План совместной деятельности педагога-психолога и ребенка старшего дошкольного возраста по развитию мотивационной сферы с использованием технологии коучинага

2695
План совместной деятельности  педагога-психолога и ребенка старшего дошкольного возраста  по развитию мотивационной сферы  с использованием технологии коучинага
Автор: Лаптева Наталья Ивановна, педагог-психолог высшей категории МБДОУ №178 г.о. Самара 
Развитие мотивационной сферы ребенка -  актуальная  проблема, так как очень часто психодиагностическое обследование на готовность к школе показывает несформированность мотивационной сферы, отсутствие учебной познавательной мотивации. Несформированность у ребенка позиции ученика при поступлении в школу представляет собой важную и сложную проблему для всех педагогов. В области практической психологии существует ситуация объективного недостатка коррекционно-развивающих методов и методик работы с мотивационной сферой ребенка-дошкольника. Одним из путей решения сформировавшейся проблемы может быть использование в работе техник и технологий коучинга. Данный план совместной деятельности ребенка и психолога разработан в активном поиске оптимального эффективного психологического метода. Технология проводится в индивидуальной форме работы, принципиально отличается от классического коучинга тем, что здесь психолог использует тонкую профессионально ненавязчивую корректировку целей, мотивов, намерений ребенка. То есть, он держит под контролем ситуацию индивидуальной работы, чтобы сохранить ее целесообразность. В противном же случае цель может быть не достигнута. Цель данной разработки – вывести ребенка на уровень учебной мотивации в процессе беседы с ним. В случае если, совместно с ребенком, не удается сформировать мотивацию обучения и ребенок «уходит» в сторону других неучебных целей, это даст психологу знание и представление о мотивационной стороне личности ребенка и позволит наметить дальнейшую психологическую работу с ним.

Цель: Развитие учебной мотивации у детей старшего дошкольного возраста с использованием техник коучинга.

Задачи: 1. Диагностика учебной мотивации с помощью психологической методики и диагностического задания. 2. Формирование у ребенка побудительного мотива к обучению с помощью техник коучинга: упражнения «Мотивирующие цели» и упражнения "Масштаб цели". 3. Подведение итогов психологической работы, совместная с ребенком рефлексия.

1. Диагностическое задание. На подготовительном к индивидуальной работе этапе определяется уровень учебной мотивации ребенка с помощью психологической методики, например, методики диагностики мотивации учения у детей 5-7 лет Т.А. Нежновой, модификация А.М. Прихожан.

Оборудование: картинки с изображением школы, уроков в школе, учителя, учеников лежат на столе перед ребенком, в руках у психолога вопросы беседы, листы бумаги, ручка, карандаш.

Ход выполнения диагностического задания: Перед началом беседы, ребенку показываются картинки с изображением школы, уроков в школе, учителя, учеников. На первом этапе индивидуальной работы диагностируются уровень учебной мотивации и цели ребенка с помощью вопросов из коучинга: 1) Хочется ли тебе идти в школу? 2) Если да или нет, то тогда что это даст тебе в жизни? 3) Какой первый шаг ты сделаешь, чтобы поступить в школу?

2. Основная часть деятельности. Для того, чтобы у ребенка появился смысл обучения в школе и сформировался побудительный мотив используется техника коучинга "Мотивирующая цель".

Упражнение "Мотивирующая цель"
1. Формулировка цели в позитивных словах: Чего ты хочешь добиться в жизни?
2. Нахождение цели в пределах зоны контроля: Как ты можешь это получить? Что ты станешь делать? Является ли это важным для тебя?
3. Измеряемость и реальная воспринимаемость результата: Что тебе нужно для того, чтобы получить этот результат? Какой первый шаг ты можешь сделать? Как ты узнаешь, что ты достиг цели?
4. Экологичность цели: Какое влияние это окажет на твою жизнь? Какую пользу принесет тебе? А окружающим? Какая польза будет от результата? В целях закрепления у ребенка побудительного мотива, а так же выявления дополнительного смысла учения и дополнительных ресурсов используется техника коучинга "Масштаб цели" (Шаги вверх)

Техника "Масштаб цели" (Шаги вверх) С помощью психолога формулируется мотивирующая цель обучения. Далее она преобразуется с помощью цепочки вопросов: А что это тебе даст? Таким образом, формулируется конечная более глобальная цель, например: "Хочу много знать", "Хочу все знать", "Хочу быть умным и образованным", "Смогу зарабатывать деньги на жизнь", "Смогу обеспечить себе жизнь", "Буду счастлив", "Будут счастливы родители" и т. д.

Совместно с психологом составляется план на будущее:

  • Чего ты хочешь добиться в жизни?
  • Как ты видишь свое будущее?
  • Где место для учебы в твоем будущем?
  • А нужно ли вообще учиться?
  • Для чего нужно учиться?

Важно, каким-нибудь образом, с помощью цепочки вопросов вывести ребенка на разговор о будущей учебе, выяснив его эмоциональное отношение, приоритетные цели, сферу интересов. Для длительной последующей работы с мотивационной сферой ребенка, можно развивать даже беседу по вопросам:

  • А что будет, если ты не будешь учиться?
  • А что это тебе даст в жизни?
  • А что ты будешь делать?
  • А чем ты будешь заниматься?
  • А как ты видишь свое будущее?
  • А что ты любишь больше всего?

Все ответы ребенка записываются. Психолог должен постараться найти дополнительный ресурс для дальнейшей работы.

Упражнение "Собираем портфель в школу"

Оборудование: картинки с изображением портфеля, школьных принадлежностей, игрушек и других дополнительных предметов.

Ход упражнения: Психолог предлагает ребенку собрать портфель в школу. При этом задает следующие вопросы:

  • Что ты возьмешь с собой в школу?
  • Для чего это тебе нужно?
  • Что будет, если ты возьмешь это в школу?
  • Что ты не возьмешь с собой в школу?
  • Что будет, если ты не возьмешь это в школу?

3. Рефлексия. Проводится в виде техники коучинга "Рамка результата":

Техника "Рамка результата"

  1. Что ты хочешь в жизни?
  2. Как ты можешь этого достигнуть?
  3. Как ты узнаешь, что этого достиг?
  4.   Как ты можешь в этом себе помочь?

Психолог еще раз озвучивает ребенку его цели, намерения, мотивы, побуждения как результат всей работы, отслеживая эмоциональную реакцию ребенка, его мнение, согласие или несогласие с выводами. Ребенок высказывает свое мнение, свои чувства.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник педагога-психолога. Детский сад»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 26 сентября 2017 г.
      • Трудовые отношения и эффективный контракт в ДОО

      • Вавилова А. А.
        Старший научный сотрудник МГПУ, кандидат юридических наук

        Подробнее
      • 12 октября 2017 г.
      • Управление качеством образования на основе результатов сравнительных исследований и мониторингов в ДОО
      • Никитина Т. А.
        К.п.н., начальник отдела качества дошкольного образования и сопровождения деятельности экспертов ГАОУ ДПО «Московский центр качества образования» (МЦКО)

        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль