Интервью Дмитрия Ливанова программе "Вести в субботу"

490
Интервью Дмитрия Ливанова программе

Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов рассказал о работе по созданию школьных учебников по истории, совершенствовании системы Единого государственного экзамена и проведении ежегодного мониторинга эффективности высших учебных заведений.

Видеозапись интервью Министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова программе "Вести в субботу" телеканала "Россия 1"

- Как писать единый учебник по истории, который мы обсуждали с вашим коллегой Владимиром Мединским, если мнения историков расходятся?

- Если в одной комнате собрать 20 лучших историков России, у них будут разные взгляды на исторические события. Если они смогут договориться и создадут общий текст, под которым каждый из них подпишется, этот учебник будет вызывать доверие у нашего общества. - Это будет один учебник или одна программа, на основе которой можно сделать много вариантов?

- Это будет линейка учебников, объединенная единой программой. Она рассчитана на школьников разных возрастов. И я думаю, она будет существовать на разных уровнях – общем и углубленном. В старшей школе появятся разные профили, в том числе и гуманитарный. Школьники, которые выберут именно этот профиль, конечно, будут изучать историю на углубленном уровне. - Когда вы планируете собрать комиссию для обсуждения новой линейки учебников по истории и кто в нее войдет?

- Это будет рабочая группа из ведущих российских ученых — историков, авторов наиболее востребованных учебников истории, которые сегодня используются в школах, представителей общественности, Российского исторического общества, Российского военно-исторического общества. Очень важно, чтобы в этой работе были услышаны голоса именно ученых-историков, а не политиков. История — это наука, у нее есть свои законы. Вот эти законы и должны быть отражены в учебнике. - Владимир Ильич Ленин в 1918 году предлагал соратникам отметить первую годовщину октябрьского переворота. Ленин предлагал переворот, который потом стал называться "революцией". Коммунисты недовольны, когда эти события называют "переворотом". Но согласно марксизму — был акт переворотов. Когда дело дойдет до названий событий в будущем учебнике, как это будет обсуждаться?

- Этот вопрос будут обсуждать профессионалы. Дело не в названиях. - В последнее время я провожу эксперимент. Когда к нам приходят стажеры устраиваться на работу, я задаю им вопрос: кто, кроме Германии, напал на Советский Союз 22 июня 1941 года? Почему-то все чаще и чаще мне стали отвечать, что Австрия. Долго не мог понять, в чем дело. Потом мне объяснили, что есть какой-то формуляр в ЕГЭ, касающийся истории, где на одной странице — Великая Отечественная война и Первая мировая. Вспоминают, что там была Австро-Венгрия. Потом говорят: "Австрия". На собрании Российского исторического общества в Кремле ставили вопрос не только об учебнике, но и о том, чтобы привести в порядок ЕГЭ по истории. Обсуждение данного вопроса будет проходить параллельно с новым учебником?

- Экзамены должны быть проверкой не только того, насколько хорошо школьники запомнили те или иные факты, но и проверкой способности детей использовать свои знания при решении практических задач. Именно на это нацелена наша работа по изменению содержания и технологий единого экзамена. В большей степени будет использоваться устная часть на экзамене. И не только на экзаменах по иностранным языкам, но и по гуманитарным предметам в целом. Будем использовать компьютерные формы единого экзамена. Сейчас мы запустили несколько очень серьезных проектов по изменению содержания и технологии единого экзамена. - В середине февраля вы давали "Вестям в субботу" интервью в Красноярске. Тогда мы говорили о литературе и о "Родительском сопротивлении" — большом сборе с участием президента в Колонном зале Дома союзов. Там прозвучали претензии к сообществу, которое готовит учебники, — о том, что из курса литературы убирают много классических российских писателей. Вместо них включают современных авторов. Что вы собираетесь делать с этим списком?

- Прежде всего, не нужно делать никаких резких изменений в программе по литературе. Наша педагогика всегда отличалась приверженностью к классическим образцам. И наши дети учатся чтению с помощью лучших классических произведений русской литературы, проходят русскую классику в старшей школе. Именно это является основой в формировании единого культурного фундамента нации. Нам надо сохранить эти традиции. Какие бы изменения ни происходили, безусловно, они будут следствием открытого и широкого обсуждения профессионалов и общественности. Очень важно не потерять в процессе этих изменений то ценное, что есть сегодня в нашей педагогической школе. - Но изменения все-таки будут?

- Я думаю, изменения всегда происходят. В начале 90-х годов в нашей школьной программе по литературе появились такие имена, как Солженицын, Довлатов, и так далее. Изменения будут, так как жизнь меняется, появляются новые имена в литературе. - Ваше прошлое появление в нашей студии вызвало много шума. Все заговорили об оценке качества вузов, о зарплате преподавателей. Я был возмущен тем, как блогеры брали из нашей беседы фразу и делали из нее сенсацию. Хотя мы говорили совершенно о другом. После нашей беседы вы сделали какие-то выводы?

- Естественно, выводы сделаны. Определены те высшие учебные заведения и те филиалы, которые требуют оптимизации или реорганизации. - Значит, их закроют?

- Нет. Как правило, это как раз не закрытие, а присоединение к более сильному вузу или какие-то изменения в руководстве того или иного образовательного учреждения. Эти изменения призваны улучшить качество работы и подготовки студентов. Это для нас является ключевым вопросом. Поэтому все решения, которые были приняты в результате мониторинга 2012 года, будут реализованы. Они уже реализуются. В 2013 году мы направим свои усилия на филиальные сети наших государственных вузов, ведь не секрет, что филиалов у нас очень много. И, к сожалению, очень часто они не в состоянии обеспечить высокий уровень подготовки студентов. Когда я иногда разговариваю со студентами, слышу нелестные отзывы в адрес качества образования. Все люди, которые имеют отношение к профессиональному образованию, к высшему образованию, согласятся, что качество обучения в филиалах наших высших учебных заведениях не высокое. В 2013 году мы уделим особое внимание сокращению филиальной сети, улучшению качества обучения в филиалах наших высших учебных заведений. Но осенью 2013 года мы проведем новый мониторинг высших учебных заведений – государственных и негосударственных, всех вузов и всех филиалов, вне зависимости от их формы собственности. Мы проведем этот мониторинг с учетом всех тех замечаний, предложений, претензий, которые мы получили по результатам прошлого мониторинга. Появятся два новых критерия: один будет учитывать трудоустройство выпускников, а второй — специфику вуза, его принадлежность к тем или иным профессиональным группам, например, вузы культуры, транспорта, искусства или медицинские высшие учебные заведения и так далее. Эту работу мы проведем в сентябре-октябре 2013 года, а потом по результатам мы будем принимать определенные решения и реализовывать их. - Вы будете анализировать трудоустройство вообще или трудоустройство по полученной профессии?

- В этом году мы будем учитывать количество выпускников того или иного вуза или филиала, которые зарегистрированы на бирже труда в качестве безработных. Мы будем оценивать способность вуза дать своим студентам такое образование, которое позволит им трудоустроиться. - Сейчас 60% не работают по профессии.

- Я это не исключаю. Такой углубленный анализ требует, конечно, более серьезных и масштабных социологических исследований. - Как вы относитесь к тому, чтобы студенты проходили военную службу во время летних каникул?

- Этот эксперимент мы будем поддерживать, но при условии, что эта форма прохождения военной службы не будет идти в ущерб качеству того образования, которое студенты будут получать в высших учебных заведениях.

Источник >>

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Рассылка




© МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
  • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль