Автор: Нистратова Елена Николаевна старший воспитатель детский сад № 104 ОАО "РЖД" (Воронежская область)
Возраст - старший дошкольный.
Интеграция: "Познание", "Музыка", "Художественное творчество", "Коммуникация".
Виды деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, продуктивная, двигательная.
Образовательные задачи: дать детям представление о свойствах воздуха
Предварительная работа: ,беседы о воздухе; наблюдения; игры – экспериментирования с воздухом; чтение художественной литературы; разучивание танца "Шарики воздушные".
Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, узнаем, отгадав загадку:Через нос проходит в грудьИ обратный держит путьОн невидимый, но все жеБез него мы жить не можем (Воздух). Воздух - это удивительная оболочка вокруг нашей Земли.
Если бы не было вокруг Земли воздуха, все живое погибло бы в палящих лучах солнца днем и от космического холода ночью. Без воздуха Земля была бы мертвой пустыней.
Слайд КОСМОС
В космосе нет воздуха, поэтому космонавты на космических кораблях запасаются воздухом с Земли.Ребята, закройте рот и двумя пальцами зажмите нос. Чего вам не хватает? Воздух необходим всему живому. Человек без воздуха сможет прожить не более пяти минут. Ребята, а вы видите воздух? Я тоже не вижу, но знаю, воздух есть везде: и вокруг нас, и под землей, и на земле, и высоко в небе. Давайте с вами попробуем обнаружить воздух, узнать его свойства. Для этого проведем исследования. А наши результаты будем выставлять в виде символов на доске.
Хотите поймать воздух? Возьмем пакет и начнем его скручивать с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается). Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом). Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.Какое свойство воздуха мы определили?Вывод: воздух не имеет цвета.
На доске ставим символ
Опыт № 2.
Вдохните ртом воздух. Какого вкуса воздух? (не имеет вкуса)Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (не имеет запаха)Вывод: чистый воздух не имеет вкуса и запаха.
На доске выставляем символ.Опыт № 3
Сначала показывает воспитатель, затем повторяют дети. Посмотрите, что в стакане? (стакан пустой). Тогда смотрите что получится. Повернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Стакан нужно держать ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воздух есть повсюду.
На доске ставим символ.
Опыт № 4
Опустим в стакан с водой соломинку и дуем в нее сначала тихонько, а затем посильнее. Почему появляются пузыри? (Воздух выходит из воды).
Вывод: воздух легче воды.
На доске ставим символ.
Опыт № 5
А сейчас мы понаблюдаем за другими пузырями – мыльными.Дети становятся в круг и начинают пускать мыльные пузыри. Почему образуются мыльные пузыри?
Продуктивная деятельность: Хотите ощутить воздух? Для этого нам нужно сделать веер. Возьмите бумагу того цвета, который вам нравится. Дети самостоятельно изготавливают веера.Опыт № 6
Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется и подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.Вывод: Движение воздуха называется ветром.
На доске выставляем символ.Опыт № 7
Возьмите воздушные шарики. Давайте попробуем их надуть. Шарики стали круглыми. Почему? В них есть воздух. Почему один шарик больше, а другой меньше? В одном больше воздуха, а в другом меньше. Попробуйте выпустить немного воздуха из шарика. Что вы слышите? Звук. Оказывается, воздух можно и услышать.А теперь давайте исполним с воздушными шарами.
Воспитатель предлагает обратиться к схемам и подвести итоги.
Какие свойства воздуха мы с вами сегодня определили?
1. Воздух не имеет цвета.
2. Воздух не имеет запаха и вкуса.
3. Воздух находится всюду.
4. Воздух легче воды.
5. Воздух движется.
2. Слайд ВЕНТИЛЯТОР– лопасти вентилятора крутятся, подталкивают воздух и образуется ветер. В жаркую погоду люди охлаждают им комнату.
3. Слайд ВОЗДУШНЫЕ ШАРЫ – воздушные шары накачивают теплым воздухом и они поднимаются высоко над землей. На них можно полететь и посмотреть город.
4. Слайд ДУДОЧКА– Мы дуем в дудочку, воздух проходит через специальную щель и образуется звук. А какие еще вы можете назвать предметы, которые работают с помощью воздуха?
Воздух необходим всему живому! Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.
Чтобы жизнь торжествовала,
Охранять нам воздух надо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Мы с вами очень хорошо сегодня потрудились. Давайте все вместе расставим в группе все по местам.