Система работы в образовательном учреждении по формированию управленческого резерва

5587
Система работы в образовательном учреждении по формированию управленческого резерва

Автор: Р.А. Скоренко,  методист, зав. отд. методической работы МОУ ДОД "Центр детского творчества", г. Надым Тюменской обл.
Одним из приоритетных направлений в деятельности администрации любого образовательного учреждения (далее - ОУ) является работа по формированию современного профессионального педагогического и управленческого корпуса, адекватного инновационным запросам общества. Идеи "взращивания" профессионально компетентных кадров нашли отражение в стратегических документах Правительства РФ: Национальной образовательной инициативе "Наша новая школа", Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и др.

Системная, методически грамотно организованная в этом направлении работа позволяет не только решать первостепенную задачу подготовки высококвалифицированных сотрудников, но и, безусловно, мотивирует "резервистов" на целенаправленное профессиональное самосовершенствование, развитие управленческих компетенций, и, как следствие, способствует в целом повышению качества образования в ОУ.

В МОУ ДОД "Центр детского творчества" г. Надыма Тюменской обл. работа по формированию управленческого резерва осуществляется на планово-прогностической основе в рамках реализации одного из модулей комплексной программы "Школа профессионального роста". Данная программа направлена на формирование и развитие профессиональных компетенций педагогических и управленческих кадров и регламентируется Положением о формировании управленческого резерва и о работе с лицами, включенными в состав резерва образовательного учреждения (приложение 1). В данном положении определены цели и принципы, порядок формирования, формы и методы работы с управленческим резервом.

В состав управленческого резерва включаются педагогические работники с активной профессиональной позицией, проявляющие управленческие способности, демонстрирующие навыки экспертно-аналитической, прогностической деятельности. На каждого резервиста составляется индивидуальная карта карьерного роста (приложение 2).

Программа подготовки будущих управленцев включает план работы, представляющий комплекс практико-ориентированных, деятельностных форм коммуникаций (обучения), направленных на изучение содержательной и технологической составляющей управленческой деятельности, формирование и развитие управленческих компетенций, организаторских навыков руководства, приобретение знаний о социально-психологических особенностях управленческой деятельности и т. п. (приложение 3). Наиболее актуальными и эффективными формами работы являются ролевые и деловые игры, коуч-тре-нинги, мозговые штурмы (брейнсторминг), стратегические сессии и др. Педагогические работники из числа управленческого резерва активно привлекаются в составе мобильных, творческих (проектных) групп к разработке нормативно-правовой базы, стратегических документов ОУ.

Формирование и развитие необходимых будущему управленцу профессиональных компетенций осуществляется также посредством участия резервистов в экспертно-аналитической деятельности (проведение мониторинговых исследований, диагностических процедур, составление аналитических отчетов, экспертиза программно-методического обеспечения, подготовка отчета о результатах самообследования и т. п.), временного исполнения обязанностей руководителя ОУ или назначения руководителем творческой группы по реализации инновационного проекта или эксперимента.Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ о формировании управленческого резерва и о работе с лицами, включенными в состав резерва образовательного учреждения

1. Общие положения
1.1. Положение о формировании управленческого резерва и о работе с лицами, включенными в состав резерва МБОУ "СОШ №  " (далее - Положение), разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"), Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., а также нормативно-правовой базой  МБОУ "СОШ № " (далее - школа), определяющей приоритетные направления формирования и развития профессиональных компетенций педагогических работников.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок формирования управленческого резерва (далее - резерв) и порядок работы с лицами, включенными в резерв школы.
1.3. Резерв школы представляет собой перечень лиц, соответствующих или способных соответствовать в результате дополнительной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам, занимающим управленческие должности.
1.4. Резерв школы формируется в следующих целях:

  • совершенствование деятельности администрации школы по подбору работников для замещения руководящих должностей школы;
  • улучшение качественного состава управленческого корпуса школы.

1.5. Работа с резервом проводится в целях:

  • повышения уровня мотивации лиц, зачисленных в состав резерва школы, к профессионально-личностному росту и улучшения результатов их профессиональной деятельности;
  • повышения уровня профессиональной подготовки членов резерва;
  • сокращения периода адаптации лиц, зачисленных в состав резерва, при вступлении в должность.

1.6. Принципы формирования резерва:

  • объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов для зачисления в резерв осуществляется на основе объективных критериев);
  • уровень профессиональной подготовки;
  • личные способности;
  • результаты профессиональной деятельности;
  • добровольность включения в резерв;
  • гласность и коллегиальность в формировании и работе с резервом.

1.7. Работа с лицами, включенными в состав резерва, осуществляется на планово-прогностической основе.
1.8. Организационно-методическую функцию по формированию резерва и работе с ним осуществляет заместитель директора, курирующий данное направление; контрольную функцию осуществляет директор школы.

2. Порядок формирования резерва и работы с ним
2.1. Резерв формируется из числа педагогических работников школы, проявляющих управленческие способности; обладающих необходимыми деловыми и личностными качествами; способных к экспертно-аналитической и прогностической деятельности; показавших высокие результаты в профессиональной деятельности, с учетом результатов диагностических исследований (психологические тренинги, тестирование); а также получающих (или имеющих) высшее профессиональное образование по направлениям подготовки "Государственное и муниципальное управление", "Менеджмент", "Управление персоналом" или дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
2.2. План работы с резервом разрабатывается администрацией школы на каждый учебный год и утверждается директором школы.
2.3. План работы по подготовке резерва включает в себя конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение и развитие лицом, зачисленным в резерв, необходимых менеджерских компетенций, более глубокое освоение им характера будущей работы, выработку организаторских навыков руководства.
2.4. Лица, включенные в резерв, могут быть привлечены к работе в составе творческой группы по разработке стратегических документов школы (программа развития, образовательная программа, проекты), нормативно-правовой базы, а также могут принимать участие в совещаниях, в организации и проведении различных мероприятий (педагогического и методического совета, круглых столов, мастер-классов, педагогических чтений, конференций и т. п.).
2.5. В список лиц, зачисленных в состав резерва, по необходимости вносятся коррективы в соответствии с результатами планово-прогностической деятельности администрации по работе с резервом и с учетом ротации кадров.
2.6. На лиц, включенных в резерв, составляется индивидуальная карта карьерного роста с указанием Ф. И. О. педагогического работника, уровня образования, занимаемой должности и должности, на которую претендует, квалификационной категории, сведений о курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке, рекомендаций по результатам диагностических исследований (психологических тренингов, тестирования) и темы, по которой педагогический работник осуществляет самообразовательную деятельность.
2.7. За работником, включенным в резерв, может быть закреплен коуч из числа административных работников школы.

3. Формы и методы работы с резервом
3.1. Работа с резервом осуществляется на основе интерактивного взаимодействия с использованием практико-ориентированных форм и методов, направленных на повышение уровня профессионализма, формирование и развитие управленческих компетенций.
3.1.1. Организационные формы работы:

  • управленческий консалтинг;
  • управленческий коучинг;
  • ролевые и деловые игры;
  • ролевое моделирование;
  • психологическое обследование;
  • практико-ориентированные семинары;
  • тренинги;
  • мозговой штурм (брейнсторминг);
  • круглый стол;
  • курсы повышения квалификации.

3.1.2. Дидактические формы работы:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • решение проблемно-ситуационных задач и разработка управленческих решений;
  • разработка нормативно-правовой базы и документов стратегического характера;
  • делегирование полномочий и исполнение обязанностей руководителя;
  • экспертно-аналитическая деятельность (подготовка отчета о результатах самообследования школы, мониторинговые исследования, диагностические процедуры, экспертиза и т. п.).

3.2. Структурные подразделения школы, обеспечивающие формирование и развитие
управленческих компетенций:

  • педагогический совет;
  • методический совет;
  • экспертная группа при методическом совете;
  • методические объединения педагогов (по направлениям деятельности);
  • временные творческие (мобильные) группы;
  • школа начинающего педагога;
  • школа методиста.

3.3. В целях совершенствования знаний по образовательному менеджменту работники школы, включенные в состав резерва, осуществляют индивидуальную самообразовательную деятельность по теме, согласованной с заместителем директора, курирующим данное направление.

4. Документация и отчетность
4.1. Положение о формировании управленческого резерва и о работе с лицами, включенными в состав резерва школы.
4.2. План работы на учебный год с лицами, включенными в состав резерва.
4.3. Индивидуальная карта карьерного роста на работника, зачисленного в резерв.
4.4. Ежегодный отчет о работе администрации школы с работниками, зачисленными в резерв управленческих кадров.

Приложение 2 ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА карьерного роста педагога, включенного в резерв
 

Ф. И. О.

Занимаемая

должность

Должность

в резерве

Самообразо-

вательная

траектория

развития (тема)

Основания для зачисления в резерв

Образование,

в т. ч. дополни-

тельная про-

фессиональная

переподготовка

Стаж работы

Квалификацион-

ная категория

Результаты

диагностических

исследований

(карта личности,

профиль ком-

петентностей

и др.)

Профессиональ-

ная активность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН РАБОТЫ с резервом управленческих кадров образовательного учреждения на 2012/13 уч. г.

 

Название и форма мероприятия

Сроки проведения

Результат/ формируемые компетенции

Ответственные

1

2

3

4

Корректировка списка управленческих кадров

До 10.09.2012

Список

Директор

Работа с индивидуальными картами карьерного роста резервистов

 

 

Заместитель директора по УВР

Психологическое тестирование

До 10.09.2012

Оценка управленческой компетентности. Карта личности

Заместитель директора по УВР, педагог-психолог

Планирование работы с управленческим резервом. Утверждение плана работы

До 15.09.2012

План работы с резервом

Заместитель директора по УВР

Стратегическая сессия "Поиск будущего"

Ноябрь -декабрь 2012 г.

Навыки стратегического планирования (SWOT- и PEST-анализы), декомпозиция целей. Разработка программы развития ОУ

Директор, заместитель директора по УВР

Коуч-тренинг "Повышение управленческой эффективности"

Февраль 2013 г.

Разработка профиля компетентностей руководителя. Навыки эффективного делегирования полномочий. Управление временем (матрица Эйзенхауера)

Педагог-психолог, заведующий отделом методической работы

Тренинг "Самопрезентация"

Март 2013 г.

Овладение инструментами внутренней и внешней коммуникации

 

Управленческий консалтинг

В течение года

Развитие и совершенствование управленческих компетенций

Директор, заместитель

Управленческий коучинг

В течение года

Развитие и совершенствование управленческих компетенций

директора по УВР

Курсы повышения квалификации

В течение года

Знания по теории современного образовательного менеджмента

Заместитель директора по УВР

Организация участия в педагогическом и методическом советах

По годовому плану

Формирование и развитие профессиональных и коммуникативных компетенций

 

Школа профессионального роста

По плану школы

Формирование и развитие профессиональных и коммуникативных компетенций

Заведующий отделом методической работы

Разработка нормативно-правовой базы (локальные акты, положения) и документов стратегического характера (Программа развития)

В течение года

Развитие и совершенствование управленческих компетенций

Директор, заместитель директора по УВР

Экспертно-аналитическая

деятельность:

мониторинг;

Октябрь, декабрь 2012 г., май 2013 г.

 

Заместитель директора по УВР

внутренний контроль;

По плану контроля.

 

 

экспертиза учебно-методической, программной документации (в составе экспертной группы при методическом совете)

По плану работы методического совета

 

 

Подготовка отчета о работе с управленческим резервом по итогам года

До 30.05.2013

Отчет о работе с управленческим резервом

 

 

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль