Конспект занятия "Задачи на соответствие и переливание"

2564
Конспект занятия

Автор: Новикова Светлана Николаевна, МБОУ "СОШ №12", г. Череповец. Участники: ученики 7 и 10 классов для учеников 6-ых классов.Оборудование: презентация к уроку, проектор, ноутбук, карточки с задачами, сосуды по 3л, 5л, 1л.Цель урока: познакомить учеников с логическими задачами на соответствие и переливание.Задачи урока:

  1. научиться решать задачи на соответствие и переливание,
  2. научиться кратко записывать (оформлять) решение логических задач.

Ход урока:
I Решение задач на соответствие
II Решение задач на переливаниеIРешение задач на соответствие
Этот этап урока проходит в виде сценки. Действующие лица: Шерлок Холмс, доктор Ватсон, миссис Хадсон (ученики 7 класса), за ноутбуком ученик 10 класса.
Звучит вступление к известному фильму.

Сцена первая

Шерлок Холмс

Дорогой Ватсон, прочитайте колонку "Хроника преступлений", что-то скучно.

Ватсон

В нашем доме на Бейкер-стрит в подъезде найдено женское пальто, ищут владелицу.

Шерлок Холмс

Нет ли каких-нибудь подробностей?

Ватсон

На пальто обнаружены ворсинки рыжей шерсти, наверное, дама держит собаку или кошку.

Шерлок Холмс

Ватсон, Вы делаете успехи в логике!

ТУК-ТУК

Шерлок Холмс

Заходите, миссис Хадсон.

Миссис Хадсон

Господа, Вам письмо.

Шерлок Холмс пробегает глазами письмо.

Шерлок Холмс

Это отчет Скотланд-ярда об опросе соседей. И теперь я знаю – эта дама живет в квартире № 1.

Ватсон

Но как Вы догадались, Холмс?!

Шерлок Холмс

Это элементарно, Ватсон! Вот смотрите: в отчете сказано…

(читает задачу с экрана и рассуждает вслух, решение появляется на экране по щелчку, ученики записывают его в тетради)

Текст задачи

Решение

В квартирах  № 1, № 2, № 3 живут три котенка: белый, черный и рыжий.

В квартирах  № 1 и № 2 живет не черный котенок.

Белый живет не в квартире № 1.

В какой квартире живет рыжий котенок?

 

__________ истинная связь    ……….    ложная связь

 

кв.№1 белый

 

кв.№2       черный

 

кв.№3   рыжий

В квартирах  № 1 и № 2 живет не черный котенок. Значит связь кв.№1- черный, кв.№2 - черный  ложная, а связь кв.№3 - черный  истинная.

Белый живет не в квартире № 1. Значит связь белый -  кв.№1 ложная, а белый - кв.№2  истинная.

Остается принять, что рыжий котенок живет в квартире №1.

Шерлок Холмс

Все – дело закрыто!!!

Сцена вторая

Шерлок Холмс

Что там дальше, Ватсон?

Ватсон

Ха-ха-ха! Очень смешная история. Преступник забыл на месте преступления свой пирожок с капустой.

Шерлок Холмс

Это очень опрометчиво с его стороны…

Миссис Хадсон

Мистер Холмс, Вам письмо от Вашего осведомителя.

Шерлок Холмс читает вслух письмо. На экране появляется текст задачи:

Билл, Джон и Майкл купили по пирожку: с рисом, капустой и яблоками.

Майкл не любит пирог с яблоками и не ест с капустой.

Билл не любит пирог с капустой.    Кто что ест?

Шерлок Холмс

Все ясно, Ватсон, этот преступник – Джон!

Ватсон

Дайте, Холмс, я попробую сам разобраться.(решает задачу с записями на доске, а ученики в тетради)

 Билл с рисом

Джон с капустой

 Майкл  с яблоками

Майкл не любит пирог с яблоками и не ест с капустой. Значит связь Майкл – с яблоками, Майкл – с капустой ложная, а связь Майкл – с рисом истинная.

Билл не любит пирог с капустой. Значит связь Билл – с капустой ложная, а связь Билл – с яблоками истинная.

Остается принять, что пирожок с капустой ел Джон.

Сцена третья

Ватсон

Послушайте, Шерлок, «Ограблен банк. Грабители вскрыли сейф газосварочным аппаратом». Я думаю, Холмс это дело можете раскрыть только Вы.

Шерлок Холмс

Миссис Хадсон, принесите папку «Дело №3» из архива.

Миссис Хадсон приносит папку "Дело №3" Шерлоку Холмсу и раздает на каждую парту карточки с текстом задачи №3. Шерлок Холмс читает вслух:

На одном заводе работают три друга: слесарь, токарь и сварщик.

Их фамилии: Браун, Адамс и Смит. У слесаря нет ни братьев, ни сестер.

Он самый младший из друзей. Смит женатый на сестре Брауна, старше токаря.

Назовите фамилию сварщика.

Шерлок Холмс с Ватсоном решают задачу, привлекая к рассуждениям учеников класса.

Ватсон делает записи на доске: 

слесарь      Браун

 токарь    Адамс

 

сварщик Смит

Ответ: сварщик – Смит

Шерлок Холмс

Миссис Хадсон, мы с Ватсоном отправляемся в Скотланд-ярд.

Дело раскрыто!!!

IIРешение задач на переливание

Классу предлагается посмотреть эпизод из фильма "Крепкий орешек – 3" (3,5 мин), где главному герою для обезвреживания бомбы в парке необходимо на весы поставить сосуд, в котором будет ровно 4 галлона воды. Ему были предоставлены два пустых сосуда (в 5 галлонов и 3 галлона) и источник воды.

Задание классу: внимательно следить за манипуляциями героев и постараться их запомнить. После просмотра эпизода две ученицы 7 класса повторили с помощью учеников 6 класса действия героев с сосудами в 3л (банка) и 5л (ведерко) и проверили результат с помощью мерного сосуда (банка в 1л).Учитель: Итак: у нас имелась незамкнутая система, состоящая из двух пустых сосудов, водопроводного крана и раковины. Мы ответили на вопрос и отмерили 4л воды. Но как наши рассуждения записать в виде решения задачи в тетрадь? Слово экспертам по переливанию.

Ученица 7 класса: "Внимание на экран".

На экране появляется текст задачи и ее решение (каждый шаг решения проговаривается и появляется по щелчку, ученики записывают решение в тетради в виде таблицы).

Текст задачи

Решение

У нас имеется водопроводный кран и раковина, куда можно сливать воду. Как отмерить 4 литра воды с помощью пустых сосудов в 3л и 5л?

1 сосуд ()

2 сосуд ()

0 (пустой)

5 (налили из крана)

3 (перелили из 2-го сосуда 3л)

2

0 (вылили в раковину 3л)

2

2 (перелили из 2-го сосуда 2л)

0 (пустой)

2

5 (налили из крана)

3 (долили доверху из 2-го сосуда)

4 (осталось после переливания)

Ученица 7 класса: Давайте попробуем с помощью этих же сосудов отмерить 1 литр воды. Можно проделать все предыдущие манипуляции, дополнив наше решение двумя шагами.

Решение

0 (пустой)

5 (налили из крана)

3 (перелили из 2-го сосуда 3л)

2

0 (вылили в раковину 3л)

2

2 (перелили из 2-го сосуда 2л)

0 (пустой)

2

5 (налили из крана)

3 (долили доверху из 2-го сосуда)

4 (осталось после переливания)

0 (вылили в раковину 3л)

4

3 (перелили из 2-го сосуда 3л)

1(осталось после переливания)

Ученица 7 класса: А теперь предложите другое решение. На экране появляется текст задачи, одна ученица 7 класса проделывает все называемые манипуляции с сосудами, а другая - записывает решение задачи в таблицу, ученики 6 класса предлагают действия и правильное решение записывают в тетради.

Текст задачи

Решение

У нас имеется водопроводный кран и раковина, куда можно сливать воду. Как отмерить 1 литра воды с помощью пустых сосудов в 3л и 5л?

1 сосуд ()

2 сосуд ()

3 (налили из крана)

0 (пустой)

0 (пустой)

3 (перелили из 1-го сосуда 3л)

3 (налили из крана)

3

1(осталось после переливания)

5 (перелили из 1-го сосуда 2л)

Учитель: Пусть теперь наша система будет замкнутой, то есть у нас не будет ни водопроводного крана для набора воды, ни раковины для выливания. А будет только определенное количество воды, которое мы можем переливать из сосуда в сосуд, используя все предложенные сосуды. Но тогда и количество сосудов должно увеличиться. Вам слово эксперты по переливанию.

Ученицы 7 класса раздают на каждую парту карточки с задачей и предлагают ученикам 6 класса самим решить ее. Затем идет проверка решения, делаются записи на доске и в тетради (теми, кто не решил сам).

Текст задачи

Решение

Бидон, емкость которого 10л, наполнен водой. Имеются еще пустые сосуды в 7л и 2л. Как разлить воду в два сосуда поровну (т.е по 5л в каждый)?

1 сосуд (10л)

2 сосуд ()

3 сосуд ()

10 (полный)

0 (пустой)

0 (пустой)

3

7 (перелили из 1-го

    сосуда 7 л)

0 (пустой)

3

5

2 (перелили из 2-го

    сосуда 2 л)

5 (перелили из 3-го

    сосуда 2 л)

5

0 (пустой)

Учитель: Итак, сегодня ученики 7 класса показали вам, как решать и как записывать решение логических задач на соответствие и переливание. Давайте поблагодарим их! И вам спасибо за урок!

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль