Конспект урока "Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами"

3719
Конспект урока

Автор: Кулеш Валентина Васильевна, учитель начальных классов (высшая квалификационная категория)

Развитие школьно-значимых функций к семи годам у детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида) имеет ряд особенностей – это и ориентирует педагога на использование коррекционно-развивающих технологий в учебном процессе. Особое внимание в коррекционно-развивающей работе на уроках обучения грамоте я уделяю развитию лексико-грамматического строя речи. С этой целью использую различные приемы в выборе форм и методов обучения. Данный урок построен с применением элементов личностно-ориентированных, игровых и здоровьесберегающих технологий. Применение личностно-ориентированных технологий позволяет обучающимся в полном объеме усваивать материал непосредственно на уроке. А создание проблемных ситуаций способствует развитию умения анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы, т.е. оказывает существенную помощь в формировании вербального мышления.Игровые технологии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают познавательную активность и интерес к предмету, что повышает активность детей на уроке, а, значит и эффективность самого урока. Создание здоровьесберегающей среды помогает сохранению и укреплению здоровья учащихся. Частая смена видов деятельности - гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, релаксационная пауза  и пр. - поддерживают положительный эмоциональный настрой на уроке. Практическая индивидуальная и групповая работа на протяжении всего урока позволяет закреплять учебный материал, а учителю дает возможность проверять уровень его усвоения. Данный урок выстроен таким образом, чтобы дать возможность каждому ученику неоднократно проявить свои знания: ответить на вопрос, найти в тексте, прочитать по заданию, подтвердить ответ пословицей, соотнести свою палитру впечатлений с образцом, высказать свое мнение. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, осознанность. На уроке широко использованы межпредметные связи, разнообразный дидактический материал. Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков (урок закрепления).Структура занятия соответствует типу урока. В конце урока – самооценка деятельности учащегося. Роль учителя – настрой на дальнейшую активную творческую работу в овладении чтением.

Форма учебной работы: классно-урочная.Цели урока:
Учебные: Закрепить и усовершенствовать приемы чтения слов с изученными буквами.
Коррекционные: Работать над совершенствованием полноты зрительных, слуховых, моторных ощущений. Развивать и корригировать познавательные способности. Развивать фонематический слух.
Воспитательные: Воспитывать у обучающихся внимательность, ответственность за выполненную работу. Воспитывать самооценку, самоконтроль.

Оборудование:

  • Учебник "Логопедический букварь" Н.А. Крыловой, М., издательство "Эксмо", 2005;
  • Опорные таблицы;
  • Фишки – символы звуков у каждого ученика в конверте, у учителя – в пакете;
  • Две индивидуальные магнитные доски;
  • Картинки овощей;
  • Плакат с изображением кота, кита, находящихся рядом;
  • Картинки с рыбами: речными, морскими;
  • Изображения человеческих лиц в разных эмоциональных состояниях;
  • Плакат с изображением яблони, на верхних ветвях которой выросли яблоки (гласные звуки), обозначающие твердые согласные звуки;
  • Запись музыки.

Вид: Урок закрепления ЗУН.Методы:

  1. объяснительно-иллюстрированный,
  2. частично-поисковый,
  3. диалогический.

Формы организации деятельности учащихся:

  1. фронтальные,
  2. групповые,
  3. индивидуальные.

Подготовительная работа

На предыдущих уроках чтения дети познакомились с рассказом "Спор овощей" (рассказ из сборника Селиверстова по мотивам стихотворения Ю. Тувима); подготовили выставку рисунков овощей; рисунков речных и морских рыб; на уроке труда сделали рыбку в технике оригами; в группе продленного дня продолжалось знакомство с элементами устного народного творчества: загадками о животных, пословицами о труде.Ход урока:

У. А вот теперь назовите буквы.
Ответ детей.
1. (У.-Д.) Глазки видят все вокругОбведу я ими круг. Глазкам видеть все дано:Где стена, а где – окно.
2. (У.-Д.) Раз – поднялись, потянулись,
Два – согнулись, разогнулись.
Три – в ладоши три хлопкаГоловою 3 кивка.
На 4 - руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.

Открываем книги на странице 20: (Логопедический букварь, с. 20)
У. Читаем столбики слогов...
Фронтальная работа по всем 7 столбикам.
У. Читаем строчки. Мальчики 1 строчку громко. Девочки 2 строчку громко.Мальчики 3 строчку тихо.Из прочитанных слогов попробуйте составить слова.
Д. Вата, муха, коса, мука …
У. Что читали?
Д. Слоги
У. Что напечатано ниже?
Д. Слова.
Начинают работать 2 пары ребят с индивидуальными заданиями:1. получена картинка "утка";
2. получена индивидуальная магнитная доска для печатания (обозначения предмета словом "утка");
3. из индивидуального набора с фишками второй ученик в паре должен звуковыми фишками составить звуковую модель.

Аналогичная работа должна быть проведена второй парой детей по картинке с изображением мухи. В этот момент класс читает столбики слов: там
У. 1 ученик сверху вниз первый столбиктут 2 ученик снизу вверхТома
У. Есть лишнее слово?Почему Тома?
Д. Это имя.
У. Читаем 2-й столбик: 1 ученик сверху вниз.2 ученик снизу вверх.(Логопедический букварь с. 20).
У. По какому – либо признаку можно определить лишнее слово?
Д. Да, например "кот". В нем один слог, а остальные слова с двумя слогами. Еще "вата". Она неживая, а другие предметы живые.А может быть и "утка". Это слово начинается с гласного звука, а остальные – начинаются на согласный звук).
У. Ребята справились с самостоятельной работой?
Д. Да.
У. Класс, слушаем и проверяем. Что делал ты? Предъяви магнитную доску.
Д. Я печатал слово "утка", в нем два слога, первый слог ударный. Я составлял звуковую модель этого слова. В слове четыре звука. Первый звук [у] – гласный, ударный.)
У. Ребята, помогаем! Назови второй звук. (Ученик из класса называет, а сделавший работу поднимает фишку, одну за другой).
[т] – согласный, твердый, глухой;
[к] – согласный, твердый, глухой;
[а] – гласный, безударный.(Приложение №5).
У. Все молодцы! Верно сделанное задание.(Аналогично проверяется выложенное на второй магнитной доске слово "муха", выполнявшие работу ученики выступают в роли учителя). (Приложение №6).
Развитие и коррекция слухового внимания.
У. Встали. Готовим ушки: (Учитель хлопает в ладоши, создавая ритмический узор, притопывает ногой).
1. Та----та-та----та-та (хлопки)------та-та(нога) (Дети повторяют).
2. Сделаем.Кошечка проснулась –Сильно потянулась.Выпрямила спинку, шейку Села на скамейку.
У. А вы сели за парту. На парту положили локоточки, на них голову. Закрыли глаза. Вас согревает звучащая музыка. Вы отдыхаете.

1. У. Послушайте отрывок из стихотворения Ю. Тувима.
Хозяйка однажды с базара пришла
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку,
горох, петрушку и свеклу.
Ох!

У. А что принесла наша хозяйка?
 Ответы детей.

2. Составьте рассказ по картине.

3. В это время один ученик на обратной стороне доски работает с картинкой, на которой нарисованы кот и кит. Ученик получил задание: "Обозначь предметы словом, т.е. набери слова буквами из магнитной азбуки". Выполнив задание, ученик уходит на место.

4. У. Мы выслушали красивые, интересные рассказы.А сейчас будем читать то, что напечатано под картинкой справа. А что напечатано? (Логопедический букварь с. 21).
Д. Предложения.
У. Читать будем так: что-то сразу читать. В какие-то предложения слова придется вставлять.
У. Читает (имя ученика) 1 предложение.Это же предложение все вместе еще раз.
У. Читает и вставляет слово (имя ученика) 2 предложение.Это же предложение все вместе еще раз.(Так все предложения до конца).

5. У. Сколько предложений? Какой знак в конце последнего предложения? Какие знаете знаки?
I. Прочитали (отдельно - вместе).

II. У. Все предложения говорят об одном и том же?Что мы прочитали?

III. У. Вопросы к рассказу: а) что сделала мама?б) что случилось дальше?

IV. Чтение по цепочке.
V. У. Кто герои нашего рассказа?Назови одним словом действующих лиц в рассказе.А может быть вы знаете, какое самое большое животное на Земле? А скажите мне, какое слово больше: кот или кит?Возвращайся к доске (имя ученика, работавшего на обратной стороне доски)! Открой доску, прочитай свое задание.
Д. Я напечатал: кот, кит.
У. Обозначь цифрой количество букв в слове кот.
Д. Цифра 3.
У. Обозначь цифрой количество букв в слове кит.
Д. Цифра 3.
У. Что можно сказать об этих числах.
Д. Они равные, ставлю знак =.3=3.
У. Как правильно ответить на мой вопрос?
Д. Ответы детей.
У. Вывод: слова одинаковые – животные разные.

VI. У. Найдите в рассказе самое длинное слово,самое короткое слово?

VII. У. Найдите предложения, которые читаются громко,

VIII. У. Нахождение, чтение предложения к рисунку. (Логопедический букварь с. 21).

IX. У. Найдите в тексте предложение с восклицательным знаком.

X. У. Подбери пословицу по ситуации.
Д. Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

XI. У. Сом – это кто? Где живет?
Д. Рыба. В реке.
У. Какие рыбы живут в реке вместе с ним? Рыбы живут только в речной воде? На какие 2 группы можно разделить рыб?
Д. Речные и морские. (Приложение №8)XII.
У. Найди предложения, где есть слово кот.

XIII. У. Найди предложение, которое мог бы прочитать этот человек.
Д. Вот сом.
У. Этот человек.
У. Этот человек.
У. Этот человек.

(Приложение №9).XIV. У. Найди 1-е предложение текста. Сколько слов? Выложи модель предложения на парте из фишек. (Логопедический букварь с. 21).

На доске схему предложения составляет (Имя ученика). Молодцы девочки, мальчики. Я довольна темпом работы на уроке, вашими успехами. Вы – мастера своего дела. А сейчас обозначьте оценку своей работы по символам на парте. (Красные, зеленые, синие круги).(Дети выполняют). Рассказ про кота задаю на дом тем, кто хочет научиться читать лучше.
У. А кто хочет читать лучше? Встаньте!
Д. Ответы детей.
У. Спасибо, дети! Урок окончен.

Развитие и коррекция школьно-значимых функций

 СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Этапы урока:I. Организационный моментЗадачи этапа - концентрация внимания и эмоциональный настрой.

II. МотивацияЗадачи этапа- настрой на успех.

III. Артикуляционная гимнастикаЗадачи этапа:

   включить класс в речевую деятельность

   настроить ребят на акт говорения.

развитие мелкой моторики
IV. Проверка домашнего заданияЗадачи этапа:

выявить уровень знаний теоретического материала.

развивать и корригировать долговременную память.

развивать логикe и зрительный анализатор
V. ФизпаузаЗадачи этапа:

профилактика нарушения зрения: усиление деятельности наружных глазных мышц.

снятие утомляемости и эмоционального напряжения.

VI. Закрепление изученногоЗадачи этапа:

проверка навыка чтения открытого слога с акцентированием внимания на силе голоса, четкости дикции.

привитие любви к процессу чтения и акту говорения.

дать возможность группе учащихся проявить индивидуальные возможности при закреплении знаний.

 Индивидуальная и групповая работаРабота со слоговой структурой слова. (Слоговое лото).  

Проверка развития фонематического слуха и фонематического восприятия. VII. ФизпаузаЗадачи этапа:

коррекция речедвигательного и слухового анализаторов.

психокоррекция эмоционально-личностной сферы учащихся.

Музыка    Релаксация       VIII. Систематизация ЗУНЗадачи этапа:

закрепление уровня знаний, теоретического материала по теме «Виды речи. Устная речь».

• привитие любви к процессу чтения и акту говорения.

 Индивидуальная работа Виды работы над текстом при дифференцированном подходе в обучении

Задача работы:

Обогащение жизненного опыта ребенка.

Активизация и обогащение словарного запаса ребят.

Формирование навыков комплексного анализа текста.

 Межпредметные связи: математика Развитие логики  
Межпредметные связи:  окружающий мир  

IX. ИтогЗадачи этапа: подвести итог выполненной работы.

Рефлексия:

самооценка деятельности учащихся.

вызвать интерес к последующей учебной деятельности.

X. Домашнее заданиеЗадачи этапа:

привитие любви к самостоятельному чтению.

развитие творческих способностей.

У. Здравствуйте, ребята!

Д. Я здороваюсь везде

Дома и на улице.

Даже «Здрасьте!» говорю

Я соседской курице!

У. У меня и у вас замечательное настроение (прикрепляется на доску улыбающееся Солнышко со словами «Мастер хорошего настроения») (Приложение №1).

Солнечные лучики каждому из вас дарят улыбки.

Улыбнитесь в ответ!

Подарите свою улыбку соседу!

Вот так – в прекрасном настроении и с желанием трудиться мы начинаем работу.

 

УЗвонко прозвенел звонок,

Начинаем наш урок.

- Какой по счету?

- Как называется?

- Какое время суток?

- Назови дату урока.

Готовим к работе артикуляционный и пальчиковый аппараты:
1. Упражнения для нижней челюсти: а) Широко раскрыть рот и подержать раскрытым несколько секунд. б) "Заборчик" - верхняя челюсть стоит на нижней; улыбка. в) Постукивание зубами – губы разомкнуты.
2. Упражнения для губ: а) "Улыбка" - растягивание разомкнутых губ (зубы сжаты); б) «Трубочка» - вытягивание губ вперед. в) Чередование "Улыбки" и "Трубочки".
3. Упражнения для языка: (открытый рот) а) "Дразнилка"  - движение языка вперед-назад. б) "Часики" - вправо-влево. в) "Лопатка" - широкий язык лежит на нижней губе. г) "Иголочка" - узкий, напряженный язык вытянут вперед. д) "Лошадки' - цоканье языком. е) 'Киска сердится' - выгибание вверх спинки языка, кончик языка к нижним зубам. ё) "Накажем непослушный язычок" - покусывание кончика широкого языка.
4. Дикция: Не будь тороплив, а будь терпелив. (Как понять?)
5. Пальчиковая: У. У дерева ствол. На стволе много веток. А листья на ветках – Желтого цвета. (Дети имитируют движения пальцев). У. Плечи вверх – назад - вниз Улыбнулись и садись. У. Мы очень хорошо приготовились к работе на уроке: выговариванию звуков и проговариванию слов. У. А сейчас как настоящие школьники проведем урок чтения.

Тема: Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Цель: Учиться правильно выговаривать звуки самому, учиться слушать товарища. 1.  Почему вы так хорошо меня понимаете? Какая бывает речь? Из чего состоит устная речь? Что называется предложением? Назови символы предложения? Из чего состоит  предложение? Как пишутся слова в предложении? Из чего состоят слова? Какие бывают слоги? Сколько раз может быть ударение в слове? Из чего состоят слоги? На какие две группы делятся звуки? Назови признаки гласных звуков. (Приложение №2).
2. Со звуковой линейки читаем гласные звуки, обозначенные буквами. (Приложение №2). Какую работу выполняют гласные звуки? (Приложение №3). На доске представлены звуковые модели 2-х слов:

 

(Приложение №4).   Модели одинаковые или разные? По какому признаку разные? А лексические значения слов одинаковые или разные? Сколькими звуками отличаются?. (1) Приведите примеры. (Дом-дым, сын-сон, сок-сук).. Вывод: Надо ли бережно относиться к каждому звуку в речи и букве во время письма? Иначе получится путаница.

3. Дай характеристику согласным звукам. Со звуковых линеек читаем буквы твердо, произносим твердые согласные звуки: (МПВКСХТ) (Приложение №2).

   

Ищите материалы по обучению и воспитанию школьников младших классов?

Инновационные методы и технологии работы с детьми всегда под рукой с электронной версией журнала "Управление начальной школой ".

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль