Обеспечение соблюдения прав обучающихся и воспитанников

5671
Обеспечение соблюдения прав обучающихся и воспитанников

  Автор: Е.В. Пуляева, канд. юрид. наук, ведущий научный сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон № 273-ФЗ) вводит единое понятие "обучающиеся" независимо от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации, и относит к ним воспитанников, учащихся, студентов (курсантов), слушателей, экстернов и т. д.

Статья 34 Закона № 273-ФЗ закрепляет основные права и социальную поддержку обучающихся, стимулирование. Однако этой нормой законодатель не ограничивается и вводит отдельные гарантии прав обучающихся в зависимости от вида (основная или дополнительная) и уровня осваиваемой образовательной программы, формы получения образования, а также выделяет отдельные категории обучающихся, наделяя их особым правовым статусом в этом смысле.

Обеспечение учебно-методической литературой
Обучающиеся, осваивающие основные образовательные программы за счет бюджета в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, бесплатно пользуются на время получения образования учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания. Обеспечиваются они ими за счет соответствующего уровня бюджета.

Если же обучающийся осваивает учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов или получает платные образовательные услуги, то порядок пользования учебниками и пособиями устанавливается самой организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

При получении дошкольного образования в форме семейного, родители (законные представители) обучающихся, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в т. ч. в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов РФ.

Обеспечение школьной формой
Законодателем устанавливается право на обеспечение школьной формой следующих категорий обучающихся:

  • выпускники имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждений, обучавшиеся за счет средств федерального бюджета, – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются за счет средств образовательных учреждений, в которых они обучались и (или) содержались, воспитывались, одеждой, обувью по нормам, утвержденным Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 07.11.2005 № 659 "Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении "Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию"».);
  • обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в области таможенного дела, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются вещевым имуществом (обмундированием), в т. ч. форменной одеждой, по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных организаций. Учредители указанных федеральных государственных образовательных организаций устанавливают форму одежды обучающихся в этих образовательных организациях, правила ее ношения и знаки различия;
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются одеждой, обувью;
  • дети из многодетных семей бесплатно обеспечиваются в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения.

Все остальные категории граждан приобретают школьную форму за счет собственных средств. Одежда обучающихся должна соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий (изделиям), контактирующим с кожей человека. СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 17.04.2003 № 51.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дополнительные основания для обеспечения обучающихся школьной формой.

Статьей 28 Закона № 273-ФЗ предусмотрено, что определение требований к одежде обучающихся отнесено к компетенции образовательной организации, если иное не установлено данным законом или законодательством субъекта РФ.

Письмом от 28.03.2013 № ДЛ-65/08 "Об установлении требований к одежде обучающихся"  " ( См.: Нормативные документы образовательного  учреждения. 2013. № 6. ) Минобрнауки России направило Модельный нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования. Он предусматривает, что общий вид одежды обучающихся, ее цвет, фасон определяются органом государственно-общественного управления образовательной организации (советом школы, родительским комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским советом и другими). Решение о введении требований к одежде для обучающихся общеобразовательных учреждений должно приниматься всеми участниками образовательного процесса и учитывать материальные затраты малообеспеченных и многодетных семей.

Льготы, предоставляемые при оказании платных услуг
Обучающимся гарантируется общедоступность и бесплатность в пределах федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования (ст. 5 Закона № 273-ФЗ). Вне федеральных государственных образовательных стандартов, при соблюдении ряда условий, образовательная организация вправе оказывать платные услуги. Перечень платных образовательных услуг, а также порядок их предоставления (на договорной основе) прописывается в уставе (положении) учреждения (п. 3 Правил оказания платных образовательных услуг).(Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 505 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг" (в ред. от 15.09.2008)) Таким образом, если образовательная организация предусматривает определенные льготы для отдельных категорий граждан, то они должны быть отражены в уставе (положении). Наряду с этим, если принято положение о дополнительных услугах (Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности
при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования", в нем также указываются основания и порядок применения прописанных в уставе льгот).Ограничения при приеме в образовательные учреждения
Гарантией общедоступности и бесплатности "школьного" образования выступает отсутствие конкурсного механизма приема. Проведение вступительных испытаний возможно, но только в следующих случаях:

  • если реализуются образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования. Осуществляется оценка способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта;
  • в рамках профильных классов и школ. Задачей субъекта РФ является нормативное закрепление порядка организации индивидуального отбора при приеме в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения. Если такой порядок не будет предусмотрен в законе или подзаконном нормативном акте субъекта РФ, любые действия администраций школ будут носить незаконный характер.

В соответствии с приказом Минобрнауки России от 15.02.2012 № 107 "Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения" (далее – Порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения), государственные учреждения, реализующие на ступени основного общего и среднего (полного) общего образования общеобразовательные программы углубленного и/или профильного изучения отдельных предметов, предусматривают в собственных правилах приема граждан в учреждения на соответствующие ступени механизмы выявления склонностей детей к углубленной и/или профильной подготовке по соответствующим учебным предметам.

Образовательные организации имеют право создавать специализированные структурные подразделения для обучения отдельных категорий обучающихся, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности. Порядок комплектования указанных специализированных структурных подразделений устанавливается учредителями соответствующих образовательных организаций.
В законодательной практике имеются примеры, когда вопросы приема граждан урегулированы нормативными актами органов местного самоуправления. Однако такое положение противоречит Закону № 273-ФЗ, который устанавливает, что это полномочие субъекта РФ.

Еще одно ограничение для приема связано с тем, что ребенок должен проживать на территории, за которой закреплена соответствующая образовательная организация. При этом, если в учреждении есть свободные места и ребенок не проживает на закрепленной территории, он должен быть принят. Разумен в этом случае вопрос о последовательности приема детей. Целесообразным является наличие двух списков: 1-й – для проживающих на закрепленной территории, 2-й – для не проживающих на закрепленной территории, но желающих здесь обучаться. Первоочередным списком является 1-й, после того, как он исчерпан, при наличии свободных мест, наступает очередь 2-го. Для "специализированных" школ применяется аналогичный механизм, с условием прохождения ребенком индивидуального отбора, и при отсутствии противопоказаний – для спортивных школ.

Преимущественное право приема
При приеме в общеобразовательные и дошкольные образовательные организации на свободные места граждан, не зарегистрированных на закрепленной территории, преимущественным правом обладают граждане, имеющие право на первоочередное предоставление места в учреждении в соответствии с законодательством РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ (п. 18 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения).
Статья 46 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции" (в ред. от 05.04.2013) устанавливает, что места в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях по месту жительства и в летних оздоровительных лагерях независимо от формы собственности предоставляются в первоочередном порядке:
"1) детям сотрудника полиции;
2) детям сотрудника полиции, погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей;
3) детям сотрудника полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции;
4) детям гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;
5) детям гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции;
6) детям, находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника полиции, гражданина Российской Федерации, указанных в пунктах 1–5 настоящей части".

В соответствии с Федеральным законом от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. от 30.12.2012) аналогичная льгота предусмотрена для следующих категорий граждан:

  • дети военнослужащих по месту жительства их семей. При этом гражданам, уволенным с военной службы, места для их детей в общеобразовательных и дошкольных образовательных учреждениях и летних оздоровительных лагерях независимо от форм собственности предоставляются не позднее месячного срока с момента обращения;
  • дети военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями. Данной льготой указанная категория граждан может воспользоваться в течение одного года со дня гибели (смерти) кормильца.

Определенный перечень граждан пользуется преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в т. ч. к государственной службе российского казачества. Данные программы реализуются в общеобразовательных организациях со специальными наименованиями: "президентское кадетское училище", "суворовское военное училище", "нахимовское военно-морское училище", "кадетский (морской кадетский) военный корпус", "кадетская школа", "кадетский (морской кадетский) корпус", "казачий кадетский корпус" и профессиональные образовательные организации со специальным наименованием "военно-музыкальное училище".

Среди таких граждан:

  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, отданные в детские сады сироты;
  • дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту;
  • дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;
  • дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более;
  • дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
  • дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;
  • дети сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел;
  • дети, находящиеся на иждивении указанных лиц;
  • дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью;
  • иные лица в случаях, установленных федеральными законами.


Прием иностранных граждан и лиц без гражданства
Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами РФ правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

Это означает, что для приема в образовательную организацию иностранные граждане и лица без гражданства должны иметь только минимальный набор документов, установленных для приема. При этом предоставление медицинской справки право, но не обязанность родителей, документом, необходимым для приема в образовательную организацию, она не является. Свидетельство о регистрации только подтверждает факт проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в случае его отсутствия не может стать основанием для отказа в приеме (См. письмо Минобрнауки России от 28.06.2012 № ИР-535/03 "О правилах приема в ОУ» и письмо Минобрнауки России от 13.05.2013 № 08-548 "О приеме в общеобразовательные учреждения").
Документы должны быть на русском языке либо иметь нотариально заверенный перевод на русский язык. Предоставляются оригиналы документов либо их нотариально заверенные копии. В случае предоставления оригиналов должностное лицо образовательной организации, ответственное за прием документов, заверяет копии самостоятельно.Организация обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Таким образом, Законом № 273-ФЗ закрепляется инклюзивное образование. Однако совместное (инклюзивное) обучение возможно только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

Для некоторых категорий среди лиц с ограниченными возможностями здоровья создаются отдельные образовательные организации: для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами. При этом не позднее 1 января 2016 года специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации.

Дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида обеспечиваются образовательными учреждениями совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения ( См. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 23.02.2013) и письмо Минобрнауки России № ВФ-577/06, Минздравсоцразвития России № 2608-ВС от 04.04.2007 "О реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, на образование").

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, инвалидов – индивидуальной программой реабилитации инвалида. Такие программы позволяют осуществлять необходимую коррекцию и социальную адаптацию обучающегося. Меры дисциплинарного взыскания к данным категориям обучающихся не применяются. Государственная итоговая аттестация может быть организована не в форме ЕГЭ (определяется Минобрнауки России).

Образовательные стандарты "школьного" образования включают в себя требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы и учитывают образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость конкретной ступени общего образования для дальнейшего их развития.

Для получения образования указанными детьми в организациях создаются специальные условия, под которыми понимаются условия обучения, воспитания и развития, включающие:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания; учебников, учебных пособий и дидактических материалов; технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в т. ч. детей с глубокой умственной отсталостью и детей со сложным дефектом, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения содержатся в инструктивном письме Минобразования России от 04.09.1997 № 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов» (ред. от 26.12.2000) и письме Минобразования России от 03.04.2003 № 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект".

Рекомендации по организации обучения детей-инвалидов также должны содержаться в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Детям-инвалидам, которые обучаются за счет средств бюджета субъекта РФ или органов местного самоуправления должны бесплатно предоставляться специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков за счет бюджета субъекта РФ.

Обучение детей-инвалидов, не посещающих по состоянию здоровья образовательные учреждения и нуждающихся в обучении на дому, может осуществляться дистанционно. В этом случае за счет средств бюджета и в порядке, установленном субъектом РФ, центрам дистанционного образования детей-инвалидов и (или) другим образовательным учреждениям, непосредственно осуществляющим обучение детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, передается компьютерное оборудование. Они в свою очередь, передают указанное оборудование на договорной основе участникам образовательного процесса. Возможна передача в безвозмездное пользование (в т. ч. на определенный срок, например, до завершения обучения в связи с получением профессионального образования, или бессрочно) или в дар, с учетом установленных сроков эксплуатации такого оборудования. Для этого необходимо заявление инвалида или родителей (законных представителей) ребенка-инвалида (в случае передачи компьютерного оборудования детям-инвалидам и инвалидам, поступающим или поступившим в образовательные учреждения профессионального образования, при наличии документов, подтверждающих поступление).

Порядок воспитания и обучение детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов РФ. Органы государственной власти субъектов РФ обязаны установить нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования по каждому уровню образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении, включающим организацию питания, предоставление одежды, обуви, мягкого и жесткого инвентаря. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (за счет средств бюджета субъекта РФ).

Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Организация обучения лиц, осужденных к лишению свободы
Законом об образовании предусмотрены определенные гарантии и для такой отдельной категории граждан, как лица, осужденные к лишению свободы, принудительным работам, подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей.

Для лиц, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Минюстом России, общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. В них получают образование лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста тридцати лет. Лица, осужденные к лишению свободы и достигшие возраста тридцати лет, а также лица, осужденные к лишению свободы и являющиеся инвалидами I или II группы, получают основное общее или среднее общее образование по их желанию.

Особенности правового положения образовательных организаций, созданных в уголовно-исполнительной системе, устанавливаются Законом РФ от 21.07.1993 № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в ред. от 05.04.2013).

Порядок организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, устанавливается Минюстом России и Минобрнауки России:

  • приказ Минюста России № 61, Минобрнауки России № 70 от 27.03.2006 "Об утверждении Положения об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы";
  • приказ Минюста России от 21.11.2005 № 223 "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы".

Зачисление осужденных в школу оформляется приказом за подписью директора школы по согласованию с начальником учреждения. Обучающиеся, успешно выполняющие учебный план, на период проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации освобождаются от работы с сохранением заработной платы по месту работы, не привлекаются в дни занятий к сверхурочным работам, связанным с отрывом от учебных занятий, имеют право на сокращенную рабочую неделю. Работники государственных и других образовательных учреждений, осуществляющие свою деятельность в уголовно-исполнительной системе, обязаны соблюдать режимные требования, установленные в учреждениях, исполняющих наказания, и содействовать их персоналу в соблюдении осужденными правил внутреннего распорядка.

Установление правил внутреннего распорядка, подбор и расстановка кадров, формирование групп обучающихся в образовательных учреждениях, созданных в уголовно-исполнительной системе, осуществляются с учетом режимных требований и правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и подлежат согласованию с руководством учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

Правовое положение детей из многодетных семей
Несмотря на то, что законодатель не выделяет в качестве отдельной категории для нормативного регулирования детей из многодетных семей, рассмотрим особенности ее правового положения в сфере образования.

В школу-интернат принимаются в первую очередь дети, нуждающиеся в помощи государства, в т. ч. дети из многодетных и малообеспеченных семей, дети одиноких матерей, отцов, дети, находящиеся под опекой (попечительством).

Согласно указу Президента РФ от 05.05.1992 № 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (в ред. от 25.02.2003) (далее – Указ № 431) для многодетных семей установлены:

  • бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий (кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ;
  • прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь;
  • бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений;
  •  бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.

Пунктом 3 Указа № 431 Минфину России совместно с Минсоцзащиты России было поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных данным указом, однако порядок финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот до настоящего времени не определен.
В связи с этим было разработано разъяснение в рамках письма Минфина России № 51, Минсоцзащиты России № 1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" (с изм. от 26.03.2003). Однако решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 № ГКПИ03-139 п. 2 был признан недействующим. (Пункт 2 письма Минфина России № 51, Минсоцзащиты России № 1-2359-18 от 29.06.1992 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предполагал за счет средств местных бюджетов обеспечивать бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.Указанные льготы обязаны обеспечивать субъекты РФ). Указанные льготы обязаны обеспечивать субъекты РФ.

Употребляемое в Указе № 431 понятие "за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений" в связи с принятием Закона № 273-ФЗ планируется исключить. На сегодняшний день разработан проект указа Президента РФ "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации", который приведет в соответствие с действующим образовательным законодательством и остальные формулировки в подп. "б" п. 1 Указа № 431: слова "общеобразовательных школ" будут заменены на "общеобразовательных организаций", "дошкольные учреждения" – "дошкольные образовательные организации", "учебных заведений" – "образовательных организаций".

До надлежащего урегулирования в федеральном законодательстве вопроса о порядке финансирования расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям установленных льгот распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней должно производиться за счет средств федерального бюджета. Если органы государственной власти субъектов РФ не обеспечивают реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством, суды удовлетворяют исковое требование за счет казны в лице Минфина России (См. определение ВАС РФ от 15.07.2009 № ВАС-9470/09 по делу № А51-9146/2008-22-40 "В передаче дела по иску о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии многодетным семьям, для пересмотра в порядке надзора судебных актов отказано, так как органы государственной власти Российской Федерации не обеспечили реализацию льгот, предусмотренных федеральным законодательством").

В практике встречаются случаи выплаты денежных компенсаций на приобретение школьной формы для детей из многодетных семей в пределах утвержденной суммы и за счет средств местных бюджетов. Это право, но не обязанность органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан. Финансирование при этом осуществляется при наличии такой возможности ( Пункт 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 30.12.2012)..

Поскольку в настоящее время семейное законодательство РФ не устанавливает, какая семья считается многодетной, субъекты РФ вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи. При этом понятие "многодетная семья" определяется с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона. В большинстве случаев многодетной считается семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей (т. е. до 18 лет). В основном используются два критерия: материальная обеспеченность семьи (ее доход) и количество детей в семье, т. е. нормативными актами субъектов предусматриваются льготы, например, для семьи, имеющей трех и более детей, и у которой совокупный доход на одного члена семьи не превышает трех минимальных заработных плат (с учетом районного коэффициента). В судебной практике нередки случаи, когда подобные акты оспариваются гражданами со ссылкой на ограничение в получении льготы многодетными семьями. В такой ситуации суд отказывает заявителям в удовлетворении их требований об отмене такого акта, поскольку п. 1 Указа № 431 постановлено исполнительным органам субъектов РФ определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона ( См. определение Верховного Суда РФ от 23.03.2005 № 34-Г05-2 "Об оставлении без изменения решения Мурманского областного суда от 02.12.2004 г., которым было оставлено без удовлетворения заявление об оспаривании п. 2 постановления администрации Мурманской области "О дополнительных мерах по социальной поддержке многодетных семей" от 17.12.1992 № 592 в части слов предусмотренной подп. "б" п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 № 431").

Таким образом, обеспечение соблюдения прав обучающихся осуществляется сквозь призму, во-первых, общедоступности и бесплатности в пределах федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования; во-вторых, необходимости поддержки социально незащищенных категорий граждан.

Читайте в ближайших номерах журнала «Нормативные документы образовательного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 16 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО

      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        ВЫ ПОЛУЧИТЕ:

        • ✱ Смотрите запись вебинара в любое время
        • ✱ Задайте вопрос лектору в чате в течение вебинара – и получите ответ
        • ✱ После вебинара Вы получите презентацию лектора
        • ✱ После вебинара Вы получите электронный сертификат
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль