Развитие речи детей с использованием малых форм фольклора. Из опыта работы

14265
Развитие речи детей с использованием малых форм фольклора. Из опыта работы


Автор: Захарова Ирина Алексеевна педагог дополнительного образования МБОУ ДОД "Дом детского творчества" с. Икряное Астраханской области

Основная цель работы по развитию речи в детском саду - формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения языком своего народа.
На занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста я использую работу с разными жанрами литературы . Но особый интерес у меня вызывает работа с использованием малых форм фольклора( пословицы, поговорки, загадки, потешки, скороговорки, сказки).

Работая с детьми, приходится сталкиваться с рядом проблем развития речи дошкольников:

  • односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
  • неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;
  • бедность речи, недостаточный словарный запас;
  • бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, если это необходимо и уместно;
  • неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;
  • отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи;
  • плохая дикция.

Мне кажется, фольклор - это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Очень важно серьёзно и творчески подходить к каждому занятию, заранее подбирая наглядный, дидактический и прочий необходимый материал. На своих занятиях я стараюсь включать игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические, а так же подвижные игры. Ввожу игровые ситуации, сказочных персонажей, сюрпризные моменты.

Для совершенствования речевого аппарата включаю артикуляционные упражнения, проговаривание скороговорок, разучивание потешек, прибауток, закличек.Работа над пословицами и поговорками

В доступной для детей форме рассказываю о том, что в пословицах и поговорках собрана вся мудрость, живущая в народе, что старинные пословицы употребляются в нашем языке и сегодня, как они украшают нашу речь, в каких случаях их употребляют. Многие русские народные сказки заканчиваются пословицей или поговоркой. Например, после прочтения сказки "Лиса и журавль" прошу объяснить ,что означает пословица "Как аукнется, так и откликнется". При знакомстве с русской народной сказкой ««У страха глаза велики» прошу объяснить, как они поняли название сказки. Так же дети знакомятся с новыми пословицами и поговорками, рассматривают иллюстрации к ним, узнают, каким образом можно по ним составлять рассказы. Мы завели с детьми альбом, в который записываем новые пословицы и поговорки. Дети с помощью родителей выполняют к ним иллюстрации, поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют. Такая работа заинтересовала не только детей, но и родителей. Данные приёмы способствуют более глубокому пониманию значения пословиц, и формирует у детей умение соотносить название текста с содержанием, подбирать языковые средства в соответствии с жанром. Когда у детей уже накапливается некоторый запас пословиц и поговорок, предлагаю подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

Например, после чтения нанайской сказки "Айога" предлагаю детям коротко рассказать, о чём сказка и вспомнить пословицы, которые бы к ней подошли. Дети называют: "Как аукнется, так и откликнется" , "Сам себя губит, кто других не любит" , "Что посеешь, то и пожнёшь". Кроме того, провожу еще и работу по обогащению речи детей фразеологизмами, где в качестве средств выступают пословицы и поговорки. В своей работе стараюсь помочь детям осознать переносное значение слов и словосочетаний. Детей дошкольного возраста, особенно старшего следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно – разговорной фразеологии (пословицы и поговорки).

Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих ("на седьмом небе" и т.п.). Поэтому надо включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определенной ситуации или при соответствующем объяснении, например: "вот тебе и раз", "капля в море", "мастер на все руки", "водой не разольешь", "держать себя в руках" и т.п. В своей работе учу детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу. Объясняю детям, что в нашем языке есть много слов, которыми обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл. "Зарубить на носу" – значит запомнить. Или такое выражение – "Повесить голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

Анализируя с детьми несколько выражений типа "Водить за нос", "Дать волю рукам", "Нос повесить", делали обобщение: чтобы верно понять пословицу, не нужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица "Сказать – узлом завязать". Объясняем детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица осталась. Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери, дружбе и т.д. Используя в своей работе данные методы и приемы, мы заметили, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

Работа над скороговорками

Для совершенствования дикции на занятиях по развитию речи часто использую заучивание скороговорок. Прежде всего подбираю скороговорки, разделив их по трудности. Новую скороговорку произношу в замедленном темпе, отчётливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Произношу её несколько раз, негромко, ритмично, прежде поставив перед детьми задачу: послушать внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить её очень отчётливо. Для повторения скороговорки вызываю сначала детей с хорошей памятью и дикцией. Затем скороговорка произносится хором, всеми или небольшими группами. На следующих занятиях предлагаю произнести её тише или громче, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми - менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – группами. Например: первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие про покупки?". Все вместе: "Про покупки,про покупки, про покупочки мои!"Общая длительность таких упражнений – 3- 10 минут.Знакомство с потешками, прибаутками

Детям дошкольного возраста очень нравится разучивать потешки. Они помогают не только развивать память, речь, но и выражать настроение (огорчение, радость, тревогу, удивление). Например содержание такого текста, как "Дон – дон – дон – дон, загорелся кошкин дом" - обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события. Многие потешки сопровождаются показом действия, используются для проведения физминуток.Вот некоторые из них:
Пальчик, пальчик,где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(На каждую строчку дети загибают очередной пальчик.)
Мыши водят хоровод,у печурки дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите, кота Ваську не будите,
Как проснётся Васька – кот, разобьёт ваш хоровод.
Вот проснулся Васька – кот –разбежался хоровод.

Знакомство с потешками происходит не только на занятиях по развитию речи.Часто использую их на занятиях по рисованию, лепке.

Например, при знакомстве с дымковской игрушкой разучиваем потешки:
Едет Ваня в новой шапке
Да на дымковской лошадке,
Рога золотые, бока крутые,
Копыто с оборками,
На спине – Егорка.
Барашек – свисток, левый бок – завиток,
Правый бок – завиток, на груди – цветок.

Разучивание потешек сопровождается показом красочных иллюстраций, делает занятие более интересным. Многие из них используются как пальчиковые игры, помогают развивать речь и мелкую моторику:

Сидит белка на тележке, хлопают в ладоши и ударяют кулачок
Продаёт она орешки. о кулачок попеременно
Лисичке – сестричке, загибают по одному пальчику, начиная
Воробью, синичке, с большого, на обеих руках одновременно.
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Работа над загадками.

Особое место занимают занятия с использованием загадок, ведь в них отображён весь окружающий человека мир. Часто дети затрудняются правильно отгадать ту или иную загадку. Приучаю их внимательно слушать, искать какие – то признаки, которые помогут дать правильный ответ. При отгадывании загадок ставлю перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, но обязательно доказать, что отгадка правильна. Следует вызывать у детей интерес к процессу доказательства, к рассуждению, к подбору фактов и доводов. Для этого организовываем соревнование: "Кто правильнее докажет?", "Кто полнее и точнее докажет?", "Кто интереснее докажет?" Стараюсь научить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений, заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Загадывая детям загадки, повторяю их по несколько раз, чтобы дети лучше запоминали и выделяли признаки. Предлагаю ребятам план доказательства путем последовательной постановки вопроса в соответствии со структурой загадки. Например: "У кого мордочка усатая и шубка полосатая? Кто часто умывается, но без воды? Кто ловит мышек и любит рыбкой полакомиться? Про кого эта загадка?" Если ребенок пропускает в своем доказательстве какой-либо признак или связь, задаются вопросы дискуссионного характера, раскрывающие односторонность его отгадки. Например, отгадывая загадку: "Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая", ребенок доказывает, опираясь на один признак: "Это морковь, потому что растет в земле на грядке". Спрашиваю: "Разве на грядке растет только морковь? Ведь в земле растет и лук, и свекла, и редис". Тогда ребенок обращает внимание и на другие признаки (красная, длинная, сладкая), что делает ответ более доказательным.

Чтобы менялись содержание и способы доказательства, предлагаю разные загадки об одном и том же предмете, явлении. Это активизирует словарь детей, показывает, как они понимают переносный смысл слов, образных выражений, какими способами доказывают, подтверждают отгадку.

Сознательное отношение детей к отгадыванию загадок, к подбору доказательств развивает самостоятельность и оригинальность мышления. Это бывает особенно при разгадывании и объяснении тех загадок, содержание которых можно трактовать по-разному. В таких случаях стараюсь не добиваться от детей традиционной отгадки, а, видя правильный ход их рассуждений, подчеркнуть возможность разных ответов и поощрить их.

Таким образом, используя вышеперечисленные методы и приемы, можно заметить, что остроумная и занимательная форма загадки позволяет обучать рассуждению и доказательству легко и непринужденно. У детей появляется живой интерес, они могут самостоятельно анализировать текст загадки, что говорит об умении искать и находить пути решения задачи.

Предметность, конкретность загадки, направленность на деталь делают ее отличным приемом дидактического воздействия на детей. В своей работе предлагаю детям загадки в начале занятий, наблюдений, бесед.Загадываю каждому ребёнку загадку на ушко и прошу на листочке нарисовать отгадку. Отгадав её, дети узнают , о чем будет идти речь на занятии. Данные формы фольклора вносят определенную "живинку" в занятия, они заставляют по-новому взглянуть на те или иные предметы, увидеть необычное, интересное в давно примелькавшихся вещах.Знакомство с народными сказками.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить – это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития речи, эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребёнка. Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами. Сказка раскрывает перед ребёнком остроту и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Народные сказки просты для понимания и глубоки для переживания. Благодаря сказкам ребёнок познаёт окружающий мир, учится понимать и любить всё живое. Поэтому много времени я уделяю чтению русских народных сказок и сказок других народов.

Знакомимся со сказкой мы не только на занятии , но и в свободное время. Используя тематику русской народной сказки "Снегурочка", предлагаю серию игр, упражнений, приёмов, которые способствуют развитию речи, воображения и обогащению творческого, нравственного потенциала ребёнка.
1.Заинтересовать ребёнка сказкой.
-Вспомнить сказки, в которых есть описание снега и снежинки становятся героями сказочных историй ( "Снежная королева", "Госпожа Метелица", "Морозко", "Снегурочка").
2.Показать иллюстрации к сказке "Снегурочка", побеседовать о ней.
- Почему Снегурочку так назвали?
- В какой сказке имя девочки также образовано от слова "снег"?
- Какими другими именами можно назвать Снегурочку? (Снежка, Льдинка, Холодинка…)
- Почему с приходом весны Снегурочка становится всё грустнее?
-Вспомнить, какое настроение было у Снегурочки зимой. Какой стала Снегурочка летом? Что произошло с ней в лесу?
-Почему мы говорим, что история о Снегурочке – сказка?
- Как понять, что на иллюстрации у Снегурочки весёлое настроение? (Глаза сияют, на лице улыбка.) Как художник передал печаль, грусть девочки? (Склонённая голова, грустное лицо, сидит наклонившись).
3.Уточнить, почему последние фразы сказки были прочитаны тихим, грустным голосом.
4.Объяснить смысл непонятных слов и выражений (вечерело, кликать, работа спорится, град, точно жемчуг перекатный)
5.Формирование умения замечать образный язык сказки (эпитеты: зима снежная, коса русая, беленькая, точно снег, град, точно жемчуг).
6.Развивать фантазию, воображение, словесное творчество через игры и игровые упражнения:
-Игра "Скажи по – другому" ("не по дням, а по часам", "души не чает", "на край света")
-игра "Слова – родственники" ( у слова "Снегурочка" есть слова – родственники: "снег, снежок, снеговик").
-Игра "Скажи наоборот" (обрадовались – опечалились; выпал – растаял; Заплакала – засмеялась и т.п.)
- Сочиним загадку про Снегурочку. (Например: "холодная, но не снег; белая, но не вата; нежная, но не пёрышко")
-Игра "Давайте пофантазируем: кто мог быть настоящими родственниками Снегурочки?" (Отец – дед Мороз, мать – Зима, сестрички – снежинки, друзья –снеговик, снегирь.)
- "Событийная цепочка" Предложить заглянуть в будущее героев: что может произойти после того, как Снегурочка превратилась в облако.
7.Развивать у детей поэтическое чутьё, чувство рифмы.
-Игра "Я начну, а ты продолжи".
Очка – очка – очка – у деда с бабой…( дочка ).
Нежная – нежная – девочка вся… ( снежная ).
Ло – ло – ло – ей не нравится… ( тепло ).
Ок – ок- ок- она любит… ( холодок ).
Ит – ит – ит – в солнечный денёк…( грустит ).
Вот веселье для ребят – всё сильнее… ( снегопад ).
Словно в белый пуховик нарядился… ( снеговик ).
Рядом снежная фигурка – это девочка…( Снегурка).
8.Учить понимать обобщённое значение пословиц, поговорок, соотносить их содержание со сказкой.
-К какой части сказки подходят следующие пословицы: «Вся семья вместе . так и душа на месте» ; «Кому солнце – матушка, кому – злая мачеха?»
9. Учить высказываться о героях сказки, понимать чужую боль, страдание другого человека.
- Что нужно делать, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими и брошенными?
-Кого жалко в этой сказке, почему?
10.Рассмотреть картину В. М. Васнецова "Снегурочка", сопоставить Снегурочку из русской народной сказки и на картине: чем они похожи и чем отличаются друг от друга.
11.Пересказать сказку по схеме или придумать новый, счастливый конец к сказке. ( мнемотаблицы)
Так же малые формы фольклора используются в театрализованной деятельности (игры – драматизации, концерты, праздники), где у детей закрепляется умение рассказывать, активизируется словарь, вырабатывается выразительность и четкость речи. Со своими детьми проводим такие календарно – обрядовые праздники, как «Батюшка Наум наведи на ум», «Осенины», "Рождественские посиделки", "Масленица", "Пасха".

Итак, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

В своей работе я опираюсь на следующие основные принципы:
- во-первых, тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала; - во-вторых, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активное включение детей; - в-четвертых, использование развивающего потенциала разных форм фольклора в создании речевой среды максимально.

В процессе работы были замечены такие изменения: - у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок. - у родителей также замечен повышенный интерес к использованию разных форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, делают иллюстрации к сказкам, пословицам и поговоркам.

Для того, чтобы убедиться в эффективности проводимой мною работы я провожу диагностику по развитию речи. Она помогает увидеть, какой уровень речевых умений у дошкольников в начале учебного года, как он меняется к середине года и каких успехов мы добиваемся к концу учебного года.Диагностика по развитию речи с использованием малых форм  фольклора
Диагностику провожу три раза в год: начальная – в сентябре, промежуточная – в январе и итоговая – в мае. Были продиагностированы следующие речевые умения: правильное произношение звуков, точное употребление слов в различных грамматических формах и значениях, понимание разных значений многознач ного слова, самостоятельный подбор синонимов, антонимов; употребление существительных с обобщающим значением; пересказ небольшого текста; составление рассказа по серии картин; по заданной теме; определение родственных слов. Кроме того диагностика показывает насколько дети разбираются в жанрах малых форм фольклора и владеют ими.

Уровень речевых умений с использованием малых форм фольклора оценивался по следующим критериям:Высокий уровень. Ребёнок составляет предложение из трёх и более слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах, в речевой ситуации. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, передаёт содержание близко к тексту. Не имеет речевых ошибок. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Правильно поясняет значение пословицы, отгадывает загадки. Знает много пословиц, поговорок, потешек.Средний уровень. Ребёнок составляет предложение из двух слов. Правильно подбирает синонимы и антонимы по смыслу, но не в требуемой грамматической форме. Речь чистая, правильная, ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Называет обобщающие слова, но не всегда правильно, исправляет при помощи взрослого. Может дать объяснение пословицы, но не совсем точно. Знает пословицы, потешки.Низкий уровень. Ребёнок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово. Не может подобрать синонимы, антонимы. В речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова. Не может определить значение слова и пословицы. Загадку отгадывает неверно. Практически не знает пословиц, загадок.
К концу учебного года у детей значительно повышается уровень речевых умений, что свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и приёмов. Если сравнивать данные по годам, то мы видим, что с каждым годом уровень речевого развития детей становится ниже. Одна из причин этого в том, что родители мало занимаются воспитанием и развитием своих детей. Тем не менее к концу учебного года нам удаётся добиться определённых успехов.Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора .

1.Отгадай загадку:
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Песни распевает,
Время считает. (Петух)
Почему ты считаешь, что это петух?
Какие еще ты знаешь загадки?

2.О чем говорится в пословице "Волков бояться, в лес не ходить"?
Что означает слово "лес"? как ты его понимаешь? Какие ты знаешь пословицы и поговорки о труде? О дружбе?

3.Подбери пословицу близкую по смыслу "Любопытному на днях прищемили нос в дверях". Как сказать по другому?
Составь свое предложение со словом "нос".

4.О чем говорится в пословице "Май – холодный, год - хлеборобный". Составь свое предложение со словом " холодный".

5.О чем говорится в пословице "Волка бояться и от белки бежать". Составь свое предложение со словом "бежать".

6.Повтори за мной "Проворонила ворона вороненка". Какие звуки здесь встречаются чаще всего?  Какие ты еще знаешь скороговорки?

7.Закончи пословицу:
"Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет)".
"Февраль мосты строит, а март их …(портит)".
"Труд человека кормит, а что портит? (лень)".

8.Послушай потешку:
Ай, дуду, дуду, дуду!
Потерял мужик дугу.
Шарил, шарил – не нашел,
Сам заплакал и пошел.
И домой он не шел, а … . Как сказать по другому? Настроение у него было … . А если бы он нашел дугу, то домой бы не шел, а … .
И настроение у него было бы … .
Какие ты знаешь еще потешки?

9.Послушай стихотворение:
Чики – чики – чикалочки,
Едет мужик на палочке,
Жена на тележке –
Щелкает орешки.
Можно ли так сказать? Как сказать правильно?
Какие ты знаешь небылицы.

10.Какие ты знаешь колыбельные песни?

11.Какие ты знаешь считалки?

12.Придумай небольшой рассказ по пословице "Окончил дело, гуляй смело".Анкета для родителей и педагогов.
1.Какие малые формы фольклора Вы знаете?
2.Какие используете с детьми? С какой целью?
3. Загадываете ли детям загадки? Как часто?
4.Какие потешки Вы знаете?
5. Поете ли Вы своим детям колыбельные песни?Какие?
6. Как Вы считаете, какое значение имеют малые формы фольклора в жизни ребенка?Дидактические игры

Дидактическая игра ''Отгадай и сравни загадки о животных''.
Подготовка к игре. Наблюдение за животными во время , экскурсий. Беседа о животных.
Материал и оборудование. Игрушечные животные, рисунки животных, о которых говорится в загадках.Правила игры. Дошкольник называет отгаданное животное, доказывает отгадку, говорит, является ли оно домашним или диким. Перед сравнением двух отгаданных загадок об одном и том же животном ребенок повторяет их. За правильное сравнение дается фишка.Описание игры. Напоминаем детям о различиях между дикими и домашними животными, затем загадываются загадки. В случае верного ответа соответствующая игрушка или рисунок ставится рядом с изображениями тигра или лошади, символизирующими диких и домашних животных.
Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, доказывают правильность ответов. Затем сравнивают пары загадок о белке, зайце, собаке и др.:
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка.)
С усами родиться, а на усатых охотиться. (Кошка.)
Хозяина знает, с ним вместе гуляет. (Собака.)
Лает, кусает, в дом не пускает. (Собака.)
Так смеялся, что губа треснула. (Заяц.)
Зимой белый, летом серый. (Заяц.)
Эти загадки различаются тем, что в первой части говорится о раздвоенной заячьей губе, а во второй – об изменении цвета его меха зимой и летом. Загадки похожи тем, что в них сказано об одном и том же животном.

Игра "Отгадай и сравни загадки о фруктах и овощах".
Подготовка к игре. Беседа о фруктах и овощах.
Материал и оборудование. Фрукты и овощи или их муляжи, рисунки.

Правила игры. Дошкольники делятся на "продавцов" и "покупателей": первые загадывают, вторые отгадывают их. Перед сравнением загадок ребенок их повторяет.

Описание игры. Дошкольники загадывают и отгадывают загадки, используя известные и придумывая свои. Затем они сравнивают загадки об одном и том же фрукте или овоще:
На сучках висят шары, посинели от жары. (Слива.)
Синяя одежка, желтая подкладка, а внутри сладко. (Слива.)
Аленькая, маленькая, с косточкой тросточкой. (Вишня.)
В кисло-сладкой, круглой, красной шарик спрятался прекрасно. (Вишня)
Тяжелый и сладкий, в зеленой одежке с красной подкладкой. (Арбуз.)
Зеленый, а не трава, круглый, а не луна, с хвостиком, а не мышь.( Арбуз.)
Заплатка на заплатке, а иголки не видела. (Капуста.)
Без счету одежек, и все без застежек. (Капуста.)

Игра "Отгадай и сравни загадки о транспорте".

Подготовка к игре. Наблюдения за различными машинами во время экскурсий. Рассматривание картинок, игрушек. Беседа о средствах передвижения.
Материал и оборудование. Игрушечные автомобили, самолеты, корабли или рисунки. Картинки с изображением дороги, моря и неба.

Правила игры. Отгадывающий должен назвать вид транспорта и сказать, является ли он наземным, водным или воздушным; пассажирским, грузовым или специальным. Нужно повторить отгаданные загадки перед их сравнением. За правильное сравнение дошкольник получает фишку.

Описание игры. Предлагаем детям отгадать загадки о раз¬личных средствах передвижения. В случае правильного ответа дошкольники берут на столе соответствующую игрушку или рисунок и ставят их рядом с изображением дороги, моря или неба, обозначающем среду передвижения указанного транспорта.
Дети загадывают и отгадывают загадки о транспортных средствах, доказывают правильность своих ответов. Затем сравнивают пары отгаданных загадок об одном и том же средстве передвижения:
Держусь я только на ходу, а если встану – упаду. (Велосипед.)
По дороге едут ноги и бегут два колеса. (Велосипед.)
В железных сапогах по городу бежит за веревку держится. (Трамвай.)
Громко звонит, по стальной дорожке бежит. (Трамвай.)
Крыльями не машет, а выше облаков летит. (Самолет.)
Трещит, а не кузнечик, летит, а не птица, везет, а не конь. (Самолет.)

Игра "Отгадай и сравни загадки о "двух братцах"".
Подготовка к игре. Ознакомление дошкольников с загаданными предметами и явлениями.
Материал и оборудование. Рисунки, "волшебная коробка" с двумя одинаковыми нарисованными человечками и надписью "Два братца".

Правила игры. Отгадывающий загадку отмечает, что в загадке говорится о внешнем виде, местонахождении, действиях "двух братцев". Правильность отгадки должна быть доказана. Перед сравнением загадки повторяются.

Описание игры. Воспитатель говорит, что в загадках могут встречаться и выражения, например, "два братца". В каждой загадке "братцев" двое, при¬чем они могут быть и похожи, и совершенно различны. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и подробно описать картинки, на которых показаны разные "братцы". После этого рисунки убираются в "волшебную коробку". При правильном ответе из коробки достается соответствующий рисунок.
Дети загадывают и отгадывают загадки о "двух братцах", доказывают правильность своих ответов. Затем попарно сравнивают загадки о разных "братцах":
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся. (Берега.)
Два близнеца, два братца верхом на нос садятся. (Очки.)
Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (Глаза.)
Два братца спереди бегут, два братца догоняют. (Автомобиль.)
Два братца всегда вместе бегут, один спереди, другой сзади.( Велосипед.)
Два братца: один светит днем, а другой ночью. (Солнце и луна.)
Два братца: одного все видят, но не слышат,
другого всякий слышит, но не видит. (Гром и молния.)
При сравнении таких загадок нужно быть очень внимательным, чтобы правильно выделить признаки их сходства и различия.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль