Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоления

1994
Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоления

Чтение – это воссоздание звуковой формы слова на основе его буквенного (так называемого графического) изображения. При подготовке детей к школе педагогам важно помнить, что не звук является на- званием буквы, а наоборот – буквы придуманы для обозначения звуков, то есть – вторичны.

Формируется чтение на базе устной речи и повторяет все имеющиеся у ребенка недостатки произношения, словарного запаса, грамматического строя и пр. Работая с дошкольниками более сорока лет, встречаюсь с различными трудностями обучения чтению дошкольников старших и подготовительных групп ДОУ. Выделю главные. Первая трудность – нарушение звукопроизношения.

Если вместо "МАША МЫЛА РАМУ" ребенок произносит "МАСА МЫЛЯ ЛЯМУ", то именно так он и прочтет, следовательно, вместо чтения получится  стойкое закрепление дефектов произношения. Что в таком случае делать воспитателям? Посоветовать родителям дошкольника самостоятельно, используя надежные логопедические пособия, или с помощью логопеда, нормализовать устную речь ребенка.

Не торопиться с чтением, а к изучению букв приступать только тогда, когда все звуки речи произносятся правильно.

Вторая трудность – ребенок никак не может запомнить буквы. Постоянно путает похожие: "Х" и "К", "Г" и "Т", "М" и "Л" и пр. Как помочь в таком случае?

Заняться заучиванием каждой буквы по отдельности: обводить букву по контуру, раскрашивать, вырезать из бумаги, лепить из пластилина.

Запоминанию зрительного образа буквы хорошо помогают рифмовки, в которых буква соотносится с похожим предметом, а соответствующий звук встречается многократно. Например:Буква Ш

Три шипа, а снизу палка,
Чьи-то шины очень жалко!
Шины по шоссе шуршали,
Но шепнули Ш-Ш-Ш и встали.

Третья трудность – называя буквы так, как положено в алфавите, дети получают непонятное сочетание (ЭС, ЭЛЬ, О, ЭН), а совсем не то слово, которое читали (СЛОН). Как быть? Как нужно "именовать" буквы, чтобы их слияние проходило легко и давало "живое слово"? Называйте согласные бук-
вы коротко, без добавления "посторонних примесей", т. к. они звучат в конце слов: помидоР, насоС, стоЛ, кармаН и пр. Тогда СЛОН останется слоном!

Четвертая трудность – зная все буквы и правильно называя их, дети, при чтении длинных слов (Р, У, Б, А, Ш, К, А), забывают с чего начали и теряют смысл слова. Что делать? Учить детей послоговому чтению! При этом старайтесь, чтобы они читали нараспев, с протягиванием гласных (РУУ – БАААШ – КАААА, МААА – ЛИИИИ – НАААА). Так у ребенка намного быстрее появятся слитность и осознанность чтения.

Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоленияТатьяна Александровна Ткаченко – признанный эксперт в области детского развития, логопед с 40-летней практикой, заслуженный учитель РФ и автор более 80 книг и развивающих пособий для детей, в которых представлены инновационные и эффективные педагогические технологии.

Они проверены  временем и практикой, базируются на классических научных принципах. Учебно-методические пособия автора рекомендованы Министерством образования и науки РФ и кафедрой логопедии Московского института открытого образования (МИОО).

Пятая трудность – начинающий чтец, увлеченный техникой, не сразу улавливает смысл предложения. Пытаясь понять прочитанное, снова и снова возвращается к его началу. Как быть?

Добивайтесь понимания каждого читаемого слова, каждой фразы и текста в целом. Лучше несколько раз прочитать слово, но понять его, чем, гонясь за скоростью, назвать все буквы в предложении и не уловить содержания. После чтения фразы, просите ребенка произнести ее целиком, а прочитанный рассказ или стихотворение предлагайте пересказать своими словами. Только так чтение станет сознательным, "смысловым", принесет наибольшую пользу, а главное – удовольствие! Успехов вам! Основные трудности при обучении дошкольников чтению и пути их преодоления

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль