Разрешение конфликтных ситуаций в коллективе детского сада

36298

Автор: А.О. Колесова,  канд. психол. наук, психолог-консультант, рук. интернет-проекта "Лаборатория достижений"

Конфликтную ситуацию среди сотрудников дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) не стоит расценивать только негативно. Конструктивное урегулирование конфликта может улучшить атмосферу в коллективе.

- Во-первых, грамотное разрешение противоречий между участниками конфликта оказывает позитивное влияние на рабочий процесс, способствует самоорганизации коллектива.

- Во-вторых, противостояние конфликтующих сторон позволяет преодолеть напряженность между людьми, выявить проблемы в управлении ДОУ, содействует сплочению педагогического коллектива при столкновении с трудностями.

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Управление персоналом»


Правила избежания конфликтов в коллективе детского сада

Конфликт – это резкое столкновение мнений двух или более людей, вызванное обострением противоречий в процессе решения проблемы. Для каждой из конфликтующих сторон он может иметь личную или деловую значимость.

Конечно, лучше не доводить ситуацию до конфликта, а предупреждать его  возникновение. Это в первую очередь зависит от поведения руководителя ДОУ.

Конфликты в коллективе будут случаться реже, если соблюдаются следующие правила.

  1. Необходимо контролировать выполнение каждого поручения, поскольку отсутствие контроля со стороны заведующего ДОУ может навести сотрудников на мысль, что выполняемая ими работа не столь важна.
  2. Если в коллективе появился сотрудник, который не в полной мере выполняет свои должностные обязанности, необходимо сделать все возможное, чтобы повысить эффективность его работы. В противном случае его примеру могут последовать другие сотрудники детского сада.
  3. Очень важно отмечать достижения и инициативность сотрудников. Похвала руководителя -лучшая мотивация к дальнейшему профессиональному росту. С другой стороны, если руководитель не замечает успехи подчиненного, у него снижается желание работать.
  4. Не стоит давать коллегам обещания, если нет уверенности, что они будут выполнены.
  5. Нельзя критиковать подчиненных, переходя на личности. Допускается критика только совершенных ими ошибок.
  6. Недопустимо обсуждать отсутствующих членов коллектива.
  7. Руководителю следует здраво оценивать результаты управленческой деятельности, признавать свои ошибки и отменять неправильные решения.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Типы конфликтных ситуаций и пути их разрешения

Распространенные типы конфликтов в коллективе:

  • межличностные конфликты - противоборство личностей с различными взглядами, чертами характера, темпераментами и жизненными ценностями;
  • конфликты между личностью и группой возникают, когда взгляды отдельного человека не совпадают с мнением большинства;
  • межгрупповые конфликты - столкновение интересов малых групп внутри одного сообщества.

Для предотвращения и разрешения конфликтов руководителю ДОУ важно знать, на чем они могут быть основаны. Рассмотрим примеры конфликтных ситуаций, возникающих в коллективе детского сада между:

  • педагогами;
  • старшим воспитателем и воспитателем;
  • администрацией ДОУ и подчиненными.

Конфликт между педагогами

Как правило, основу конфликтов в ДОУ между педагогами составляют:

  • профессиональные разногласия,
  • личная неприязнь,
  • конкуренция между членами коллектива,
  • низкий уровень культуры поведения и коммуникации.

Пример 1.

В ДОУ на должность педагога дополнительного образования была принята женщина, имеющая высокую квалификацию и большой профессиональный опыт. Воспитатель одной из групп увидела в новой сотруднице конкурентку и начала вмешиваться в ее работу. Когда педагог дополнительного образования занималась постановкой детского праздника, воспитатель стала проявлять инициативу, пыталась самостоятельно распределять роли между детьми, навязывала свои советы.

Педагог дополнительного образования игнорировала ее рекомендации. Тогда воспитатель пошла на конфликт, стала делать резкие замечания в адрес новой коллеги. В результате педагог дополнительного образования решила отказаться от работы с группой, что поставило под угрозу проведение детского праздника. Информация о возникшем конфликте быстро распространилась по детскому саду и стала известна заведующему. Как руководитель может конструктивно решить этот конфликт?

Шаг 1. Необходимо собрать подробную информацию о произошедшей конфликтной ситуации, пообщавшись с каждым педагогом лично. При этом нужно постараться свести к минимуму негативные эмоции, которые они испытывают по отношению друг к другу; выяснить объективную причину конфликта.

Шаг 2. На основе полученной от участников конфликта информации следует оценить ситуацию, воздержавшись от субъективного взгляда на проблему (это будет непросто, т. к. одна из сотрудниц - новый член педагогического коллектива).

Шаг 3. Исходя из опыта разрешения подобных ситуаций, определить, какой способ урегулирования конфликта между членами педагогического коллектива является наиболее конструктивным в данный момент.

Шаг 4. Составить план действий по урегулированию конфликта:

  • провести беседу с педагогом дополнительного образования, во время которой необходимо подчеркнуть, что ее профессиональные качества оценены руководством по достоинству, а также объяснить, что под угрозой срыва важное для ДОУ мероприятие;
  • обсудить ситуацию с воспитателем. Во время разговора нужно сделать акцент на том, что ее профессионализм ценится администрацией ДОУ, но ей не стоит вмешиваться в работу других специалистов. Каждый сотрудник отвечает за деятельность в рамках своей компетенции;
  • определить перспективы взаимодействия коллег в будущем. Чтобы не прерывать процесс подготовки детского праздника, оптимальным вариантом будет поручить сопровождение занятий с данной группой другому воспитателю (до тех пор, пока личные отношения между участницами конфликта не будут налажены).

Шаг 5. Приступить к реализации намеченного плана.

Конфликт между старшим воспитателем и воспитателем

Причинами конфликта между старшим воспитателем и воспитателем  могут стать отсутствие у педагога интереса к своей работе, несоблюдение им образовательных программ, нежелание прислушиваться к рекомендациям старшего воспитателя.

Пример 2.

В детском саду давно назревал конфликт между старшим воспитателем и молодым специалистом в детском саду - воспитателем одной из групп. На протяжении нескольких месяцев воспитатель работала неплохо: ее деятельность соответствовала образовательной программе, но отсутствовало стремление к применению инноваций. Старший воспитатель на основании объективной оценки деятельности педагога давала рекомендации по улучшению качества работы, делилась новыми разработками. Однако молодой специалист игнорировала все предложения старшего воспитателя, действовала строго по программе. В итоге между педагогами состоялся деловой разговор, который быстро перерос в выяснение отношений. Как должен поступить руководитель ДОУ, ставший свидетелем конфликта, чтобц обеспечить защиту деловой репутации ДОУ?

Шаг 1. Собрать полную информацию о конфликте, пообщавшись наедине с каждым его участником. Во время беседы необходимо говорить спокойно, без обвинений (задача - снизить эмоциональный накал и негативные переживания сотрудников).

Шаг 2. Проанализировать полученную информацию, вспомнить похожие случаи из своей управленческой практики и выбрать наиболее адекватный способ урегулирования конфликта.

Шаг 3. Объективно оценить конфликтную ситуацию (при этом важно соблюдать беспристрастность, чтобы субъективное отношение к личности каждой из коллег не повлияло на оценку конфликта).

Шаг 4. Составить план действий по разрешению конфликта:

  • побеседовать со старшим воспитателем, отметив положительные профессиональные и личностные качества молодого специалиста. Подсказать, каким образом старшему воспитателю следует давать рекомендации своим коллегам. Подключиться к контролю выполнения членами педагогического коллектива значимых предложений со стороны старшего воспитателя;
  • в беседе с молодым специалистом сначала подчеркнуть плюсы ее работы, затем объяснить, что старший воспитатель является руководящим работником ДОУ и педагогом с большим стажем, поэтому все его предложения важны, к ним необходимо прислушиваться и применять в своей педагогической практике.

Шаг 5. Реализовать составленный план.

Шаг 6. Несмотря на то что конфликт успешно разрешен, какое-то время педагоги будут бессознательно проявлять антипатию друг к другу. Задача руководителя - сократить этот период, тем самым предотвратив повторный конфликт между ними. Чтобы снять напряжение в отношениях конфликтующих сторон, нужно помочь им проанализировать произошедшую ситуацию.

Конфликт между администрацией ДОУ и подчиненными

Конфликтные ситуации между администрацией ДОУ и подчиненными  могут возникнуть в случае если педагогические работники не оправдывают ожиданий руководства. Подчиненных, в свою очередь, может не устраивать стиль управления коллективом , завышенные требования со стороны начальства и неадекватная оценка их труда.

Основные этапы разрешения конфликта между руководителем и подчиненным:

  1. Создание атмосферы сотрудничества.
  2. Стремление к ясности отношений и общения.
  3. Признание наличия конфликта.
  4. Определение процедуры решения проблем (где, когда и как).
  5. Исследование возможных вариантов разрешения спорной ситуации.
  6. Установление договоренности с подчиненным.
  7. Определение срока решения конфликтной ситуации.

Пример 3.

Заведующий ДОУ попросила педагога-психолога заменить заболевшего воспитателя. Педагог-психолог ответила, что у нее много своей работы. Заведующий не восприняла данные слова как отказ и решила, что ее просьба будет выполнена.

На следующий день педагог-психолог в группу не пришла, а занималась в своем кабинете обработкой результатов проведенного ранее психологического тестирования. С группой пришлось работать старшему воспитателю. В конце дня информация дошла до заведующего. Она вызвала педагога-психолога к себе в кабинет для того, чтобы высказать свои претензии и прояснить сложившуюся ситуацию.

По мнению заведующего, педагог-психолог вполне могла бы заменить заболевшего воспитателя, поскольку у нее есть педагогическое образование. Педагог-психолог придерживается своей первоначальной позиции. Как разрешить данную конфликтную ситуацию?

Шаг 1. Вспомнить свой опыт участия в конфликтах с подчиненными (как позитивный, так и негативный) и попробовать применить его к данной ситуации.

Шаг 2. Максимально объективно проанализировать конфликт, воздерживаясь от субъективных взглядов на проблему и личность педагога-психолога.

Шаг 3. Составить план действий по урегулированию конфликта:

  • создать доверительную атмосферу в общении с педагогом-психологом, не повышать голос и не переходить на «ты», проявлять навыки активного слушания и постараться понять точку зрения своего подчиненного;
  • объяснить педагогу-психологу, что иногда возникают ситуации, когда ее помощь необходима для обеспечения непрерывности воспитательно-образовательного процесса;
  • попросить педагога-психолога, чтобы в следующий раз она четко формулировала свой отказ. Это позволит выбрать иные способы разрешения проблемных ситуаций (в данном случае можно было бы договориться о переносе срока сдачи результатов психологического тестирования);
  • снять возникшее во время беседы напряжение (лучшее средство - юмор).

Шаг 4. Реализовать составленный план. Важно! Если возникают конфликтные ситуации в ДОУ, в которых заведующий действительно не прав, следует это признать, чтобы не затягивать конфликт. При разрешении конфликтной ситуации не стоит бояться идти на компромисс - это повысит авторитет руководителя в коллективе.

Читайте больше материалов о конфликтах в ДОУ:



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль