Конспект урока по русской словесности в 3 классе. Проводы Масленицы

1844
Конспект урока по  русской словесности  в 3 классе. Проводы Масленицы

Автор: Кузнецова Марина Геннадьевна, преподаватель теории музыки, высшей категории КГКП Школа искусств №2 Коммунальное Государственное Казённое Предприятие Школа искусств №2 города Караганды (Республика Казахстан)

Цель: ознакомление с языческими обрядами восточных славян, их культурой  и традициями.

 
Задачи:
  1. образовательная -  обобщить и закрепить в игровой форме культурологический материал, с которым учащиеся познакомились в ходе изучения пьесы Островского "Снегурочка";
  2. развивающая -  развивать творческие наклонности ребят, умение проводить межпредметные параллели;
  3. воспитательная - воспитывать толерантность, уважительное отношение  к мировому культурному наследию,   чувство  национальной гордости за свою страну

Участники: ученики начальных классов (не более 30 человек)


Организатор и ведущая:
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Предварительная подготовка:
родители заранее готовят детям костюмы в народном стиле, необходимый инвентарь – санки, пекут блины и приносят чай в термосах. Дети совместно с учителем наряжают чучело Масленицы, разучивают частушки и тексты вокальных произведений.
  Праздник проходит на улице. Дети в костюмах, родители – вывозят на санках чучело Масленицы. Становятся напротив Масленицы полукругом и, кланяясь ей, приветствуют хором:
Дорогая наша гостья Масленица,
Дуня белая, Дуня румяная.
Коса длинная, трехаршинная,
Губки алые, брови чёрные,
Брови чёрные, наведённые.
 Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, лапти частые,
Лапти частые, головастые.

Выходят Зима и Весна.Зима.
Зима недаром злится
Прошла её пора –
Весна в окно стучится
И гонит со двора.

Весна.Я - Весна–красна.
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки.Зима.
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.

Весна.
Я - Весна-красна,
Прогоняю с речки лёд.
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу –
Людям радость я несу.Учитель. Ребята, издалека, из дальних времен, пришёл к нам этот праздник. Больше тысячи лет назад древние славяне ещё не знали христианства. Они поклонялись силы природы – Солнцу, Дождю, Ветру и др. А в конце зимы торжественно провожали Масленицу. Масленица – это божество Зимы. С ней были связаны холода. На масленой неделе пекли блины, пироги, веселились, ходили друг к другу в гости, а в конце недели чучело Масленицы, которое делали из соломы, сжигали, давая тем самым дорогу весне и теплу, и кидали его в воду. Последний день Масленицы – Прощёное воскресенье, когда просили у близких прощения за нанесённые обиды и целовались в знак примирения. Поэтому воскресенье называли "целовальником". А после Масленицы наступал самый строгий и самый долгий (7 недель) Великий пост, поэтому Масленицу в шутку ругали: (все хором)

Масленица – блиноеда,
Масленица – жироеда,
Обманула, подвела –
До поста довела,
Дала редьки хвост
На великий пост.
Мы его поели –
Брюха заболели!

Учитель. А теперь я научу вас старинной игре "Горелки".

Дети парами становятся друг за другом, перед ними в десяти шагах – водящий. Дети хором кричат: "Гори, гори Чтобы не погасло, Раз, два, не воронь, Беги, как огонь".
Последняя пара разделяется , дети бегут вперед и становятся по обе стороны от первой пары. Водящий должен поймать кого-либо из них, а их задача – соединиться впереди стоящего. Тот, кого не поймали, занимает место водящего, и так играют до тех пор, пока все пары не пробегут. Дети (девочки).
Масленица – кривошейка,
Встречаем тебя хорошенько-
С блинами, с караваями,
С варениками.

Дети (мальчики).
Наша Масленица годовая,
Она гостьюшка дорогая.
Пешком она не ходит,
Всё на конях разъезжает.
Да чтоб кони были вороные,
Да чтоб слуги были молодые.

Учитель.Продолжается наш весёлый праздник. Вот и тройки подоспели, не покататься ли нам? Родители "впрягаются" в санки и катают своих детей.
ЗагадкиРодители.
Становитесь, дети, в круг, отгадайте наши загадки.
Сидит барыня в ложке,
Свесив ножки. (Лапша)

Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает. (Книга)

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке – кур посчитать. (Лиса)

Два старших брата бегут впереди, два младших позади, а догнать не могут. (Колёса)

Я стою на трёх ногах, ноги в чёрных сапогах.
Зубы белые, педаль Как зовут меня? (Рояль)

На листочке, на странице - то ли точки, то ли птички.
Все сидят на лесенке и щебечут песенки (Ноты)

Деревянные подружки пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит-
В ногу всем шагать велит (барабан)

В школьной сумке я лежу, Как ты учишься - скажу (дневник).

Если ты его отточишь - нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж. Что же это?...(карандаш)

Птица крупная такая
Снова людям помогает.
Кто приносит в дом детей?
Догадайся поскорей. (Аист)

Мы в поход его берём,
Вещи все в него кладём.
Он с карманами, большой,
Всю дорогу за спиной. (Рюкзак)

Чтоб имя мне сейчас назвать,
Ты крокодила должен знать.
Мне без труда подскажет Лена,
Что друг у Чебурашки -… (Гена)

Он Мальвину так любил,
Что ей песню посвятил (Пьеро)

Летом сер, зимою бел.
По характеру несмел.
По полянкам скачет ловко,
Любит сочную морковку (заяц)

Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем.
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом (дни недели).

Скоморохи. А мы родителям частушки под гармонь споём, да вместе с вами и спляшем. Дети поют под баян, аккомпанируя себе на деревянных ложках, трещотках, колокольчиках.

Частушки (поют ученики)
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашёл,
Сам заплакал и пошёл.
 
На берёзе, на снегу
Укусил комар блоху.
Сидит заяц на берёзе,
Умирает со смеху.

Мы с милёночком гуляли
Возле нашего пруда.
Нас лягушки напугали,
Не пойдём больше туда.

Побежишь, милый, топиться -
Ты зайди ко мне проститься.
Я до речки провожу,
Глубже место укажу.

Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку.
Да упала в яму – бух!
Раздавила сорок мух.

Я сидела на окошке,
Ехал милый мой на кошке.
Стал к окошку подъезжать,
Не мог кошку удержать.

Было три, было четыре,
Довела до одного.
Довертелась, докружилась,
Не осталось никого.

Приезжали девку сватать
С позолоченной дугой.
Пока пудрилась, румянилась –
Уехали к другой!Учитель. Что-то мы застоялись, а не поиграть ли нам в "Гуси-лебеди"?Родители (волки) прячутся в зарослях. Дети (лебеди) должны по команде ведущего пробежать мимо них.Ведущий кричит "гусям" : "Гуси-лебеди, домой!"Дети: "Серый волк под горой, не пускает нас домой"

Ведущий: "Волк спит, бегите!"

"Гуси" бегут, "волки" ловят их. Так повторяйте до тех пор, пока все "гуси" не будут пойманы.Учитель. Что, красавица Масленица, весело ли тебе было? Уж мы старались вовсю. А теперь, дети, прокатим-ка её напоследок на саночках, да и будем с ней прощаться.

Дети провозят чучело по кругу и возвращаются. Поют, вставши в круг, отрывок из хора "Прощай, Масленица!" Н.А.Римского-Корсакова.

Хор из оперы "Снегурочка" "Прощай, Масленица!"):
Раным-рано куры запели,
Про весну обвестили.
Прощай, прощай,
Прощай, Масленица!(2 раза)
Увезём тебя в лес подале,
Чтоб глаза не видали.
Прощай, прощай,
Прощай, Масленица!(2 раза)

Сжигают чучело Масленицы на костре.

Вместе с родителями скандируют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Весна, красна,
Наша Ладушка пришла! (2 раза)1-ый скоморох:
Приходи, весна,
Приходи, красна.

2-ой скоморох:
Пусть солнца улыбка будет ясна.

3-ий скоморох:
Пусть цветы пестреют повсюду.

4-ый скоморох:
Подари, весна, тепло честному люду.

Учитель. Не забудьте все – взрослые и дети - в Прощёное воскресенье попросить друг у друга прощения.

Песня "Блины"
Учитель.
Как на масленой неделе
Из трубы блины летели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Хлебом, солью угощаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём.Все: С Масленицей вас поздравляем! Праздник наш завершаем!

Все угощаются блинами и чаем.

Использованные материалы

  1. Сб. статей под ред. Коровиной Т. Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова. – Москва: Музыка, 1987.
  2. Уч. пособие для 8 класса СШ под ред. Громова Н.И. Русская литература. - Москва: Просвещение, 1973.
  3. Альбом Римский-Корсаков Н.А. – Москва: Музыка, 1988.
  4. Кандинский А.И., Орлова Е.М. Русская музыкальная литература, вып.3. – Ленинград: Музыка, 1981.
  5. Соловцов А.Н. Николай Андреевич Римский-Корсаков. – Москва: Музыка, 1984.
  6. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – Москва: Высшая школа, 1982.
  7. Римский Корсаков Н.А. Снегурочка. Опера (клавир). – Москва: Музыка, 1964.
  8. Плещеев А.Н. Весна.
  9. Тютчев Ф.И. Зима недаром злится

Источник: www.menobr.ru

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль