Групповая психологическая диагностика в ДОУ в соответствии с ФГОС

69849

Сложности проведения диагностики в подготовительной группе по ФГОС

Педагоги-психологи часто сталкиваются с необходимостью в срочном порядке провести диагностику психического состояния всех дошкольников в детском саду. При этом многие психодигностические и диагностические методики для дошкольников рассчитаны на индивидуальную работу, занимающую много времени и сил, а в методических пособиях редко можно найти бланки протоколов — лишь описания диагностических методик. Психологическая диагностика в ДОУ в соответствии с ФГОС также осложняется отношением детей к процессу тестирования: многие малыши, успешно отвечающие на вопросы воспитателей на занятия, в кабинете психолога становятся замкнутыми и неуверенными в себе. В итоге диагностирование состояния воспитанников занимает много времени, родители часто остаются недовольными работой педагога-психолога, а время, отведенное на проведение коррекционной работы и обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, тратится на подтверждение и протоколирование результатов. 

Выбор редакции:

Сборник лучших материалов по теме
«Оценка качества образования»


Важно! В конце статьи представлен видеосеминар на тему «Реализация ФГОС ДО. Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

В современных условиях ведения психологической практики в дошкольной образовательной организации необходимо искать другие пути проведения диагностики в подготовительной группе по ФГОС, соответствующие следующим условиям:

  • диагностика личности проводится в коллективе, а не в индивидуальном порядке;
  • сохраняется взаимосвязь заданий, которые предоставляются детям в начале и конце учебного года, а также для диагностики готовности к школе;
  • используются материалы, апробированные на практике;
  • легкость получения результатов;
  • наличие бланков протоколов;
  • проведение тестирования в форме игры. 

Проведение диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС  по авторским методикам

При составлении комплекса диагностических методик, представленных в приложении, все эти условия были соблюдены. За образец брались материалы Семаго М.М., Шарохиной В.Л., Фоминой Л.В., Осиповой А.А. и Забрам-ной С.Д., в которых предусмотрена возможность проведения диагностики в подготовительной группе по ФГОС. Более подробная информация о списке используемых методик представлена в таблице 1. 

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

Таблица 1

Приложение
Скачать в .docx

Название методики

Основная направленность методики /теста/

Авторы методики

Литературный источник

1

10 слов

Исследование объема и скорости слухоречевого запоминания

Лурия А.Г.

Диагностический комплект. Семаго

2.

Исследование зрительной памяти

Выявление особенностей зрительного восприятия

Семаго М.М.

Диагностический комплект. Семаго

3.

Корректурная проба

Исследование устойчивости внимания

Пьерон - Рузер

Диагностический комплект. Семаго

4.

Простые аналогии

Невербальное и вербально логическое мышление

Семаго

Диагностический комплект. Семаго

5.

Исключение понятий и предметов

Невербальное и вербально логическое мышление

Семаго

Диагностический комплект. Семаго

6.

Чего недостает

Исследование внимания

Векслер

Практический материал для проведения п-п обследования детей. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик

7.

Дорисуй

Исследование восприятия

Головина Т.Н.

Практический материал для проведения п-п обследования детей. С.Д. Забрамная, О.В. Боровик

8.

Последовательность событий

Исследование процессов мышления

Берштейн А.Н.

Коррекционно-развивающие занятия. Шарохина В.Л.

9.

Заборчик (Продолжи узор)

Исследование мышления

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

"От диагностики к развитию"

10.

Почини коврик

Исследование мышления

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

"От диагностики к развитию"

11.

Исключение лишнего

Исследование мышления

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

"От диагностики к развитию"

12.

Установление закономерностей

Исследование мышления

Забрамная С.Д., Боровик О.В.

"От диагностики к развитию"

13.

Оценка мотивационной готовности к обучению в школе

Солдатов Д.В.

К школьной жизни готов.

Каменская В.Г., Зверева С.В.

Предложенные методики диагностики в подготовительной группе по ФГОС позволяют контролировать процесс психологического обследования дошколят. При этом педагог-психолог может использовать другие диагностические методики для дошкольников и приемы, чтобы подтвердить полученный результат. Преимуществом методики также является легкость обработки бланков, которые можно использовать в качестве подтверждения результатов в случае возникновения сомнений у родителей.

Диагностическое тестирование позволяет:

  • составить объективное представление об уровне развития каждого воспитанника;
  • определить сильные стороны личности дошкольника, на которые можно опираться в ходе проведения коррекционной работы;
  • выявить эффективность педагогического и коррекционно-развивающего процесса в ДОУ.

Результаты проведенной диагностической работы можно использовать:

  • при планировании групповой или индивидуальной работы с воспитанниками;
  • при выборе воспитательно-образовательных программ;
  • при формировании предметно-развивающей среды в группах детского сада;
  • при комплектовании проблемных групп.

Психологическое состояние детей дошкольного возраста отличается высокой динамикой, оно напрямую зависит от характера общения малыша с родителями, педагогами, сверстниками. Диагностическая работа помогает правильно оценить специфику психического развития детей, чтобы обеспечить его легкий переход на следующий возрастной этап. 

Следует отметить, что диагностика в подготовительной группе по ФГОС (по таблицам) проводится в конце учебного года с воспитанниками второй младшей, средней, подготовительных групп. При работе с детьми младшего возраста рекомендуется применять методики, разработанные для воспитанников младшего возраста. Тестирование можно проводить с группами численностью 12-15 человек. 

В ходе проведения диагностики в ДОУ в соответствии с ФГОС (по таблицам) на каждого ребенка нужно завести индивидуальный бланк, который воспитанник заполняет карандашом в ходе проведения игровых заданий. Полученные данные педагог-психолог заносит в общий бланк протокола, они влияют на характеристику на психолога ДОУ

Читайте другие статьи по работе психолога в ДОУ:

Реализация ФГОС ДО . Интерактивные технологии в работе с детьми дошкольного возраста

Ксения Белая, канд. пед. наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования, заслуженный учитель РФ

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Бланки для диагностики психического развития детей .doc
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль