Авторская программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике"

2064
Авторская программа элективного курса


Автор: Хайржанова Ольга Николаевна учитель математики МБОУ "СОШ № 1", город Мегион (ХМАО-Югра)

Программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике" ориентирована на овладение обучающимися знаниями и умениями, необходимыми для успешного продолжения образования, применения полученных знаний в текущей и будущей практической жизни и деятельности, осознанного социального и профессионального самоопределения.

В процессе работы по изучению материала данного курса ученики овладевают новыми знаниями в области математики, экономики и статистики, получают возможность практического применения своих интеллектуальных способностей.Цель курса – сформировать представления о математических методах и способах решения нестандартных задач в экономике и статистике.Задачи курса:

  1. Систематизировать и углубить знания по математике, необходимые для решения задач по экономике и статистике.
  2. Способствовать интеллектуальному развитию обучающихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности при проектировании решения задач в области экономики и статистики.
  3. Содействовать формированию опыта творческой деятельности школьников через исследовательскую деятельность при решении нестандартных задач и выполнении проектов.
  4. Содействовать формированию навыков работы с научной литературой, использования различных интернет-ресурсов.

Программа элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике" предназначена для обучающихся 10 – 11-х классов.

В ходе изучения материала элективного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы как лекции, семинары, практикумы по решению задач, деловые и ролевые игры, консультации.

Программой предусмотрены разнообразные виды деятельности обучающихся: самостоятельное приобретение знаний из различных источников информации и применение этих знаний, работа в группах, работа в парах, участие в дискуссиях. Программа элективного курса предусматривает формирование и развитие у обучающихся ключевых образовательных компетентностей, кооперативно – коммуникативных умений.

В этом направлении приоритетным является участие школьников в проектной и исследовательской деятельности, выполнение творческих работ по выбранной теме, участие в итоговой конференции. Тематика творческих работ составлена с учетом развития исследовательских умений. Наряду с информационно – реферативными творческими работами, имеются проблемно – реферативные, экспериментальные и исследовательские. Оптимальное сочетание различных видов творческих работ дает возможность каждому ученику развивать как когнитивные, так и креативные умения. Групповая форма работы будет способствовать развитию оргдеятельностных и коммуникативных компетенций школьников.

Программа соответствует цели и задачам профильного обучения – социализации личности, развитию коммуникативных умений и навыков обучающихся, решимости реализовать свои жизненные планы. Общее количество часов – 60, из них: - 40 часов – теоретическая часть, направленная на расширение знаний обучающихся по математике, экономике и статистике, расширение знаний о профессиях, связанных с математикой, экономикой и статистикой; - 20 часов – проектная деятельность, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков обучающихся. Итоги работы обучающихся на занятиях элективного курса «Математические задачи в экономике и статистике» будут подводиться в виде тестирования после каждой основной темы, на итоговом занятии с выступлениями обучающихся о проделанной работе по выбранной теме и по результатам творческой работы на Дне науки.Учебно – тематический план

№ п/п

Название темы Всего занятий В том числе
теория практика семинар, конференция деловые и ролевые игры

1.

Вводное занятие.

2 1 1 - -

2.

Исторический экскурс в мир наук.

  2   1   -   1   -

3.

Процентные вычисления в жизненных ситуациях.

  6   -   4   -   2

4.

Требования к исследователь-ской работе.

  2   -   2   -   -

5.

Банковские операции.

4 1 2 1 -

6.

Бюджет.

2 - - - 2

7.

Работа по основным разделам темы проекта.

  10   -   10   -   -

8.

Основы предпринима-тельства.

6 2 2 - 2

9.

Случайные величины.

6 2 2 2 -

10.

Математическое описание случайных событий.

  6   1   1   2   2

11.

Статистическая информация.

8 3 3 2 -

12.

Анализ выполненной  работы.

  5   -   2   3   -

13.

Итоговое занятие.

1 - 1 - -

 

Итого:

60 11 30 13 6

 

  Содержание курса (теоретическая часть – 40 часов).

Тема 1. Исторический экскурс в мир наук.
Основная цель – познакомить обучающихся с возникновением и взаимосвязью наук: математики, экономики, статистики.

Содержание:

1). История возникновения математики.
2). История возникновения экономики.
3). История возникновения статистики.

Тема 2. Процентные вычисления в жизненных ситуациях.
Основная цель – показать применение основного математического понятия – «процент» в жизни человека.

Содержание:

1). Тарифы.
2). Голосование.
3). Распродажа.

Тема 3. Банковские операции.
Основная цель – раскрыть суть основных банковских операций.

Содержание:

1). Кредиты.
2). Вклады.

Тема 4. Бюджет.
Основная цель - рассмотреть виды бюджетов, способы увеличения доходной части бюджета семьи.

Содержание:

1). История возникновения бюджета.
2). Бюджет семьи.

Тема 5. Основы предпринимательства.
Основная цель – рассмотреть основы предпринимательской деятельности.

Содержание:

1). История становления предпринимательства в России.
2). Виды предпринимательской деятельности.
3). Бизнес - план.

Тема 6. Случайные величины.
Основная цель – познакомить обучающихся с понятием «случайная величина», рассмотреть ее виды.

Содержание:

1). Распределение вероятностей случайной величины.
2). Математическое ожидание случайной величины.
3). Дисперсия и стандартное отклонение.

Тема 7. Математическое описание случайных событий.
Основная цель – рассмотреть основные формулы теории вероятности и способы решения задач по данным формулам.

Содержание:

1). Классическое определение вероятности.
2). Сложение и умножение вероятностей.
3). Объединение и пересечение событий.

Тема 8. Статистическая информация.
Основная цель – рассмотреть основные статистические характеристики и показать их применение при статистической обработке данных; показать роль графиков, таблиц и диаграмм в представлении информации.

Содержание:

1). Наглядное представление информации.
2). Статистические характеристики.
3). Статистическая обработка данных.

Содержание курса (практическая часть – 20 часов).

Тема 1. Вводное занятие.
Основная цель – познакомить обучающихся с целями и задачами курса, темами творческих работ.

Содержание:

1). Презентация курса.
2). Темы творческих работ.
3). Диагностика обучающихся.

Тема 2. Требования к исследовательской работе.
Основная цель – познакомить обучающихся с требованиями к содержанию и оформлению творческих работ.

Содержание:

1). Требования к оформлению проекта.
2). План работы над проектом.

Тема 3. Работа по основным разделам темы проекта.
Основная цель – провести индивидуальные консультации по отбору литературы, написанию текста творческой работы.

Содержание:

1). Раздел "Аннотация"
2). Раздел "План исследований".
3). Раздел "Научная статья".
4). Раздел "Заключение".

Тема 4. Анализ выполненной исследовательской работы.
Основная цель – провести анализ работы над проектом и подготовить выступление для защиты проекта.

Содержание:

1). Проекты обучающихся.
2). Презентация проекта.

Тема 5. Итоговое занятие.
Основная цель – подвести итоги работы элективного курса.

Содержание:

1). Диагностика обучающихся.
2). Рефлексия.

Тематика творческих работ.

1). На перекрёстке наук.
2). Экономическое развитие предприятия.
3). Экономия семейного бюджета.
4). Кредиты. Жизнь в долг…
5). Мир денег.
6). Задачи на проценты в нашей жизни.
7). История звонкой монеты.
8). Инфляция. Виды инфляций.
9). Вероятность вокруг нас.
10). Нужна ли современному человеку пластиковая карта?
11). Безработица в условиях рынка труда.
12). Мое собственное дело.
13). Статистика как метод изучения явлений экономики.
14). Исследование потребления электроэнергии в зависимости от времени года. Анализ статистических результатов перехода на летнее время.
15). Определение цены сделки квартиры исходя из ее равноценности с квартирами данного типа.Планируемые результаты. Предметные результаты: в ходе освоения содержания курса обучающиеся овладевают разнообразными способами деятельности, приобретают и совершенствуют опыт:

  • построения и исследования математических моделей для описания и решения прикладных задач, задач из смежных дисциплин;
  • выполнения и самостоятельного составления алгоритмических предписаний и инструкций на математическом материале; выполнения расчетов практического характера;
  • использования математических формул и самостоятельного составления формул на основе обобщения частных случаев и эксперимента;
  • самостоятельной работы с источниками информации, обобщения и систематизации полученной информации, интегрирования ее в личный опыт;
  • проведения доказательных рассуждений, логического обоснования выводов, различения доказанных и недоказанных утверждений, аргументированных и эмоционально убедительных суждений;
  • самостоятельной и коллективной деятельности, включения своих результатов в результаты работы группы, соотнесение своего мнения с мнением других участников учебного коллектива и мнением авторитетных источников.

Личностные результаты:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к учению и познанию;
  • ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;
  • готовность и способность обучающихся к самоопределению.

Метапредметные результаты:

  • умение организовать свою деятельность: определять цель деятельности на занятии; высказывать свою версию, сравнивать ее с другими; определять последовательность действий для решения предметной задачи (проблемы); давать оценку и самооценку своей работы и работы всех;
  • умение пользоваться информацией: искать и находить нужную информацию в разных источниках; записывать информацию в виде текста, таблицы, схемы и т.д.; пользоваться словарями, справочником, компьютером;
  • умение мыслить: наблюдать и делать выводы самостоятельно; сравнивать, группировать предметы, явления; определять причины явлений, событий; обобщать знания и делать выводы;
  • умение общаться: соблюдать правила этикета в общении; высказывать и доказывать свою точку зрения; слушать других; умело говорить и писать с учётом речевой ситуации;
  • умение работать в коллективе: работать в группе (сотрудничать в совместном решении проблемы, прогнозировать последствия коллективных решений;
  •  умение оценивать то, что происходит вокруг: оценивать то, что происходит с тобой и вокруг тебя; уважительно относиться к позиции другого, объяснять своё несогласие и пытаться договориться.

Диагностика обучающихся. С целью выявления положительных результатов изучения материала элективного курса "Математические задачи в экономике и статистике", на вводном и итоговом занятии проводится диагностика обучающихся. Для этого используется стандартизированная методика "Интеллектуальный тест Р.Кеттелла" из комплекта программ компьютерной обработки психологических тестов научно – производственной фирмы "Амалтей". Ученик индивидуально на компьютере проходит данный тест. Время выполнения теста – 30-40 минут. При прохождении теста учениками, желательно присутствие психолога.
Интеллектуальный тест Р.Кеттелла является наиболее подходящим инструментом для оценки интеллектуального развития школьников, выбора уровня образования. Методика теста состоит из 4 субтестов: дополнения, классификация, матрицы и топология. Перед выполнением каждого субтеста, ученику предоставляется инструкция по выполнению заданий и 3 – 4 задания по данной теме. Затем ученик выполняет 8 – 14 заданий каждого субтеста. Результаты субтестов суммируются, и на экран компьютера выходит результат и его обработка. Полученные результаты соотносятся с возрастными нормами. При сравнении и анализе результатов диагностики на вводном и итоговом занятии можно говорить об уровне обученности и обучаемости испытуемого, а также об особенностях его познавательной деятельности.Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема

Форма занятия

Виды деятельности

Количество часов

Сроки проведения

теоретических

практических

1

Вводное занятие. Цели и задачи курса. Знакомство с темами творческих работ. Выбор темы творческой работы, способов работы над темой.

Презентация

Беседа. Проектирование личного учебного плана.

Диагностика обучающихся

1

1

 

2

Исторический экскурс в мир наук.

Лекция, семинар

Сообщение. Работа в группах

1

1

 

3

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Тарифы.

Практикум

Работа в парах

-

2

 

4

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Голосование.

Практикум

Деловая игра

-

2

 

5

Процентные вычисления в жизненных ситуациях. Распродажа.

Практикум

Работа в группах. Тестирование

-

2

 

6

Требования к оформлению исследовательской работы. Обсуждение и составление плана исследовательской работы.

Консультация

Сообщение. Индивидуальные    беседы

-

2

 

7

Банковские операции. Кредиты. Вклады.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в парах

1

1

 

8

Банковские операции.

Экскурсия в банк

Беседа

-

2

 

9

Бюджет. История возникновения бюджета. Бюджет семьи.

Практикум

Ролевая игра

-

2

 

10

Работа по основным разделам темы проекта.

Консультация

Работа с литературой. Индивидуальные беседы

-

2

 

11

Основы предпринимательства. История становления предпринимательства в России.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в парах

1

1

 

12

Основы предпринимательства. Виды предпринимательской деятельности.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в группах

1

1

 

13

Основы предпринимательства. Бизнес-план.

Практикум

Ролевая игра. Тестирование

-

2

 

14

 

 

Работа по разделу «Научная статья».

Консультация

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом

-

2

 

15

Работа по разделам «Аннотация», «План исследований», «Заключение».

Консультация

Работа с литературой. Обсуждение результатов работы над разделом

-

2

 

16

Случайные величины. Распределение вероятностей случайной величины.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в группах

1

1

 

17

Случайные величины. Математическое ожидание случайной величины.

Практикум

Работа в парах

-

2

 

18

Случайные величины. Дисперсия и стандартное отклонение.

Лекция. Семинар

Беседа. Работа в группах

1

1

 

19

Работа по основным разделам темы проекта.

Консультация

Обсуждение результатов работы над проектом

-

2

 

20

 

Математическое описание случайных событий. Классическое определение вероятности.

Семинар

Работа в группах

-

2

 

21

Математическое описание случайных событий. Сложение и умножение вероятностей.

Лекция. Практикум

Беседа. Работа в парах

1

1

 

22

Математическое описание случайных событий.  Объединение и пересечение событий.

Практикум

Деловая игра

-

2

 

23

Оформление творческой работы. Оформление приложения.

Консультация

Индивидуальные беседы

-

2

 

24

Статистическая информация. Наглядное представление информации.

Лекция. Практикум

Работа в парах

1

1

 

25

Статистическая информация. Статистические характеристики.

Лекция. Практикум

Работа в группах

1

1

 

26

Статистическая информация. Статистическая обработка данных.

Лекция. Семинар. Экскурсия в отдел  статистики

Беседа. Работа в парах. Тестирование

1

3

 

27

Анализ выполненной исследовательской работы. Подготовка выступления.

Консультация

Индивидуальные беседы

-

2

 

28

Подведение итогов работы над проектом. Защита проектов.

Конференция

Индивидуальные выступления

-

3

 

29

Итоговое занятие.

Практикум

Беседа. Диагностика обучающихся

-

1

 

 

Список литературы.

  1. Автономов, В. С. Введение в экономику [Текст] / В.С. Автономов. –М.: Вита-Пресс, 2010. – 256 с.
  2. Акимов, Д. В. Задания по экономике: от простых до олимпиадных [Текст] / Д. В. Акимов, О. В. Дичева, Л. Б. Щукина. –М.: Вита-Пресс, 2008. – 320 с.
  3. Бродский, Я. С. Статистика. Вероятность. Комбинаторика [Текст] / Я. С. Бродский. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и Образование", 2008. — 544 с.
  4. Васильев, В. П. Экономика для школьников и абитуриентов [Текст] / В. П. Васильев. - М.:Дело и сервис, 2005. – 132 с.
  5. Глеман, М. Вероятность в играх и развлечениях: Элементы теории вероятностей в курсе средней школы. Пособие для учителя [Текст] / М. Глеман, Т. Варга. Пер. с фр. А. К. Звонкина. - М.: Просвещение, 2009. — 176 с.
  6. Грызина, Н. Ю. Математические методы исследования операций в экономике [Текст] / Н. Ю. Грызина, И. Н. Мастяева, О. Н. Семенихина.- М.: ЕАОН, 2008. – 204 с.
  7. Евич Л. Н., Ольховая Л. С., Ковалевская А. С. Математика. Подготовка к ЕГЭ-2012. Элементы теории вероятностей и статистики: учебно-методическое пособие [Текст] / Под редакцией Ф. Ф. Лысенко, С. Ю. Кулабухова. - Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011. — 32 с.
  8. Кондратьев, Д. Л. Твоя коллекция монет [Текст] / Д. Л. Кондратьев. - М.: Детская литература, 2004. – 170 с.
  9. Лютикас, В. С. Факультативный курс по математике. Теория вероятностей [Текст] / В. С. Лютикас. - М.: Просвещение, 2009. – 198 с.
  10. Прокопенко, Н. И. Задачи на смеси и сплавы [Текст] / Н.И. Прокопенко.- М.: Чистые пруды, 2010. – 215 с.
  11. Просветов, Г. И. Экономика для школьников. Задачи и решения [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2008. – 232 с.
  12. Просветов, Г. И. Теория вероятности и статистика для школьников [Текст] / Г. И. Просветов. - М.: Альфа-Пресс, 2009. – 120 с.
  13. Тюрин, Ю. Н. Теория вероятностей и статистика [Текст] / Ю. Н. Тюрин, А. А. Макаров, И. Р. Высоцкий, И. В. Ященко. -2-е изд., переработанное. - М.: МЦНМО: ОАО "Московские учебники", 2008. —256 с
  14. Шевчук, Д. А. История экономики. Учебное пособие [Текст] / Д. А. Шевчук. - М.: Эксмо, 2009 – 305 с. 15. Юдин, С. В. Математика в экономике. Учебное пособие [Текст] / С. В. Юдин. - Тула: РГТЭУ, 2009. – 228 с.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль