Конспект занятия "Вода - основа жизни"

2469
Конспект  занятия

 

Автор: Сивирина Л.В., воспитатель предшкольного класса,  Алгинская средняя школа №2 им.В.И.Пацаева (г. Алги Актюбинской области Республики Казахстан) Задачи:

  • Ввести детей в мир природы, заинтересовать их, вызвать желание к познанию окружающего и реального мира.
  • Познакомить с различными явлениями и показать разнообразие состояния воды в окружающей среде.
  • Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе.
  • Воспитывать бережное, экономное отношение к чистой воде.
  • Развивать у детей интерес к опытам.
  • Развивать логическое мышление.

Методические приемы: наглядный, словесный, игровой, практический

Оборудование: стеклянные розетки, стаканы, лед, глобус, вода. Схема круговорота воды в природе, музыка.

Оформление группы: солнце, радуга, капельки, туча, снежинки.Словарная работаХод занятия

Дети становятся кругом

Встало солнышко с утра!
Просыпаться нам пора.
Все проснулись?
Потянулись, улыбнулись.
Здравствуйте!

С добрым утром!
Здравствуйте!

Добрый день! - тебе сказали
Добрый день! -ответил ты

Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.

Воспитатель:
А теперь приступим к занятию. Вы к нему готовы?Дети:
Каждый день - всегда, везде.
На занятиях, в игре: Громко, чётко говорим
И тихонечко сидим.
Я расскажу вам стихотворение и вы узнаете, о чем сегодня мы будем говорить на занятии.

Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать.
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли, чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды – жить нельзя нам без… (воды).

Правильно, о воде, о волшебстве воды. Воду называют волшебной, потому что без воды нет жизни на земле. На земле нет ни одного живого организма, который может жить и развиваться без воды.

1. Для чего нужна вода? ( пьем, моем руки, купаемся, стираем, поливаем цветы, животные пьют воду, рыбы живут в воде, люди готовят пищу)
2. А где ребята вода встречается на земле? ( в реках, озерах, морях, океанах, )
3. А вода к какой природе относится? (к неживой природе)
4. Что относится еще к неживой природе( песок, камни, ветер)
5. А что относится к живой природе ( трава, кустарники, деревья, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери).
6. Можно ли человеку пить воду из открытых источников.( нет)
7. Можно ли пить воду из родника ( да).
8. Колючая вода ( минералка)
9. Какое растение называют « полосатой флягой»?( арбуз)

Стих про воду: "Вы слыхали о воде?" (рассказывает Ангелина)

Вы слыхали о воде, говорят она везде.
В луже, в море , в океане

и т.д.

А сейчас загадаю загадки о помощниках воды, все они из воды, но так не похожи друг на друга.

1. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий
В тучах прячется во мгле, только ноги на земле. ( дождь)

2. Всю ночь по крыше бьет.
Да постукивает,
И бормочет, и поет,
Убаюкивает.? ( дождь)

Воспитатель:
Какие бывают дожди? (ливень, моросящий, слепой)

Стихотворение про дождик:
"Сколько знаю я дождей?" (Рассказывает Стасик)

"Сколько знаю я дождей, сосчитайте поскорей и т.д)"

3. В огне не горит и в воде не тонет ( лед)
4. Что за звездочки сквозные на пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные, а возьмешь -вода в руке ( снежинки)

5. Растет она вниз головой, не летом растет, а зимой
Чуть солнце ее припечет — заплачет она и умрет ( сосулька)

А сейчас мы рассмотрим свойства воды.

Опыт №1 "Определение цвета воды"
- Какого же цвета вода?
Поставьте перед ребенком стакан с водой и попросите сказать, какого она цвета. (нет цвета)

Опыт №2 "Определение прозрачности воды"
- У меня на столе стоят 2 стакана: один с чистой водой, а другой с молоком. Положу ложки в стаканы.
Давай посмотрим на стакан с молоком. Ложку видно?
(Нет.) А в стакане с чистой водой? (Ее будет видно.)
вода – прозрачная.

Опыт №3 "Определение запаха воды"
- Какой запах имеют цветы?
(приятный, цветочный, сладкий и т. д.) А Духи?(ароматный)
-А теперь понюхай воду. Имеет ли она запах? (нет)

Опыт №4 “Определение вкуса воды”
- Какая соль на вкус? (соленая)
- Лимон? (кислый)
- Попробуй воду на вкус. Какая она? (без вкуса).

В стакан с водой добавим сахар, какая вода на вкус? (сладкая).
Делаем заключение: вода без вкуса, но если добавить вкусовые приправы она принимаем вкус.

Опыт № 5 “Определение формы воды”
- Посмотри, у меня в стакане вода, если я перелью в тарелку такое же количество воды, что изменится? (принимает форму тарелки)
-А если я воду перелью в ведёрко? (форму ведра).
(вода принимает ту форму, в которую ее переливают, вода растекается)
- Так имеет ли вода определенную форму? (нет)
Без цвета/ Без вкуса и запаха/ без формы / добавить краситель, добавить вкусовые приправы, заморозить появляется цвет, появляется вкус, принимает форму предмета.

Опыт:6
Воспитатель говорит, что приготовила детям сюрприз изо льда (вношу коробочку). Открыв, её дети обнаруживают лужицу воды.
- Оказывается лёд волшебный, он умеет превращаться.
Вывод: Лёд – это твёрдое вещество, в нём “человечки” (Маленькие-молекулярные человечки. ММЧ) крепко держатся за руки. Когда становиться тепло они перестают держаться за руки и получается жидкость – вода.

- А чем жидкие вещества отличаются от твёрдых?
- Проведём эксперимент: вода растекается, она может впитываться, принимает форму емкости, в которой находиться, а твёрдые вещества сохраняют свою форму в любой ёмкости. Вода занимает весь стакан, без “пустот”, а кубики льда в коробку можно уложить плотно. Если воду налить в тряпочный мешочек, то она вытечет, а кубики льда останутся.

Опыт 7

Педагог предлагает дошкольникам «создать» дождь. На столах у ребят лежат подносы с фигурными голубыми и белыми, чуть влажными губками. Дети высказывают свои предположения о том, на что похожи эти губки (на подушку, на конфетку, на облако). Воспитатель предлагает представить, что губка — это пушистое и легкое облако. Сверху она сухая, а внутри влажная. Нужно сжать ее. Что произошло? Почему из «облака» не идет дождь? (Капелек воды пока еще мало.) Добавляем в наше «облако» немного воды из стаканчика. Что теперь случится с нашими «облаками», если их сжать? (Дети высказывают свои гипотезы и проводят опыт.) Теперь из губки-облака идет дождь. Какой он? Тихий, моросящий, как осенью. А теперь выльем всю оставшуюся воду на губку и сожмем ее. Что получилось? Какой дождь идет теперь? (Сильный — весенний или летний.) Вот и в природе в разное время года дождь бывает разным: сильным или слабым, тихим или шумным.

Ах, какое облако,
Облако глубокое,
Белое, далекое,
Прямо надо мной.
Ах, какое облако,
Облако высокое,
Облако далекое,
Не достать рукой.
Проплывет и скроется
В поле за околицей,
В озере умоется
Свежею водой.
В. Степанов

Опыт 8:
Ребята, что за дым идет из самовара? (ответы детей) Не знаете? А вот я вам расскажу и покажу. Это явление называется пар. Я сейчас открою крышку самовара, а вы внимательно посмотрите как он выходит. А что такое пар? Пар - это капельки воды в газообразном состоянии. Я их вам сейчас покажу. У меня в руке зеркальце, я поднесу его к самовару и подержу над паром. Что вы видите на зеркальце? (ответы детей). Убедились, что пар - это тоже вода?

Игра "Ходят капельки по кругу".

Воспитатель:
Посмотрите на свои руки. Они умеют многое: например, могут изобразить летающих бабочек; ручеек, который весело спускается с пригорка; цветок. Мы можем ловить капельки дождя в ладошки. Наши руки могут даже рассказать сказку без слов.

Последовательность движений:

1. Выглянуло солнце (поднять руки вверх и посмотреть на них).
2. Следом за ним появилась тучка («нарисовать» ее круговыми движениями рук снизу вверх).
3. Из тучки закапали капельки (изобразить их поочередно каждой рукой).
4. Капелек было так много, что на земле образовались лужи (сделать полукруг сначала левой, потом правой рукой).
5. Полили капельки землю, и на ней начали расти цветы (проводя поочередно каждой рукой снизу вверх, показать, как вырастает один цветок, потом другой).
6. Смотрят наши цветы на солнце (руки подняты вверх. Взоры ребят направлены на поднятые вверх руки; ладошки сложены вместе и раскрыты — пальцы направлены в разные стороны).
7. Прилетели к цветкам бабочки (положить скрещенные кисти рук друг на друга и легко махать ладошками, как крыльями).
8. Из-за тучки выглянуло солнышко (повторить движение № 1).
9. Солнышко осветило всю Землю (дети рисуют поочередно каждой рукой круги).
10. Наша любопытная капелька отстала от других капелек дождя и попала в ручеек (по очереди свободной кистью каждой рукой изобразить ручеек «змейкой» сверху вниз).
11. Влился ручеек в речку, речка потекла в море. А вместе с ними и капелька (каждой рукой по очереди изображаются волны: движения перед собой слева направо).
12. Выглянуло солнышко из-за тучки, протянуло лучики-ладошки к капельке (дети тянут вверх ладошки).
13. Превратилась наша капелька в пар (дети поочередно поднимают перевернутые ладошки вверх).
14. Вернулась капелька-путешественница к маме-тучке (движения руками снизу вверх, отражающие подъем капельки).

Вот и закончилось путешествие капельки, а с ним и наша необычная сказка.

В этот момент приходит письмо от Медуницы – человечка цветочного города. Зачитываю его:
"Здравствуйте, ребята! В цветочном городе случилась беда: сломался водопровод, и мы берем воду из реки. Но вода в реке грязная, и мы не знаем, что делать?"
- Ребята, нужно помочь малышам – коротышам. В чем может заключаться наша помощь? Ответы детей ( можно отремонтировать водопровод, привезти чистой воды, попробовать самим очистить воду).
Чтобы очистить воду нам потребуются: воронки, вата, марля, грязная вода.

Показываю детям как можно сделать фильтр, предлагаю им сделать тоже самое и пропустить через него грязную воду. По окончании работы, дети делают выводы (грязь осталась на фильтре, вода очистилась). Вот теперь мы знаем, как помочь малышам – коротышам из цветочного города. Обязательно напишем им свой способ очистки воды.

Дети, а как вы думаете, почему вода в реках стала грязной? (ответы детей)
Загрязняют реки огромные заводы, которые построены на их берегах, люди бросают в реку разные ненужные вещи – мусор, моют машины.
Да, ребята, такая вода не сможет долго прослужить человеку, животным и растительному миру. Берегите воду!

Рассматривание глобуса.

Воспитатель:
Дети, что это? (Глобус).

Если быстро раскрутить глобус, покажется, будто он одноцветный -голубой. А все потому что голубой краски на нем на много больше, чем желтой, зеленой, коричневой. Вода занимает в 2 раза больше места, чем суша. Не слишком ли много воды на свете? Нет, как раз столько, сколько нужно, чтобы наша планета не замёрзла. Солнце всё лето греет воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдаёт своё тепло Земле. Чем не отопление? Без океанов наступят такие морозы, что всё живое погибнет.

Кажется, что воды много на Земле. Но на самом деле нет, воды которая нужна человеку, её очень мало. Какую воду мы пьем? Соленую или пресную? Человек не может пить солёную воду, а вот её как раз на Земле много .А есть такие страны , где людям не хватает воды даже напиться.

Сейчас мы по схеме рассмотрим круговорот в природе.

Солнце сильно согревает воду в реках, озёрах. Капли воды превращаются в пар, который поднимается в небо. Пар собирается в тучи и облака. И обратно возвращается в виде дождя, снега и града.

В природе путешествует вода,
Она не исчезает никогда:
То в снег превратиться, то в лед,
Растает – и снова в поход!
По горным вершинам,
Широким долинам,
Вдруг в небо взовьется,
Дождем обернется,
Вокруг оглянитесь
В природу вглядитесь
Вас окружает везде и всегда
Эта волшебница –
все дети хором ВОДА!

Мы ребята с вами знаем, что дождь с неба идет в виде капелек.

Рассказ про Капу и Капельку
В одном лесу жили были Кап и капелька. Кап был большой и толстый, а Капелька маленькая и смешная. Фигурки их были прозрачные и блестящие. В солнечный денек лесные зверушки: лисички, белки, зайчики любили смотреть в них, как в зеркало. Кап и Капелька, очень любили рисовать. И рисовали всех похожих на себя. Дождик предлагает выполнить его задание: надо нарисовать из форм капелек лесных зверушек.

Ребята, вы очень хорошо справились с заданиями, проводили интересный опыт. Это очень хорошо что вы знаете так много полезного о воде и о том, что ее нужно беречь и экономить. И вообще как надо дружить с природой, вам расскажет стихотворение

Давайте дружить: Эвелина. Ярослав, Данил.

Давайте, люди,
Дружить друг с другом ...

Итог занятия.

Заискрилось солнышко
И высохли слезинки,
Разноцветной радугой
Всё вспыхнуло вокруг,
Самое хорошее, что есть в огромном мире,-
Природа - наш настоящий верный друг.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя дошкольного учреждения»
    Читать сейчас



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации

      Повышение квалификации заведующих детским садом и старших воспитателей

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Участвовать

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...

       Вебинары
      • 14 ноября 2017 г.
      • Новые решения по созданию современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС ДО

      • Богомолова Марина Валентиновна
        кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного образования ГАОУ ВПО «Московский институт открытого образования»

        ТЕМЫ ВЕБИНАРА:

        • ✱ В процессе вебинара уделим особое внимание вопросам создания образовательного пространства
        • ✱ Раскроем современные научно-практические подходы создания обогащенной образовательной среды, способствующей развитию детей старшего дошкольного возраста в контексте идей конвергентного образования
        Подробнее






      © МЦФЭР, 2017. Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64054 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)

      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы дошкольного образования

      Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь (это бесплатно).

      После регистрации вы получите:

      • доступ к 9 400 профессиональных материалов;
      • 4 300 готовых рекомендаций методистов и воспитателей-новаторов;
      • более 250 новостей по профстандартам и ФГОС ДО;
      • 2 000 комментариев экспертов к нормативным документам;

      Подарок за регистрацию: видеолекция «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства» (лектор Волосовец Т.В.)

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      бесплатно
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Регистрация

      Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль