"Путешествие в мир искусства. Страна Мелодекламация"

1607

Автор: И.Е.Маншилина, учитель музыки ГБОУ "СОШ № 122 с углубленным изучением области знаний "Искусство", г. МоскваЦель урока: формирование у обучающихся знаний о связи литературы и музыки.Планируемые результаты:
личностные:

  • формирование у детей эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие у школьников:

- творческой активности и чувства прекрасного;
- умения импровизировать;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;Метапредметные:

  • использование детьми речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение школьниками навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; © предметные:
  • формирование у школьников культуры чтения стихотворений, умения соблюдать паузы в стихе;
  • углубление знаний обучающихся о «музыкальном ритме» и «стихотворной рифме»;
  • формирование у школьников умения определять оттенки настроения, выраженные в стихотворении и музыке;
  • воспитание у детей ответственности в сотворчестве, чувства ансамбля (взаимодействие чтеца и исполнителя фортепианного сопровождения).

Оборудование и материалы к уроку:

  • творческие работы обучающихся - рисунки по темам стихов о природе и животных;
  • памятки "Правила поведения в концертном зале и театре" по числу обучающихся в классе;
  • книги стихов;
  • рояль;
  • информационные и коммуникационные технологии: DVD-фильм "Планета Земля", аудиозаписи ("Звуки природы, пение птиц", К.Малер "Вальс").

Ход урока

1. Организационный этап
(Урок проводится в концертном зале.)Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок, мы проводим его в концертном зале. Вы уже взрослые и можете назвать мне правила поведения в концертном зале или театре, которые вы знаете.
(Обучающиеся формулируют правила поведения в концертном зале и театре, учитель корректирует их ответы, затем выдает каждому памятку с перечнем правил поведения в концертном зале и театре.)

Памятка для обучающихся "Правила поведения в концертном зале и театре"
1. Младшие школьники в концертном зале или театре должны соблюдать общепринятые правила этикета.
2. В концертном зале или театре следует:

  • вести себя сдержанно, проявлять такт, доброжелательность, внимательное и уважительное отношение к окружающим людям;
  • бережно относиться к принадлежностям концертного зала, вещам, находящимся в личном и общественном пользовании;
  • выполнять требования работников концертного зала;
  • соблюдать чистоту и порядок в зале;
  • соблюдать правила техники безопасности.

3. Перед тем как войти в зал на представление, нужно отключать мобильные телефоны.
4. Приводить себя в порядок можно только в туалетной комнате, а не на виду у всех.
5. При входе в зал мальчики пропускают вперед девочек.
6. Зрители продвигаются вдоль ряда к своему месту только лицом к сидящим. Тот, кто проходит, должен извиниться и поблагодарить вставших.
7. Сидя в кресле, не занимают оба подлокотника.
8. Если спектакль задерживается, не следует рукоплескать.
9. Аплодировать необходимо:
в театре - в конце каждого акта, в конце особенно удавшейся исполнителям сцены или арии, порой при выходе особо выдающегося актера;
концертном зале - при появлении дирижера и солистов.
10. Не стоит аплодировать, когда уже все перестали.
11. Нельзя делиться впечатлениями по ходу представления.
12. Не принято спрашивать у других зрителей программку или бинокль. Программку у соседей в зрительном зале можно просить лишь в крайнем случае, и только тогда, когда вы уверены, что они уже изучили ее.
13. Рассматривать в бинокль можно только сцену, но не публику.
14. Если в зрительном зале жарко, ни во время антракта, ни во время представления не стоит обмахиваться программкой или каким-либо другим предметом. Это неприлично.
15. Есть в фойе или зрительном зале считается неприличным, это можно делать только в буфете. Не стоит задерживаться там долго, ведь вы пришли на концерт, а не в ресторан.
16. Очень неприлично уходить во время действия спектакля. Если спектакль не понравился и возникло желание уйти, пожалуйста, дождитесь антракта.
17. После спектакля, концертного номера или миниатюры свое одобрение можно выразить не только аплодисментами, но и криком "браво!". Со словом "бис!" нужно обращаться осторожно: оно означает просьбу повторить.
18. По окончании концерта не следует слишком спешить в гардероб, можно прогуляться по фойе, обменяться впечатлениями.
19. Нельзя бросать цветы на сцену, их передают артисту или служителю, назвав актеров, которым они предназначены.
20. В случае недомогания посещение концертного зала следует отложить, чтобы не мешать кашлем или другими проявлениями нездоровья артистам и зрителям.2. Беседа учителя с обучающимися

(Учитель беседует с обучающимися об окружающей природе, звуках природы в разное время года. Далее предлагает обучающимся посмотреть фрагмент видеофильма "Планета Земля", ставит аудиозапись "Звуки природы, пение птиц". Учащиеся слушают запись пения птиц с закрытыми глазами, представляя себя в лесу.)Учитель: Ребята, я знаю, что вы подготовились к нашему уроку и выучили стихотворения. Пусть птицы продолжают петь, а мы пока послушаем одно из произведений.
(Учащийся читает стихотворение Е.А. Благининой "Кукушка".)Учитель: Сегодня мы совершим с вами путешествие в удивительную, волшебную страну Мелодекламацию. И начинается путешествие с определения места нахождения этой страны в мире Искусства. Давайте попробуем выяснить, что это за страна, что значит слово «мелодекламация».
Итак, сколько частей в слове мелодекламация?Ученики: Слово состоит из двух частей.

Учитель: Как звучат эти части слов?

Ученики: Первая часть слова – "мело", вторая часть слова – "декламация".Учитель: Что обозначает каждая часть слова?Ученики: Мело – мелодия, песня. Декламация – выразительное, художественное чтение.Учитель: Вы абсолютно правы. В мелодекламации главенствующим является образ стихов, сопровождаемый музыкой, обычно фортепианной. Учащиеся нашего класса подготовили стихотворения с музыкальным сопровождением. Это сотворчество двух исполнителей, ансамбль. И здесь самое главное чувствовать партнера: его эмоциональное настроение, ритм и темп исполняемых партий ансамбля (стихотворения и музыкальной пьесы). Вы все, ребята, знакомы с этими стихами. К стихотворениям вы рисовали иллюстрации красками и карандашами. А сейчас послушайте эти стихи в новом звучании, с новыми эмоциональными красками. Послушайте выступления друг друга и совершите путешествие в страну Мелодекламацию.3. Мелодекламация
  (На сцену выходят по два учащихся: один читает стихотворение, другой исполняет фортепианное произведение.)

Первая пара учеников:

  • Благинина Е.А. Стихотворение "Котенок";
  • Гедике А.Ф. "Русская песня".

Вторая пара учеников:

  • Барто А.Л. Стихотворение "Разлука";
  • Черни К. Этюд № 29 Ре мажор.

Третья пара учеников:

  • Михалков С.В. Стихотворение "Если";
  • Гречанинов А.Т. "Грустная песенка".

Учитель: Следующий ансамбль у нас не полный. Так случилось, что исполнитель фортепианной партии сегодня заболел и его заменю я. Это, конечно, большая неожиданность для учащегося, читающего стихотворение. Но это еще не все. Нам придется заняться с ним творчеством в присутствии зрителей. И еще одна неожиданность: нот «Менуэта до минор» Иоганна Себастьяна Баха у нас нет, а именно это произведение должно было звучать, и мы возьмем другое произведение великого композитора. При чтении стихотворения нужно быть очень восприимчивым к новой мелодии, ее характеру и движению. Итак... момент творчества!

(Учащийся читает стихотворение С.В. Михалкова "Рисунок", учитель исполняет произведение И.С. Баха "Менуэт Соль мажор".) 4. Импровизация Учитель: Эксперимент удался. Слушатели довольны. Но на этом сюрпризы не заканчиваются. Ваш одноклассник готовил с заболевшим учеником стихотворение "Воробей", наш заболевший друг участвовал в двух ансамблях. Ребята, кто из присутствующих в зале попробует заменить аккомпаниатора? Нам необходимо подобрать музыкальное произведение, по характеру совпадающее с этим стихотворением.
Стихотворение "Воробей" вы все учили на уроке литературного чтения. Прислушайтесь, ребята, к звучанию ритма стиха и мысленно подберите музыкальное произведение, которое вы можете исполнить на фортепиано наизусть. Я дам вам направление для творчества: Карл Черни, "Этюд".
 
(Учащиеся исполняют на фортепиано различные произведения, подходящие, на их взгляд, к стихотворению. Исполнитель стихотворения выбирает одну из предложенных мелодий, например: К. Черни "Этюд Соль мажор".)Учитель: Молодцы, ребята, хорошо справились с импровизацией. Сейчас прозвучит еще один мелодекламационный ансамбль. Слушая его, вспомните о правилах поведения в концертном зале. Партию фортепиано исполнит ваш одноклассник, а стихотворение прочитаю я.
 
(Учитель читает стихотворение А.Л.Барто "В театре", учащийся исполняет произведение Н.Сильванского "Песня".)

5. Подведение итога урока Учитель: Ребята, вы сегодня замечательно выступали, внимательно слушали друг друга. Я не сомневаюсь, что вы запомнили правила поведения в концертном зале и будете всегда их соблюдать. Памятки с правилами останутся у вас, и вы сможете напоминать их себе перед посещением концерта или театральной постановки. Кроме того, вы сегодня побывали в волшебной стране Мелодекламации. Я благодарю всех за хорошую, активную работу!

(Учащиеся покидают зал под аудиозапись произведения К. Малера "Вальс".)

Статья предоставлена редакцией журнала "Управление начальной школой"

Инновационные методы и технологии работы с учащимися младших классов всегда под рукой с электронной версией журнала".

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль