Авторская программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике"

2074
Авторская программа элективного курса


Автор: Хайржанова Ольга Николаевна учитель математики МБОУ "СОШ № 1", город Мегион (ХМАО-Югра)

Программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике" ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для успешного продолжения образования, применения полученных знаний в текущей и будущей практической жизни и деятельности, осознанного социального и профессионального самоопределения.

В процессе работы по изучению материала данного курса ученики овладевают новыми знаниями в области математики, экономики и статистики, получают возможность практического применения своих интеллектуальных способностей.Цель курса – сформировать представления о математических методах и способах решения нестандартных задач в экономике и статистике.Задачи курса:

  1. Систематизировать и углубить знания по математике, необходимые для решения задач по экономике и статистике.
  2. Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности при проектировании решения задач в области экономики и статистики.
  3. Содействовать формированию опыта творческой деятельности школьников через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач и выполнении проектов.
  4. Содействовать формированию навыков работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов.

Программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике" предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.

В ходе изучения материала элективного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы как лекции, семинары, практикумы по решению задач, деловые и ролевые игры, консультации.

Программой предусмотрены разнообразные виды деятельности обучающихся: самостоятельное приобретение знаний из различных источников информации и применение этих знаний, работа в группах, работа в парах, участие в дискуссиях. Программа элективного курса предусматривает формирование и развитие у обучающихся ключевых образовательных компетентностей, кооперативно – коммуникативных умений.

В этом направлении приоритетным является участие школьников в проектной и исследовательской деятельности, выполнение творческих работ по выбранной теме, участие в итоговой конференции. Тематика творческих работ составлена с учетом развития исследовательских умений. Наряду с информационно – реферативными творческими работами, имеются проблемно – реферативные, экспериментальные и исследовательские. Оптимальное сочетание различных видов творческих работ дает возможность каждому ученику развивать как когнитивные, так и креативные умения. Групповая форма работы будет способствовать развитию оргдеятельностных и коммуникативных компетенций школьников.

Программа соответствует цели и задачам профильного обучения – социализации личности, развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, решимости реализовать свои жизненные планы. Общее количество часов – 60, из них: - 40 часов – теоретическая часть, направленная на расширение знаний обучающихся по математике, экономике и статистике, расширение знаний о профессиях, связанных с математикой, экономикой и статистикой; - 20 часов – проектная деятельность, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся. Итоги работы обучающихся на занятиях элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» будут подводиться в виде тестирования после каждой основной темы, на итоговом занятии с выступлениями обучающихся о проделанной работе по выбранной теме и по результатам творческой работы на Дне науки.Учебно – тематический план

№ п/п

Название темы Всего занятий В том числе
теория практика семинар, конференция деловые и ролевые игры

1.

Вводное занятие.

2 1 1 - -

2.

Исторический экскурс в мир наук.

  2   1   -   1   -

3.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

  6   -   4   -   2

4.

Требования к исследователь-ской работе.

  2   -   2   -   -

5.

Банковские операции.

4 1 2 1 -

6.

Бюджет.

2 - - - 2

7.

Работа по основным разделам темы проекта.

  10   -   10   -   -

8.

Основы предпринима-тельства.

6 2 2 - 2

9.

Случайные величины.

6 2 2 2 -

10.

Математическое описание случайных событий.

  6   1   1   2   2

11.

Статистическая информация.

8 3 3 2 -

12.

Анализ выполненной  работы.

  5   -   2   3   -

13.

Итоговое занятие.

1 - 1 - -

 

Итого:

60 11 30 13 6

 

  Содержание курса (теоретическая часть – 40 часов).

Тема 1. Исторический экскурс в мир наук.
Основная цель – познакомить обучающихся с возникновением и взаимосвязью наук: математики, экономики, статистики.

Содержание:

1). История возникновения математики.
2). История возникновения экономики.
3). История возникновения статистики.

Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Основная цель – показать применение основного математического понятия – «процент» в жизни человека.

Содержание:

1). Тарифы.
2). Голосование.
3). Распродажа.

Тема 3. Банковские операции.
Основная цель – раскрыть суть основных банковских операций.

Содержание:

1). Кредиты.
2). Вклады.

Тема 4. Бюджет.
Основная цель - рассмотреть виды бюджетов, способы увеличения доходной части бюджета семьи.

Содержание:

1). История возникновения бюджета.
2). Бюджет семьи.

Тема 5. Основы предпринимательства.
Основная цель – рассмотреть основы предпринимательской деятельности.

Содержание:

1). История становления предпринимательства в России.
2). Виды предпринимательской деятельности.
3). Бизнес - план.

Тема 6. Случайные величины.
Основная цель – познакомить обучающихся с понятием «случайная величина», рассмотреть ее виды.

Содержание:

1). Распределение вероятностей случайной величины.
2). Математическое ожидание случайной величины.
3). Дисперсия и стандартное отклонение.

Тема 7. Математическое описание случайных событий.
Основная цель – рассмотреть основные формулы теории вероятности и способы решения задач по данным формулам.

Содержание:

1). Классическое определение вероятности.
2). Сложение и умножение вероятностей.
3). Объединение и пересечение событий.

Тема 8. Статистическая информация.
Основная цель – рассмотреть основные статистические характеристики и показать их применение при статистической обработке данных; показать роль графиков, таблиц и диаграмм в представлении информации.

Содержание:

1). Наглядное представление информации.
2). Статистические характеристики.
3). Статистическая обработка данных.

Содержание курса (практическая часть – 20 часов).

Тема 1. Вводное занятие.
Основная цель – познакомить обучающихся с целями и задачами курса, темами творческих работ.

Содержание:

1). Презентация курса.
2). Темы творческих работ.
3). Диагностика обучающихся.

Тема 2. Требования к исследовательской работе.
Основная цель – познакомить обучающихся с требованиями к содержанию и оформлению творческих работ.

Содержание:

1). Требования к оформлению проекта.
2). План работы над проектом.

Тема 3. Работа по основным разделам темы проекта.
Основная цель – провести индивидуальные консультации по отбору литературы, написанию текста творческой работы.

Содержание:

1). Раздел "Аннотация"
2). Раздел "План исследований".
3). Раздел "Научная статья".
4). Раздел "Заключение".

Тема 4. Анализ выполненной исследовательской работы.
Основная цель – провести анализ работы над проектом и подготовить выступление для защиты проекта.

Содержание:

1). Проекты обучающихся.
2). Презентация проекта.

Тема 5. Итоговое занятие.
Основная цель – подвести итоги работы элективного курса.

Содержание:

1). Диагностика обучающихся.
2). Рефлексия.

Тематика творческих работ.

1). На перекрёстке наук.
2). Экономическое развитие предприятия.
3). Экономия семейного бюджета.
4). Кредиты. Жизнь в долг…
5). Мир денег.
6). Задачи на проценты в нашей жизни.
7). История звонкой монеты.
8). Инфляция. Виды инфляций.
9). Вероятность вокруг нас.
10). Нужна ли современному человеку пластиковая карта?
11). Безработица в условиях рынка труда.
12). Мое собственное дело.
13). Статистика как метод изучения явлений экономики.
14). Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года. Анализ статистических результатов перехода на летнее время.
15). Определение цены сделки квартиры исходя из ее равноценности с квартирами данного типа.Планируемые результаты. Предметные результаты: в ходе освоения содержания курса обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера;
  • использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к учению и познанию;
  • ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  • готовность и способность обучающихся к самоопределению.

Метапредметные результаты:

  • умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на занятии; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;
  • умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;
  • умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
  • умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;
  • умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;
  •  умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.

Диагностика обучающихся. С целью выявления положительных результатов изучения материала элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике", на вводном и итоговом занятии проводится диагностика обучающихся. Для этого используется стандартизированная методика "Интеллектуальный тест Р.Кеттелла" из комплекта программ компьютерной обработки психологических тестов научно – производственной фирмы "Амалтей". Ученик индивидуально на компьютере проходит данный тест. Время выполнения теста – 30-40 минут. При прохождении теста учениками, желательно присутствие психолога.
Интеллектуальный тест Р.Кеттелла является наиболее подходящим инструментом для оценки интеллектуального развития школьников, выбора уровня образования. Методика теста состоит из 4 субтестов: дополнения, классификация, матрицы и топология. Перед выполнением каждого субтеста, ученику предоставляется инструкция по выполнению заданий и 3 – 4 задания по данной теме. Затем ученик выполняет 8 – 14 заданий каждого субтеста. Результаты субтестов суммируются, и на экран компьютера выходит результат и его обработка. Полученные результаты соотносятся с возрастными нормами. При сравнении и анализе результатов диагностики на вводном и итоговом занятии можно говорить об уровне обученности и обучаемости испытуемого, а также об особенностях его познавательной деятельности.Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Форма занятия

Виды деятельности

Количество часов

Сроки проведения

теоретических

практических

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с темами творческих работ. Выбор темы творческой работы, способов работы над темой.

Презентация

Беседа. Проектирование личного учебного плана.

Диагностика обучающихся

1

1

 

2

Исторический экскурс в мир наук.

Лекция, семинар

Сообщение. Работа в группах

1

1

 

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Тарифы.

Практикум

Работа в парах

-

2

 

4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Голосование.

Практикум

Деловая игра

-

2

 

5

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Распродажа.

Практикум

Работа в группах. Тестирование

-

2

 

6

Требования к оформлению исследовательской работы. Обсуждение и составление плана исследовательской работы.

Консультация

Сообщение. Индивидуальные    беседы

-

2

 

7

Банковские операции. Кредиты. Вклады.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в парах

1

1

 

8

Банковские операции.

Экскурсия в банк

Беседа

-

2

 

9

Бюджет. История возникновения бюджета. Бюджет семьи.

Практикум

Ролевая игра

-

2

 

10

Работа по основным разделам темы проекта.

Консультация

Работа с литературой. Индивидуальные беседы

-

2

 

11

Основы предпринимательства. История становления предпринимательства в России.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в парах

1

1

 

12

Основы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в группах

1

1

 

13

Основы предпринимательства. Бизнес-план.

Практикум

Ролевая игра. Тестирование

-

2

 

14

 

 

Работа по разделу «Научная статья».

Консультация

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом

-

2

 

15

Работа по разделам «Аннотация», «План исследований», «Заключение».

Консультация

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом

-

2

 

16

Случайные величины. Распределение вероятностей случайной величины.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в группах

1

1

 

17

Случайные величины. Математическое ожидание случайной величины.

Практикум

Работа в парах

-

2

 

18

Случайные величины. Дисперсия и стандартное отклонение.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в группах

1

1

 

19

Работа по основным разделам темы проекта.

Консультация

Обсуждение результатов работы над проектом

-

2

 

20

 

Математическое описание случайных событий. Классическое определение вероятности.

Семинар

Работа в группах

-

2

 

21

Математическое описание случайных событий. Сложение и умножение вероятностей.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в парах

1

1

 

22

Математическое описание случайных событий.  Объединение и пересечение событий.

Практикум

Деловая игра

-

2

 

23

Оформление творческой работы. Оформление приложения.

Консультация

Индивидуальные беседы

-

2

 

24

Статистическая информация. Наглядное представление информации.

Лекция. Практикум

Работа в парах

1

1

 

25

Статистическая информация. Статистические характеристики.

Лекция. Практикум

Работа в группах

1

1

 

26

Статистическая информация. Статистическая обработка данных.

Лекция. Семинар. Экскурсия в отдел  статистики

Беседа. Работа в парах. Тестирование

1

3

 

27

Анализ выполненной исследовательской работы. Подготовка выступления.

Консультация

Индивидуальные беседы

-

2

 

28

Подведение итогов работы над проектом. Защита проектов.

Конференция

Индивидуальные выступления

-

3

 

29

Итоговое занятие.

Практикум

Беседа. Диагностика обучающихся

-

1

 

 

Список литературы.

  1. Автономов, В. С. Введение в экономику [Текст] / В.С. Автономов. –М.: Вита-Пресс, 2010. – 256 с.
  2. Акимов, Д. В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных [Текст] / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. –М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с.
  3. Бродский, Я. С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика [Текст] / Я. С. Бродский. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2008. — 544 с.
  4. Васильев, В. П. Экономика для школьников и абитуриентов [Текст] / В. П. Васильев. - М.:Дело и сервис, 2005. – 132 с.
  5. Глеман, М. Вероятность в играх и развлечениях: Элементы теории вероятностей в курсе средней школы. Пособие для учителя [Текст] / М. Глеман, Т. Варга. Пер. с фр. А. К. Звонкина. - М.: Просвещение, 2009. — 176 с.
  6. Грызина, Н. Ю. Математические методы исследования операций в экономике [Текст] / Н. Ю. Грызина, И. Н. Мастяева, О. Н. Семенихина.- М.: ЕАОН, 2008. – 204 с.
  7. Евич Л. Н., Ольховая Л. С., Ковалевская А. С. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012. Элементы теории вероятностей и статистики: учебно-методическое пособие [Текст] / Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. — 32 с.
  8. Кондратьев, Д. Л. Твоя коллекция монет [Текст] / Д. Л. Кондратьев. - М.: Детская литература, 2004. – 170 с.
  9. Лютикас, В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей [Текст] / В. С. Лютикас. - М.: Просвещение, 2009. – 198 с.
  10. Прокопенко, Н. И. Задачи на смеси и сплавы [Текст] / Н.И. Прокопенко.- М.: Чистые пруды, 2010. – 215 с.
  11. Просветов, Г. И. Экономика для школьников. Задачи и решения [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2008. – 232 с.
  12. Просветов, Г. И. Теория вероятности и статистика для школьников [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 120 с.
  13. Тюрин, Ю. Н. Теория вероятностей и статистика [Текст] / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. -2-е изд., переработанное. - М.: МЦНМО: ОАО "Московские учебники", 2008. —256 с
  14. Шевчук, Д. А. История экономики. Учебное пособие [Текст] / Д. А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2009 – 305 с. 15. Юдин, С. В. Математика в экономике. Учебное пособие [Текст] / С. В. Юдин. - Тула: РГТЭУ, 2009. – 228 с.

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль