Социальное партнерство семьи и ДОУ - основа реализации задач образовательной области "Музыка"

3974
Социальное партнерство семьи и ДОУ - основа реализации задач образовательной области


Автор: Г.В. Кузнецова, науч. сотр. дошкольного отдела ФГАУ "ФИРО", г. Москва

Переход к личностью ориентированной модели общения педагога с детьми вызвал необходимость по-новому взглянуть и на проблему взаимодействия дошкольного образовательного учреждения (далее - ДОУ) с родителями с целью создания единого образовательного пространства семьи и дошкольного учреждения. В полной мере это относится и к музыкальному развитию дошкольника.

Родители и педагоги детского сада - воспитатели одних и тех же детей, по-разному влияющие на их развитие. При этом именно семья является единственным социальным институтом, который может обеспечить ребенку качественный индивидуальный подход в музыкальном развитии. Даже обучение в музыкальной школе при всей кажущейся индивидуализации не может обеспечить этого, т. к. после занятий со специалистом ребенку необходимо музицировать дома под контролем родителей.

Когда в семье ребенок впервые знакомится с музыкой, он видит отношение взрослых к ней, и его музыкальный багаж пополняется первыми музыкальными произведениями (колыбельные, пестушки и т. д.). В детском саду музыкальный материал обогащается, систематизируется и осмысливается. Если он закрепляется в домашних условиях, то остается с ребенком навсегда. А если этого не происходит, то знания об услышанных музыкальных произведениях со временем стираются из памяти. Вот почему результат деятельности музыкального руководителя, воспитателя и родителей может быть успешным только тогда, когда они станут союзниками. Этому союзу единомышленников более всего подходит понятие "взаимодействие", предполагающее совместную деятельность педагогов и родителей по музыкальному развитию ребенка. Что же необходимо для его организации?

Прежде всего, как нам кажется, необходимо добровольное сближение позиций партнеров образовательного процесса. Так же важно устранение противоречий между родителями и педагогами детского сада, понимание ими друг друга, учет социально-экономического положения и музыкального опыта и традиций семьи.

Сближение позиций педагогов ДОУ и родителей должно быть основано на устойчивом направлении интересов, понятных и разделяемых как родителями, так и сотрудниками детского сада. Но на практике, как мы знаем, родители хотят, чтоб их ребенок хорошо пел, танцевал, играл на музыкальных инструментах, выступал в главных ролях на празднике, а музыкальный руководитель ДОУ стремится научить всех детей слушать и понимать музыку, пытается развить музыкальные способности каждого, выявить одаренных для дальнейшего развития их таланта в будущем.

Еще до встречи с родителями необходимо тщательно обследовать ребенка. Тогда, опираясь на сильные стороны малыша, можно предложить стратегию его дальнейшего музыкального развития как в ДОУ так и в более комфортных для него домашних условиях. Родители сами могут провести обследование ребенка дома, а педагоги ДОУ - предложить инструмент для анализа музыкальных способностей ребенка, научить родителей им пользоваться и делать выводы. Таким инструментом может быть специально разработанная система музыкального домашнего игрового мониторинга. Его суть заключается в том, что ребенок погружается в игру, которая помогает раскрыть его знания и умения в образовательной области "музыка". А родители, наблюдая и фиксируя результаты, сами ставят баллы и делают выводы.
Выявление интересов родителей в музыкальном развитии ребенка

Первым шагом в этом направлении будет выявление направлений интересов каждого из родителей с помощью специального обследования. Но, как показало проведенное нами интервьюирование, нередко родители сами не знают, чего они хотят, не могут сформулировать свой запрос относительно музыкального развития ребенка. Следовательно, необходимо помочь им в этом.Интервьюирование родителей

Нами было проведено интервьюирование 350 родителей 3 дошкольных образовательных учреждений г. Москвы. Результаты таковы:

  • 86% родителей имеют высшее образование;
  • 4% - среднее или неполное среднее;
  • 10%- среднее специальное;
  • 42% имеют законченное музыкальное образование;
  • 12% - незаконченное музыкальное образование;
  • 10% самостоятельно освоили музыкальный инструмент (гармонь, гитара, балалайка, дутар, губная гармошка и др.);
  • 36% музыкой не занимались никогда.

Вопросов в интервьюировании было два:

  1. 1. Хотели бы вы, чтобы ваш ребенок занимался музыкой?
  2. 2. Что вы делаете для того, чтобы ваш ребенок занимался музыкой?

В результате проведенного обследования нами было выяснено, что родители по-разному относятся к музыкальному образованию своего ребенка. По итогам опроса мы разделили родителей на 4 группы:

  • 1-я группа: родители, которые не хотят, чтобы ребенок занимался музыкой (2%);
  • 2-я группа: родители, которые считают, что музыка нужна лишь для общего развития ребенка (22%);
  • 3-я группа: родители, которые считают, что музыка необходима для развития их ребенка
  • (58%);
  • 4-я группа: родители, которые считают, что их ребенок будет заниматься музыкой серьезно (28%).

Во время приватной беседы с родителями 1-й группы выяснилось, что они сами имеют музыкальное образование. В детстве их насильно заставляли заниматься музыкой, и теперь они не желают такой же судьбы своим детям.

Родители 2-й группы считают, что занятия музыкой не пригодятся их детям в будущем, поэтому музыкальные занятия в ДОУ необходимы лишь для общего развития детей.

Родители 3-й группы - это самые активные помощники по музыкальному воспитанию в ДОУ. Они считают, что музыка очень важна не только для музыкального развития ребенка, но и для воспитания творческой личности. Родители этой группы участвуют во всех мероприятиях в ДОУ, дополнительно занимаются с детьми дома, приглашают для домашних вечеров аниматоров и сами устраивают концерты и театральные постановки.

Многие из родителей 4-й группы уже водят детей в музыкальные школы района, в танцевальные кружки при клубах, хореографические и танцевальные ансамбли, на занятия балетом. Родители этой группы требуют от педагогов ДОУ повышенного внимания к своим детям, считают, что педагоги уделяют тем мало времени, поэтому водят дошкольников на дополнительные занятия.

По результатам этого исследования можно сделать вывод, что у большинства родителей есть желание заниматься с детьми музыкой.

Мы предполагаем, что одной из самых доступных форм взаимодействия родителей, музыкального руководителя и педагогов ДОУ является праздник. Общеизвестно, что именно праздник - одно из самых любимых мероприятий родителей. Поэтому имеются предпосылки для их участия во всем цикле этой работы (от разработки сценария до после-праздничного чаепития).

Готовы ли родители и педагоги к сотрудничеству?

Просматривая высказывания родителей на форумах в Интернете, можно отметить тенденцию: родители готовы к сотрудничеству с педагогами ДОУ в части создания сценария и организации праздников как в детском саду, так и дома. На некоторых сайтах проводится конкурс "Лучший сценарий детского праздника". Чаще всего победителями становятся именно родители.

Однако музыкальные руководители не всегда используют таланты родителей в написании сценария, подготовке и проведении праздника.

Интервьюирование музыкальных руководителей
В чем же причины такого игнорирования родителей?
Нами были опрошены 42 музыкальных руководителя и 65 воспитателей г. Москвы. В анкетировании-интервьюировании было предложено 3 вопроса:

  1. Хотели бы вы, чтобы в создании сценария и в проведении праздника в детском саду принимали участие родители?
  2. Объясните почему?
  3. Считаете ли вы родителей своими конкурентами в написании сценария и в организации детского праздника?

Из анализа анкет были сделаны следующие выводы.

  • Во-первых, большинство респондентов не хотят допускать родителей к процессу создания праздника, но охотно бы приняли их помощь в изготовлении декораций, костюмов, атрибутов и в самом проведении мероприятия. Это, на наш взгляд, происходит потому, что современные педагоги боятся соперничества с родителями, не хотят разделять с ними авторство сценария праздника, боятся признания родителями своей некомпетентности.
  • Во-вторых, у музыкальных руководителей и некоторых, особенно начинающих, воспитателей отсутствуют навыки практического взаимодействия со взрослыми (родителями, коллегами), т. к. они профессионально подготовлены только к взаимодействию с детьми.
  • В-третьих, педагоги боятся, что в результате практического взаимодействия родители предложат такой сценарий, который не впишется в традиционные рамки проведения праздников в детском саду, придется отступить от выработанного штампа в отборе музыкального материала, его предъявлении и оформлении.

Однако интервьюирование показало, что все-таки есть музыкальные руководители (хотя и очень мало), которые подходят к своей работе менее догматично. Они умеют работать совместно и с родителями, и с педагогами групп. Началом такого сотрудничества, как правило, бывает посильное участие родителей в праздничных утренниках, эстафетах, массовых танцах - в роли персонажей или сопереживающих . ( В статье "Наш веселый чемоданчик" журнала "Справочник музыкального руководителя" №0 2012 г. нами были предложены формы взаимодействия с родителями, присутствующими на празднике в зрительном зале - прим. ред.)

Проблемы организации и проведения работы с родителями
Оценка практического опыта педагогов по взаимодействию с родителями в качестве участников на праздниках позволило также выделить ряд существенных недостатков в организации и проведении их работы. Каковы же эти недостатки?

  1. Взаимодействие с родителями организуется эпизодически, бессистемно, и эта работа не отражена в годовом плане детского сада.
  2. В некоторых детских садах наблюдается формальный подход к проведению праздника, поэтому, не видя желания со стороны педагогов, родители отстраняются, чтобы своим участием не навредить ребенку.
  3. Музыкальные руководители, не зная контингента родителей, подчас переоценивают свои возможности.

Напрашивается вопрос: почему построение социального партнерства с родителями воспитанников необходимо начинать с подготовки и проведения праздников?

  1. Необходимо осознать, что праздник - это самая привлекательная форма решения воспитательно-образовательных задач при взаимодействии родителей с педагогами ДОУ. По сравнению с образованием ребенка, по мнению родителей, праздник является менее обязывающей процедурой, которая позволяет каждому человеку проявить в процессе этой работы свою компетентность.
  2. Праздник, с точки зрения родителей, близок к праздникам в рамках семейных традиций и предполагает свободную импровизацию, которая ни к чему не обязывает участников.
  3. На празднике присутствует публичность выступления, и если достижения ребенка по развитию речи, сознания, интеллекта незаметны окружающим, то участие в празднике позволяет сразу же получить оценку результата своих достижений.

Следующий вопрос: как привлечь родителей к участию в разработке сценария, подготовке костюмов, атрибутов и т. д.?

Этой работой в ДОУ, на наш взгляд, могут заниматься заведующая, старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родительский комитет. Заведующая доводит до сведения родителей, что их участие в создании сценария праздника, костюмов, декораций и в самом проведении праздника является обязательным требованием повышения качества работы с детьми.  (В соответствии с современными требованиями нормативных документов: приказ Минобрнауки России от 27.10.2011 № 2562 "Об утверждении Типового положения о дошколь¬ном образовательном учреждении", приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования", приказ Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 "Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования". - Примеч. авт.)

Их участие позволит обогатить эту деятельность новыми идеями, включить большее количество исполнителей для повышения зрелищности мероприятия.

Бесспорно, в массовой практике нельзя рассчитывать на то, что ДОУ обеспечит компетентное решение всех вопросов по музыкальному развитию, которые возникнут в соответствии с запросами родителей. Для того чтобы устранить данное противоречие, необходимо взаимодействие сотрудников ДОУ с педагогами социальной сферы (музыкальных школ, художественных студий, клубов и пр.).

Анализ выступлений и статей педагогов-практиков, методической литературы позволяет выделить следующие формы взаимодействия с родителями:
родительские собрания; конференции; консультации; беседы; вечера для родителей; кружки для родителей; тематические выставки; диспуты; педагогические советы; попечительский совет; встречи с администрацией; школа для родителей.

Но мы понимаем, что это требует дополнительных физических и эмоциональных затрат, на которые не все педагоги готовы. Тем не менее взаимодействие с родителями - современное обязательное требование к работе педагога.

И, наконец, и родителям, и педагогам очень важно понять, что участие родителей в мероприятиях ДОУ стимулирует их собственного ребенка к выступлению. Это и профилактика застенчивости, и формирование публичности, и обогащение содержания общения взрослого с ребенком (обсуждение предстоящих мероприятий и этапов их подготовки).

По мнению Л.Н. Галигузовой, 72% детей от3 до 7 лет - это застенчивые, тревожные дети. Любое публичное выступление, с одной стороны, их травмирует (вплоть до заикания), с другой, - положительно влияет на формирование умения преодолевать сценическое волнение и регулировать собственное состояние. Если при этом на празднике родитель выступает в качестве партнера, то все проблемы снимаются. Ребенок, перенимая опыт взрослых (родителей, педагогов), учится созданию и проведению публичного мероприятия. Такие навыки необходимы любому современному человеку.

Кроме того, согласно современным требованиям государства, родители - это первые учителя детей и участники партнерского взаимодействия с педагогами ДОУ, и поэтому они должны быть хорошо информированы обо всех мероприятиях  дошкольного образовательного учреждения, чтобы участвовать в их планировании, корректировке и анализе проведения.

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник музыкального руководителя"

Сценарии музыкальных праздников, тексты, ноты и аудио песен современных авторов всегда под рукой с электронной версией журнала.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль