Гимнастика калланетика в системе физкультурно-оздоровительной работы

3391
Гимнастика калланетика в системе физкультурно-оздоровительной работы

Авторы:
Турилова Е.К.,  канд. пед. наук, заслуженный учитель РФ,  зав. МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 20,  г. Нижний Новгород,
Клишева И.Д.,  инструктор по лечебной физкультуре,  зав. МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад № 20,  г. Нижний Новгород

В последнее время все чаще говорят о явлениях децелерации, т. е. замедлении процессов биологического созревания органов и систем детского организма. К сожалению, в программах физического воспитания, разработанных для ДОУ, почти не учитывается функциональная зрелость всех систем и органов ребенка, прежде всего, его психомоторные возможности.

Калланетика (callanetics) - комплекс оздоровительной гимнастики, который включает в себя специальные статические упражнения, направленные на растяжение и сокращение всех групп мышц одновременно, в т. ч. глубоких и мелких мышц в дистальных отделах.

В нашем детском саду на протяжении многих лет физкультурно-оздоровительная работа с дошкольниками проводится по программе "Я и мое здоровье", которая представляет собой комплекс медицинских, педагогических, оздоровительных и профилактических мероприятий. В процессе занятий обеспечиваются коррекция и компенсация нарушенных движений у детей. При проведении оздоровительной работы мы ориентируемся в первую очередь на индивидуальные возможности воспитанников.Что такое калланетика?

Актуальная для современных дошкольников проблема дисбаланса мыщц, мышечных гипертонусов, атипичных моторных паттернов приводит к усталости мышц, мышечным болям и нарушениям осанки. В качестве регулятора и стимулятора морфологического и функционального развития детей можно использовать гимнастику калланетика.

Калланетика разработана американкой Каллан Пинкней в 1960-е годы. Комплекс состоит из 29 статических упражнений, созданных на основе различных видов восточной гимнастики, в т. ч. йоговских асан и силовой гимнастики.

Упражнения в калланетике выполняются путем фиксации и удерживания позы определенное время, что позволяет избежать резких движений и травматизма.Цели и задачи занятий калланетикой

Основная цель занятий калланетикой - формирование и укрепление правильной осанки, мышечного тонуса, общее оздоровление дошкольников в детском саду.

Задачи калланетики заключаются в следующем:

  1. Формирование мышечной структуры, снятие мышечного напряжения.
  2. Активизация обмена веществ, ускорение процессов метаболизма в мышцах.
  3. Активизация и укрепление иммунной системы организма.
  4. Улучшение гибкости, координации движений, укрепление суставов.
  5. Повышение ловкости, быстроты реакции ребенка.
  6. Улучшение психоэмоционального состояния.

Физиологический эффект калланетики

Физиологический эффект калланетики основан на том, что при длительной физической нагрузке на мышцу (растягивание) возрастает уровень ее метаболизма (увеличивается скорость обмена веществ), что значительно эффективнее циклической нагрузки. Благодаря растяжению и сокращению мышц улучшается циркуляция крови в организме, обеспечивается полноценное питание клеток внутренних органов. Выполнение комплекса упражнений способствует тому, что все системы организма настраиваются на правильную работу.

В результате занятий калланетикой:

  • исправляется осанка;
  • исчезают мышечные боли;
  • нормализуется вес;
  • улучшается тонус мышц;
  • повышается гибкость, мышцы удлиняются без лишнего объема;
  • укрепляются суставы, мускулатура становится более сильной;
  • повышаются внимание и реакция;
  • уменьшается подверженность стрессам, появляется уверенность в собственных силах.

Занятия калланетикой сопровождаются музыкой - спокойной классической или этнической. Такая музыка нормализует давление и сердечно-сосудистую деятельность, оказывает успокаивающее действие, снимает напряжение. В приложении приведен примерный комплекс упражнений.

Приложение Комплекс упражнений Разогрев:
подготовка мышц к основным упражнениям

Упражнение 1
И. п. стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища. Раз - руки в стороны, ладони вверх - 30 с.
Два - руки за голову, ладони, касаются шеи, локти в стороны, легкий полуприсед - 30 с.
Три - локти вверх, легкий полуприсед - 30 с. Четыре - вернуться в и. п. Упражнение 2 И. п. - то же.
Раз - наклон вперед, потянуться плечами к полу 20 с. Два - наклон вправо - 20 с. Три - наклон влево - 20 с. Четыре - вернуться в и. п.

Разминка
(предполагает более интенсивные движения, чем при разогреве) Упражнение
И. п. - стоя, ноги на ширине плеч.
Раз - поднять руки вверх и держать их высоко, тянуться вверх - 10 с.
Два - согнуть ноги в коленях, вытянуть руки вперед -10 с.
Три - нагнуться вперед, перевести руки назад, вытянуть вперед подбородок и шею - 10 с.
Четыре - перевести руки вперед - 10 с. Пять - перевести руки назад - 10 с. Шесть - вернуться в и. п. Повторить 5 раз.

Основная часть
Упражнение 1
И. п. - лежа на спине.
Раз - ноги согнуть в коленях под углом 90°.
Два - правую стопу перенести через левое колено и опереться стопой правой ноги о левое колено.
Три - правое колено отвести вправо.
Четыре - ладонями обхватить левую ногу под коленом и подтянуть к груди. Время выполнения 1 мин. Повторить то же с левой ноги.

Упражнение 2 "Кораблик"
И. п. - стоя на коленях, руки опущены вдоль туловища.
Раз - поднять правую руку вверх и наклониться влево - 10 с.
Два - левой рукой опереться ладонью о пол - 10 с.
Три - правую руку завести за голову, ладонь направлена вверх - 20 с.
Четыре - вернуться в и. п.
Повторить то же левой рукой.
Упражнение 3 "Волшебный мяч"
И. п. - стоя на коленях.
Раз - руками опереться о мяч.
Два - руки выпрямить и держать мяч в вытянутых руках.
Три - отвести назад прямую правую ногу.
Время выполнения 1 мин.
Повторить то же с левой ногой

Упражнение 4 "Рыбка"
И. п. - стоя, руки опущены вдоль туловища.
Раз - лечь на мяч животом, ноги выпрямлены, кончики пальцев упираются в пол.
Два - приподнять туловище, ноги и спину держать прямо. Три - руки завести за спину, лопатки соединить. Четыре - руки поднять вверх за спиной. Время выполнения 1 мин.

Заключительная часть

Упражнение 1 "Парус"

И. п. сидя на полу, ноги разведены в стороны, гимнастическая палка в опущенных руках.
Раз - правую ногу согнуть в колене и стопой упереться во внутреннюю поверхность бедра левой ноги.
Два - палку поднять вверх и левым концом в левой руке коснуться пальцев левой ноги. Руки прямые, палка в вертикальном положении, лопатки сведены. Выполнять в течение 1 мин. То же в другую сторону.

Упражнение 2 (на расслабление)

И. п. сидя на полу, ноги разведены в стороны.
Раз - потянуться, руками вперед - 1 мин.
Два - потянуться руками к правой ноге, наклониться - 1 мин.
Три - потянуться руками вперед - 1 мин.
Четыре - потянуться руками к левой ноге, наклониться - 1 мин.

Упражнение 3

И. п. лежа на животе, руки в стороны. Ноги согнуты в коленях. Выполнить произвольные махи ногами в течение 2 мин.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль