:
Категорически запрещалось курить. Гимназистам разрешалось находиться на улице одним, без родителей, только до 6 часов вечера. Причем, для посещения театра или кино каждый раз обязательно нужно получить письменное разрешение от инспектора и только на воскресный или праздничный день. Каждому гимназисту, попавшемуся без такого разрешения дежурному надзирателю, оценка за поведение снижалась на 1 балл. А это являлось целой трагедией для восьмиклассников, собиравшихся поступать в университет, т.к. выпускников гимназии, имевших по поведению оценку "4", туда не принимали.Библиотекарь:
Чтобы вы более полно могли представить себе учеников-гимназистов 19 века, т.е. того времени, когда учился Михаил Пришвин, предлагаю вам посмотреть отрывок из кинофильма "Мальчики". Этот фильм снимался в 1996 году в нашем городе, в нашей школе. Диск с фильмом нашей школе подарила режиссер Ренита Андреевна Григорьева.

Просмотр отрывка из кинофильма "Мальчики" (реж. Р. Григорьева)Библиотекарь:
Вот приблизительно в такой обстановке учился Михаил Пришвин.1 ведущий:
Учителем географии у М.М.Пришвина был Василий Васильевич Розанов, впоследствии - известный философ и мыслитель. Посмотрите инсценировку отрывка из автобиографического романа Пришвина "Кащеева цепь". Действующие лица: учитель Розанов, ученики Алпатов (прототип Пришвина), Ахилл, Рюрик (клички).Алпатов: Этот учитель географию, должно быть знает?Ахилл: Ну, ещё бы! Это самый учёный, у него есть своя книга.Алпатов: Про Америку?Ахилл: Нет, какая-то о понимании, и так, что никто не понимает. И говорят – он сумасшедший.Алпатов: Правда какой-то чудной. А что не понимают, мне это нравится, милый Саша… Вот бы хорошо иметь такую книгу для понимания.

Звенит звонок. Ученики сидят за партами. Учитель ткнул пальцем в Алпатова. Тот вышел к доске.Учитель: Выучил урок?Алпатов: Да.(Рассказ об Америке)Учитель: Ну, ну! Ты, брат, молодец. Знаешь, из тебя что-то выйдет.

Алпатов: Как же это из меня выйдет?Учитель: Через верх, конечно; то каждый день через низ выходит, а то через верх…Вот, вот выйдет из тебя, и будешь знаменитым путешественником. Садись. Очень хорошо.(ставит в журнал отметку).

Звонок.Ахилл: Ну и счастливец! Он в тебя, кажется, втюрился.Алпатов: Вот, Саша, я тебе говорил насчет понимания, как это трудно взять и понять. По-моему, книга у него хорошая, и вовсе он не сумасшедший.Ахилл: Кому как. Тебе вот вышло счастье, тебя он понял, а меня не понимает и всё единицы жарит,- одному хорошо, другому плохо, это, брат, тоже непонимание.

Монолог Алпатова.
Я все раздумывал, что это значит, быть знаменитым путешественником. Наверно, нужно найти неведомую страну, в которой живут голубые бобры. Но ведь отец сказал, что она в Азии. А путь туда простой: по реке Быстрой Сосне в Дон, из Дона - в Азовское море, в Черное, и потом уже и начнется Малая Азия. Большую часть пути можно совершить даже просто на лодке. Вот это и значит быть знаменитым путешественником.

Перемена перед географией. Алпатов показывает карту своего путешествия. Звонок.Ученики: Василий Васильевич, Алпатов карту сделал, хочет путешествовать! В Азию! Извольте посмотреть!Учитель: Почему ты себе выбрал Азию, а не Америку? (Разглядывает карту)

Алпатов: Америка открыта. А в Азии, мне кажется, много неоткрытого. Правда это?Учитель: Нет, в Азии всё открыто, но там много забыто, и это надо вновь открывать.

Алпатов: Нельзя ли открывать забытые страны с Малой Азии?Учитель: Можно. Только почему же именно с Малой Азии?Алпатов: Потому что туда легче всего проехать. Я вот и маршрут наметил: по Сосне, в Дон, в Черное море…Учитель: Отлично, можно начать с Палестины, и, как делали рыцари, поклониться сначала там Гробу Господню. Ведь там находится колыбель человеческого рода, исторические ворота, через которые проходили все народы. Колыбель человечества где-то в глубине Азии, всё это забыто и нужно все вновь открывать. Вот вам пример (показывает в сторону Алпатова), как нужно учить географию. Вы занимайтесь, как он, вообразите себе, будто вы путешествуете, вам всё ново вокруг в неизвестной стране, вы открываете, и будет всегда интересно. Пять, Алпатов.

Звонок с урока.

Ахилл: Ну и счастливец!Алпатов: Почему ты не хочешь быть счастливым?Ахилл: Не могу.

Алпатов: Почему ты не можешь? Откройся мне, милый Саша, скажи, ну…Ахилл: Ну, я скажу: она меня не любит.Алпатов: Вера Соколова?Ахилл: Она.

Алпатов: Ну вот, что я тебе посоветую: если она тебя не любит, тебе нужно уехать в другую страну. Поедем с тобою в Азию открывать забытые страны.Ахилл: Я бы поехал. Но как же уедешь?Алпатов: А вот подумаем. Рюрик, иди сюда. Поедешь с нами в Азию?

Рюрик: Это можно.

Ахилл: Ну, что ж.Алпатов: А как же оружие, лодка, съестные припасы?

Рюрик: Оружие у меня есть на всех троих: три ружья, три сабли, три револьвера, у отца я стащу золотые часы, - на это дело не грех и стащить,- сегодня же я их продам, куплю лодку, припасы.Алпатов: Только надо делать как можно скорее, чтоб успеть до замерзания рек пробраться в южные теплые моря.Ахилл: Завтра поедем!Рюрик: Не успеем завтра. Послезавтра.Ахилл: Я напишу прощальные стихи.Алпатов: Я составлю подробный план путешествия.Рюрик: Тогда за работу немедленно. Ты, Ахилл, пиши стихи, я буду считать, что взять с собой. Послезавтра едем.1 ведущий:
12 сентября 1885 года в Елецкой мужской гимназии случилось чрезвычайное происшествие. На уроки не явились ученики 2 "А" класса - Михаил Пришвин, Владимир Тирман, Николай Чертов и ученик 4 класса Константин Голофеев. Дома их не оказалось, а на квартире Голофеева была найдена записка о том, что гимназисты отправились в Азию.2 ведущий:
Инспектирующий Федюшин известил об этом городскую и уездную полицию. И уже на следующий день утром пристав Крупкин доставил домой незадачливых путешественников, причём отобрал у них три ружья, три револьвера, две сабли, топор, порох и патроны.1 ведущий:
Мечта о путешествиях осуществилась много лет спустя. Пришвин побывал в Карелии и на Белом море, в лесах Северной Двины, в пустынях Казахстана и на Дальнем Востоке, в горах Крыма и в Заволжских лесах. Книги Пришвина – это его личные впечатления, это всё увиденное и пережитое им самим.2 ведущий:
"И много лет нужно было странствовать по лесам, ночевать у костров, чтобы пришло, настало время, когда все эти сказки, лесные шорохи и звуки вошли в мои книжки, которые я пишу и печатаю для вас, ребята",- писал М.М.Пришвин.Ученик:
Рассказы Пришвина читаю…
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю…
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в этот миг.
( Т. Лапина)Библиотекарь:
Послушайте рассказ Пришвина "Беличья память" и ответьте на вопрос: "Чему удивился и позавидовал Пришвин?"

Ответы детей (беличьей памяти и смекалке, ведь белка не может чуять запах ореха через слой снега и льда)Библиотекарь:
Посмотрите инсценировку рассказа Пришвина "Лоси" и ответьте на вопрос: "Почему охотник забыл о том, что он на охоте, и не убил лосиху?"
(он забыл обо всем, когда увидел, как играют лосята, а лосиха знала, что охотник может ее убить, но все равно не бросила своих детей)Библиотекарь:
М.Пришвин – любимый писатель многих людей. Вот какое стихотворение посвятил Пришвину поэт Дмитрий Тихонов.Ученик:Памяти Пришвина.

Когда у полярного круга
Темно в снегопаде густом
Беру я как верного друга,
Волшебника Пришвина том.
И, ветер когда завывая, несет ледяную метель,
Над книгой, о нем забывая,
Я слышу лесную капель…
Какое знакомое место:
В воде по колено кусты,
Роняют березки-невесты
На землю куски бересты.
Пускай озверело колотит
В борта штурмовая волна –
Я вижу на топком болоте
Ковер из кукушкина льна.
На дальний огонь деревушки
Иду не спеша, через лес,
Где мачтовых сосен верхушки
Поднялись до самых небес…Библиотекарь:
Михаил Михайлович Пришвин умел видеть и слышать то, чего другие не замечают и проходят мимо. Книги Пришвина – это бесконечная радость постоянных открытий. Среди забот и трудов, радостей и огорчений мы забываем об утренних зорях, о вечерних зарницах, о сверкающих звездах. А Пришвин в своих произведениях показывает нам, насколько прекрасен и удивителен наш мир. Вот, послушайте поэтические миниатюры.

Учащиеся читают подготовленные миниатюры: "Первый снег", "Начало весны света", "Запоздалый ручей", "Анютины глазки", "Разговор деревьев", "Бал на реке".1 ученик:Рассказы Пришвина читаю…
Страницы пожелтевших книг
Я вновь и вновь перелистаю,-
Рассказы Пришвина читаю,
Всё забывая в это миг.2 ученик:
И вместе с ним по тем местам.
Где он бродил с ружьем когда-то,
Вдруг окажусь в лучах заката,
И руки протяну цветам.3 ученик:
Сокровища родной страны…
Кладовой солнца – вся природа!
Герои, сами из народа,
В леса России влюблены.4 ученик:
И я, как в храм, иду в леса.
Где "свечки – ёлочки – старушки",
В болоте Блудовом - лягушки,
И верю в эти чудеса.5 ученик:
Где вдаль бежит живой родник,
И слышен плач сплетённых веток…
Отсюда тайны для заметок
И становились явью книг.1 ученик:
Высокой красоте служил.
Добром пропитаны страницы.
Мне повезло, друзья, родиться
На той земле, где Пришвин жил.
(Т.Лапина)Библиотекарь:
В стихотворении Татьяны Лапиной мы услышали, что слова у Пришвина цветут, сверкают. Они полны свежести и света. Они то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы. Пришвина часто просили написать рассказ о писательском мастерстве, чтобы можно было этому поучиться. Вот что отвечал Пришвин своим читателям: послушайте запись голоса самого Пришвина. (слушают аудиозапись голоса М.Пришвина)

Библиотекарь:
Михаил Михайлович Пришвин говорит о том, что талант есть у каждого человека, только его надо развивать. В каждом деле движение к лучшему – это шаги к развитию ваших талантов, ребята. Я думаю, что сегодняшние чтения являются пусть крошечным, но шагом, к развитию ваших талантов. Благодарю всех за подготовку, участие в нашем мероприятии, за выразительное чтение, за артистизм, за чудесные рисунки к миниатюрам Пришвина.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль