Конспект занятия "Весеннее пробуждение природы"

4441
Конспект занятия

Автор:  Айсылу Фановна Никонова воспитатель МБДОУ детский сад "Теремок" (ХМАО-Югра)
Программное содержание. Закрепить представления детей об основных временах года. Расширить представления детей о характерных признаках весны, учить находить эти признаки; закреплять с детьми знания о деревьях, травах. Развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать любознательность, бережное, заботливое отношение к природе; внимание и заботливое отношение мальчиков к девочкам, умение взаимодействовать в игре, общении. 

Ход занятия.

1.Сказка. Ребята, мы много раз ходили в гости к старичку-лесовичку. А сегодня он к нам пришёл. Хочет лесовичок сказку вам рассказать и заодно проверить, внимательны ли вы. Слушайте.  Жил-был царь. Проснулся он как-то утром, посмотрел в окно – ничего не видно. Всё окно узором затянуто. Позвал он слугу и велел ему в саду малины нарвать. Пошёл слуга, но вернулся ни с чем.
- Почему? (Зимой ягоды не растут).
- А как вы догадались о том, что зима на дворе?
Решил тогда царь поохотиться на медведя.
- Как вы думаете, удачной ли была царская охота?
- Почему?
Захотелось царю свою царицу порадовать, подснежников ей подарить, да яблочком с ветки угостить. Приказал слугам в лес, в сад идти.
- Удалось ли царю порадовать царицу?
- Почему?
Видно царь, хоть и взрослый был, да не знал, что бывает в каждое время года и какое время года за каким следом идёт.

2. Дидактическая игра. Помогите царю. Вы видите планшет с изображением лета, осени, зимы, весны. Выберите любую картинку и положите на соответствующее изображение времени года. (Все работы проверяются коллективно вместе с лесовичком).
3. Игра.Лесовичок хочет с вами поиграть в "Живые времена года".

- Назовите все времена года. Сколько их?
Выбираются времена года из детей. Дети становятся в определённой последовательности друг за другом.
- Что идёт после осени (лета, зимы)?
- Что было до весны (осени, лета)? 4.Отгадайте загадки.
Я соткано из зноя, несу тепло с собою, я реки согреваю. "Купайтесь!" – приглашаю. И любите за это вы все меня. Я…(лето).
Объясните, по каким признакам вы догадались, о чём идёт речь.

  Несу я урожаи, птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. Но не касаюсь сосен и ёлочек. Я…(осень).

  Наступили холода, обернулась в лёд вода. Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь, в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зимой).

  Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В дом свой улей – пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (весной).

5. Жизнь растений.Как изменилась жизнь растений с приходом весны?
Они проснулись. На деревьях и кустах почки раскрываются ярко-зелёными молодыми листочками. Зазеленеет трава.
- Кто же разбудил их?
Тёплое солнце растопило снег и лёд.
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть,
И ручьи пустились в путь.
- Во что превратились снег и лёд?
Весенние талые воды напоили деревья, кусты, травы, и они начнут зеленеть.
- Почему воду назвали талой, как вы думаете? 
 
6. Интересно, сможем ли мы узнать наших старых знакомых? Попробуем отыскать берёзу, рябину, ель, сосну.
Посмотрите внимательно на берёзу.
- Что вы видите на её ветвях, среди листьев? (Серёжки). Так берёза цветёт. Если удастся, то можно увидеть, как плачет берёза. Стекают по белым стволам прозрачные сладкие слёзы.
В весенний день мальчишка злой
Пронзил ножом кору берёзы.
И капли сока, точно слёзы,
Текли прозрачною струёй. (Р. Сологуб).
Берёзовый сок вкусный и полезный напиток. Но брать его у берёзы надо осторожно и понемногу. Если отверстие сделать большим, то, потеряв много сока, дерево погибнет. Сделанное отверстие надо обязательно замазать землёй, глиной или пластилином. 
 
7.Обитатели леса.
- Кого мы можем увидеть над цветками деревьев?
Пчёлы, шмели, бабочки проснулись от долгого сна. Привлекают их цветы сладкими запахами. Летят они лакомиться сладким соком. Проснулись и муравьи, и жуки.
Физминутка. Девочки – цветы, мальчики – мотыльки. Садовник – мальчик поливает, цветы вырастают. Мотыльки летают вокруг цветов, нюхают, бережно обнимают.
Многие птицы вернулись из жарких стран.
- Как вы думаете почему?
- Какие птицы вернулись? (Скворцы, утки, журавли).
- Чем сейчас заняты птицы? (Строительством гнёзд. Скоро отложат птицы яйца и начнут высиживать птенцов. 
 
8. Природа пробудилась от зимнего сна. Что делаете вы, когда просыпаетесь? Умываетесь. Земля, растения тоже хотят умыться. Но как? Они ждут тёплого весеннего дождя. Он всё вымоет и напоит всех! И от этого лес станет ещё прекрасней.
До свидания, лес!
Вспомните,чем нам дорог лес?
Лес дремучий, до свиданья!
Ты расти на радость людям!
Мы дружить с тобою будем,
Добрый лес, могучий лес,
Полон сказок и чудес! 
 Рисование  
Предложить детям нарисовать лес и подарить лесовичку. Самоанализ
1. Занятие проведено согласно годовой задачи.
2. Занятие относится к разделу формирование целостной картины мира. Образовательное направление – познавательное.
3. Занятие связано с предыдущими.
4. Формирует представления детей об основных признаках времён года.
5. При проведении занятия были учтены индивидуальные особенности детей.
6. Главная цель занятия : формирование целостной картины мира. Программные задачи: образовательная – закрепить умение самостоятельно находить основные признаки всех времён года и выражать их в речи. Закреплять знания о деревьях, насекомых, перелётных птицах; развивающая – развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; воспитательная – воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе; внимание и уважение мальчиков к девочкам, умение взаимодействовать в игре.
7. Словарная работа: талые воды.
8. Структура занятия состоит из 8 этапов.
9. Игровая ситуация – помочь царю.
10. Игровое упражнение – "Живые времена года" 
11. Физминутка – "Цветы-мотыльки" 
12. Этапы занятия выбраны из цели и задач. Данная структура занятия применялась, учитывая возрастные и психологические особенности детей средней группы.
13. Игровая ситуация позволила заинтересовать детей. Во второй, третьей, четвёртой части упражнялись в закреплении основных признаков времён года, их последовательность. В пятой и шестой закрепили знания деревьев. В седьмой – насекомых, птиц. В восьмой – подвели итог.
14. Тема занятия целесообразна, т.к. она в игровой форме позволяет формировать целостную картину мира: времена года, представление о весне, лесе: деревьях, птицах, насекомых. Учитывает коммуникацию(поощрение речевой активности детей в процессе беседы); трудовую деятельность (работа детей с карточками); социализация(побуждение детей к оценке действий людей к природной среде, развитие нравственных качеств); познание ( активизация мышления детей); чтение художественной литературы ( использование стихотворений, загадок); художественное творчество (рисунки детей); музыка(использование музыкального сопровождения, развитие эмоционального восприятия).
15. Использовались методы: наглядный, словесный, практический. Игровые приёмы: использование сказки, появление персонажа – лесовичка.
16. На занятии были соблюдены все требования: гигиенические – соблюдение санитарных норм; эстетические – рациональное использование материала; морально-психологические – эмоциональная стабильность в коллективе. Время занятия использовано рационально и продуктивно. Дети получили моральное удовлетворение. Отклонение от плана занятия не было.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль