Методические условия формирования УУД у младших школьников

9267
Методические условия формирования УУД у младших школьников

 
Авторы:
С.Ю. Прохорова, канд. пед. наук, доц. каф. начального образования ОГБОУ ДПО "Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования",
Я.М. Брагина, учитель начальных классов МАОУ "Гимназия № 34", г. Ульяновск

Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи. И.Г. Песталоцци

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования", одной из важнейших целей начального образования является формирование у младших школьников основ учебной  деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития психических и личностных  новообразований, что является существенным результатом обучения в начальной школе. Особое значение учебной деятельности – в установлении нового типа взаимодействия учителя и учащихся, основанного на сотрудничестве, совместной работе, активном участии ребенка в каждом шаге обучения.

Психологический компонент планируемых результатов начального общего образования составляют универсальные учебные действия (далее – УУД).  Их разнообразие, специфика и доля участия в интеллектуальной деятельности учащихся позволяют повысить качество образовательного процесса.  В ФГОС определены регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД,  а также личностные результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Под педагогической поддержкой мы понимаем превентивную и оперативную помощь в развитии обучающегося, которая  направлена на решение его индивидуальных проблем, связанных с продвижением в самореализации.

Поддержать младшего школьника – значит оказать ему в той или иной форме помощь:

  • прямую, непосредственную или опосредованную;
  • педагогическую, психологическую или социальную;
  • общую, индивидуальную или групповую.

В процессе взаимодействия педагога и обучающегося осуществляются:

  • поддержка того, что актуально присутствует у младшего школьника, что потенциально возможно и находится в зоне его ближайшего развития;
  • создание условий, способствующих переводу того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;
  • содействие обнаружению учащимся собственных проблем и придание им развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.

Далее рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности:

  • опора на субъектный опыт ученика;
  • применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности;
  • использование заданий, способствующих развитию творческих способностей учащихся;
  • организация работы с "интеллектуальным резервом".

Акцент на субъектность обусловлен не новыми теоретическими веяниями, а пониманием того, что личность – есть феномен субъектности. Это изменяет позицию учащегося с традиционной – как объекта обучения, на новую – как субъекта учения.

В современных условиях учитель должен стремиться строить учебное взаимодействие на основе межсубъектных отношений с обучающимися. Он должен помогать ученикам осваивать субъектную роль и использовать свои субъектные полномочия. Учитель должен организовать процесс обучения через актуализацию и обогащение субъектного опыта учащихся.

Приемы организации учебной работы (типы заданий), способствующие развитию субъектности обучающихся, представлены в приложении. Другим методическим условием формирования и развития УУД у школьников в учебной деятельности является применение активных методов обучения в урочной и внеурочной деятельности. Приведем некоторые примеры.

Методика "Дерево решений" способствует развитию у учащихся умения  принимать решения в трудных и неоднозначных ситуациях. Она с успехом может применяться как в начальной, так и в основной школе. Учитель обозначает проблему, которая будет обсуждаться, подготавливает для групп школьников таблицы "Решение проблемы" (таблица).

Методические условия формирования УУД у младших школьников

УУД как психолого-дидактическое явление имеют следующие особенности:

  • возникают в результате интеграции всех сформированных предметных действий;
  • являются предпосылкой формирования у школьников культурологических умений как способности самостоятельно организовывать учебно-познавательную деятельность, используя обобщенные способы действий;
  • не зависят от конкретного предметного содержания и в определенном смысле имеют всеобъемлющий характер;
  • отражают способность обучающегося работать не только с практическими задачами (отвечать на вопрос "что делать?"), но и с учебными (отвечать  на вопрос "как делать?");
  • "вынуждают" обучающегося действовать четко, последовательно, ориентируясь на отработанный алгоритм.


В процессе выполнения домашнего задания учащиеся узнают дополнительные факты, связанные с данной проблемой. Далее на уроке учитель предлагает группам школьников исследовать проблему. Ученики выявляют ее плюсы и минусы, затем подробно анализируют все возможные варианты решений и на уроке заполняют таблицу "Решение проблемы". После обсуждения полученных результатов дети приходят к совместному решению проблемы.

Дискуссионная методика "Пустое кресло" развивает у младших школьников критическое мышление, прививает культуру ведения дискуссии, учит аргументировать, задавать вопросы.

Перед обучающимися ставится цель: найти ответ на четко поставленный вопрос путем обмена мнениями. На 3–4-х стульях раскладываются альбомные листы, на которых записаны мнения различных людей по поводу поставленной проблемы, лист со знаком "?". Учащиеся знакомятся с разными мнениями и становятся у стула с избранной точкой зрения. Тот, кто имеет собственное мнение по данному вопросу, становится у знака "?". Таким образом обучающиеся делятся на группы сторонников той или иной точки зрения.

Каждая группа обсуждает выбранное мнение и выдвигает представителя для дискуссии. Все участники дискуссии садятся в круг. Дискуссию начинают представители групп, которые сидят на стульях, стоящих друг против друга. Ведущий (учитель) ставит еще один стул («пустое кресло»). Если кто-то хочет вступить в дискуссию, он садится в «пустое кресло». В кресле можно сидеть только одну минуту. Как только учитель (ведущий) услышит то, что является самым важным, он прекращает дискуссию.

От учителя требуется умение и терпение выслушать всех желающих высказаться, тактично поддержать и в то же время внести необходимые корректи-
вы в ход обсуждения.

Субъектность ученика – это:

  • способность занимать в обучении активную позицию;
  • сформированность собственного (позитивного) отношения к учебной деятельности; выработанность индивидуального стиля ее осуществления;
  • способность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;
  • способность проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;
  • способность инициировать свою познавательную активность на основе внутренней положительной мотивации.


Еще одним методическим условием формирования и развития УУД у школьников в учебной деятельности является использование учителем в работе заданий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся.

Наилучшим стимулом для развития является такая организация жизни учеников, которая создает потребности и возможности для творчества. Этому способствуют:

  • свободная атмосфера в классе;
  • доверие и уважение к ученикам со стороны учителя;
  • предоставление ученикам самостоятельности;
  • внимание к интересам, склонностям, здоровью, разностороннему развитию каждого ученика.

Приведем примеры творческих заданий на уроках русского языка.
Акрости 2х – литературная форма, стихотворение, в котором некоторые (в норме – первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

Акростих
Акростихи – ума забава.
Капризы кисти и холста.
Рисунок, свод законов, правил,
Отточенность и простота.
Союз метафор, рифм лукавых,
Тропинка букв и край листа.
Из вдохновения стихий
Хочу – леплю акростихи!
М. Талесников

С учениками можно начать работу с «расшифровывания» собственного имени или фамилии, слов "школа", "урок", "друзья", затем перейти к использованию слов, соответствующих изучаемой теме.

В процессе такой деятельности у детей формируется способность удерживать учебную задачу, они получают возможность для самовыражения, изучают правила написания акростиха, способы использования средств языка и речи для передачи информации.

Cинквейн – это один из приемов активизации познавательной активности учащихся на уроке. Синквейн строится по определенной схеме:

  • 1-я строка – тема сиквейна, состоит из одного слова (существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь;
  • 2-я строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта;
  • 3-я строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта;
  • 4-я строка – фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  • 5-я строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

При составлении синквейнов дети учатся следовать заданному алгоритму, удерживать задачу, контролировать и оценивать свои действия. Последним методическим условием формирования и развития УУД у младших школьников в учебной деятельности, которое мы рассмотрим в данной
статье, является организация работы учителя с "интеллектуальным резервом".

Эта работа предполагает выявление одаренных детей и организацию регулярных занятий с ними и включает следующую деятельность учителя:

  • подготовку детей к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях, марафонах, ассамблеях;
  • организацию выполнения младшими школьниками творческих проектов и исследований;
  • своевременное информирование детей и их родителей о творческих конкурсах, проводимых в школе, городе, области;
  • консультирование школьников и их родителей и помощь им в оформлении заявок на участие в конкурсах и в подготовке творческих работ;
  • организация выступлений учеников, создание условий для их творческого роста;
  • распространение ученического опыта через публикации в различных сборниках, журналах, на сайтах;
  • работа с родителями: разъяснение целей, задач и перспектив развития ребенка, консультирование по психолого-педагогическим вопросам, повышение мотивации к совместной деятельности с детьми.

Таким образом, сложность выстраиваемой педагогом деятельности заключается в том, что педагог должен уметь, не разрывая поддерживающих отношений с ребенком, постепенно уменьшать долю своих прямых действий в решении его проблем. Дистанцируясь, таким образом, от непосредственной ответственности за принимаемые ребенком решения, он постепенно передает ее ребенку. Это одно из главных условий развития самостоятельности ученика, формирования и развития у него УУД.

Это полезно знать
Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умений:

  • находить в информационном материале наиболее существенные элементы;
  • делать выводы и кратко их формулировать.

Приложение >>

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль