Конспект урока музыки в 7-м классе "Музыкальная драматургия"

6061
Конспект урока музыки в 7-м классе


Автор: Пушняк Екатерина Викторовна  учитель МБОУ СОШ № 4 города Липецка
Тема полугодия: "Музыкальная драматургия"Тема урока: "Нет музыки печальнее на свете…"Цель: через анализ музыкальных образов и их местонахождение в увертюре увидеть отношение композитора к главным героям.Задачи: развитие творческого мышления, тембрового и интонационного слуха; на примере прослушанной музыки углубить представления о многогранности музыки Чайковского.Музыкальный материал: фонозапись увертюры-фантазии Чайковского "Ромео и Джульетта"; фонохрестоматия.Оборудование: сиди-плейер, слайд с изображением инструментов симфонического оркестра, портреты Чайковского и Шекспира.Ход урока:

Учитель. Мы продолжаем изучать тему "Музыкальная драматургия". Вспомните произведения, с которыми мы знакомились на прошлых уроках (дети называют увертюру Бетховена "Эгмонт" и увертюру Глинки к опере "Руслан и Людмила").

Если увертюра "Эгмонт" - это музыка, отражающая мировоззрение не только Бетховена, но и целой эпохи, и в музыке на первом плане личность человека, то у Глинки – сказочные лирические и эпические образы. В этих увертюрах связь музыки и литературы заключена уже в программности произведения, и композитор, выражая свою позицию, трансформирует литературные персонажи. Сегодня мы знакомимся с увертюрой Чайковского, которая появилась как отдельное произведение. "Нет повести печальнее на свете, чем повесть…?" (класс: … о Ромео и Джульетте). Класс знакомится с сюжетом, позицией Шекспира по отношению к своим героям (беседа с классом по вопросам).

У. – Принцип драматургии?
Д. – Конфликт, так как он уже есть в сюжете.
У. – В увертюре будут взаимодействовать образы людей, как в опере и балете, или философские образы? Какие?
Д.- Образы влюбленных, образ патера Лоренцо, образы любви, вражды, эпохи. Возможно, образ смерти.
У. - Попробуем услышать и "увидеть" образы в музыке: чей это образ (исполняет первую тему на ф-но)? Любовь? Главный герой?
Д. - Наверное, это образ эпохи: темные минорные краски, низкий регистр, тоска и безысходность.
У.– Если бы мы оказались в этой эпохе, какой бы инструмент смог бы олицетворять величие церкви?
Д. - Орган.

(Прослушиваем этот фрагмент в записи, предлагаю в этих звуках услышать пение , приходим к выводу о том, что это интонация церковной музыки; объясняю, что такое хорал).

У. – Еще не успел отзвучать орган, как появился новый образ, какой? Инструмент?
Д. – Звучит арфа – чисто, прозрачно, возвышенно, наверное, это образ любви. (Если класс слабый, то перед прослушиванием этого фрагмента сама рассказываю о следующем образе и играю на ф-но партию арфы, предлагая определить, какой бы инструмент смог бы исполнить эти волнообразные пассажи?)

Вывод:

У. - Уже в вступлении Чайковский выражает свою позицию. Какую?
Д. – На первом плане образ эпохи, на втором – образ любви; любовь зарождается вопреки предрассудкам эпохи.

Экспозиция (слушание); постановка задачи перед классом: при прослушивании самостоятельно определить музыкальные образы и охарактеризовать их (работает один ученик, а класс дополняет; беседа по вопросам).

У. - Что изменилось в музыке, в оркестре, интонациях?
Д. - Музыка становится быстрее, энергичнее, звучание оркестра разрастается, появляется образ вражды, завязывается конфликт.
У.- А теперь обратите внимание на развитие мелодий. Сколько мелодических линий, и как они движутся; что происходит в оркестре, и чьи это образы? (если необходимо, то показываю направление мелодии рукой).
Д. – Оркестр как бы делится на две части: струнные ведут мелодию вверх, а деревянные духовые - на одном месте; удары тарелок, как удары мечей, борьба физическая, образы двух семей, между ними конфликт.
У. – Как называется такой прием изложения музыки, где есть многоголосие? Темы вступают в разное время?
Д. – Полифония.
У. - Что хотел Чайковский показать таким сложным приемом?
Д. – Сложность человеческих отношений.
У. – После звучания образа вражды что должно прозвучать контрастом?
Д. – Образ любви.

Учитель проигрывает тему на ф-но.

У. – Чья это любовь? Какие инструменты могут исполнить эту тему?
Д. – Это любовь Ромео, так как музыка мужественная и благородная, мелодия как мужской голос, ее не смогут пропеть скрипки и флейты, но могут виолончели и альты.

Домашнее задание (индивидуально): "Три женщины в жизни Чайковского".
Продолжение темы (следующий урок по этой теме)

После проверки усвоения материала прошлого урока (играю на ф-но основные темы и прошу дать им характеристику) продолжаем работать.

У. – Чей образ рядом с образом любви Ромео? (звучит фонозапись; если необходимо, показываю на ладони шаг).
Д. – Это покровитель влюбленных – патер Лоренцо, у него тихие шаги, «шаркающие», возможно, он стар. Тихо звучат струнные смычковые.
У. – Попробуйте предслышать и предугадать появление следующего образа. Что меняется?
Д. – Разрастается оркестр, мелодия движется вверх – это образ любви Джульетты; Валторны и флейта, мелодия звучит в высоком регистре возвышенно и светло.
У. – Почему Чайковский выбрал разные по тембру и высоте звука инструменты; огромное расстояние, почему?
Д. – Огромная любовь, словно неземная, это Джульетта любящая.
У. - Как вы думаете, если бы была возможна хореографическая постановка на музыку Чайковского, как бы двигалась Джульетта?
Д. – Она бы бежала как по лестнице – вверх, «летела».

Вывод:

У. – Мы прослушали вступление и экспозицию; обратите внимание, в каком порядке показал слушателю Чайковский главные образы. Чей образ находится между образами Ромео и Джульетты?
Д. – Священник, оберегающий их чувства.
У. – А чей образ предшествует влюбленным?
Д. – Образ вражды двух семей.
У. – Все уравновешенно, хотя образы по характеру контрастны.

Разработка. Кода. Прослушивание фонозаписи. Активизация внимания на образных деталях.

У. – Контраст или конфликт?
Д. – Конфликт, так как ломаются отношения, весь оркестр участвует в исполнении, появляется звучание трубы, сильное, яркое по звуку, но рядом с «ударами мечей» - как символ смерти.
У. – Что можно сказать об образе любви Джульетты? Как звучит образ эпохи?
Д. – Джульетта страдающая, потому что в сопровождении звучит интонация слез; весь оркестр – всепоглощающая любовь; в музыку вторгается образ вражды, удары мечей – удары тарелок. Эпоха рядом с враждой – имитация органа, очень громко и подавляюще. Эпоха породила вражду, гонг… как весть о состоявшейся смерти.

Учитель: заключительная часть увертюры – это результат и вывод, как в романе, поучающий читателя и слушателя.

Д. - Траурное шествие, образ любви Ромео изменен: еще темнее краски, чем прежде; эпоха ушла на второй план, она не главная, звучит тихо и светло, так как примирение состоялось. Рядом звучит арфа – символ любви и образ Джульетты, неустойчивая мелодия, трудно пропевается и звучит очень высоко,у скрипок; как взгляд сверху, возможно, это душа Джульетты. Ударные и медные духовые завершают коду как отзвуки вражды.
У. – Музыка Чайковского многогранна и психологична: от фортепианных миниатюр с мечтой о гармонии человека и природы, таких как «Времена года», до таких сложных музыкальных вершин, как опера «Пиковая дама» и увертюра «Ромео и Джульетта», где музыка трансформирует литературные персонажи.

Вопросы к работе над сочинением-описанием:

У. – Тема любви в коде, по отношению к последним звукам вражды, какая по масштабу и почему?
Д. – Она больше, так как любовь – это победа над смертью.
У. – Самая первая тема и последняя в произведении? Позиция композитора по отношению к персонажам?
Д. - Эпоха породила вражду. Чайковский показал не только личные отношения, но и причины этой трагедии.

Проверка домашнего задания "Три женщины в жизни Чайковского".

Слово учителя о жертвенной любви в жизни, как в музыке. Разговор о Дезире Арто.

Предлагаю два эпиграфа для работы над сочинением. Постановка задачи перед классом: используя эпиграфы в работе, обосновать свой выбор эпиграфа.

"Но нет печальней повести на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте".
Перевод Т.Щепкиной – Куперник

"Но повесть о Ромео и Джульетте
Останется печальнейшей на свете…"
Перевод Б. Пастернака

Учитель сообщает критерии оценивания сочинения:
-наличие вывода в конце сочинения;
-в своих размышлениях отталкиваться от музыки, а не от литературного сюжета;
-использовать музыкальную терминологию.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль