Система работы в образовательном учреждении по формированию управленческого резерва

5599
Система работы в образовательном учреждении по формированию управленческого резерва

Автор: Р.А. Скоренко,  методист, зав. отд. методической работы МОУ ДОД "Центр детского творчества", г. Надым Тюменской обл.
Одним из приоритетных направлений в деятельности администрации любого образовательного учреждения (далее - ОУ) является работа по формированию современного профессионального педагогического и управленческого корпуса, адекватного инновационным запросам общества. Идеи "взращивания" профессионально компетентных кадров нашли отражение в стратегических документах Правительства РФ: Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и др.

Системная, методически грамотно организованная в этом направлении работа позволяет не только решать первостепенную задачу подготовки высококвалифицированных сотрудников, но и, безусловно, мотивирует "резервистов" на целенаправленное профессиональное самосовершенствование, развитие управленческих компетенций, и, как следствие, способствует в целом повышению качества образования в ОУ.

В МОУ ДОД "Центр детского творчества" г. Надыма Тюменской обл. работа по формированию управленческого резерва осуществляется на планово-прогностической основе в рамках реализации одного из модулей комплексной программы "Школа профессионального роста". Данная программа направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров и регламентируется Положением о формировании управленческого резерва и о работе с лицами, включенными в состав резерва образовательного учреждения (приложение 1). В данном положении определены цели и принципы, порядок формирования, формы и методы работы с управленческим резервом.

В состав управленческого резерва включаются педагогические работники с активной профессиональной позицией, проявляющие управленческие способности, демонстрирующие навыки экспертно-аналитической, прогностической деятельности. На каждого резервиста составляется индивидуальная карта карьерного роста (приложение 2).

Программа подготовки будущих управленцев включает план работы, представляющий комплекс практико-ориентированных, деятельностных форм коммуникаций (обучения), направленных на изучение содержательной и технологической составляющей управленческой деятельности, формирование и развитие управленческих компетенций, организаторских навыков руководства, приобретение знаний о социально-психологических особенностях управленческой деятельности и т. п. (приложение 3). Наиболее актуальными и эффективными формами работы являются ролевые и деловые игры, коуч-тре-нинги, мозговые штурмы (брейнсторминг), стратегические сессии и др. Педагогические работники из числа управленческого резерва активно привлекаются в составе мобильных, творческих (проектных) групп к разработке нормативно-правовой базы, стратегических документов ОУ.

Формирование и развитие необходимых будущему управленцу профессиональных компетенций осуществляется также посредством участия резервистов в экспертно-аналитической деятельности (проведение мониторинговых исследований, диагностических процедур, составление аналитических отчетов, экспертиза программно-методического обеспечения, подготовка отчета о результатах самообследования и т. п.), временного исполнения обязанностей руководителя ОУ или назначения руководителем творческой группы по реализации инновационного проекта или эксперимента.Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ о формировании управленческого резерва и о работе с лицами, включенными в состав резерва образовательного учреждения

1. Общие положения
1.1. Положение о формировании управленческого резерва и о работе с лицами, включенными в состав резерва МБОУ "СОШ №  " (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также нормативно-правовой базой  МБОУ "СОШ № " (далее - школа), определяющей приоритетные направления формирования и развития профессиональных компетенций педагогических работников.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок формирования управленческого резерва (далее - резерв) и порядок работы с лицами, включенными в резерв школы.
1.3. Резерв школы представляет собой перечень лиц, соответствующих или способных соответствовать в результате дополнительной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам, занимающим управленческие должности.
1.4. Резерв школы формируется в следующих целях:

  • совершенствование деятельности администрации школы по подбору работников для замещения руководящих должностей школы;
  • улучшение качественного состава управленческого корпуса школы.

1.5. Работа с резервом проводится в целях:

  • повышения уровня мотивации лиц, зачисленных в состав резерва школы, к профессионально-личностному росту и улучшения результатов их профессиональной деятельности;
  • повышения уровня профессиональной подготовки членов резерва;
  • сокращения периода адаптации лиц, зачисленных в состав резерва, при вступлении в должность.

1.6. Принципы формирования резерва:

  • объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов для зачисления в резерв осуществляется на основе объективных критериев);
  • уровень профессиональной подготовки;
  • личные способности;
  • результаты профессиональной деятельности;
  • добровольность включения в резерв;
  • гласность и коллегиальность в формировании и работе с резервом.

1.7. Работа с лицами, включенными в состав резерва, осуществляется на планово-прогностической основе.
1.8. Организационно-методическую функцию по формированию резерва и работе с ним осуществляет заместитель директора, курирующий данное направление; контрольную функцию осуществляет директор школы.

2. Порядок формирования резерва и работы с ним
2.1. Резерв формируется из числа педагогических работников школы, проявляющих управленческие способности; обладающих необходимыми деловыми и личностными качествами; способных к экспертно-аналитической и прогностической деятельности; показавших высокие результаты в профессиональной деятельности, с учетом результатов диагностических исследований (психологические тренинги, тестирование); а также получающих (или имеющих) высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
2.2. План работы с резервом разрабатывается администрацией школы на каждый учебный год и утверждается директором школы.
2.3. План работы по подготовке резерва включает в себя конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение и развитие лицом, зачисленным в резерв, необходимых менеджерских компетенций, более глубокое освоение им характера будущей работы, выработку организаторских навыков руководства.
2.4. Лица, включенные в резерв, могут быть привлечены к работе в составе творческой группы по разработке стратегических документов школы (программа развития, образовательная программа, проекты), нормативно-правовой базы, а также могут принимать участие в совещаниях, в организации и проведении различных мероприятий (педагогического и методического совета, круглых столов, мастер-классов, педагогических чтений, конференций и т. п.).
2.5. В список лиц, зачисленных в состав резерва, по необходимости вносятся коррективы в соответствии с результатами планово-прогностической деятельности администрации по работе с резервом и с учетом ротации кадров.
2.6. На лиц, включенных в резерв, составляется индивидуальная карта карьерного роста с указанием Ф. И. О. педагогического работника, уровня образования, занимаемой должности и должности, на которую претендует, квалификационной категории, сведений о курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке, рекомендаций по результатам диагностических исследований (психологических тренингов, тестирования) и темы, по которой педагогический работник осуществляет самообразовательную деятельность.
2.7. За работником, включенным в резерв, может быть закреплен коуч из числа административных работников школы.

3. Формы и методы работы с резервом
3.1. Работа с резервом осуществляется на основе интерактивного взаимодействия с использованием практико-ориентированных форм и методов, направленных на повышение уровня профессионализма, формирование и развитие управленческих компетенций.
3.1.1. Организационные формы работы:

  • управленческий консалтинг;
  • управленческий коучинг;
  • ролевые и деловые игры;
  • ролевое моделирование;
  • психологическое обследование;
  • практико-ориентированные семинары;
  • тренинги;
  • мозговой штурм (брейнсторминг);
  • круглый стол;
  • курсы повышения квалификации.

3.1.2. Дидактические формы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • решение проблемно-ситуационных задач и разработка управленческих решений;
  • разработка нормативно-правовой базы и документов стратегического характера;
  • делегирование полномочий и исполнение обязанностей руководителя;
  • экспертно-аналитическая деятельность (подготовка отчета о результатах самообследования школы, мониторинговые исследования, диагностические процедуры, экспертиза и т. п.).

3.2. Структурные подразделения школы, обеспечивающие формирование и развитие
управленческих компетенций:

  • педагогический совет;
  • методический совет;
  • экспертная группа при методическом совете;
  • методические объединения педагогов (по направлениям деятельности);
  • временные творческие (мобильные) группы;
  • школа начинающего педагога;
  • школа методиста.

3.3. В целях совершенствования знаний по образовательному менеджменту работники школы, включенные в состав резерва, осуществляют индивидуальную самообразовательную деятельность по теме, согласованной с заместителем директора, курирующим данное направление.

4. Документация и отчетность
4.1. Положение о формировании управленческого резерва и о работе с лицами, включенными в состав резерва школы.
4.2. План работы на учебный год с лицами, включенными в состав резерва.
4.3. Индивидуальная карта карьерного роста на работника, зачисленного в резерв.
4.4. Ежегодный отчет о работе администрации школы с работниками, зачисленными в резерв управленческих кадров.

Приложение 2 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА карьерного роста педагога, включенного в резерв
 

Ф. И. О.

Занимаемая

должность

Должность

в резерве

Самообразо-

вательная

траектория

развития (тема)

Основания для зачисления в резерв

Образование,

в т. ч. дополни-

тельная про-

фессиональная

переподготовка

Стаж работы

Квалификацион-

ная категория

Результаты

диагностических

исследований

(карта личности,

профиль ком-

петентностей

и др.)

Профессиональ-

ная активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ с резервом управленческих кадров образовательного учреждения на 2012/13 уч. г.

 

Название и форма мероприятия

Сроки проведения

Результат/ формируемые компетенции

Ответственные

1

2

3

4

Корректировка списка управленческих кадров

До 10.09.2012

Список

Директор

Работа с индивидуальными картами карьерного роста резервистов

 

 

Заместитель директора по УВР

Психологическое тестирование

До 10.09.2012

Оценка управленческой компетентности. Карта личности

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Планирование работы с управленческим резервом. Утверждение плана работы

До 15.09.2012

План работы с резервом

Заместитель директора по УВР

Стратегическая сессия "Поиск будущего"

Ноябрь -декабрь 2012 г.

Навыки стратегического планирования (SWOT- и PEST-анализы), декомпозиция целей. Разработка программы развития ОУ

Директор, заместитель директора по УВР

Коуч-тренинг "Повышение управленческой эффективности"

Февраль 2013 г.

Разработка профиля компетентностей руководителя. Навыки эффективного делегирования полномочий. Управление временем (матрица Эйзенхауера)

Педагог-психолог, заведующий отделом методической работы

Тренинг "Самопрезентация"

Март 2013 г.

Овладение инструментами внутренней и внешней коммуникации

 

Управленческий консалтинг

В течение года

Развитие и совершенствование управленческих компетенций

Директор, заместитель

Управленческий коучинг

В течение года

Развитие и совершенствование управленческих компетенций

директора по УВР

Курсы повышения квалификации

В течение года

Знания по теории современного образовательного менеджмента

Заместитель директора по УВР

Организация участия в педагогическом и методическом советах

По годовому плану

Формирование и развитие профессиональных и коммуникативных компетенций

 

Школа профессионального роста

По плану школы

Формирование и развитие профессиональных и коммуникативных компетенций

Заведующий отделом методической работы

Разработка нормативно-правовой базы (локальные акты, положения) и документов стратегического характера (Программа развития)

В течение года

Развитие и совершенствование управленческих компетенций

Директор, заместитель директора по УВР

Экспертно-аналитическая

деятельность:

мониторинг;

Октябрь, декабрь 2012 г., май 2013 г.

 

Заместитель директора по УВР

внутренний контроль;

По плану контроля.

 

 

экспертиза учебно-методической, программной документации (в составе экспертной группы при методическом совете)

По плану работы методического совета

 

 

Подготовка отчета о работе с управленческим резервом по итогам года

До 30.05.2013

Отчет о работе с управленческим резервом

 

 

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль