Из опыта работы по формированию экологической культуры дошкольников

1593
Из опыта работы  по формированию экологической культуры дошкольников

Автор: Н.А. Ерыкова АНО ДО "Планета детства "Лада" ДС № 140 "Златовласка", г.о. Тольятти

Тема взаимоотношения человека и природы всегда была актуальна, но в настоящее время она приобретает все большее значение. И именно в дошкольном детстве, когда идет закладывание основ личности ребенка, он должен узнать природу, полюбить ее и начать оберегать. Позднее, уже повзрослевшему, со сформировавшимся мировоззрением, привитие экологической культуры, как и любой другой, будет идти намного сложнее. Поэтому данное направление – основное в нашей работе.

И важным условием ее успешности является достаточный уровень экологической культуры у близких ребенку взрослых: педагогов и родителей. Именно родитель может помочь педагогу на основе элементарных знаний экологического характера выработать такое отношение к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя. А это и есть ни что иное, как главная цель экологического воспитания.

Поэтому мы активно привлекаем родителей к нашей работе, подводим их к пониманию значимости данной проблемы и к желанию продолжать самим в семье знакомить с природой и формировать к ней созидательное отношение, т.е. продолжать работу, начатую нами в условиях детского сада. Родители принимают участие в таких формах работы, как экскурсии, проектная деятельность, трудовая деятельность, составление экологических сказок и оформление их в книги, выставки рисунков и поделок, интеллектуальные викторины, музыкальные развлечения.

Мы предлагаем, конспект интеллектуальной экологической игры, проводимый совместно с родителями в подготовительной к школе группе.

Интеллектуальная экологическая игра "Волжский край"

Программное содержание:

Познание

  • Систематизировать представления об экологическом разнообразии живого мира родного края. Развивать осознание его уникальности и неповторимости.
  • Привлекать детей к экологически ориентированной деятельности (экспериментирование, моделирование).
  • Развивать познавательный интерес.

Социализация

  • Воспитывать ценностные ориентации у детей, элементы экологического сознания через решение проблемных ситуаций.
  • Развивать умение работать в команде, отстаивать свою точку зрения.
  • Создать чувство общности между детьми и родителями, доставить удовольствие от общения и содержательного взаимодействия с родителями и другими детьми.

Материал:

2 круглых стола и 6 стульями за каждым.
2 экпериментальных стола с содержимым: стакан загрязненной воды, блюдце, свеча, спички, 2 чистых стеклянных стакана, воронка, бумага, салфетки, магниты, губки, деревянные, металлические, пластмассовые предметы, полиэтиленовые пакеты, резина, пластмассовый шприц, мерные ложки, полотенце и др.
4 больших фото Жигулевских гор (Лепешка, Могутова гора, Девичья гора, Молодецкий курган).
2 мольберта; карточки, обозначающие водоем, степь, лес; карточки с изображением растений, птиц, зверей.
Чисты листочки бумаги, фломастеры.
Отдельные страницы-заготовки для Красной книги Жигулевского заповедника.
Стол для жюри, медали для награждения.Ход

Под музыку дети с родителями рассаживаются за игровые столы и на зрительские места.Воспитатель:
Опять черемуха в цвету
Сбежались ландыши гурьбою.
Свою земную красоту
Природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись
В ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы –
И до земли ей поклонись.

Известный русский писатель М. Пришвин сказал: "Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".

А у наших ребят тоже есть свое мнение на этот счет.

Выходят дети из числа зрителей 1 ребенок: Мы безмерно богаты
В наших чащах и рощах.
Сколько всяких пернатых –
Просто диву даешься.
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И гляди – удивится.
Ну дрозды, Ну синички…
Где запомнишь все клички,
Просто птички – и только!2 ребенок: А цветы разве знаем?
На лугах? Разве ценим?
Все травой называем,
А подкошены – сеном
И с деревьями тоже:
Роща в общем и целом.
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.

3 ребенок: И конечно тревожно,
Что порою безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим, не жалеем.
Ни за что ни в ответе
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде
Так добро свое губим.
А гордимся природой,
А отечество любим.Воспитатель:
Ребята дополнили великолепные слова М. Пришвина – а чтобы охранять природу – надо знать ее. Именно знания позволят сохранить, пожалеть, пощадить и гордиться ею.

И еще мы с ребятами уверены, что прежде всего надо знать природу того места, где ты живешь. Поэтому наш интеллектуальная экологическая игра называется "Волжский край". Она у нас сегодня немного необычна – знатоки не только маленькие, но и большие – ребята участвуют вместе с родителями. Перед нами 2 команды, которые будут соревноваться друг с другом. В каждой по 6 человек – 3 детей и 3 взрослых. В зале зрители – ребята и тоже с родителями. А также уважаемое жюри. Которое кстати будет оценивать не только игру команд, но и активность зрителей, которым тоже будут задаваться вопросы. Самый активный - будет отмечен. Мы начинаем.

И начинаем с представления команд. Вы должны озвучить свое название и приветствие.

Представление команд. Приветствие зачитывается или капитаном, или хором, или построчно.

Ну что же команды представлены. Но первые вопросы будут не игрокам, а … зрителям.

Ребята, в каком области мы живем? (Самарская область).
Как называется наш город? (Тольятти)
Какие природные достопримечательности есть в нашем крае? (Волга, Жигулевские горы, национальный парк – Самарская Лука, Жигулевский заповедник).1 конкурс Воспитатель:
Одной из первых достопримечательностей ребята- зрители назвали Волгу. Ей и будет посвящен первый конкурс.

Волга, Волга – плещет, льнет,
Про бывалое поет…
А кругом простор такой,
Глянешь, станешь сам не свой.
Все б на тот простор глядел,
Вместе б с Волгой песни пел.

Вот она какая – наша Волга – могучая, просторная, сильная. А что знают про нее наши команды покажет блиц- опрос. Вопросы будут задаваться по очереди каждой команде.

Сначала вопросы для ребят:

1. Почему Волгу называют кормилицей?
2. Какая Волга зимой?
3. Назовите птиц, обитающих у воды? (цапля, кулик, чайка)
4. Назовите рыб, обитающих в Волге? (лещ, карась, судак, ерш, щука, сом).
5. Из чего появляются мальки рыб? (икринки)
6. Почему сома называют королем рыб?

А теперь вопросы для взрослых:

1. Как Волгу называли в древности? Что это означает?
2. Назовите водные растения (ряска, тростник, водоросли, рагоз, эладея)
3. Назовите земноводных животных? (лягушка, жаба)
4. Почему сома называют санитаром реки?
5. Какие виды животного мира исчезли из Волги? (белуга)
6. Почему исчезли? (экологическая обстановка - загрязнение реки)

Что же получается? Волга загрязняется, загрязняется вода в ней. Вода становится мертвой, грязной, непригодной для жизни. Что может сделать человек? (очистить воду)

Воя я нашим участника и предлагаю стать экологами – защитниками природы, подойти к своим экспериментальным столам. Здесь вы видите стакан загрязненной воды и много разных предметов, вещей. Отберите те, что по-вашему мнению могут очистить воду и сделайте это. За стакан чистой воды жюри добавит вам дополнительные баллы.

Экспериментальная деятельность команд (фильтрование воды).

Молодцы, вы сделали это. А как ваш прием может помочь очистить целую Волгу? (установка таких фильтров на трубах, через которые отходы, грязная вода с заводов выливаются в Волгу).

А теперь вопрос к зрителям. Ведь чистая живая вода зависит не только от директоров заводов, но и от нас с вами – что мы можем сделать, чтобы река оставалась чистой? (когда находишься на реке – не бросать в нее мусор, не оставлять его на берегу – уносить с собой; рыбачить только разрешенными способами - не ловить сетями, не глушить рыбу и др.)2 конкурс

Воспитатель:

В народе говорят: "Нет России без Волги, нет Волги без Жигулей". Вот и во втором нашем конкурсе предлагаю совершить путешествие по нашим знаменитым Жигулям. У многих гор есть свои названия, свои легенды, предания. Вот взрослые участники нам о них и расскажут. На мольберте вы видите несколько фотографий, перевернутых обратной стороной вверх. От каждой команды по очереди взрослый игрок переворачивает любое фото и начиная со слов "Я – гора … и могу рассказать о себе…" сообщает нам что-то интересное.

Выступления игроков. Рассказы легенд о 4 горах: Лепешка, Могутова гора, Молодецкий курган, Девичья гора.

Вот и предстали перед нами на фото наши красавцы горы. А скажите мне, чем покрыта большая часть гор? Правильно, лесом. А какие красивые леса у нас - светлые, солнечные. А какую пользу приносят человеку и всей природе – кто знает? (дают необходимый для дыхания кислород, очищают воздух от вредных веществ, служат местом жительства животного мира). Да, недаром лес называют – "легкими Земли". И чем их больше, тем лучше.

Но лесу, как и всему живому, может угрожать разная опасность. Но чего же лес боится больше всего? Как вы думаете? (огня, пожара).

Правильно и для наших участников новое задание. Подойдите снова к экспериментальным столам. Здесь горящая свеча, воды у вас нет, но на столах много разных предметов. Как можете потушить огонь без воды? Объясните, что произошло.

Экспериментальная деятельность команд (свечу надо накрыть стаканом - закрывается доступ воздуха – свеча гаснет).

А как можно использовать этот прием тушения огня, если вы в лесу увидели оставленный незатушенный  костер, а воды нет? (забросать землей – лишить доступа воздуха).3 конкурс

В начале нашей игры была названа еще одна достопримечательность нашего края. Ребята – зрители помогите мне. Это национальный парк … (Самарская Лука). И на его территории находится? (Жигулевской заповедник). А что обозначает слово заповедник? Что это за Земля? (заповедная, заповедь – беречь, оберегать)

А давайте узнаем – кто же обитает в самарской Луке, кого надо оберегать? Участвовать у нас сейчас будут ребята – зрители, которые приготовили загадки – описания животных, растений нашего края и взрослые участники команд, которые будут их отгадывать. Какая команда быстрее отгадает, та и положит в свою копилку новый балл.

Дети-зрители описывают следующих животных и растения: ландыш, дуб, лось, кабан, рысь, гадюка, барсук, орлан.

Многих представителей живого мира вы отгадали и назвали, но существует еще множество. Их картинки расположены на этих мольбертах: на одном - растительный мир, на другом – животный мир самарской Луки. Сейчас будут участвовать маленькие игроки команд. Подойдите к своим мольбертам и распределите объекты на три группы по месту обитания: водоем, степь, лес. А жюри оценит правильность выполнения этого задания.

Дети работают на мольбертах с карточками. Рекомендуемые объекты указаны в Приложении №14 конкурс

Воспитатель:

Мы уже убедились, как много конкурсанты знают о природе родного края. А вот знают ли они как себя вести в природе, как беречь ее? (Да). Тогда расскажите нам, но не словами, а картинками – символами. Одна команда должна нарисовать – как надо вести себя в природе, чтобы сохранить ее, а другая – как не должен человек вести себя, иначе природа уничтожается. Подумайте, как вы обозначите то или иное правило – оно должно быть понятным для всех.

Работа команд – зарисовка правил поведения в природе. Одно правило – на одном листочке.

Пока команды заняты делом, я не хочу, чтобы зрители скучали и предлагаю ответить на хитрые вопросы. Не забывайте, что наше внимательное жюри следит за вашими ответами и ищет самого активного зрителя.

1. Кто выходит сухим из воды? (водоплавающие птицы)
2. Умеет ли белка летать? (да, белка-летяга парит)
3. Что ест жаба зимой? (ничего, она спит)
4. Какие звери летают? (летучая мышь)
5. Бывает ли птичье молоко? (да, у пингвинов)
6. Какой лесной житель сушит грибы на ветках? (белка)
7. Растет ли дерево зимой? (нет, оно спит)
8. Назовите самое большое животное на планете. (синий кит)

Команды готовы. Сейчас они будут представлять свои рисунки-правила, но без слов. А "читать" их будут наши зрители.

"Чтение" правил поведения в природе по картинкам

Как вы думаете мы просто так попросили команды нарисовать правила на отдельных листочках. Что теперь можно сделать с ними, как вы думаете? (из них можно сделать книгу). Действительно, давайте сделаем книгу. И будет она жить у нас в группе. А когда вы уйдете в школу, можно будет подарить ее малышам, чтобы и они тоже научились дружить с природой.5 конкурс

Воспитатель: Перед тем, как начать последний на сегодня конкурс, мне хотелось бы зрителям загадать загадку: "Кто из животных и растений на планете исчезает, Тот в эту книгу попадает". (Красная книга).

Да, есть такая Красная книга России, туда занесены исчезающие виды животных и растений всей страны. А мы с нашими конкурсантами захотели сделать "Красную книгу Жигулевского заповедника". И каждому игроку было дано домашнее задание – сделать одну страничку для этой книги, выбрав любое понравившееся редкое растение или животное нашего края. И сейчас нас ждет презентация этих работ.

Каждый игрок демонстрирует свою работу, сопровождая ее рассказом, чтением стихотворения, пением песни, частушки. Рекомендуемые объекты: рысь, кабан, ушастая сова, орлан-белохвост, глухарь, лось, кедровка, барсук, сон-трава, можжевельник, ландыш).

Наши зрители не только дружно аплодировали участникам, но и тоже поучаствовали в создании нашей книги – приготовили для нее титульный лист. Давайте соберем ее. Вот она – "Красная книга Жигулевского заповедника". Она будет жить у нас в группе. Но я думаю, мы можем ее давать читать ребятам с других групп.

На этом наша игра подошла к концу, и я передаю слово жюри.

Жюри награждает участников, зрителей.

А попрощаться я предлагаю по - особенному. Давайте сделаем большой круг, возьмемся крепко за руки и вспомним одно очень хорошее стихотворение: (стихотворение читается построчно детьми, начинает воспитатель)

Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица с небом,
Как ветер – с лугом,
Как парус – с морем,
Трава - с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте будем
Беречь планету.
Во всей Вселенной
Похожей нету.
Во всей вселенной
Совсем одна,
Что будет делать
Без нас она?

Приложение № 1

Растения Птицы Звери
Водоем Ряска Камыш Кубышка желтая Цапля Чайка Утка, гусь Лягушка Жаба Ондатра
Степь Колокольчик Лютик Душица Мышиный горошек Клевер Василек Соловей Зяблик Беркут Стриж Ласточка Сокол-сапсан Мышь-полевка Суслик Гадюка Крот Хорек
Лес Ландыш Подснежник Земляника Береза Клен Сосна Дуб Дятел Кедровка (есн6ая сорока) Сова Филин Щегол Иволга Лось Барсук Кабан Рысь Заяц Белка Лиса


Используемая литература:

1. "Волжская земля – родина моя" Методическое пособие по краеведению для дошкольников 4-7 лет. О.Ю. Загайнова, О.В. Каспарова, Т.С. Федорова и др. АНО ДО "Планета детства "Лада", Тольятти 2007г.

2. "Откройте мир детям" (сборник избранных конспектов интегрированных познавательных занятий с детьми дошкольного возраста) Смолякова Е.В., Репникова Л.А., Тольятти 2009 г.

3. "Край родной, навек любимый…" (сборник избранных методических материалов по ознакомлению старших дошкольников с родным краем) Балаболина В.В. Ульяновск, 2009г.

4. "Сборник сценариев экологических театрализованных представлений в детском саду", Елина Е.В., Хуснутдинова Т.П., Ульяновск, 2001 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль