"8 Марта - праздник наших мам!" Занятия по развитию речи для детей старшей и подготовительной групп

21530

Уважаемые коллеги! Поздравляем вас с наступающим 8 марта и в преддверии этого весеннего праздника предлагаем вам методический материал - конспект тематического занятия по развитию речи для детей старшей и подготовительной групп.
Данное занятие поможет сделать еще один шаг в развитии связной речи детей в процессе активной межличностной коммуникации. Рекомендуется воспитателям, логопедам, психологам и другим специалистам для индивидуальных и групповых занятий с детьми 4-7 лет.

АВТОР
Татьяна Александровна Ткаченко - признанный эксперт в области детского развития, логопед с более чем 40-летней практикой, отличник народного просвещения, заслуженный учитель РФ. Учебно-методические пособия автора рекомендованы Министерством образования и науки РФ и Кафедрой логопедии Московского института открытого образования (МИОО).

ЦЕЛЬ
Развитие связной речи у детей в процессе активной межличностной коммуникации с использованием различных вспомогательных средств.

Сайт предназначен для работников сферы образования

Статьи в полном объёме доступны только зарегистрированным пользователям.
После регистрации Вы получаете:

  • доступ к 9 000+ профессиональных материалов;
  • 4 000 готовых рекомендаций педагогов-новаторов;
  • более 200 сценариев открытых уроков;
  • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам.

ЗАДАЧИ

  • Научить детей составлению повествовательных, объяснительных, описательных и сравнительных рассказов с использованием сюжетных картин, картинок – символов, плана – схемы
  • Активизировать словарь (особенно слов – признаков)
  • Развивать навыки активной межличностной коммуникации в процессе коллективной учебно-игровой деятельности
  • Развивать познавательные процессы: внимание, память и словесно – логическое мышление

ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ

  • Магнитофон для записи детских рассказов
  • Сюжетные картины, картинки – символы с изображением профессий 8 Марта - праздник наших мам! Занятия по развитию речи для детей старшей и подготовительной групп
  • План - схема для составления описательного рассказа о профессиях и фотографии мам 
  • Фишки для подсчёта количества подобранных слов

В данной работе использованы материалы книги Татьяны Александровны Ткаченко "Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи". Книга представляет собой сборник из 140 занимательных упражнений для обучения дошкольников и младших школьников различным видам рассказывания. В ходе упражнений педагоги и родители смогут составить с детьми более 780 самостоятельных рассказов описательного, повествовательного, объяснительного и творческого характера. Предлагаемые упражнения систематизированы с учетом авторского подхода, рекомендованного Министерством образования РФ. Он позволяет эффективно совершенствовать связную речь детей, помогая им в общении, обучении и гармоничном развитии.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Воспитатель:
- Приближается прекрасный праздник 8 Марта в детском саду. Кого мы будем поздравлять в этот день? Кто скажет самые лучшие слова о своей маме? Какая она? (воспитатель помогает с подбором слов-признаков: добрая, ласковая, нежная, трудолюбивая, красивая, заботливая, любимая, внимательная и пр.)2. ИГРА "ПОДАРКИ ДЛЯ МАМЫ"

Воспитатель показывает картину, на которой мальчик с папой стоят перед витриной магазина (Рис.1).

- Представьте, что перед 8 Марта папа с сыном отправились в магазин. Как вы думаете - зачем? Верно, за подарками!

В магазине "Свет" продавались торшеры, люстры, настольные лампы… А что покупатели найдут в других магазинах? Послушайте их названия и подберите подарки для мамы!

(Воспитатель, по - очереди, называет магазины: "Лакомка", "Каблучок", "Шкатулка", "Мелодия", "Хозяюшка". Дети объясняют назначение магазина и перечисляют подарки, которые можно в нем купить. За каждый правильно названный подарок ребенок получает фишку. Детям предлагается не только перечислять товары, но и объяснять ход рассуждений. По окончании игры, воспитатель подсчитывает – у кого больше фишек - подарков)3. ИГРА - СРАВНЕНИЕ "РАЗНЫЕ МАМЫ"

Воспитатель показывает портрет молодой женщины в полный рост (Рис.2).

- У моего соседа Кирюши вот такая мама. Как вы думаете, она светловолосая? (Нет, темноволосая, шатенка) Голубоглазая? (нет, кареглазая) Полная? (худая, стройная) и т.д.

Воспитатель выставляет на доску несколько фотографий мам (их заранее передали в группу родители) и предлагает детям сравнить свою маму с мамой Кирюши.

Воспитатель направляет детские рассказы – сравнения, например, просит рассказать о прическе, цвете волос, глаз, одежде или обуви (владельцы фотографий составляют подробные сравнительные рассказы о своих мамах, остальные дети задают уточняющие вопросы, дополняют рассказы товарищей)4. ИГРА-ОБЪЯСНЕНИЕ "ВОТ ТАК ПОДАРОК!"

Воспитатель показывает портрет мальчика (Рис.3) и предлагает послушать – что сын рассказал о своем подарке для мамы (выразительно декламирует стихотворение, изображая голос мальчика).
Чудный день - Восьмое марта, 
Распирает счастье грудь,
Подарить хочу я маме
В этот праздник что-нибудь.
Я умоюсь ей в подарок,
Ей в подарок причешусь,
Влезу в новую рубаху
И духами надушусь!

Я зайду на кухню прямо,
(Соберется там семья!)
И скажу: "Ну, здравствуй, мама!
Мой подарок – это я!"

После слушанья, дети отвечают на вопросы воспитателя по содержанию стихотворения, объясняют – почему оно шуточное, оценивают «подарок» мальчика, рассказывают – что лучше подарить маме, обсуждают – какие подарки мальчик может сделать своими руками. Одного – двоих детей воспитатель просит рассказать историю своими словами.5. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА "МАМА СПИТ"

Воспитатель читает стихотворение, одновременно выполняя соответствующие тексту движения. Дети, стоя, вслед за воспитателем, изображают знакомые бытовые действия, названные в стихотворении (помешивание каши в кастрюле, работу с пылесосом, шитье, удары молотком и пр.)

Мама спит, устала очень
(Видно маме мало ночи)
( присесть, ладони под щеку)
Ранним утром мама наша
Наготовила нам каши,
Убрала всю пыль в квартире,
Позвонила бабе Ире,
Папе мяса потушила
Брату джинсы перешила
Починила ножку стула,
Села в кресло и… уснула.

По окончании этюда, дети объясняют – почему мама уснула в кресле и что нужно делать родным, чтобы мама не так сильно уставала.6. ИГРА – ОПИСАНИЕ "МАМИНА РАБОТА"

Воспитатель показывает детям картинки – символы и просит отгадать – кем работают эти мамы (Рис.4). Дети называют профессии, рассказывают то, что знают о них.

Затем воспитатель предлагает всем детям вспомнить профессии своих мам.

- Сейчас самые смелые будут рассказывать о работе любимой мамочки. Ваши рассказы я запишу на магнитофон, а запись передам родителям! Мамам будет очень приятно! Поможет вам вот такая схема. Воспитатель показывает схему из 5-ти пунктов (Рис.5).

Воспитатель знакомит детей с пунктами плана – схемы, вызывает первого желающего и включает магнитофон. Затем опрашивает еще 2-3 детей.7. ИГРА – РАССКАЗ "БЕЛКА – ПОМОЩНИЦА"

Воспитатель выставляет на доску серию сюжетных картин (Рис.6) и дает детям время рассмотреть их. Задает вопросы по содержанию рассказа. Дети подробно объясняют – кто чуть не испортил мамин праздник, а кто исправил положение и порадовал маму. 3-4 ребенка по цепочке рассказывают историю от начала до конца.

8. ИТОГ ЗАНЯТИЯ, ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Изображения, размещенные в данном материале, вы можете скачать в хорошем качестве, распечатать и использовать для занятий.

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль