Конспект урока "Подводим первые итоги. Правописание суффиксов –ек-, –ик-; правописание –цы-,- ци-"

6970
Конспект урока

Автор: Скитиба Оксана Васильевна, учитель Тема урока: Подводим первые итоги. Правописание суффиксов –ек-, –ик-; правописание –цы-,- ци-. (УМК "Гармония")Цель урока. Активизация активного закрепления.Задачи урока.

  1. Обучении применению правил при письме изученных орфограмм( Правописание суффиксов –ек-, –ик-; правописание –цы-,- ци-)
  2. Развитие орфографической зоркости и фонематического слуха.
  3. Отработка умений работать в паре, группе.
  4. Формирование здоровьесберегающих навыков (физминутки, офтальмотренаж или зарядка для глаз).

Оборудование: мультимедиопрезентации, карточки для работы групп, круг-сигналы для обратной связи, мульфильм.Ход урока.

I Организация класса.
1 слайд Введение в урок.
Начнём урок со слов писателя К. Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».
Открывая всё новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок.

2 слайд
Эмоциональный настрой и разогрев рук.
- Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке.

3 слайд II Минутка чистописания.
Анимированный плакат и росчерки из карточек с образцом письменных букв в узорах.

Внимание, внимание – минутка чистописания!
Ручки правильно возьмём,
Буквы повторять начнём.
Без нажима, но с наклоном,
Пишем письменно, красиво
Не мельчим, не укрупняем.
Золотую высоту выбираем.

По ссылке переход на анимированный плакат «Письменные буквы.
Прописываем следующие буквы ЦЦЦ ццц (из плаката) и росчерки на ту же букву (бланки с образцом на партах)

4 слайд III Объявление темы и целей урока.

Чтобы тему нам узнать
Нужно постараться
Быть внимательным друзьям
И не отвлекаться.

1 слово из названия нашей темы нужно собрать из частей других слов.

Приставку возьмите из слова: подъём;
Корень - из слова: водить;
Окончание - из слова: учим.

кликнуть в 4 слайде Подводим…..

2 слово получим, если вы ответите на вопрос: В какие классы поступают дети после детского сада?
кликнуть в 4 слайде первые

3 слова получим, если назовём следующую фразу одним словом "завершение работы"
кликнуть в 4 слайде итоги

Тема урока: "Подводим первые итоги"
кликнуть в 4 слайде Цель: развивать умения пользоваться правилами по алгоритму для грамотного правописания слов, учиться работать в группах, в парах, давать полные правильные ответы, быть внимательными.

5 слайд IV Актуализация знаний.

1) Словарная работа.
Даны звуковые схемы словарных слов – запишите их правильно обозначив буквами, назвать орфограммы (буквы б\гл. непроверяемые и буква парн. согл по зв/гл.)

[карман] – клик карма΄н [гарох] – клик горо΄х [гараш] - клик гара΄ж

2) 6 слайд Правописание суффиксов –ек-, -ик-.
Измените слова карман, горох, гараж – назвав их уменьшительно. (устно)

Карманч.к –
Горош.к -
Гараж.к -

Какая орфограмма появилась? (Буквы е-и в суффиксах –ек-, -ик-)
Что помним про орфограммы? (их всегда следует проверять, используя правило. А чтобы не ошибиться при письме, нужно оставлять «окошко» на месте орфограммы.)

Итак, работаем по алгоритму:

1) клик в 6 сл. Запишу слово с «окошком» на месте орфограмм. (появляются слова)
2) клик в 6 сл. Вспомню правило и подберу проверочные слова.
переход по ссылке "правило" на 7 слайд, затем возврат на 6 слайд.

3) клик в 6 сл. Запишу букву орфограммы и выделю её.

Дети произносят правило на 7 слайде:
Чтобы из суффиксов –ек-, -ик- выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса : нет кого? (чего?) или назвать слово во мн. ч. Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек-, если остался, - - ик-
Нет чего? во мн. ч.
Карманчик – карманчика, карманчики - и
Горошек – нет горошка, горошки - е
Гаражик - нет гаражика, гаражики – и
клик на 6 сл. Вывод: нужно всегда проверять букву гласного в суффиксах –ек, – ик по правилу.

Переход в 6 слайде по ссылке «видео» Мультипликационный ролик "Суффиксы –ек, -ик"

3) Переход в 6 слайде по ссылке «физминутка» Физминутка

4) 8 слайд Прочтите стихотворенье из бланка по чистописанию или на экране:

Цыплёнок в цирке выступал,
Играл он на цимбалах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.

Назовите слова на изученные в этом году орфограммы.
- Это интересно! Цимбалы – музыкальный струнный инструмент. Играют на цимбалах деревянными палочками. Звук получается нежный, звенящий, напоминающий гусли.
На 8 сладе включить ссылку со звучанием цимбал.
Вспомним правило.

5) 9 слайд Правописание сочетаний –цы-, -ци-.

Вспомним правило:
На конце слов в сочетаниях цы пишется ы, также в словах –исключениях: цыплёнок, цыкнуть, цып-цып, цыган, цыц.
В середине слов пишется ци с буквой и

Работа в группах.
Задание для групп:
Прочитайте слова. Определите орфограммы. Вспомните правило. Выберите те слова, которые требует задание для каждой группы.
Слова для 1, 2, 3 гр: Умельц., ц.ферблат, ц.ганёнок, уральц., ц.трус, ц.плята,
Слова для 4, 5, 6 гр Удальц, ц.клон, ц.кнуть, панц.рь, скворц., на ц.почках.

1 гр. 4 гр. Выбрать слова с цы на конце слов(поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)
2 гр. 5 гр. Выбрать слова с ци в середине слов. (поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)
3 гр. 6 гр. Выбрать слова с цы в словах-исключениях. (поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву)

Выходят представители групп, встают в группу, где прикреплены карточки с сочетаниями - на доске. Выступающие от групп называют слова, а учащиеся в классе показывают на круг-сигналах буквы ы или и.

Образец карточки для групп 1гр, 4 гр.

1) Выбрать слова с сочетанием –цы- на конце слов
2) Вспомните правило.
3) Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
4) Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву

1 гр

 

4 гр.

 

Слова  на –цы-, в конце Слова  на –цы-,в конце

умельц_

 

удальц_

 

 

ц_феблат

ц_клон

 

 

ц_ганёнок

 

ц_кнуть

 

 

уральц_

 

панц_рь

 

 

ц_трус

 

скворц_

 

 

ц_плята

на ц_почках

 

 

Образец карточки для групп 2 гр., 5 гр.

1) Выбрать слова с сочетанием –ци- в середине слов
2) Вспомните правило.
3) Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
4) Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву

2 гр

 

5 гр.

 

Слова  на -ци- в середине Слова  на –ци- в середине

умельц_

 

 

удальц_

 

 

ц_ферблат

 

 

ц_клон

 

 

ц_ганёнок

 

 

ц_кнуть

 

 

уральц_

 

 

панц_рь

 

 

ц_трус

 

 

скворц_

 

 

ц_плята

 

 

на ц _почках

 

 


 
Образец карточки для групп 3 гр., 6 гр.

1) Выбрать слова с сочетанием –цы- в словах-исключениях
2) Вспомните правило.
3) Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова.
4) Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву

3 гр

 

6 гр.

 

Слова  на –цы- искл Слова  на –цы- искл

умельц_

 

 

удальц_

 

 

ц_ферблат

 

 

ц_клон

 

 

ц_ганёнок

 

 

ц_кнуть

 

 

уральц_

 

 

панц_рь

 

 

ц_трус

 

 

скворц_

 

 

ц_плята

 

 

на ц _почках

 

 

 Диктовка.

Запись слова выборочно под диктовку в 3 столбика.
Умельцы, скворцы, циркуль, цыганёнок, цивилизация, цыкнуть.
Проверка на 10 слайде
цы в конце ци – в середине цы - искл
умельцы циркуль цыганёнок
скворцы цивилизация цыкнуть

Взаимопроверка.

10 слайд Вывод: нужно всегда помнить правило правописания -цы, -ци.
11 слайд V Домашнее задание: (выдаётся на индивидуальных карточках), составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик и слов с сочетаниями -цы,-ци.
12 слайд VI Итог урока. Рефлексия.

Ребята, ответьте каждый для себя на 3 вопроса по теме урока.
Что я знаю? Что умею? Что могу?
Я знаю… правила правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .
Я умею… проверять, подбирать проверочные слова на изученные правила правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .
Я могу … записывать слова, пользуясь правилами правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- .
Работа на компьютере онлайн на сайте http://uchit.rastu.ru/ Задания по теме урока с проверкой и оценкой результата
Класс работает с круг сигналами, а отдельные по очереди работают на компьютере (вывод заданий на большом экране).

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль