Комплексный подход к укреплению здоровья дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Из опыта работы

2277
Комплексный подход к укреплению здоровья дошкольников в условиях дошкольного учреждения. Из опыта работы

 Автор: Бычкова И.Н., заслуженный учитель РФ, заведующая МБДОУ "Центр развития ребёнка – детский сад № 182" г. Воронеж

В " Центре развития ребенка – детском саду №182" г. Воронежа накоплен и систематизирован опыт оздоровительной работы, являющейся приоритетным направлением деятельности учреждения, так как охрана физического и психического здоровья детей – глобальная проблема нашего времени.
У нас к решению этой проблемы подходят комплексно.

  • Во-первых, создана благоприятная эмоционально-психологическая среда;
  • Во-вторых, созданы условия для достаточной двигательной активности детей: оборудованы физкультурный зал, бассейн, спортивная площадка, мини-стадион, в каждой группе созданы центры двигательной активности;
  • В-третьих, педагогический коллектив детского сада имеет достаточную квалификацию для успешного внедрения здоровьесберегающих технологий и методически грамотной организации физкультурно-оздоровительной деятельности;
  • В-четвертых, создан и успешно функционирует лицензированный оздоровительный центр, позволяющий вести профилактическую работу и проводить реабилитационные процедуры по назначению врача. Медицинский кабинет, состоящий из кабинета врача, медсестры, процедурного кабинета и изолятора оборудован в соответствии с нормативными требованиями СанПиН .

Для планомерного ведения физкультурно-оздоровительной работы в учреждении была разработана и внедрена программа "Здоровые дети – счастливые дети", базирующаяся на комплексных программах "Детство" В.И.Логинова, Т.И.Бабаева и др.), парциальных программах "Здоровье" В.Г.Алямовской, "Здоровый дошкольник" Ю.Ф.Змановского, "Физическая культура – дошкольникам" Л.Д.Глазыриной.Программа разработана для оптимального использования здоровьесберегающих технологий в процессе деятельности учреждения и адресована воспитателям, педагогам дополнительного образования, инструкторам по физической культуре и плаванию, музыкальным руководителям, логопедам, педагогам-психологам, медицинским работникам. Программа имеет как оздоровительное так и научно – исследовательское значение, путем ее реализации раскрываются возможности образовательного учреждения в организации здоровьесберегающей деятельности, в пропаганде здорового образа жизни дошкольников.Структура программы включает в себя 5 блоков, объединенных целью: создание в муниципальном дошкольном образовательном учреждении единого здоровьесберегающего пространства. Система физкультурно-оздоровительной работы нашего учреждения строится по принципу развивающей педагогики оздоравления, а основной задачей данной системы является формирование и реализация индивидуального оздоровительного маршрута для каждого воспитанника, основная составляющая которого следует из половых, возрастных и психофизиологических особенностей ребенка. Она включает все виды физкультурных занятий, оздоровительных мероприятий, на которых обязательно дозируется нагрузка. Помимо занятий, в течение дня в комплексе проводятся различные виды закаливания, утренняя гимнастика, прогулки, подвижные игры и т.д., где находят свое применение здоровьесберегающие технологии: технология сохранения и стимулирования здоровья (стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, гимнастика корригирующая, ортопедическая гимнастика); технология обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный массаж); коррекционные технологии (технология музыкального воздействия, сказкотерапия, технология воздействия цветом, технология коррекции и формировния поведения дошкольников, психогимнастика, логоритмика).

Значительно расширяется оздоровительный маршрут детей, посещающих группу нетрадиционного закаливания, которое включает в себя сначала частичное, а потом и полное обливание холодной водой. Как известно, начинать закаливание нужно как можно раньше. С трехлетнего возраста наших детей обливают прохладной, а затем и холодной водой, после чего следует разогрев посредством физических упражнений, ритмических и танцевальных движений, подвижных игр, занятий на спортивных тренажерах. По данной методике мы работаем с 1992 года. Имеем очень хорошие результаты, этот опыт неоднократно обобщался и представлялся на городском и областном уровнях. Но действительность такова, что как бы мы ни старались, но дети все равно иногда болеют, и, к сожалению, возвращаются в детский сад после болезни, окончательно не восстановившись, со сниженным иммунитетом, повышенной утомляемостью. Грустная статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями, причем, иногда довольно близко. Медицина сегодня – это медицина болезней, ремонтная, а не медицина здоровья. И мы решили, будучи профессиональными педагогами, а не врачами, активизировать медицину профилактическую и открыть оздоровительный физиотерапевтический центр. Открытие проходило в несколько этапов.

В настоящее время оздоровительный центр успешно функционирует, имеет лицензию на ведение оздоровительной деятельности. Физиотерапевтическое оборудование центра представлено современными отечественными и зарубежными аппаратами для проведения УВЧ терапии, лекарственного электрофареза, общего и местного ультрафиолетового и инфракрасного облучения, имеются ингаляторы различных модификаций, аэрофитоионизаторы. Помимо этого проводится оздоровительный массаж, сеансы кислородного коктейля, электросонтерапии.

Занятия по корригирующей гимнастике и лечебной физкультуре проводятся в специальном зале, который оснащен всем необходимым оборудованием, люстрой Чижевского и аэроионизатором воздуха "Бриз". Оздоровительными процедурами охватываются все дети, посещающие детский сад, а виды лечения и очередность их принятия назначает врач педиатр. В детском саду уже несколько лет существует психолого –развивающий центр, включающий в себя игровой центр, центр развития мелкой моторики, центр воды и песка, комнату релаксации, центр сказкотерапии, консультационный центр в ДОУ для родителей, центр здоровья в детском саду. Работая в тесном контакте с воспитателями, педагогами, родителями воспитанников, педагоги-психологи способствуют укреплению здоровья детей в ДОУ, в частности, психического, уделяя большое внимание диагностике и коррекции выявленных нарушений. Не оставлена без внимания и такая важная сторона оздоровительной работы как коррекция речевых нарушений. В детском саду работает логопункт, оснащенный современным инструментарием и дидактическими пособиями.Занятия с детьми носят индивидуальный характер. Несомненно, что нет и не может быть унифицированной оздоровительной программы, внедрение которой было бы эффективно во всех условиях. Создание новых, научно обоснованных, программ и поиск результативных форм оздоровительной работы в настоящее время является общей задачей педагогики, психологии и педиатрии. И, все же, коллектив нашего детского сада может с гордостью констатировать, что система оздоровительной работы нами создана. Несомненно, она нуждается в постоянном усовершенствовании, существуют объективные и субъективные недостатки, которые требуют устранения, но налицо признаки системы: перед нами четко стоит цель; сформулированы задачи, найдены пути их решения; в учреждении работает достаточно квалифицированный и сплоченный коллектив, который, отказавшись от ряда укоренившихся стереотипов, работает творчески, а главное, с любовью к детям; сформированы мощные внешние связи с образовательными учреждениями различного уровня, учреждениями здравоохранения, общественными организациями, что позволяет систематически повышать квалификацию педагогов, осваивать новые педагогические технологии, осуществлять научный подход в проведении мониторинга развития детей и анализа педагогической деятельности; разработан алгоритм управления системой по конечному результату; руководствуясь необходимостью учета индивидуальных особенностей ребенка, мы формируем и реализуем индивидуальный оздоровительный маршрут для каждого воспитанника, при этом стремимся не только к тому, чтобы ребенок выздоровел, а чтобы он не заболел.

В результате планомерного проведения комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий у воспитанников прослеживается положительная динамика уровня физического и интеллектуального развития, снижение уровня заболеваемости. За высокие достижения в работе по созданию лучших условий для пропаганды и ведения здорового образа жизни, профилактической и оздоровительной деятельности среди воспитанников наше учреждение отмечено почетной грамотой Управления образования, является победителем районного конкурса "Лучшее образовательное учреждение" в номинациях "Здоровый детский сад" и "Спортивные рекорды".

Разработанная нами воспитательная система "Расти здоровым, малыш!", признана в 2008году победителем областного (в рамках Всероссийского) конкурса воспитательных систем образовательных учреждений. В 2008 году МДОУ "Центр развития ребенка – детский сад №182" награжден Свидетельством участника IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные учреждения", в 2009г - внесен в Федеральный Реестр "Всероссийская Книга Почета", в 2010 году – в Национальный Реестр "Ведущие образовательные учреждения России". В 2010 и 2011 годах детский сад являлся лауреатом конкурса "Лучший детский сад России". В 2012 году МБДОУ "ЦРР – детский сад №182" стал победителем областного конкурса "ДЕТСКИЙ САД ГОДА – 2012".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль