Приобщение дошкольников к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении

6895
Приобщение дошкольников к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении

Автор: Н.П. Циркова,  методист каф. педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО "Московский институт открытого образования", лауреат Всероссийского конкурса "Учитель года", г. Москва

С 2011 г. дошкольные образовательные учреждения (далее - ДОУ) г. Москвы активно участвуют в организации и практической реализации новых образовательных проектов. Один из таких проектов - "Классическая музыка в детском саду" (далее - проект), разработанный Департаментом образования города Москвы при участии Ассоциации педагогов дошкольного образования и Городского совета заведующих дошкольными образовательными учреждениями. Его цель - приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.
ДОУ г. Москвы приступили к реализации проекта "Классическая музыка в детском саду". Педагоги детских садов с радостью откликнулись на участие в нем. Тем более, что его содержание очень хорошо соотносится с музыкально-педагогическими традициями, которые сложились в системе педагогической практики детских садов г. Москвы.

Эти традиции имеют свою историю. В течение многих лет, начиная с 1963 года, организацией методической работы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста занималась в столице Светлана Ивановна Мерзлякова, автор нескольких программ, многочисленных публикаций, сборников, учебно-методических пособий, организатор ярких встреч в Городском доме учителя на городском семинаре "Истоки творчества", проводящихся на протяжении уже 30 лет! Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры, развитие у них художественного вкуса, интереса и любви к музыке как искусству всегда выдвигались на первый план в работе музыкального руководителя каждого дошкольного учреждения. Продолжая дело своего учителя, известного педагога-музыканта Николая Афанасьевича Метлова, Светлана Ивановна смогла сплотить вокруг себя руководителей разных уровней, методическую службу округов, стать авторитетным наставником для всех музыкальных руководителей г. Москвы, тщательно и с высочайшим профессионализмом выстроить сложный процесс музыкального воспитания каждого нового подрастающего поколения дошколят.

Приступив к реализации проекта, педагоги детских садов, прежде всего, познакомились с рекомендациями, составленными Татьяной Геннадьевной Рубан - канд. пед. наук, музыковедом, старшим научным сотрудником НИИ дошкольного образования им. А.В. За-порожца1. Также были разработаны методические рекомендации методистами и преподавателями кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО "Московский институт открытого образования" (далее - МИОО) (приложение 1).

Методические рекомендации по реализации проекта раскрывают необходимость систематической и планомерной работы по слушанию классической музыки на музыкальных занятиях.

Педагоги-музыканты значительно расширили репертуар классической музыки для восприятия детьми и тщательно изучили новые формы проведения мероприятий в рамках реализации проекта.

На первоначальном этапе данные методические рекомендации очень помогли педагогам детских садов организовать процесс реализации проекта с целью непосредственного общения с носителями музыкальной и художественной культуры, профессиональными исполнителями классической музыки: инструменталистами, вокалистами, артистами балета в каждом дошкольном учреждении.

Участие в проекте, по мнению педагогов детского сада № 2438 (заведующей Кашаповой Ирины Васильевны, старшего воспитателя Морозовой Анны Валерьевны, музыкальных руководителей Цалон Натальи Дмитриевны и Филимоновой Елены Николаевны), помогает воспитывать в дошкольниках культуру слушания музыки, развивает воображение детей, расширяет представления о классической музыке. В разные годы в гостях у детей побывали: Филимонова Елена Николаевна - выпускница Петрозаводской консерватории (вокал); Голованова Анастасия Александровна - выпускница Московской консерватории, концертмейстер Российской Академии музыки им. Гнесиных (фортепиано); Рубина Светлана Борисовна - студентка Российской академии музыки им. Гнесиных, лауреат конкурса исполнителей в Париже, 2010 г., солист Государственного академического симфонического оркестра России им. Е.Ф. Светланова (скрипка); Цалон Игорь Вячеславович - выпускник Российской академии театрального искусства, актер, режиссер антре-призного театра, и многие другие.

В исполнении взрослых: скрипачей, пианистов и вокалистов звучала музыка В.А. Моцарта, Л. Бокке-рини, А. Вивальди, Ф. Мендельсона, М. Глинки, П. Чайковского и других композиторов.

Одним из первых мероприятий, проведенных в рамках реализации проекта, стало музыкально-театрализованное представление "Путешествие в Королевство Музыки", состоявшееся в ГБОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 1952" (заведующая - Виноградова Валерия Александровна, старший воспитатель - Торопицина Елена Георгиевна, музыкальный руководитель - Мичурина Галина Вениаминовна, педагог дополнительного образования - Колпакова Яна Вячеславовна).
С момента запуска проекта "Классическая музыка в детском саду" с ноября 2011 г. и по апрель 2012 г. в реализацию проекта было вовлечено уже более 400 детских садов Москвы.

В 2012/2013 уч. г. ДОУ г. Москвы продолжили реализацию проекта, активно взаимодействуя не только с родителями-музыкантами, но и со многими учреждениями культуры, находящимися в пределах территориальной доступности. Проект получил свое дальнейшее развитие, которое заключалось в налаживании взаимодействия между детскими садами и детскими школами искусств (далее -ДШИ).

В результате тесного сотрудничества кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО МИОО и Учебно-методического центра в сфере культуры и искусства Департамента культуры города Москвы были разработаны методические рекомендации (приложение 2), послужившие отправной точкой для начала отсчета новой фазы развития проекта (Кафедра педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО МИОО – зав. каф., канд. пед. наук Мельникова О.В.; доц. каф., канд. пед. наук Богомолова М.В. ГБОУ ДПО (повышения квалификации) г. Москвы "Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства" – директор, канд. пед. наук Цодокова А.С., методист, канд. филос. наук, профессор кафедры гуманитарных наук Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского Аминова Г.У. – Примеч. авт.).

С 2012/2013 уч. г. к реализации проекта подключились 132 ДШИ, подведомственные Департаменту культуры города Москвы. Благодаря взаимодействию Департамента образования и Департамента культуры города Москвы появилась реальная возможность совместно обеспечить доступность для детей дошкольного возраста слушания классической музыки в живом высокохудожественном исполнении.

Организаторы и участники реализации этого проекта рассчитывают, что в результате интеграции деятельности ДОУ и ДШИ удастся упорядочить совместную работу, наладить экспертно-ана-литическое, научно-методическое и информационное сопровождение проводимых мероприятий, а самое главное, художественно обогатить жизнь ребенка-дошкольника - центральной фигуры проекта "Классическая музыка в детском саду".

Итак, с осени прошлого года проект "Классическая музыка в детском саду" стартовал в новом качестве. В сроки с 25.09.2012 по 25.10.2012 проводилось торжественное открытие сезона реализации проекта в каждом ДОУ г. Москвы. В помощь педагогам дошкольных учреждений при подготовке проведения открытия сезона "Классическая музыка в детском саду" в каждом образовательном учреждении г. Москвы, реализующем программу дошкольного образования, были разработаны Методические рекомендации (приложение 3).

Праздник классической музыки, состоявшийся в детских садах в дни начала реализации проекта, послужил хорошим стартом для развития и интеграции деятельности ДОУ и ДШИ в области художественного и музыкально-эстетического воспитания дошкольника.

В 2013 уч. г. педагогические коллективы образовательных учреждений г. Москвы, реализующих программы дошкольного образования по художественно-эстетическому развитию детей, - участники проекта "Классическая музыка в детском саду" -получили возможность ежемесячно транслировать опыт взаимодействия с образовательными учреждениями дополнительного образования детей, подведомственными Департаменту культуры города Москвы, на сцене Городского дома учителя.

Так, 30 января 2013 г. в Городском доме учителя опыт работы представили педагоги ДОУ и ДШИ Северного округа. Воспитанники детских садов совершили незабываемое путешествие в музыкальную сказку "Зимняя фантазия" - о доброй Зимушке, загадочных Снежинках, злой и коварной Снежной Королеве, об исчезновении красок с картины и их невероятном возвращении с помощью волшебной силы музыки. Сказка представлялась в форме игры: маленькие зрители стали участниками происходящего. Все действо сопровождалось живым исполнением музыкальных произведений А. Вивальди, И.С. Баха, Ж.Б. Люлли, Ф. Мендельсона, И. Штрауса, П. Чайковского, Ц. Кюи, С. Прокофьева, Г. Свиридова, С. Слонимского.

Следует подчеркнуть, что в реализации проекта "Классическая музыка в детском саду" участвуют все педагоги ДОУ: и музыкальные руководители, и воспитатели, и психологи, и другие специалисты. В связи с этим на первый план выступают также и актуальные вопросы повышения психолого-педагогической компетенции всех педагогических работников в области развития музыкальных способностей. 7 февраля 2013 г. в МИОО состоялась городская научно-практическая конференция "Психологические аспекты выявления и развития способностей дошкольников. Одаренность в дошкольном возрасте", на которой, в т. ч. была поднята проблема поддержки музыкально одаренных детей в детском саду и семье. По мнению участников конференции, именно проект "Классическая музыка в детском саду" помогает более эффективному взаимодействию всех педагогов ДОУ с семьей и является одним из условий сохранения и поддержки развития детских талантов.

Весь накопленный в процессе реализации проекта "Классическая музыка в детском саду" музыкально-дидактический материал обобщается и распространяется через курсы повышения квалификации музыкальных руководителей и других категорий педагогических работников, авторские модули курсовой системы МИОО, деятельность стажировочной площадки "Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды города Москвы для социализации и развития детей".

Информация о совместных мероприятиях в рамках Проекта размещается на сайтах ДОУ и ДШИ. С родителями и членами семей воспитанников ДОУ проводится разъяснительная работа о значении классической музыки в развитии детей дошкольного возраста. Осуществляются совместные выездные ских садов г. Москвы (и прежде всего, у музыкальных руководителей и их воспитанников, которых смело можно назвать сердцем всего проекта) и зажил своей яркой и увлекательной жизнью.

Приложение 1

Методическиерекомендации по реализации проекта "Классическая музыка в детском саду" (Составители рекомендаций: Мерзлякова С.И., доц. каф. педагогики и методики дошкольного образования МИОО; Циркова Н.П., методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования МИОО; Щелокова Л.Е. методист, ст. преп. каф. педагогики и методики дошкольного образования МИОО. Рекомендации публикуются с извлечением. – Примеч. ред.)

Дошкольные образовательные учреждения г. Москвы приступили к реализации нового образовательного проекта "Классическая музыка в детском саду", разработанного Департаментом образования города Москвы при участии Совета Ассоциации педагогов дошкольного образования и Городского совета заведующих дошкольными образовательными учреждениями (Письмо Департамента образования города Москвы от 11.11.2011 №2/35-7 "Положение о новых образовательных проектах в дошкольных образовательных учреждениях". – Примеч. авт.).

Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")" - (далее - Программа) определяет основные направления деятельности образовательных учреждений, одним из которых является предоставление широкого выбора государственных услуг и повышение их качества.

Задача каждого коллектива - не только обеспечить соответствие образовательного процесса федеральным государственным требованиям, но и создать систему дополнительных условий, которые будут соответствовать московскому стандарту качества дошкольного образования.

Данные методические рекомендации по реализации проекта "Классическая музыка в детском саду" составлены с опорой на ключевые идеи Программы:

  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • сохранение национальных традиций, знакомство детей с национальной русской культурой и культурой межнационального общения. Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста;
  • взаимодействие с родителями на принципах партнерства и сотрудничества, для формирования единого образовательного пространства развития личности ребенка;
  • создание механизмов использования интеллектуальных, социокультурных и физкультурно-спортивных ресурсов столицы в образовании, а также в реализации потенциала образования в развитии микрорайона, округа, города.

Основные методологические подходы, позволяющие реализовать концептуальную идею (замысел) проекта "Классическая музыка в детском саду":

  • профессионально-деятельностный, комплексный и технологический подходы к формированию функциональной системы управления учреждением и организационной культурой педагогического коллектива. Разработка программ профессионального роста и сотрудничества детского сада с семьями воспитанников;
  • аксиологический и культурологический подходы к определению приоритетных задач методической работы в учреждении в контексте приобщения педагогов, воспитанников и их семей к ценностям отечественной и мировой культуры в процессе развития личности каждого ребенка и реализации его права выбора деятельности и отношений. Предполагают организацию обучения в рамках специфических для дошкольников видов деятельности - игры, конструирования, речевой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.;
  • гуманистический и личностно-ориентированный, дифференцированный подходы к определению содержания и выбору форм реализации воспитательно-образовательного процесса и образовательного маршрута каждого воспитанника, предоставления альтернативной линии получения дошкольного образования.

Вместе с тем, данный проект учитывает важнейшие положения современной Концепции дошкольного воспитания и амплификации детского развития, концепции развивающего взаимодействия детей и взрослых и опирается на них. Данные положения интегрируют в себе идею воспитания целостной личности ребенка и идею развития его творческого потенциала как необходимой базы для процесса личностного саморазвития в контексте:

  • реализации общеинтеллектуального направления развития личности ребенка как условия для обеспечения комплексного подхода к формированию социального интеллекта и умственных способностей;
  • формирования системы выявления, поддержки и развития детской одаренности, основанной на взаимодействии всех заинтересованных учреждений, ближайшего окружения ДОУ;
  • государственной поддержки реализации современных образовательных программ, направленных на развитие творческого и интеллектуального потенциалов ребенка и укрепление здоровья детей;
  • художественно-эстетического воспитания, при котором все направления воспитательно-образовательной деятельности подчинены развитию эмоциональной сферы, формированию эстетического вкуса ребенка, его творческих способностей и работают в единой связи.

В условиях быстро развивающейся инновационной образовательной деятельности именно от педагогов дошкольного образования зависят интенсивность процессов и результатов реализации новых образовательных проектов.

Признавая главной целью успешность развития каждого воспитанника, необходимо помнить, что важнейшая роль в данном процессе принадлежит личности самого педагога.

Важно организовать систему работы с кадрами, детьми и родителями как систему управления целостным педагогическим процессом повышения профессиональной компетентности и развития творческой активности каждого участника воспитательного процесса.

Необходимым условием реализации проекта является сохранение позитивных традиций дошкольного образования, которые заложены в образовательных программах.

Важно, чтобы реализация этого проекта подвигла педагогический коллектив ДОУ, каждого его члена к развитию педагогического творчества, мастерства, к выявлению, обобщению, распространению, внедрению ценного педагогического опыта, а также к созданию собственных методических разработок, видеозаписей для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В реализации данного проекта важную роль играют: образовательно-культурная функция, функция создания атмосферы, способствующей раскрытию способностей всех участников воспитательно-образовательного процесса, и функция саморазвития личности в условиях рынка образовательных услуг.

Реализация данного проекта направлена на повышение общей, в т. ч. музыкальной, культуры и детей, и взрослых.

На первоначальном этапе реализации данного проекта необходимо создать творческую группу, которая разрабатывает примерный план мероприятий по реализации проекта. Для этого ставятся задачи:
выявить адреса социального партнерства возможных участников проекта из числа учреждений образования и культуры;
провести анкетирование родителей, чьи дети посещают учреждение, с целью уточнения возможных участников проекта "Классическая музыка в детском саду" из числа родителей или других родственников;
изучить комплексные программы, а также парциальные программы по музыкальному воспитанию в детском саду в целях дальнейшего использования в проекте;
подготовить серию консультаций для педагогов и родителей по теме "Классическая музыка в детском  саду";
подготовить и провести стартовый педсовет, на котором должны быть самостоятельно выработаны собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, осмыслены предназначение и возможности ДОУ, дан старт реализации проекта в детском саду;
обеспечить присутствие на данном педсовете расширенного состава участников, пригласить родителей, педагогов музыкальной школы, педагогов домов творчества и других заинтересованных лиц;
познакомить педагогов учреждения с рекомендациями по реализации проекта "Классическая музыка" Т.Г. Рубан, музыковеда, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца (См.: http://www.educom.ru/ru/works/preschool/projects/Classic_music_recomendations.pdf. – Примеч. авт.);
предоставить родителям информацию о реализации проекта "Классическая музыка в детском саду";
создать справочник культурных объектов своего района, объединяющих учреждения образования и культуры, которые можно привлечь к участию в проекте. Заключить с ними договоры о сотрудничестве;
составить справочник культурных учреждений г. Москвы, которые можно рекомендовать родителям для посещения вместе с детьми дошкольного возраста в рамках реализации проекта "Классическая музыка в детском саду";
создать творческие микрогруппы по различных направлениям реализации проекта (проект с участием лауреатов, дипломантов различных конкурсов исполнителей, артистов балета, оперы из числа родителей, проект с привлечением детей, посещающих детские музыкальные школы. Обмен мнениями, выбор оптимальных вариантов реализации проекта в каждом отдельном учреждении с учетом инфраструктуры микрорайона, возможностей социальных партнеров и пр.);
обобщить результаты реализации проекта, подготовить творческий отчет;
подготовить открытый показ силами единомышленников из числа социальных партнеров детского сада;
создать серию локальных подпроектов, входящих в состав проекта "Классическая музыка в детском саду":
- к юбилейной дате конкретного композитора;
- "Играют дети музыкальной школы - наши выпускники";
- "Таланты нашей семьи" - музыкальная гостиная, организованная силами родителей-музыкантов или артистов-профессионалов, чьи дети посещают детский сад;
разработать примерный план для заинтересованных родителей по посещению театров, филармонии и прочих объектов культуры г. Москвы.

Данные методические рекомендации помогут педагогам детских садов организовать процесс реализации проекта с целью общения с живыми носителями музыкальной и художественной культуры, профессиональными исполнителями классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета) в каждом дошкольном учреждении.

Приложение 2

Методические рекомендации по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы, и образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, в процессе реализации проекта "Классическая музыка в детском саду" (Методические рекомендации составлены ГБОУ ДПО (повышения квалификации) г. Москвы "Учебно-методический центр развития образования в сфере культуры и искусства". См.: Письмо Департамента культуры г. Москвы от 20.08.2012 № 01-06-4491/2. - Примеч. авт. )

1. Общие положения
1.1. Данные методические рекомендации содержат основные положения по реализации проекта "Классическая музыка в детском саду", предполагающего взаимодействие дошкольных образовательных учреждений Департамента образования города Москвы (далее - ДОУ) с детскими школами искусств Департамента культуры города Москвы (далее - ДШИ).
1.2. Рекомендации составлены с опорой на следующие нормативные документы:

  • Государственная программа города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 гг.) "Развитие образования города Москвы ("Столичное образование")";
  • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг., утв. распоряжением Правительства РФ от 07.02.2011 № 163-р;
  • Положение о новых образовательных проектах в дошкольных образовательных учреждениях, разработанное Департаментом образования города Москвы совместно с Советом Ассоциации педагогов дошкольного образования и Городским советом заведующих дошкольными образовательными учреждениями (письмо Департамента образования города Москвы от 11.11.2011 № 2/35-7).

К настоящему времени ДОУ и ДШИ г. Москвы накоплен богатый научно-методический и практический опыт в области музыкального развития детей, позволяющий сформировать воспитательно образовательную систему дошкольного художественного воспитания на качественно новом уровне.

В ходе реализации проекта "Классическая музыка в детском саду" (далее - проект) планируется осуществление экспертно-аналитического, научно-методического и информационного сопровождения мероприятий.

Взаимодействие ДОУ с ДШИ г. Москвы позволит:

  • разработать модели создания условий для развития и интеграции деятельности ДОУ и ДШИ в области художественного воспитания детей дошкольного возраста;
  • расширить для детей и их родителей возможности посещения музыкально-культурных мероприятий в учреждениях дошкольного и дополнительного образования детей по месту жительства;
  • создать механизмы использования интеллектуальных, социокультурных ресурсов столицы в образовании, а также в реализации потенциала образования в развитии микрорайона, округа, города.

2. Цель и задачи взаимодействия ДОУ и ДШИ
Цель: художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Задачи:

  • обеспечение доступности для детей дошкольного возраста слушания классической музыки в живом высокохудожественном исполнении;
  • приобщение детей дошкольного возраста к ценностям музыкальной культуры;
  • развитие у детей художественного вкуса;
  • развитие у детей интереса к музыке как искусству;
  • организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры;
  • привлечение семей воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности;
  • стимулирование и развитие педагогического творчества и мастерства педагогических работников ДОУ и ДШИ;
  • приобщение учащихся и преподавателей образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, к просветительской деятельности;
  • повышение эффективности воспитательно-образовательного процесса работы с детьми.

3. Участники взаимодействия
Реализация проекта "Классическая музыка в детском саду" может быть осуществлена силами следующих участников:
1. Воспитанники ДОУ.
2. Учащиеся ДШИ.
3. Педагогические работники ДОУ (музыкальные руководители, воспитатели).
4. Педагогические работники ДШИ (преподаватели и концертмейстеры).
5. Родители детей - участников проекта, которые могут:

  • участвовать в подготовке и проведении мероприятий в рамках проекта;
  • быть сопровождающими детей в выездных мероприятиях;
  • помогать закрепить и расширить у своих детей представления о музыке, театре и других видах искусства.

К проекту могут быть привлечены выпускники ДШИ.

4. Алгоритм совместных действий педагогических коллективов ДОУ и ДШИ
Основные этапы совместных действий педагогических коллективов ДОУ и ДШИ по реализации проекта:
назначение руководителями участвующих в проекте ДОУ и ДШИ координаторов реализации проекта. В ДОУ координатором может быть музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования или другой специалист; в музыкальной школе - заместитель директора по учебно-воспитательной работе, педагогический работник (преподаватель, концертмейстер);
проведение установочной встречи координаторов проекта и представителей администрации этих учреждений (в 2012/2013 уч. г. - в сентябре, а в последующие годы - в первой половине апреля) с целью:
- обсуждения форм взаимного сотрудничества;
- составления плана совместных мероприятий ДШИ и ДОУ на год;
- выбора тематики мероприятий;
- ознакомления с образовательными программами, реализуемыми в учреждениях-партнерах;
- выбора репертуара с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) и в соответствии с программными требованиями дошкольных учреждений;
- заключения договора о сотрудничестве между ДОУ и ДШИ;
cоздание творческих групп для разработки примерного плана мероприятий по реализации проекта;
до середины мая каждого года - согласование руководителями ДОУ и ДШИ плана мероприятий на будущий учебный год по форме, предложенной в Приложении;
проведение в среднем четырех совместных мероприятий в год с использованием разных форм:

  • музыкальная гостиная;
  • праздники и развлечения;
  • музыкальный мастер-класс;
  • музыкально-литературный концерт;
  • номера для концерта в детском саду, проводимового в форме беседы;
  • музыкально-театрализованное представление;
  • музыкально-тематическое занятие;
  • музыкальный вечер и др.

Данные формы проведения мероприятий предполагают интеграцию различных видов музыкальной деятельности детей и разных видов искусства с использованием различных технических средств обучения.

Мероприятия могут проводиться как для отдельного детского сада, так и для нескольких ДОУ, т. е. могут быть сводными;

  • размещение информации о совместных мероприятиях в рамках проекта на сайтах ДОУ и ДШИ;
  • проведение разъяснительной работы с родителями о значении классической музыки для развития детей дошкольного возраста;
  • проведение совместных выездных культурно-массовых мероприятий с участием членов семей воспитанников ДОУ;
  • планирование поощрений администрацией ДОУ и ДШИ координаторов и участников проекта. Включение в Положение о стимулирующих выплатах пункта об участии педагогических работников в реализации проекта.

5. Регламент
5.1. При организации проведения совместных мероприятий детские сады должны учитывать особенности организации образовательного процесса в ДШИ, а ДШИ - особенности режима в детском саду.
5.2. При составлении расписания мероприятий рекомендуется планировать их в первой половине дня -с 9:00 до 11:00, во второй половине дня - с 16:00 до 17:00. Длительность мероприятия - не более 45 мин.
5.3. В начале учебного года в качестве музыкантов-исполнителей предпочтительно участие педагогических работников.

6. Тематика
Содержание мероприятий определяется традициями учреждений, участвующих в проекте, основными задачами на данный учебный год, значимыми общекультурными событиями, ресурсными возможностями учреждений. Вместе с тем, на первый план выдвигаются темы, способствующие развитию художественного восприятия детей дошкольного возраста, их эстетического вкуса, творческой фантазии, образных представлений, художественного воображения, формированию у них основ общей и музыкальной культуры и др.
Примерные темы:

  • "Времена года в музыке европейских и русских композиторов";
  • "Сказочные образы в музыке";
  • "Музыкальные инструменты";
  • "Мир музыкальных звуков";
  • "Музыкальные жанры: песня, танец, марш";
  • "Изобразительность в музыке" и т. п.

7. Программно-методическое обеспечение проекта
В качестве программно-методического обеспечения проекта "Классическая музыка в детском саду" рекомендуется использование следующих учебно-методических материалов:
1. Авторские программы:

  • Коренева Т.Ф. В мире музыкальной драматургии. М., 1999.
  • Петрова В.А. Малыш. Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (третий год жизни). М., 1998; и др.
  • Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М., 2000;
  • Тарасова К.В., Петрова М.Л., Рубан Т.Г. и др. Синтез. Программа развития музыкального восприятия на основе трех видов искусств. М., 1999.

2. Учебно-методические пособия:

  • Андреева М.П., Конорова Е.В. Первые шаги в музыке. М., 2004;
  • Бырченко Т.В. С песенкой по лесенке. М., 1983;
  • Вейс П.Ф. Музыкальный букварь. М., 2002;
  • Занимаемся искусством с дошкольниками. /Метод. пособ. под ред. К.В. Тарасовой (Коллектив авторов: Т.Г. Казакова, И.А. Лыкова, Г.Н. Пантелеев, Л.В. Пантелеева, Т.Г. Рубан, К.В. Тарасова). М., 2011;
  • Коренева Т.Ф., "Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста" в 2 частях. - Учеб.-метод. пособие. М., 2001.
  • Радынова О.П., Груздова И.В., КомиссароваЛ.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999;
  • Радынова О.П. Д.Д.Шостакович - детям //Дошкольное воспитание. 1994. - № 1-3;
  • Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 1994;
  • Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников. Учебник для педагогических вузов. М., 2011;
  • Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1997;
  • Радынова О.П. Слушаем музыку. М., 1990;
  • Тарасова К.В., Рубан Т.Г. Дети слушают музыку. М., 2001;
  • Франио Г., Лифиц И. Методическое пособие по ритмике для 1 класса музыкальных школ. М., 2007;
  • Чустова Л.И. Гимнастика музыкального слуха: Учебное пособие по сольфеджио для детских музыкальных школ и детских школ искусств. М., 2003, и др.

18. Ответственность сторон, реализующих проект
8.1. Ответственность детской школы искусств:

  • подготовка учащихся и педагогических работников школы к участию в совместных мероприятиях и проведение мероприятий;
  • подбор и разучивание репертуара проекта в соответствие с планом мероприятий и их содержанием;
  • организация и проведение мероприятий, запланированных на территории ДШИ, или выездных мероприятий, связанных с показом деятельности ДШИ.

8.2. Ответственность дошкольного образовательного учреждения:

  • организация мероприятий в помещении или на территории ДОУ в соответствии с программой и возможностями детского сада;
  • привлечение к реализации проекта воспитателей и специалистов ДОУ;
  • привлечение к активному участию родителей, профессия которых связана с различными видами искусства;
  • привлечение семей воспитанников к мероприятиям проекта;
  • подготовка сценариев мероприятий;
  • подбор и разучивание репертуара;
  • распределение ролей между участниками мероприятия;
  • подбор костюмов;
  • оформление зала в ДОУ.

Отчеты, фотогалерея, отзывы родителей и другая информация о совместных мероприятиях должны быть размещены на сайтах ДОУ и ДШИ.

Приложение
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий ДОУ города Москвы
"Детский сад № "
Иванова И.И.
" "20            г.

СОГЛАСОВАНО:
Директор ГБОУ ДОД города Москвы
"Детская музыкальная школа"
Иванова И.И.
" " 20      г.

Дата, время

и место проведения мероприятия

Форма проведения

Название мероприятия

Количество и возраст детей, участвующих в мероприятии

Категория участников (педагогические работники, учащиеся (младшие, средние, старшие классы))

Ответственные за проведение мероприятия

(Ф. И. О., должность)

ДОУ

ДШИ

ДОУ

ДШИ

Кол-во

Возраст

Приложение 3
Методические рекомендации по проведению открытия сезона "Классическая музыка в детском саду" в каждом образовательном учреждении г. Москвы, реализующем программу дошкольного образования (Составители методических рекомендаций: кафедра педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО МИОО; стажировочная площадка "Новые образовательные проекты. Использование ресурсов социокультурной среды г. Москвы для социализации и развития детей"; Ассоциация педагогов дошкольного образования (секция "Музыкальные руководители"); актив музыкальных руководителей г. Москвы. – Примеч. авт.)

Время проведения: в период с 25.09.2012 по 25.10.2012.
Место проведения: дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ).
Участники: воспитанники ДОУ, педагоги, родители воспитанников, родители-исполнители, учащиеся и педагоги Детских школ искусств (далее – ДШИ), профессиональные музыкальные коллективы (возможно приглашение одного или нескольких участников из различных учреждений образования и культуры).

При наличии договора с ДШИ обязательно участие обеих сторон. При отсутствии заключенного договора возможно участие педагогов и учащихся ДШИ по согласованию.

Форма проведения: музыкальный досуг, концерт, музыкальная гостиная, творческий вечер, театрализация или любая другая форма, выбранная в соответствии с методическими рекомендациями по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования г. Москвы, и образовательных учреждений дополнительного образования детей, подведомственных Департаменту культуры г. Москвы, в процессе реализации проекта "Классическая музыка в детском саду" по выбору организатора и по согласованию с исполнителем.

Репертуар:

  • музыкальные шедевры для дошкольников разных эпох и стилей, доступные для детского восприятия. Подбор репертуара должен соответствовать программным требованиям и должен быть согласован с музыкальным руководителем ДОУ.

Продолжительность: в зависимости от выбранной формы. Возможны следующие варианты:

  • музыкальный досуг – 15–20 мин;
  • праздник – 35–45 мин;
  • День музыки – в течение дня, с учетом режимных моментов.

Информация о проведенном мероприятии должна быть размещена на официальном сайте образовательного учреждения в течение недели.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль