Групповая психологическая диагностика в ДОУ в соответствии с ФГОС

69127

Сложности проведения диагностики в подготовительной группе по ФГОС

Педагоги-психологи часто сталкиваются с необходимостью в срочном порядке провести диагностику психического состояния всех дошкольников в детском саду. При этом многие психодигностические и диагностические методики для дошкольников рассчитаны на индивидуальную работу, занимающую много времени и сил, а в методических пособиях редко можно найти бланки протоколов — лишь описания диагностических методик. Психологическая диагностика в ДОУ в соответствии с ФГОС также осложняется отношением детей к процессу тестирования: многие малыши, успешно отвечающие на вопросы воспитателей на занятия, в кабинете психолога становятся замкнутыми и неуверенными в себе. В итоге диагностирование состояния воспитанников занимает много времени, родители часто остаются недовольными работой педагога-психолога, а время, отведенное на проведение коррекционной работы и обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, тратится на подтверждение и протоколирование результатов. 

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Реализация ФГОС ДО. Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

В современных условиях ведения психологической практики в дошкольной образовательной организации необходимо искать другие пути проведения диагностики в подготовительной группе по ФГОС, соответствующие следующим условиям:

  • диагностика личности проводится в коллективе, а не в индивидуальном порядке;
  • сохраняется взаимосвязь заданий, которые предоставляются детям в начале и конце учебного года, а также для диагностики готовности к школе;
  • используются материалы, апробированные на практике;
  • легкость получения результатов;
  • наличие бланков протоколов;
  • проведение тестирования в форме игры. 

Проведение диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС  по авторским методикам

При составлении комплекса диагностических методик, представленных в приложении, все эти условия были соблюдены. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д., в которых предусмотрена возможность проведения диагностики в подготовительной группе по ФГОС. Более подробная информация о списке используемых методик представлена в таблице 1. 

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Таблица 1

Приложение
Скачать в .docx

Название методики

Основная направленность методики /теста/

Авторы методики

Литературный источник

1

10 слов

Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания

Лурия А.Г.

Диагностический комплект. Семаго

2.

Исследование зрительной памяти

Выявление особенностей зрительного восприятия

Семаго М.М.

Диагностический комплект. Семаго

3.

Корректурная проба

Исследование устойчивости внимания

Пьерон - Рузер

Диагностический комплект. Семаго

4.

Простые аналогии

Невербальное и вербально логическое мышление

Семаго

Диагностический комплект. Семаго

5.

Исключение понятий и предметов

Невербальное и вербально логическое мышление

Семаго

Диагностический комплект. Семаго

6.

Чего недостает

Исследование внимания

Векслер

Практический материал для проведения п-п обследования детей. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик

7.

Дорисуй

Исследование восприятия

Головина Т.Н.

Практический материал для проведения п-п обследования детей. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик

8.

Последовательность событий

Исследование процессов мышления

Берштейн А.Н.

Коррекционно-развивающие занятия. Шарохина В.Л.

9.

Заборчик (Продолжи узор)

Исследование мышления

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

"От диагностики к развитию"

10.

Почини коврик

Исследование мышления

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

"От диагностики к развитию"

11.

Исключение лишнего

Исследование мышления

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

"От диагностики к развитию"

12.

Установление закономерностей

Исследование мышления

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

"От диагностики к развитию"

13.

Оценка мотивационной готовности к обучению в школе

Солдатов Д.В.

К школьной жизни готов.

Каменская В.Г., Зверева С.В.

Предложенные методики диагностики в подготовительной группе по ФГОС позволяют контролировать процесс психологического обследования дошколят. При этом педагог-психолог может использовать другие диагностические методики для дошкольников и приемы, чтобы подтвердить полученный результат. Преимуществом методики также является легкость обработки бланков, которые можно использовать в качестве подтверждения результатов в случае возникновения сомнений у родителей.

Диагностическое тестирование позволяет:

  • составить объективное представление об уровне развития каждого воспитанника;
  • определить сильные стороны личности дошкольника, на которые можно опираться в ходе проведения коррекционной работы;
  • выявить эффективность педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.

Результаты проведенной диагностической работы можно использовать:

  • при планировании групповой или индивидуальной работы с воспитанниками;
  • при выборе воспитательно-образовательных программ;
  • при формировании предметно-развивающей среды в группах детского сада;
  • при комплектовании проблемных групп.

Психологическое состояние детей дошкольного возраста отличается высокой динамикой, оно напрямую зависит от характера общения малыша с родителями, педагогами, сверстниками. Диагностическая работа помогает правильно оценить специфику психического развития детей, чтобы обеспечить его легкий переход на следующий возрастной этап. 

Следует отметить, что диагностика в подготовительной группе по ФГОС (по таблицам) проводится в конце учебного года с воспитанниками второй младшей, средней, подготовительных групп. При работе с детьми младшего возраста рекомендуется применять методики, разработанные для воспитанников младшего возраста. Тестирование можно проводить с группами численностью 12-15 человек. 

В ходе проведения диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС (по таблицам) на каждого ребенка нужно завести индивидуальный бланк, который воспитанник заполняет карандашом в ходе проведения игровых заданий. Полученные данные педагог-психолог заносит в общий бланк протокола, они влияют на характеристику на психолога ДОУ

Читайте другие статьи по работе психолога в ДОУ:

Реализация ФГОС ДО . Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Ксения Белая, канд. пед. наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Бланки для диагностики психического развития детей .doc

Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»

    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Школа Менеджера образования




      © МЦФЭР, 2017. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
      Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
      Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

      Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

      • доступ к 9 000 профессиональных материалов;
      • 4 000 готовых рекомендаций воспитателей-новаторов;
      • более 200 сценариев дошкольных мероприятий;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль